Автор: Карпова Юлия Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и лтературы
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский экономико–промышленный колледж"
Населённый пункт: г. Томск, Томская обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой. (урок посвящен 126–ой годовщине со Дня рождения поэтессы)"
Раздел: среднее профессиональное
Урок литературы гр. 1971с
Преподаватель Карпова Ю.В.
Тема: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой. (урок
посвящен 125-ой годовщине со Дня рождения поэтессы)
Цели:
1.
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.И.Цветаевой,
показать сложный внутренний мир поэта.
2.
Развивать
умения
выразительного
чтения,
чтения
наизусть,
умения
связной монологической речи.
3.
Воспитывать
эстетический
вкус,
понимание
красоты
поэтического
слова, любовь к поэзии, музыке.
Задачи:
1.
Подготовить и представить презентацию по творчеству М.Цветаевой;
проследить взаимосвязь жизни и творчества поэта.
2.
Подготовить
стихотворения
для
выразительного
чтения
и
чтения
наизусть.
3.
Подготовить видеоматериал.
Оборудование:
Компьютер,
проектор,
презентация
№1
по
биографии
Цветаевой,
презентация №2 «Своя игра», видеоклипы с песнями на слова Цветаевой,
аудиозаписи песен на слова Цветаевой, выставка книг.
Тип урока: урок-концерт
Ход урока:
«Стихи – есть бытие.»
М. Цветаева
1. Организационный момент. 1 слайд
Играет романс из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром».
Комментарий преподавателя:
Я думаю, вы все узнали романс из
кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но ,наверно, не все
знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…», написанное
в
1915
году
и
ставшее
популярным
благодаря
одноименному
романсу,
блестяще
исполненному
певицей
Аллой
Пугачевой,
долгие
годы
представляло
собой
литературную
шараду.
Биографы
Марины
Цветаевой
пытались понять, кому же поэтесса посвятила столь проникновенные и не
лишенные грусти строки. Кто именно вдохновил ее на то, чтобы написать
столь проникновенное и глубоко личное произведение?
Ответ
на
эти
вопросы
лишь
в
1980
году
дала
сестра
поэтессы,
Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чем-то даже
философское стихотворение было посвящено ее второму мужу, Маврикию
Минцу.
Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем
Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Александра Блока яркой звездой горит и
имя Марины Цветаевой. Эта женщина по силе своего дарования ни в чем не
уступала поэтам - мужчинам.
Русская поэтесса, по праву считающаяся одним из самых выдающихся
представителей Серебряного века. Свои первые стихи Цветаева писала уже в
шестилетнем возрасте, причем не только на русском языке. Многие из её
творений были положены на музыку и стали популярными романсами. На
содержание стихов Марины Цветаевой во многом повлияла её личная жизнь.
Большинство её лучших стихов о любви были написаны в моменты сильных
душевных переживаний.
Для
Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к
творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей,
ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это
позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.
Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические
события
личной
жизни
поэтесса
видела
смысл
своего
существования
в
служении поэзии.
Тема
нашего
урока посвящена великой поэтессе Серебряного века,
которой 8 октября исполнилось бы 126 лет.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (слайд 1)
Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие» ?
Бытие́
— в самом широком значении — существование. Понятие
бытия — центральное философское понятие.
Стихи для Цветаевой есть жизнь, вся ее жизнь отразилась в стихах.
Цели урок:
Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни
и творчества Марины Цветаевой и проследим, как в стихах отразилась ее
судьба; откроем для себя неизведанный мир великой поэтессы и насладимся
ее творчеством.
2. Основная часть.
Биографию и презентацию представляют студенты.
После
6-ого слайда просмотр музыкального клипа А. Пугачевой на
стихи М. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»
Комментарий преподавателя: Реквием (монолог) «Уж сколько их
упало в бездну…»
В
1913
году
поэтесса
написала
стихотворение,
в
котором
вновь
пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти.
Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть,
бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о
смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности
земли».
Марина
Цветаева
очень
рано
потеряла
мать,
смерть
которой
переживала
очень
болезненно.
Со
временем
это
чувство
притупилось,
а
душевная
рана
зарубцевалась,
однако
начинающая
поэтесса
в
своем
творчестве
очень
часто
обращалась
к
теме
смерти,
словно
бы
пытаясь
заглянуть в мир, который ей еще недоступен.
Мария
Александровна
Цветаева
(урождённая
Мари́
я
Алекса́
ндровна
Ме́
йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать
Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой
Цветаева
признавалась,
что
очень
надеется
в
той,
другой
жизни,
встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила
время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.
С 7-ого слайда студенты продолжают рассказ о жизни поэтессы.
После
12-ого слайда просмотр Клипа И. Аллегровой на стихи М.
Цветаевой «Я тебя отвоюю…»
Комментарий преподавателя: «Я тебя отвоюю…»
Это стихотворение Марина Цветаева написала в 1916 году и посвящено
оно Сергею Эфрону. Персты, колыбель, - все это образы, к тому же юная
Марина была близка к символистам, а они в свое время заразили все молодое
поэтическое
поколение
"кладбищенскими
настроениями".
На
момент
написания этого стих-я Марине было 24 года.
С 13-ого слайда студенты продолжают рассказ о жизни поэтессы.
После
16-ого слайда
отрывок
из
кинофильма
«О
бедном
гусаре
замолвите слово» слушаем романс Настеньки.
Комментарий преподавателя: «Генералам 12-ого года..»
Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Генералам Двенадцатого
года» посвящено Александру Алексеевичу Тучкову, герою Отечественной
войны
1812
года,
погибшему
на
Бородинском
поле.
Это
стихотворение
Марина Цветаева написала в Феодосии в декабре 1913 года, во времена
празднования
100-летней
годовщины
победы
русского
народа
в
Отечественной войне. Любимым героем юной и романтичной Цветаевой стал
генерал
А.
А.
Тучков,
чей
образ
был
даже
запечатлен
на
лаковой
карандашнице,
которая
всегда
находилась
на
ее
письменном
столе.
Эта
карандашница стала своеобразным талисманом, ее Цветаева, куда бы ни
ездила, всю жизнь перевозила с собой. Песня на стихи Марины Цветаевой и
музыку Андрея Петрова звучит в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре
замолвите слово… » (1980).
По окончании презентации о жизни М. Цветаевой ведущая зачитывает
стихотворение с последнего слайда, которое Марина посвятила себе:
Далее студенты читают наизусть выбранные заранее понравившиеся
стихотворения.
3.Итог урока. (рефлексия)
Ребятам предлагается написать синквейн по теме. (22 слайд)
*
1 строка 1 существительное тема
*
2 строка 2 прилагательных характеризуют тему
*
3 строка 3 глагола выражают ваше отношение
*
4 строка Предложение итог
*
5 строка Слово или словосочетание вывод
В заключении «Своя игра» (презентация № 2)
Оценки выставляются за синквейн всей группе.
Ребята, принимавшие участие в концерте, получают 2 оценки.