Автор: Никифорова Людмила Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБП ОУ Тверской технологический колледж
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: План открытого занятия по дисциплине «Физика»
Тема: Электромагнитная индукция. Правило Ленца.
Раздел: среднее профессиональное
1
План
Открытого занятия по дисциплине «Физика».
Тема занятия: Электромагнитная индукция. Правило Ленца.
Преподаватель: Никифорова Людмила Николаевна.
Учебная дисциплина: физика.
Группа: 3С1.
Специальность: 08 02 01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Тема занятия: Электромагнитная индукция. Правило Ленца.
Тип занятия: комбинированный урок.
Продолжительность: 45 мин.
Место проведения занятия: аудитория колледжа № 202.
Цели занятия:
1.Образовательная: дать понятие магнитного потока;
изучение явления электромагнитной индукции, дать понятие закона электромагнитной
индукции, индуктивности.
2.Воспитательная: воспитывать интерес к учению, приобретению новых знаний,
гражданские качества.
3.Развивающая: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение
анализировать и делать выводы
Оборудование: катушка с медным проводом, чувствительный
амперметр (гальванометр), провода, постоянный магнит; прибор Ленца.
Ход занятия.
№
п/
п
Что делает преподаватель?
Что делает студент?
1
2.
Организационный момент:
Приветствие.
Работа с журналом. Контроль
посещаемости.
Проверка домашнего задания:
а).рассказать об открытии магнитного
поля проводника с током;
б).рассказать о взаимодействии двух
проводников с током (закон Ампера);
в).рассказать о силе Лоренца (объяснить
причину полярного сияния);
в).сделать сообщение о влиянии
магнитной бури на процессы,
происходящие на Земле.
Приветствуют.
Староста группы называет
отсутствующих.
-слушают отвечающего,исправляют,
дополняют;
-слушают отвечающего,исправляют,
дополняют;
-слушают отвечающего,исправляют,
дополняют;
-слушают отвечающего,исправляют,
дополняют;
3.
Объяснение нового материала.
а). формирование понятия физического
явления электромагнитной индукции на
основании опыта Фарадея.
б).историческое значение открытия
электромагнитной индукции;
в).введение понятия магнитного потока и
единицы его измерения:
Ф = BSCosɑ
[Ф] = [Тл•
м
2
] = [Вб]-вебер
г ) . в в е д е н и е
с ко р о с т и
и з м е н е н и я
магнитного
потока
и
единицы
его
измерения:
∆ Ф
∆ t
–
скорость
изменения
магнитного
потока,
Вб
с
;
д).вывод
закона
электромагнитной
индукции:
ℇ
i
= –
∆ Ф
∆ t
Электродвижущая сила индукции
прямо пропорциональна скорости
изменения магнитного потока, взятого
со знаком «–» — закон
электромагнитной индукции
е).объяснение правила Ленца:
Почему знак «–» ?
На этот вопрос ответил Ленц, проведя
опыт
с
помощь.
прибора,
сконстру-
ированного самим Ленцем, алюминевым
коромыслом.
—
демонстрация
опыта,
выполнение
зарисовки опыта на доске:
а).перемещение
магнита
относительно
разомкнутого
кольца,
о бъ я с н е н и е
наблюдаемого результата;
б ) . п е р е м е щ е н и е
м а г н и т а
в н у т р ь
з а м к н у т о г о
ко л ь ц а ,
о б ъ я с н е н и е
наблюдаемого результата, зарисовка;
в).перемещение
магнита
из
замкнутого
Ведут конспективные записи,
зарисовки опытов, делают выводы
(сначала устно, затем записывают
выводы в тетрадь. Проявляя
активность при устных ответах
зарабатывают бонусы).
4
5
6
кольца,
объяснение
наблюдаемого
результата, зарисовка;
г).обобщение
результата
опыта
Ленца,
формулировка правила Ленца.
Закрепление изученного материала:
Ответить на поставленные вопросы:
Какую задачу решил Фарадей?
Как называется открытое Фарадеем в 1837
году явление?
Сформулируйте понятие этого явления.
Какую
пользу
принесло
человечеству
открытие этого явления?
Как
читается
закон
электромагнитной
индукции.
Задание
на
дом: выучить
пройденный
сегодня материал, подготовить сообщение
о применении явления электромагнитной
индукции в технике.
Подведение итогов занятия.
Преподаватель: __________/Л.Н. Никифорова/