Автор: Попыванова Татьяна Авенировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Колокольчик
Населённый пункт: город Зуевка ,Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ННОД по развитию речи Тема «Зимняя прогулка»
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МКДОУ «Колокольчик» г.Зуевка
Попыванова Т.А
Конспект ННОД по развитию речи
Тема «Зимняя прогулка»
Ц е л ь : подготовить
детей
к
составлению
рассказа
по
сюжетной
картине,
активизировать речевой словарь.
Задачи:
Обучающая: продолжать
формировать
у
детей
умение
проводить
системный
анализ картины; формировать умение составлять распространенные предложения
с опорой на заданную схему.
Развивающие: развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Воспитательные:
воспитывать
у
детей
желание
сотрудничать
друг
с
другом,
слушать и слышать ответы товарищей.
Словарь: активизация в речи детей слов – прилагательных
Оборудование: картина, карты – схемы, картинки волшебников
Предварительная
работа:
рассматривание
иллюстраций,
картин
зимней
тематики, беседы по картинам, игровая деятельность с использованием приемов
ТРИЗ.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Дети здороваются с гостями, вежливо приглашают их присесть.
В о с п и т а т е л ь. Сегодня утром у нас в группе появился новый предмет
интерьера.
Какой?
(картина).
Давайте
подойдем
к
картине.
Рассмотрите
внимательно картину. А сейчас, пожалуйста, повернитесь к картине спиной и
попробуйте ответить на мои вопросы:
- в каком жанре нарисована картина: это пейзаж, портрет или натюрморт?
- какое время года изображено на картине?
- какие живые объекты изображены на картине?
- какие объекты неживой природы вы заметили на картине?
- какого цвета лыжи у мальчика?
- какого цвета шапка у мальчика?
- есть ли на снегу тени от елочек?
Мотивация:
Оказывается,
вы
были
не
очень
внимательны,
и
не
все
успели
рассмотреть и запомнить. Чтобы лучше рассмотреть и узнать все-все о картине
предлагаю вам превратиться в детективов и провести настоящее расследование
под названием «Картина». Вы согласны?
В своей работе детективы используют предметы – помощники. Здесь
(достает коробку и
высыпает)
лежат фотоаппараты и подзорные трубы – возьмите по одному предмету,
какой вам нравиться, и проходите за столы.
2.
Игра «Охота за подробностями».
В о с п и т а т е л ь. (эмоционально сказать!) Начинаем «Охоту за подробностями».
Но прежде чем начнем - давайте договоримся слушать друг друга, не повторять
ответы других детективов, не перебивать друг друга. Все детективы согласны так
работать?
А сейчас мы внимательно рассмотрим картину и постараемся заметить, как можно
больше подробностей. Наведите глазок фотоаппарата или подзорной трубы на
картину так, чтобы видеть 1 объект. Что ты видишь (имя ребенка)?
(
Дети по
очереди
находят
объекты
картины,
называют,
а
воспитатель
«кодирует»
каждый объект с помощью рисунка-схемы и размещает рисунки на ватмане —
это девочка, лыжи, мальчик, елочки, это заяц, лыжи, следы, снег и т.п.).
Вы нашли много интересного! В самом центре картины нарисованы мальчик и
девочка. Они катаются на лыжах по зимнему лесу. Рядом, под елочкой спрятался
маленький зайчик, а на снегу много разных следов. «Охота за подробностями»
закончена. Подумайте, как можно назвать картину?
(ответы детей).
3.
Игра «Паутина»
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, детективы! Справились с заданием. А сейчас нам
предстоит раскрыть тайны картины: как предметы, изображенные на картине,
связаны между собой. Для этого мы будем использовать наши схемы – рисунки.
Кто из вас желает раскрыть первую «тайну». (Ребенок выбирает 2 рисунка-схемы,
проводит стрелочку мелом и объясняет, как эти два объекта связаны между
собой. Например, «Я думаю, что снег связан с лыжами, потому что кататься на
лыжах можно только зимой, когда есть снег»). Мы раскрыли все тайны картины:
у нас получилась красивая «паутинка»
Многие взрослые и дети любят лыжные прогулки, спортивные игры. Предлагаю
сделать детективам перерыв в работе, приглашаю на прогулку.
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы во двор идем гулять.
(идут, высоко поднимая колени)
Бабу снежную слепили,
(«лепят снежок» двумя руками)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(приседают, руки на поясе)
А еще в снегу валялись.
(наклоны туловища вправо, влево)
Все в снегу домой пришли,
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(«едят ложкой», руки под щечку)
4.
Игра «Загадки – отгадки».
В о с п и т а т е л ь. Продолжаем наше расследование. Для того, чтобы проверить
все ли детективы были внимательными – предлагаю следующее задание «Загадки
– отгадки». Возьмите схемы. Разделимся на две команды: на команду девочек и
команду мальчиков. Сначала отгадайте мою загадку. (Например, «Этот объект
живой, большой. У него есть голова, туловище, руки, ноги. Он одет в теплый
зимний костюм красно-синего цвета. Кто это? А сейчас вы придумываете загадку
о
любом
другом
объекте
картины.
Можете
воспользоваться
моделью
для
составления загадки - описания. Чья команда готова? (
. Составляют 4 загадки)
1.
Игра «Наши волшебные помощники».
В о с п и т а т е л ь. Наше расследование продолжается! Занимайте за свои рабочие
места (дети садятся). Нам на помощь пришли знакомые волшебники
. (показывает
детям по очереди картинки с волшебниками)
. Вместе с волшебниками мы постараемся попасть
в эту картину. Глазки зажмурим, открываем. Все попали в картину? … Первый
помощник - Слушайка - поможет нам услышать звуки. Что ты слышишь?
(ответы
детей: «Я слышу, как…») .
А ты что услышала? ... А я слышу, как скрипит старая ель.
А это волшебник Нюхайка, он предлагает понюхать, чем пахнет воздух в нашей
картине
?
(дымом, хвоей, свежим воздухом…Воспитатель: А я уловила ароматный
запах
свежеиспеченного
хлеба,
потому
что
недалеко
находится
деревня,
где
пекут хлеб)
Волшебник Глазастик поможет нам узнать, какое настроение у героев картины?
Волшебник
Трогайка
предлагает
вам
потрогать
предметы,
объекты,
все,
что
неопасно
на
нашей
картине.
Я
задела
елочку
–
она
колючая,
холодная,
маленькая…. Что ты потрогала? (снег). А снег какой?
(
ответы детей.
елочка
какая? дерево какое? зайчик какой!?)
7.
Анализ.
Ребята, детективы, в конце расследования составляют отчеты о
проделанной работе. Предлагаю и вам подвести итоги. Вам понравилось быть
детективами?
Какие
интересные
задания
-
расследования
сегодня
вы
успели
выполнить?
(рассмотрели
все
предметы
и
объекты
–
устроили «Охоту
за
подробностями», загадывали и отгадывали загадки; узнали, что с чем связано,
выполняя задание «Паутина», с помощью волшебников побывали в картине и
смогли потрогать, понюхать, послушать, что происходит в картине).
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами провели настоящее расследование картины
(называет название картины «….».) На следующем занятии я предлагаю вам снять
фильм по картине. Согласны?
Слушайка
Нюхайка
Трогайка
Глазастик
Лизун
?