Напоминание

«Актуальность Лего – конструирования в дошкольных образовательных учреждениях».


Автор: Денисова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22"
Населённый пункт: ГО Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Актуальность Лего – конструирования в дошкольных образовательных учреждениях».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Актуальность Лего - констриурования в

дошкольных образовательных учреждениях».

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в

руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности

ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его

личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные

потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное

здоровье дошкольника. Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша

много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще

всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент

новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему

задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не

в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,

мозаика и др. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием

комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не

побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них

значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем

случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень

мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не

в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой

деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры

моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где

появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.,

способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,

установлению положительных межличностных отношений. Такими играми

нового типа являются игры с конструкторами Лего, которые при всём своём

разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными

особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые

ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка,

фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят

его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них

использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет

ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать

свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и

где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа

математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в

виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно

"задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми

заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и

придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой

деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу

несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей,

воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе

создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной

деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой

форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;

объединяться в игре в пары, микро-группы. Лего – это игровой феномен от

латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В середине прошлого

века появился первый конструктор «Лего», в свою очередь, произведя

революцию и положив начало в развитии конструкторов. Отличительной

чертой Лего от других строительных комплектов послужило то, что Лего

предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки

оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO

конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты. Занятия по Лего –

конструированию богаты различными направлениями, а так же разнообразны

по содержанию. При создании постройки дети учатся строить, происходит

развитие моторики, прорабатывается последовательность действий,

планирование, сочетание цветовой гаммы, форм и пропорций.

На занятих по Лего – конструированию дети развивают моторику рук,

учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве, получают

математические знания о свете, форме, пропорции, симметрии, расширяют

свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте,

ландшафте, развивают внимание, способность сосредоточиться, память,

мышление, учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить,

овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и

собрать из частей целое, учатся общаться друг с другом, устраивать

совместные игры, уважать свой и чужой труд. Работа с конструкторами

LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего

важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Работа детей с

конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать

много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей

жизни навыки.

Я очень люблю детей, с радостью делюсь с ними своими знаниями, умениями

и навыками. Работая в детском саду воспитателем, предлагаю свои

увлекательные занятия по лего-конструированию, развивающие мышление и

фантазию детей. Я считаю, что очень важно относиться к детям как

взрослым, быть с ними на равных, в этом случае можно рассчитывать на их

доверие и искренность, что так важно для педагога!

К своей статье я прилагаю мною разработанное открытое занятие по лего –

конструированию «Мой город», которое учитывает смену ведущего типа

деятельности у детей 6 -7 лет с игровой на учебную. Игровая форма обучения

позволяет дошкольникам расширять свои знания и представления об

окружающем мире, а также развивать свои коммуникативные навыки на

примере составления рассказов из построенных моделей.

Открытое занятие по лего-конструированию «Мой город» для детей

старшего дошкольного возраста.

Составитель: Денисова И.В.

Цель занятия: Развитие творческих способностей, воображения, умение

ориентироваться в пространстве; конструкторских умений и навыков; всех

сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить

перед собой задачи и решать их; развитие логического мышления, внимания;

формирование у детей основы безопасного поведения на улице.

Задачи:

1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,

стимулировать детское научно-техническое творчество. Обеспечить

комфортное самочувствие ребёнка.

2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их

функциональное назначение.

3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек

4. Закрепить навыки счета в пределах 10, ориентирование на листе бумаги ; 5.

Развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;

6. Закреплять знания детей об окружающем мире.

7. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,

коллективе, распределении обязанностей.

8. Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одарённым, талантливым

детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в

конструктивной деятельности.

9. Способствовать воспитанию положительных нравственных качеств

личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их

труда)

Ожидаемый результат:

1. Формирование конструкторских умений и навыков у детей.

2. Воспитание творческой личности.

3. Развитие речи и коммуникативных умений детей.

4. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным

мышлением, способностями в конструктивной деятельности

5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию.

Образовательные области:

«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд».

Коррекционная задача: развивать диалогическую речь, активизировать в

речи слова: соединяем, скрепляем, слева, справа, посередине.

Оборудование: конструкторы ЛЕГО, картина с изображением города, мелкие

игрушки для обыгрывания построек.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:

Что за чудесное изобретение –

Легоконструктор вне всяких сомнений. (Дежурные дети раздают “Лего”

конструктор.)

Путь для фантазий с ним только прямой,

Можно с ним всякую нашу затею

Выстроить сразу – была бы идея.

Кто-то построит для куколки дом,

Мебель и транспорт, бассейн.

Кто-то ракету, что к звездам летит,

Или подлодку, что в море стоит.

Множество можно идей воплотить,

Лишь бы хотелось верстать и творить.

Воспитатель: Ребята и правда из конструктора “Лего” можно построить все

что угодно, а вот что мы сегодня с вами будем строить вы узнаете отгадав

мою загадку:

В мире много мест таких

Древних, малых и больших.

Чуть повыше здесь дома

И побольше он села

И людей он полон этот славный…(город). (Выставляю картину с

изображением города).

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинку и скажите –что

нарисовано на картине?

Дети: Дома.

Воспитатель: А какие дома вы видите на этой картине?

Дети: Высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные?

Воспитатель: Что еще вы видите на картине?

Дети: Дорогу, деревья, людей, машины.

Воспитатель: А теперь подумайте, как можно назвать эту картину одним

словом?

Дети: Город.

Воспитатель: Как вы думаете, какие здания необходимы в городе кроме

жилых домов?

Дети: Школа, магазин, детский сад, больница, завод…

Воспитатель: А давайте мы с вами определим сколько слогов в слове город.

Дети: 2 слога.

Воспитатель: А теперь давайте слово город обозначим цветными

квадратами.

Дети выкладывают слово город на магнитной доске.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе я предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра: “Кто самый внимательный” – найти деталь того или

иного цвета.

Пальчиковая гимнастика “Дом” .

Исходное положение. Руки сжаты в кулачки, оставляя круглые отверстия

внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз –

получается длинная “труба”.

Дом стоит с большой трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой.

Указательный палец одной руки выпрямить – это “труба”

Посмотри на дом с трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

Вот стоит огромный дом,

До ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

Воспитатель:

Что за чудо из чудес

У меня конструктор есть.

Говорят, что помогает

И меня он развивает.

Ведь детали в нем любые –

Маленькие и большие.

И из них я без труда

Сам построю города.

Воспитатель: А сейчас берем конструктор “Лего” и приступаем к работе.

Дети самостоятельно строят дома, здания по своему желанию (звучит

музыка).

Из сделанных детьми конструкций выстраивается город.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите все дома и здания у

вас получились разные. У тебя, Егор, Какое здание? А у тебя Вика? А как ты,

Света, назовешь свое здание? Почему построили именно эти дома ? Сколько

этажей? Какого цвета ваши здания?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, обыгрывание

построек.



В раздел образования