Автор: Денисова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22"
Населённый пункт: ГО Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Актуальность Лего – конструирования в дошкольных образовательных учреждениях».
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Актуальность Лего - констриурования в
дошкольных образовательных учреждениях».
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в
руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности
ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное
здоровье дошкольника. Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша
много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще
всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент
новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему
задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не
в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,
мозаика и др. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием
комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не
побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них
значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем
случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень
мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не
в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой
деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры
моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где
появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.,
способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,
установлению положительных межличностных отношений. Такими играми
нового типа являются игры с конструкторами Лего, которые при всём своём
разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными
особенностями:
1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые
ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка,
фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят
его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них
использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет
ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать
свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и
где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в
виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно
"задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и
придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой
деятельностью.
Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу
несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей,
воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе
создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной
деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой
форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;
объединяться в игре в пары, микро-группы. Лего – это игровой феномен от
латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В середине прошлого
века появился первый конструктор «Лего», в свою очередь, произведя
революцию и положив начало в развитии конструкторов. Отличительной
чертой Лего от других строительных комплектов послужило то, что Лего
предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки
оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO
конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты. Занятия по Лего –
конструированию богаты различными направлениями, а так же разнообразны
по содержанию. При создании постройки дети учатся строить, происходит
развитие моторики, прорабатывается последовательность действий,
планирование, сочетание цветовой гаммы, форм и пропорций.
На занятих по Лего – конструированию дети развивают моторику рук,
учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве, получают
математические знания о свете, форме, пропорции, симметрии, расширяют
свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте,
ландшафте, развивают внимание, способность сосредоточиться, память,
мышление, учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить,
овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и
собрать из частей целое, учатся общаться друг с другом, устраивать
совместные игры, уважать свой и чужой труд. Работа с конструкторами
LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего
важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Работа детей с
конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать
много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей
жизни навыки.
Я очень люблю детей, с радостью делюсь с ними своими знаниями, умениями
и навыками. Работая в детском саду воспитателем, предлагаю свои
увлекательные занятия по лего-конструированию, развивающие мышление и
фантазию детей. Я считаю, что очень важно относиться к детям как
взрослым, быть с ними на равных, в этом случае можно рассчитывать на их
доверие и искренность, что так важно для педагога!
К своей статье я прилагаю мною разработанное открытое занятие по лего –
конструированию «Мой город», которое учитывает смену ведущего типа
деятельности у детей 6 -7 лет с игровой на учебную. Игровая форма обучения
позволяет дошкольникам расширять свои знания и представления об
окружающем мире, а также развивать свои коммуникативные навыки на
примере составления рассказов из построенных моделей.
Открытое занятие по лего-конструированию «Мой город» для детей
старшего дошкольного возраста.
Составитель: Денисова И.В.
Цель занятия: Развитие творческих способностей, воображения, умение
ориентироваться в пространстве; конструкторских умений и навыков; всех
сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить
перед собой задачи и решать их; развитие логического мышления, внимания;
формирование у детей основы безопасного поведения на улице.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское научно-техническое творчество. Обеспечить
комфортное самочувствие ребёнка.
2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их
функциональное назначение.
3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек
4. Закрепить навыки счета в пределах 10, ориентирование на листе бумаги ; 5.
Развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;
6. Закреплять знания детей об окружающем мире.
7. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
8. Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одарённым, талантливым
детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в
конструктивной деятельности.
9. Способствовать воспитанию положительных нравственных качеств
личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их
труда)
Ожидаемый результат:
1. Формирование конструкторских умений и навыков у детей.
2. Воспитание творческой личности.
3. Развитие речи и коммуникативных умений детей.
4. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным
мышлением, способностями в конструктивной деятельности
5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию.
Образовательные области:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд».
Коррекционная задача: развивать диалогическую речь, активизировать в
речи слова: соединяем, скрепляем, слева, справа, посередине.
Оборудование: конструкторы ЛЕГО, картина с изображением города, мелкие
игрушки для обыгрывания построек.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Что за чудесное изобретение –
Легоконструктор вне всяких сомнений. (Дежурные дети раздают “Лего”
конструктор.)
Путь для фантазий с ним только прямой,
Можно с ним всякую нашу затею
Выстроить сразу – была бы идея.
Кто-то построит для куколки дом,
Мебель и транспорт, бассейн.
Кто-то ракету, что к звездам летит,
Или подлодку, что в море стоит.
Множество можно идей воплотить,
Лишь бы хотелось верстать и творить.
Воспитатель: Ребята и правда из конструктора “Лего” можно построить все
что угодно, а вот что мы сегодня с вами будем строить вы узнаете отгадав
мою загадку:
В мире много мест таких
Древних, малых и больших.
Чуть повыше здесь дома
И побольше он села
И людей он полон этот славный…(город). (Выставляю картину с
изображением города).
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинку и скажите –что
нарисовано на картине?
Дети: Дома.
Воспитатель: А какие дома вы видите на этой картине?
Дети: Высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные?
Воспитатель: Что еще вы видите на картине?
Дети: Дорогу, деревья, людей, машины.
Воспитатель: А теперь подумайте, как можно назвать эту картину одним
словом?
Дети: Город.
Воспитатель: Как вы думаете, какие здания необходимы в городе кроме
жилых домов?
Дети: Школа, магазин, детский сад, больница, завод…
Воспитатель: А давайте мы с вами определим сколько слогов в слове город.
Дети: 2 слога.
Воспитатель: А теперь давайте слово город обозначим цветными
квадратами.
Дети выкладывают слово город на магнитной доске.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра: “Кто самый внимательный” – найти деталь того или
иного цвета.
Пальчиковая гимнастика “Дом” .
Исходное положение. Руки сжаты в кулачки, оставляя круглые отверстия
внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз –
получается длинная “труба”.
Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой.
Указательный палец одной руки выпрямить – это “труба”
Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.
Вот стоит огромный дом,
До ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.
Воспитатель:
Что за чудо из чудес
У меня конструктор есть.
Говорят, что помогает
И меня он развивает.
Ведь детали в нем любые –
Маленькие и большие.
И из них я без труда
Сам построю города.
Воспитатель: А сейчас берем конструктор “Лего” и приступаем к работе.
Дети самостоятельно строят дома, здания по своему желанию (звучит
музыка).
Из сделанных детьми конструкций выстраивается город.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите все дома и здания у
вас получились разные. У тебя, Егор, Какое здание? А у тебя Вика? А как ты,
Света, назовешь свое здание? Почему построили именно эти дома ? Сколько
этажей? Какого цвета ваши здания?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, обыгрывание
построек.