Напоминание

Возрастные особенности детей


Автор: Маломуд Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124 Г. Владивосток"
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет

Рассматривая, готовность ребенка к школе выделим физическую готовность, как один из

самостоятельных аспектов. Физическая готовность к обучению в школе характеризует

функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М.М. Безруких в книге

«Ступеньки к школе» пишет о возрастных физиологических особенностях детей 6 – 7 лет.

Рассмотрим некоторые из этих данных, характеризующих готовность детей к школе.

возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение

головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена

молочных зубов на постоянные.

В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-

связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как

показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое

построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому

часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к

нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо

развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала».

Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом возрасте

принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают

рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные

буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам

дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры,

соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными,

снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и

завершенными становятся овалы.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется

регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное

напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции

может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы

органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет,

развивается, совершенствуется.

Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко

проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка

шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных

систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии

становления.

Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или

недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое

расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к

нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с

помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и

тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая

чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и

различают ритм, темп.

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной

готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7

годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических

процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.

Рассмотрим общий возрастной портрет ребенка-дошкольника перед поступлением в

школу.

Социальное развитие. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и

взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми,

очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.

Организация деятельности. Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по

инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они

могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.

В речевом развитии детей 6-7 лет выделяют следующие показатели готовности к

школе. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас

составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят

предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ

по картинкам. Способны передавать интонацией различные чувства, способны

использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Говоря об интеллектуальном развитии детей-дошкольников можно выделить

следующее. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным

объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием

воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и

знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление)

детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако

устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных

особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико

(1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного

объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение

ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но

дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами

логического запоминания.

Развитие мышления. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно

быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым

базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего

основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 6-7 лет,

выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное

расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед -

возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые

геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме,

величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным

шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме,

конструировать фигуры.

В развитии зрительно-моторных координаций для детей 6-7 лет характерна

способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии,

буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов.

В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна

способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут

выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами

техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким

движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и

правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять

сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным

движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с

конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения

(вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на

различных музыкальных инструментах.

В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность

осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в

этом возрасте дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к

достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют. Самооценка у детей 6-7

лет в разных видах деятельности может существенно отличаться, они неспособны к

адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых

(педагога, воспитателей, родителей).

В мотивах поведения у детей 6-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности,

интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них.

Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и

сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы

личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности – является одним из основных показателей

готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития

произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе

внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость,

преодолевать трудности.

Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть

«возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок

индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его

развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и

внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то

ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для

развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и

сформированность отдельных показателей.



В раздел образования