Автор: Маломуд Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124 Г. Владивосток"
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей
Раздел: дошкольное образование
Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет
Рассматривая, готовность ребенка к школе выделим физическую готовность, как один из
самостоятельных аспектов. Физическая готовность к обучению в школе характеризует
функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М.М. Безруких в книге
«Ступеньки к школе» пишет о возрастных физиологических особенностях детей 6 – 7 лет.
Рассмотрим некоторые из этих данных, характеризующих готовность детей к школе.
возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение
головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена
молочных зубов на постоянные.
В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-
связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как
показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое
построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому
часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к
нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо
развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.
Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала».
Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом возрасте
принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают
рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные
буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам
дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры,
соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными,
снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и
завершенными становятся овалы.
В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется
регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное
напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции
может нарушаться работа сердца.
В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы
органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет,
развивается, совершенствуется.
Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко
проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка
шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных
систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии
становления.
Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или
недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое
расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к
нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с
помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и
тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая
чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и
различают ритм, темп.
Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной
готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7
годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических
процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.
Рассмотрим общий возрастной портрет ребенка-дошкольника перед поступлением в
школу.
Социальное развитие. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и
взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми,
очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.
Организация деятельности. Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по
инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они
могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.
В речевом развитии детей 6-7 лет выделяют следующие показатели готовности к
школе. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас
составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят
предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ
по картинкам. Способны передавать интонацией различные чувства, способны
использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Говоря об интеллектуальном развитии детей-дошкольников можно выделить
следующее. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным
объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием
воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и
знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление)
детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели.
Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако
устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных
особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико
(1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного
объекта или вида деятельности на другой.
Развитие памяти. Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение
ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но
дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами
логического запоминания.
Развитие мышления. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно
быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым
базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего
основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.
Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 6-7 лет,
выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное
расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед -
возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые
геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме,
величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным
шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме,
конструировать фигуры.
В развитии зрительно-моторных координаций для детей 6-7 лет характерна
способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии,
буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов.
В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна
способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут
выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами
техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким
движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и
правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять
сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным
движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с
конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения
(вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на
различных музыкальных инструментах.
В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность
осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в
этом возрасте дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к
достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют. Самооценка у детей 6-7
лет в разных видах деятельности может существенно отличаться, они неспособны к
адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых
(педагога, воспитателей, родителей).
В мотивах поведения у детей 6-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности,
интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них.
Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и
сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы
личных достижений, признания, самоутверждения.
Произвольность. Развитие произвольности – является одним из основных показателей
готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития
произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе
внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость,
преодолевать трудности.
Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть
«возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок
индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его
развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и
внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то
ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для
развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и
сформированность отдельных показателей.