Автор: Анненкова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 17"
Населённый пункт: ПСКОВ
Наименование материала: Методические исследования
Тема: Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного
возраста.
(дополнительный материал).
Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей
В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную
деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои
эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с
места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение
планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно
выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и
желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка
развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное
благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.
"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в
психической регуляции детей).
Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...)
и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один — точная
копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.
Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей
таблицы и число ошибок.
Оценка результатов:
(1) Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек и менее.
(2) Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.
Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности
мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их
ребенка в обучении.
Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности
ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно,
выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это
качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания
своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов,
выработка приемов организации внимания — способны дать положительные результаты. За
помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам— психологам.
Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети
испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в
выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении
со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети
менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное
напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств
личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в
каждом конкретном случае.
"Палочки и крестики"
(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают
тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1—
1+1+1—1+ 1 и т.д.
Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин.,
соблюдая следующие правила:
(1) — пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.
(2)—переходи на другую строчку после знака "-".
(3) — не пиши на полях.
(4) — пиши каждый знак в одной клеточке.
(5) — соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить
и показать ребенку.
Оценка результатов:
(5) баллов — Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам
находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и
пытается еще раз проверить написанное.
(4) балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень
заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.
(3) балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все
правила инструкции.
(2) балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу
хаотично.
Диагностика памяти.
"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами,
время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.
Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25
фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.
Оценка результатов:
Очень высокий — 9 фигур узнаны верно. Норма — 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма — 6 фигур
(для 7 лет, для 6 лет — норма). Низкий результат — меньше 6 фигур.
"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с
изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время
экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.).
Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.
Норма для 7 лет — 7-8 картинок.
Норма для 6 лет — 6 картинок.
"9 геометрических фигур".
Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18
сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке
ответов.
Оценка результатов:
Норма — 6-8 фигур. Очень низкий — меньше 4 фигур.
"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4.
Размер каждой фигуры — 20х30 см. Время показа — 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку
предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.
Оценка результатов:
Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков
— 1 балл.
• правильно поставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл.
• точность, равные линии, поставленные под правильным углом — 1 балл.
• (максимум — 3 балла)
Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл
• четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл
• два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл
• 16 точек в малых квадратах — 1 балл
• точность в пропорциях — 1 балл
• (максимум — 5 баллов)
Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом
краю —1 балл
• центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением
одного угла — 1 балл
• фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях — 3 балла
• (максимум — 3 балла)
Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл все вершины внутреннего
прямоугольника соединены с углами наружного —1 балл
• маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.
• (максимум — 3 балла)
На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:
в группе умственно отсталых — ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной
фигуры (10 человек).
в группе детей с задержками развития (10 человек) — оценки за 4 таблицы в среднем — 2 балла,
в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)
• низкая оценка 4-5 баллов.
• средняя оценка — 6-6,5 баллов:
• хорошая оценка — 7-9 баллов.
• очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).
"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:
813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472
Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают
повторно другой ряд цифр того же количества.
Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок — норма для
6-7 лет — 5-6 цифр.
Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр:
например: 73 — ответ ребенка 37, 629 — ответ ребенка 926 ...
норма для 6-7 лет — 3 цифры в обратном порядке и более.
"Пиктограммы" (тест А.Лурии)
Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с
помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-
нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:
СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ
КАТАНИЕ ФУТ¬БОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.
Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения
зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех
детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные
образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.
Оценка результатов:
Хороший — ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-
ассоциации ко всем словам.
Средний — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда);
вспоминает не все слова.
Низкая — затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-
изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.
Диагностика мышления.
Базой для развития интеллектуальных способностей ребенка являются возможности образно-
логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления ребенка. Без
умений анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения
устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их
признаками; без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить
закономерности на основе анализа, синтеза, индукции (восхождения частного, конкретного к
общему) и дедукции (перехода от общих правил, понятий к конкретным явлениям) — без всех
этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребенка в школе. Тесты всех
предыдущих разделов сборника в той или иной степени так же выявляют уровень развития
мышления детей, но в этом параграфе даются специально направленные на эти цели пробы.
Тест объединения форм Торндайка
Ребенку предлагают серию картинок с изображениями закрашенных и пустых геометрических
фигур. В каждом случае дается одна инструкция: "Найди среди пустых фигур ту, в которую точно
поместятся все закрашенные фигурки (квадраты или треугольники, прямоугольники), но так,
чтобы они не заходили одна на другую".
Тест разъединения фигур на части. В аналогичном задании можно предложить ребенку сосчитать,
сколько квадратов или треугольников составляют ту или иную фигурку.
"Фигуры из спичек", (тест Гольдштейна-Ширера). Ребенку предлагают составить фигуры из спичек
по образцу, а потом воспроизвести их по памяти.
"Переставь спичку".
Ребенку предлагают перестановкой одной или двух спичек превратить одно изображение в другое
или как-то его изменить. Например, передвижением только двух спичек в каждом случае нужно
(1) повернуть дом другой стороной и (2) сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
Вишня находится в стакане, составленном из спичек. Как с помощью только одной спички вынуть
вишню из стакана? Подсказка: как, переставив только одну спичку, можно достать вишню из
стакана?
"Составь квадрат".
На рисунке представлены 4 квадрата, по-разному разрезанные на несколько частей. Необходимо
вырезать их из плотной однотонной бумаги и предложить сложить ребенку из частей квадраты по
очереди (1, 2, 3, 4—в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат —
не более 3 мин.
Оценка результатов:
Очень высокий результат — ребенок складывает все 4 квадрата в указанное время. Время для
четвертого квадрата неограниченно.
Хороший результат — 3 квадрата (складывает самостоятельно, без всякой помощи, в указанный
лимит времени).
Средний результат — 2 квадрата (в указанное время).
Низкий результат — 1 из двух первых квадратов.
Очень низкий результат — ни одного квадрата не может сложить самостоятельно.
Тест Вартегга.
Часто при тестировании детям предлагают различные модификации этого задания, которое
состоит в том, чтобы создать целостное изображение, используя как его первоначальную основу
один из 8-ми различных элементов; это могут быть точка, волнистая линия, отрезки прямых в
разных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирный треугольник, запятая,
галочка и т.д. и т.п.
Оценка результатов: оценивается скорость выполнения задания, легкость появления ответов,
реалистичность, сложность и точность рисунков, их оригинальность. Вариантом подобного теста
может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя только круги,
или только треугольники и т.д. Или дополнить какую-либо фигуру неправильной формы до
целостного изображения. (Тест имеет и другие параметры оценки, например, при использовании
его в клинической диагностике).
"Чего не хватает?" (7-е задание субтеста Векслера). В серии последовательно усложняющихся
картинок ребенок должен найти недостающие детали изображения. Это нос, каблук, хвост, вода
из маленькой лейки.
"Пробел в картинке" (4-е задание теста Ait Мейли). Ребенку предлагается серия картинок, в
которых часть изображения закрыта пустым квадратом. Требуется назвать, что должно быть
нарисовано (видно) на месте пустого квадрата. За каждый правильный ответ — 1 балл.
"Фрагмент картины"
Ребенку предлагается серия фрагментов каких-то картин. Необходимо нарисовать в воображении
картинку и восстановить все ее части (слева, справа, сверху, снизу), рассказав, что там должно
быть. Оценивается легкость появления ответа, логичность и правильность в завершении
изображения; целостность интерпретации картины, наличие сюжета в рассказе-описании
картины, описание событий до того, сейчас и потом, ответы на вопросы: где ? как ? почему ?
когда?
"Сохранение количества" (эксперименты Пиаже). В возрасте 6-7 лет показателем
интеллектуальной зрелости ребенка является понимание им закона сохранения длины, массы,
веса, количества. Ребенку могут быть предложены с этой целью задачи. Когда на его глазах
взрослый делает какие-то преобразования с жидкостью, пластилином, пуговицами, проволокой, а
затем спрашивает ребенка, где стало больше или длиннее?
Оценка результатов:
Высокий — ребенок сразу утверждает, что везде осталось поровну. Он не поддается на попытки
диагноста его переубедить. В качестве обоснования своего ответа ссылается на аргументы: (1)
идентичности (ничего не изменилось, проволока одна и та же, просто ее согнули, воду же не
отливали, а просто перелили ту же самую в другой стакан). (2) компенсации (этот кусок пластилина
тонкий, но зато шире; стакан выше —но уже и т.д.). (3) обратимости (если проволоку распрямить,
она остается такой же, как и была; из лепешки пластилина можно сделать круглый шар, как и был).
Средний — в своих ответах ребенок дает и правильные ответы (в одних заданиях) и неправильные
— в других, и колеблется — в третьих.
Низкий — ребенок в единственном случае дает верный ответ, в остальных колеблется или говорит
неверно.
Существует недемонстрационный способ проверить овладение ребенком понятия сохранения
(например, веса):
ЗАДАЧА: Цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах ? Что тяжелее —
1 кг железа или 1 кг ваты?
Тест "Комбинаторика".
Ребенку предлагают лист бумаги с тремя фигурами: треугольником, зигзагом и кругом. Поясняют
рисунок: как-то раз воробышек крылатый, мышонок мохнатый да блинок масленый отправились
гулять, да только не захотели блинок и мышонок становиться после воробышка. Спорили-спорили,
как им стать? Ничего не решили. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом, по-разному столько
раз, сколько это возможно, пусть выберут, как им удобнее идти на прогулку. Нарисуй свои
варианты.
Оценки:
Высокая — 5 новых вариантов.
Средняя — 3-4 варианта.
Низкая—1-2 варианта.
"Угадайка" (методика Переедена Л.И.). (Прогнозирование закономерности).
Ребенку поочередно предлагают три испытания. В каждом из них от него требуется угадать, в
какой последовательности должны чередоваться две буквы А и Б. Правильный для каждой серии
порядок устанавливается ребенком на основе сличения своего прогноза с картинкой, которую ему
показывает взрослый после того, как он выскажет свое предположение.
Например, в 1 серии экспериментатор загадывает простую последовательность чередования АБ
АБ и т.д. Перед ребенком кладут 20 карточек с буквами А и Б (по 10 каждой). Ребенок угадывает:
первая Б. Ему показывает экспериментатор А. Ребенок угадывает следующую А —
экспериментатор показывает Б. Следующий шаг ребенка — А. Экспериментатор подтверждает —
показывает А. Ребенок говорит Б — экспериментатор тоже показывает Б. После чего ребенок
безошибочно показывает 3 следующие карточки с буквами АБАБАБ. Это считается правильным
решением задачи.
II серия (АББ). Перед началом ребенка предупреждают, что за данная взрослым
последовательность будет другая (всего 60 букв — 20 блоков по три). Процедура "угадывания"
аналогична первой. Задача считается решенной после 3-х подряд правильно предсказанных
блоков: АББАББАББ.
III серия (ААБА). 60 карточек, 15 блоков по 4 буквы в каждом. Процедура проведения та же самая.
• Во время всех трех серий в каждой из них фиксируется число неверных (ошибочных)
предсказаний, сделанных до получения правильных решений.
Оценка результатов: 12 и менее ошибочных результатов — высокая эффективность
прогностической деятельности. Более 18 ошибочных предсказаний — низкая оценка.
"Числовой ряд". Ребенку, умеющему считать, могут предложить продолжить какой-либо числовой
ряд;
10, 8, 6 .....или 1, 3, 5 ....1, 4, 7 ...5, 10, 15.... или найти ошибку в числовом ряду: 1,2,3,4,5,7,8,9,10.
1,2,3,4,5,6,8,7,9, 10 и разные другие. Можно предложить ребенку продолжить ряд из любых фигур,
предметов или букв, например: +0=+0=... или ; СКСК...; АБСАБС...; черный, красный, желтый,
черный...
Формирование искусственных понятий (методика Л.С.Сахарова-Выготского. Модификация
А.В.Говорковой).
Ребенку показывают 16 карточек с геометрическими фигурами, которые отличаются по форме (2
вида), цвету (красный и зеленый) и величине (4 размера). На обороте карточек написаны
условные обозначения фигур, например: мюсли, гурек, конти и ладун. Ребенок берет любую
фигуру и пытается подобрать к ней какую-нибудь другую (ориентируясь, например, на форму или
цвет фигуры). Каждую выбранную фигуру ребенок переворачивает, сличает надпись на обороте с
названием первой фигуры. Ориентируясь на правильность своего выбора, ребенок в конце концов
находит все 4 фигуры одной группы (по признаку величины). А затем, таким же образом образует
три группы другого размера. По числу ошибочных ходов определяют успешность выполнения
теста. Минимальное число ошибок — 2 — это очень высокий результат. Очень низкий —
неспособность самостоятельно сформировать 4 группы по признаку разной величины площади
фигур.