Напоминание

Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.


Автор: Анненкова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 17"
Населённый пункт: ПСКОВ
Наименование материала: Методические исследования
Тема: Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного

возраста.

(дополнительный материал).

Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей

В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную

деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои

эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с

места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение

планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно

выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и

желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка

развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное

благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.

"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в

психической регуляции детей).

Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...)

и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один — точная

копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.

Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей

таблицы и число ошибок.

Оценка результатов:

(1) Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек и менее.

(2) Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.

Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности

мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их

ребенка в обучении.

Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности

ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно,

выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это

качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания

своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов,

выработка приемов организации внимания — способны дать положительные результаты. За

помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам— психологам.

Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети

испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в

выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении

со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети

менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное

напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств

личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в

каждом конкретном случае.

"Палочки и крестики"

(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают

тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1—

1+1+1—1+ 1 и т.д.

Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин.,

соблюдая следующие правила:

(1) — пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

(2)—переходи на другую строчку после знака "-".

(3) — не пиши на полях.

(4) — пиши каждый знак в одной клеточке.

(5) — соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить

и показать ребенку.

Оценка результатов:

(5) баллов — Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам

находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и

пытается еще раз проверить написанное.

(4) балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень

заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

(3) балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все

правила инструкции.

(2) балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу

хаотично.

Диагностика памяти.

"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами,

время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.

Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25

фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.

Оценка результатов:

Очень высокий — 9 фигур узнаны верно. Норма — 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма — 6 фигур

(для 7 лет, для 6 лет — норма). Низкий результат — меньше 6 фигур.

"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с

изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время

экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.).

Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.

Норма для 7 лет — 7-8 картинок.

Норма для 6 лет — 6 картинок.

"9 геометрических фигур".

Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18

сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке

ответов.

Оценка результатов:

Норма — 6-8 фигур. Очень низкий — меньше 4 фигур.

"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4.

Размер каждой фигуры — 20х30 см. Время показа — 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку

предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.

Оценка результатов:

Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков

— 1 балл.

• правильно поставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл.

• точность, равные линии, поставленные под правильным углом — 1 балл.

• (максимум — 3 балла)

Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл

• четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл

• два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл

• 16 точек в малых квадратах — 1 балл

• точность в пропорциях — 1 балл

• (максимум — 5 баллов)

Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом

краю —1 балл

• центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением

одного угла — 1 балл

• фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях — 3 балла

• (максимум — 3 балла)

Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл все вершины внутреннего

прямоугольника соединены с углами наружного —1 балл

• маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

• (максимум — 3 балла)

На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:

в группе умственно отсталых — ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной

фигуры (10 человек).

в группе детей с задержками развития (10 человек) — оценки за 4 таблицы в среднем — 2 балла,

в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)

• низкая оценка 4-5 баллов.

• средняя оценка — 6-6,5 баллов:

• хорошая оценка — 7-9 баллов.

• очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).

"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:

813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472

Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают

повторно другой ряд цифр того же количества.

Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок — норма для

6-7 лет — 5-6 цифр.

Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр:

например: 73 — ответ ребенка 37, 629 — ответ ребенка 926 ...

норма для 6-7 лет — 3 цифры в обратном порядке и более.

"Пиктограммы" (тест А.Лурии)

Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с

помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-

нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:

СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ

КАТАНИЕ ФУТ¬БОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.

Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения

зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех

детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные

образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.

Оценка результатов:

Хороший — ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-

ассоциации ко всем словам.

Средний — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда);

вспоминает не все слова.

Низкая — затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-

изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.

Диагностика мышления.

Базой для развития интеллектуальных способностей ребенка являются возможности образно-

логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления ребенка. Без

умений анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения

устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их

признаками; без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить

закономерности на основе анализа, синтеза, индукции (восхождения частного, конкретного к

общему) и дедукции (перехода от общих правил, понятий к конкретным явлениям) — без всех

этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребенка в школе. Тесты всех

предыдущих разделов сборника в той или иной степени так же выявляют уровень развития

мышления детей, но в этом параграфе даются специально направленные на эти цели пробы.

Тест объединения форм Торндайка

Ребенку предлагают серию картинок с изображениями закрашенных и пустых геометрических

фигур. В каждом случае дается одна инструкция: "Найди среди пустых фигур ту, в которую точно

поместятся все закрашенные фигурки (квадраты или треугольники, прямоугольники), но так,

чтобы они не заходили одна на другую".

Тест разъединения фигур на части. В аналогичном задании можно предложить ребенку сосчитать,

сколько квадратов или треугольников составляют ту или иную фигурку.

"Фигуры из спичек", (тест Гольдштейна-Ширера). Ребенку предлагают составить фигуры из спичек

по образцу, а потом воспроизвести их по памяти.

"Переставь спичку".

Ребенку предлагают перестановкой одной или двух спичек превратить одно изображение в другое

или как-то его изменить. Например, передвижением только двух спичек в каждом случае нужно

(1) повернуть дом другой стороной и (2) сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Вишня находится в стакане, составленном из спичек. Как с помощью только одной спички вынуть

вишню из стакана? Подсказка: как, переставив только одну спичку, можно достать вишню из

стакана?

"Составь квадрат".

На рисунке представлены 4 квадрата, по-разному разрезанные на несколько частей. Необходимо

вырезать их из плотной однотонной бумаги и предложить сложить ребенку из частей квадраты по

очереди (1, 2, 3, 4—в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат —

не более 3 мин.

Оценка результатов:

Очень высокий результат — ребенок складывает все 4 квадрата в указанное время. Время для

четвертого квадрата неограниченно.

Хороший результат — 3 квадрата (складывает самостоятельно, без всякой помощи, в указанный

лимит времени).

Средний результат — 2 квадрата (в указанное время).

Низкий результат — 1 из двух первых квадратов.

Очень низкий результат — ни одного квадрата не может сложить самостоятельно.

Тест Вартегга.

Часто при тестировании детям предлагают различные модификации этого задания, которое

состоит в том, чтобы создать целостное изображение, используя как его первоначальную основу

один из 8-ми различных элементов; это могут быть точка, волнистая линия, отрезки прямых в

разных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирный треугольник, запятая,

галочка и т.д. и т.п.

Оценка результатов: оценивается скорость выполнения задания, легкость появления ответов,

реалистичность, сложность и точность рисунков, их оригинальность. Вариантом подобного теста

может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя только круги,

или только треугольники и т.д. Или дополнить какую-либо фигуру неправильной формы до

целостного изображения. (Тест имеет и другие параметры оценки, например, при использовании

его в клинической диагностике).

"Чего не хватает?" (7-е задание субтеста Векслера). В серии последовательно усложняющихся

картинок ребенок должен найти недостающие детали изображения. Это нос, каблук, хвост, вода

из маленькой лейки.

"Пробел в картинке" (4-е задание теста Ait Мейли). Ребенку предлагается серия картинок, в

которых часть изображения закрыта пустым квадратом. Требуется назвать, что должно быть

нарисовано (видно) на месте пустого квадрата. За каждый правильный ответ — 1 балл.

"Фрагмент картины"

Ребенку предлагается серия фрагментов каких-то картин. Необходимо нарисовать в воображении

картинку и восстановить все ее части (слева, справа, сверху, снизу), рассказав, что там должно

быть. Оценивается легкость появления ответа, логичность и правильность в завершении

изображения; целостность интерпретации картины, наличие сюжета в рассказе-описании

картины, описание событий до того, сейчас и потом, ответы на вопросы: где ? как ? почему ?

когда?

"Сохранение количества" (эксперименты Пиаже). В возрасте 6-7 лет показателем

интеллектуальной зрелости ребенка является понимание им закона сохранения длины, массы,

веса, количества. Ребенку могут быть предложены с этой целью задачи. Когда на его глазах

взрослый делает какие-то преобразования с жидкостью, пластилином, пуговицами, проволокой, а

затем спрашивает ребенка, где стало больше или длиннее?

Оценка результатов:

Высокий — ребенок сразу утверждает, что везде осталось поровну. Он не поддается на попытки

диагноста его переубедить. В качестве обоснования своего ответа ссылается на аргументы: (1)

идентичности (ничего не изменилось, проволока одна и та же, просто ее согнули, воду же не

отливали, а просто перелили ту же самую в другой стакан). (2) компенсации (этот кусок пластилина

тонкий, но зато шире; стакан выше —но уже и т.д.). (3) обратимости (если проволоку распрямить,

она остается такой же, как и была; из лепешки пластилина можно сделать круглый шар, как и был).

Средний — в своих ответах ребенок дает и правильные ответы (в одних заданиях) и неправильные

— в других, и колеблется — в третьих.

Низкий — ребенок в единственном случае дает верный ответ, в остальных колеблется или говорит

неверно.

Существует недемонстрационный способ проверить овладение ребенком понятия сохранения

(например, веса):

ЗАДАЧА: Цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах ? Что тяжелее —

1 кг железа или 1 кг ваты?

Тест "Комбинаторика".

Ребенку предлагают лист бумаги с тремя фигурами: треугольником, зигзагом и кругом. Поясняют

рисунок: как-то раз воробышек крылатый, мышонок мохнатый да блинок масленый отправились

гулять, да только не захотели блинок и мышонок становиться после воробышка. Спорили-спорили,

как им стать? Ничего не решили. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом, по-разному столько

раз, сколько это возможно, пусть выберут, как им удобнее идти на прогулку. Нарисуй свои

варианты.

Оценки:

Высокая — 5 новых вариантов.

Средняя — 3-4 варианта.

Низкая—1-2 варианта.

"Угадайка" (методика Переедена Л.И.). (Прогнозирование закономерности).

Ребенку поочередно предлагают три испытания. В каждом из них от него требуется угадать, в

какой последовательности должны чередоваться две буквы А и Б. Правильный для каждой серии

порядок устанавливается ребенком на основе сличения своего прогноза с картинкой, которую ему

показывает взрослый после того, как он выскажет свое предположение.

Например, в 1 серии экспериментатор загадывает простую последовательность чередования АБ

АБ и т.д. Перед ребенком кладут 20 карточек с буквами А и Б (по 10 каждой). Ребенок угадывает:

первая Б. Ему показывает экспериментатор А. Ребенок угадывает следующую А —

экспериментатор показывает Б. Следующий шаг ребенка — А. Экспериментатор подтверждает —

показывает А. Ребенок говорит Б — экспериментатор тоже показывает Б. После чего ребенок

безошибочно показывает 3 следующие карточки с буквами АБАБАБ. Это считается правильным

решением задачи.

II серия (АББ). Перед началом ребенка предупреждают, что за данная взрослым

последовательность будет другая (всего 60 букв — 20 блоков по три). Процедура "угадывания"

аналогична первой. Задача считается решенной после 3-х подряд правильно предсказанных

блоков: АББАББАББ.

III серия (ААБА). 60 карточек, 15 блоков по 4 буквы в каждом. Процедура проведения та же самая.

• Во время всех трех серий в каждой из них фиксируется число неверных (ошибочных)

предсказаний, сделанных до получения правильных решений.

Оценка результатов: 12 и менее ошибочных результатов — высокая эффективность

прогностической деятельности. Более 18 ошибочных предсказаний — низкая оценка.

"Числовой ряд". Ребенку, умеющему считать, могут предложить продолжить какой-либо числовой

ряд;

10, 8, 6 .....или 1, 3, 5 ....1, 4, 7 ...5, 10, 15.... или найти ошибку в числовом ряду: 1,2,3,4,5,7,8,9,10.

1,2,3,4,5,6,8,7,9, 10 и разные другие. Можно предложить ребенку продолжить ряд из любых фигур,

предметов или букв, например: +0=+0=... или ; СКСК...; АБСАБС...; черный, красный, желтый,

черный...

Формирование искусственных понятий (методика Л.С.Сахарова-Выготского. Модификация

А.В.Говорковой).

Ребенку показывают 16 карточек с геометрическими фигурами, которые отличаются по форме (2

вида), цвету (красный и зеленый) и величине (4 размера). На обороте карточек написаны

условные обозначения фигур, например: мюсли, гурек, конти и ладун. Ребенок берет любую

фигуру и пытается подобрать к ней какую-нибудь другую (ориентируясь, например, на форму или

цвет фигуры). Каждую выбранную фигуру ребенок переворачивает, сличает надпись на обороте с

названием первой фигуры. Ориентируясь на правильность своего выбора, ребенок в конце концов

находит все 4 фигуры одной группы (по признаку величины). А затем, таким же образом образует

три группы другого размера. По числу ошибочных ходов определяют успешность выполнения

теста. Минимальное число ошибок — 2 — это очень высокий результат. Очень низкий —

неспособность самостоятельно сформировать 4 группы по признаку разной величины площади

фигур.



В раздел образования