Автор: Хайманова Джульетта Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеоразовательная школа–интернат № 18"
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Защита и сохранение здоровья у слепых и слабовидящих детей"
Раздел: полное образование
Защита и сохранение здоровья у слепых и слабовидящих детей.
Воспитатель Хайманова Д.В.
Сегодня, когда человечество стоит на пороге величайших открытий в областях
индустрии, производства, медицины, образования, оно так же сделало
многокилометровый шаг назад в области здоровья. Общеизвестна печальная
статистика заболеваний, а именно, 85% всех заболеваний современного
человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды,
возникающими по его же вине. Печальнее всего то, что от научно-технического
прогресса страдает будущее поколение нашей планеты, что является следствием
появления на свет детей с ограниченными возможностями. Дети с
ограниченными возможностями, будь то легкое отклонение от нормы, имеющее
обратимый характер, или же серьезное нарушение, особо нуждаются в защите и
сохранении здоровья.
Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья
ребенка включает в себя формирование устойчивой ценностной
направленности на здоровый образ жизни, сотрудничество со специалистами
здравоохранения, просветительская работа с учениками и их родителями через
воспитательные мероприятия.
Состояние здоровья учащихся отслеживается с привлечением медицинских
учреждений, составлением карты состояния здоровья,
физической закалки, анкетированием отношения к занятиям физкультурой и
спортом, занятиям в спортивных кружках и секциях.
С этой целью проводятся классные часы и беседы: «Потребность быть
здоровым», «В здоровом теле — здоровый дух», «Полезные привычки», «Твой
режим дня», презентация книги С.Г. Айрапетова «Здоровье, эмоции, красота»,
беседы с врачом «Будьте здоровы», «О чудесных лекарствах, которых не найти
в аптеке».
В последние годы в коррекционной педагогике появилось особое
направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат
представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у младших школьников с ОВЗ
основы здорового образа жизни через организацию активного отдыха на свежем
воздухе и добиться осознанного выполнения элементарных правил
здоровьесбережения.
Активный отдых– это многоплановая деятельность учащихся. Основное
назначение – организация свободного времени детей с ОВЗ после уроков,
которая выступает в индивидуальной и коллективной формах.
Необходимость введения коллективной формы обуславливается
соображениями удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а
также потребности в общении и эмоциональной разрядке.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ играет
двигательная активность. Двигательная активность имеет тесную связь с
формированием личности, самосознания ребенка.
Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в
течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности
ребенка.
Для достижения целей здоровьесбережения в нашей школе мы применяем и
активно используем виды активного отдыха детей с ОВЗ, которые являются
эффективными для восстановления работоспособности и сил после учебных
занятий. К эффективным видам активного отдыха детей во внеурочное время
можно отнести:
- прогулку;
- экскурсию;
Рассмотрим методику организации и проведения каждого вида активного
отдыха в отдельности.
Прогулка– это одна из форм отдыха воспитанников в школе-интернате.
Целесообразно предусматривать прогулки: до обеда — длительностью до
одного часа после окончания учебных занятий в школе, перед самоподготовкой
— один час, а также после самоподготовки.
Прогулки в коррекционно-развивающем пространстве служат для
восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную,
оздоровительную и воспитательную цели.
Цели и задачи прогулок:
- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории,
изготовление кормушек, скворечников);
- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность,
умение ориентироваться на местности;
- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире,
уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в
природе, желание изучать и охранять природу;
- активизировать самостоятельную деятельность детей;
- выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития
природы;
- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное
отношение к природе;
- обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.
Во дворе нашей школы на открытом воздухе расположены тренажеры, на
которых вовремя прогулок дети активно занимаются. Малыши любят также
поиграть на детской площадке.
На прогулках проводим запланированные беседы. Обычно это короткие
беседы об окружающем мире, о природе и экологии. Методически грамотно
построенная беседа создает возможность не только дать детям определенные
знания или закрепить их, но и развивает мышление т.е. учит производить
анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.
Существуют определенные требования к организации прогулки:
Воспитатель предупреждает о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь
соответствовали погоде.
Определение маршрута и подбор заданий.
Указать порядок следования по маршруту.
Назначить ответственных.
Провести инструктаж по ТБ.
-Прогулка с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе,
особенностями растительного мира, за жизнью домашних и диких животных, за
трудом и отдыхом людей.
-Прогулка-«задача» предусматривает решение практической задачи, например,
определить расстояние, величину или высоту предмета и т.п.
-Прогулка – поиск лекарственных трав, сеянцев, семян деревьев и др.
-Прогулка- поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание,
ориентирование на местности.
-Прогулка – «фантазия»: сделать зарисовку, изготовить поделку из природного
материала, сплести венок, корзину составить букет из листьев (цветков, веток),
придумать сказку, стихотворение, рассказ. Хорошо справляются с такими
заданиями Домбаева Ларина (поделки) и Рябченко Ангелина. Придумать сказку
или изготовить поделку – это ее стихия. Фантазии у нее хоть отбавляй. Очень
хорошо у нее получаются поделки из пластилина. Девочка, тотально слепая от
рождения, может сделать гнездо, а в гнезде сидит птица и птенчик. Очень
любит всяких животных, птиц и насекомых.
-Прогулка- показ. Во время такой прогулки мы знакомим детей с местными
достопримечательностями, различными предметами и объектами, редкими
цветами, деревьями, кустарниками, показать детям все это, рассказать о
разнообразных свойствах и признаках предметов. Такой показ мы проводим во
время прогулки по городу и парку.
-Прогулка- практикум ставит своей целью закрепление знаний учащихся о
ПДД, о технике безопасности, трудовых навыках; формирование умения детей
ориентироваться на местности (в том или ином районе города), воспитание
культуры поведения. Такие беседы мы проводим, когда посещаем филармонию.
Во время прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные
понятия, навыки культуры поведения. Процесс воспитания в ходе организации
прогулки направлен на формирование личности ребенка, коррекцию
недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной
адаптации ребенка.
Подвижные и спортивные игры, занятия по интересам также способствуют
развитию ребенка.
Экскурсия – достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее
помощью достигаются различные педагогические цели. В школе экскурсии
используются не только на уроках, но и во внеклассной , во внешкольной
работе.
Практика организации экскурсионных занятий показывает, что в методике их
проведения имеются некоторые особенности, которые отличают их от учебных
экскурсий.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания
учащихся любых возрастных групп;
-способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям,
любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений,
мотивации учения;
-расширяет кругозор школьников;
-учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи,
сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
-способствует развитию бережного отношения к окружающему миру (к
объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам,
сделанным руками человека).
В октябре этого года мы с классным руководителем и нашим классом
совершили экскурсию в дельфинарий. Дети с восторгом общались с морскими
млекопитающими дельфинами, моржами и белугами. После великолепного
представления дети фотографировались, гладили дельфинов и получили
максимум эмоций. А под конец белуги прокатили их на лодке по бассейну.
В марте была экскурсия в зоопарк, где дети познакомились как с птицами, так и
с дикими животными — тиграми, леопардами, обезьянами. Жираф и пони были
для детей очень привлекательными.
Важно менять маршруты экскурсий. Содержание экскурсий дополняются
небольшими беседами на идейно-нравственные темы, побуждают учащихся
высказывать свои суждения и давать оценки. К организации экскурсий активно
привлекаются сами учащиеся, а также их родители, что в итоге сплачивает
коллектив. Экскурсия должна нести в себе приподнятое настроение,
эмоциональную окраску на всем протяжении экскурсии.
Таким образом, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое
здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно
использовать элементарные формы и виды активного отдыха для детей, которые
позволяют восстановиться после трудного учебного дня, передохнуть и
расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Систематическое проведение и организация прогулок, спортивного часа и
экскурсий не только поможет организму настроиться на дальнейшую активную
деятельность, но и сыграет огромную роль в воспитании привычки к здоровому
образу жизни. Разнообразие форм активного отдыха детей на воздухе помогут
ученикам отдохнуть от учебной деятельности с пользой для организма, а
преподавателю – сплотить коллектив детей, изменить статус некоторых ребят в
коллективе.
Используемая литература:
Ковалько В.И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе» 1-4кл.
М. Вако 2004.
Смирнов Н.К. «Здоровье сберегающие технологии в современной школе».
М.: АПК ПРО. 2002.
Горячев В. «Здоровье детей — категория педагогическая»,
«Воспитание школьников», №7,2001г.
Смирнов А. «Здоровье и здоровый образ жизни», «Основы безопасности и
жизнедеятельности», журнал №1, 2000г.