Напоминание

Урок русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола"


Автор: Нурмухаметова Регина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№1
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по русскому языку

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Учитель: Нурмухаметова Регина Игоревна

Тема урока

«Настоящее время глагола»

Цель

Научить детей определять формы настоящего времени глагола и привести к пониманию того, что глаголы настоящего времени изменяются по чис-

лам и не изменяются по родам

Задачи

Образовательные:

-развивать умение определять формы настоящего времени глагола

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучению русского языка

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей, сравнивать, обобщать и делать выводы

Планируемые

результаты:

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цель урока

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Работать по плану, корректировать свою деятельность

Познавательные:

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Устанавливать причинно-следственные связи

Строить рассуждения

Коммуникативные:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Предметные:

Научаться устанавливать связь прилагательного и существительного

Изменять прилагательное по родам и числам

Основные поня-

тия

Имя прилагательное

Межпредметные

связи

Литература, окружающий мир

Оборудование

Учебник «Русский язык 3 класс часть 3»(Н.А.Чуракова)

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать,заин-

тересовать учащихся

предстоящей работой

на уроке.

Создать комфортную,

эмоциональную об-

становку на уроке.

-Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Проверьте, все

ли готовы к уроку русского языка!

-Присаживайтесь. Откройте тетрадь и запишите число и класс-

ная работа.

Проверяют свою готов-

ность к уроку, настраива-

ются на урок. Слушают

учителя.

Учатся пользоваться

навыками самоконтро-

ля, осознанно выпол-

нять заданные правила

взаимодействия

Уметь организовать свое

рабочее место.

Осуществлять учебное

сотрудничество с учи-

телем и сверстниками.

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Актуализация опор-

ных знаний и спосо-

бов действий. Выяв-

ление проблемы.

-Начнем мы наш урок со словарной работы:

-Какие слова мы называем словарными?(слова с непроверяе-

мыми орфограммами)

-Для чего нам нужна словарная работа? (словарная работа нуж-

на нам для того, что бы запомнить, как пишутся слова с непро-

веряемыми орфограммами).

-Совершенно верно, но сегодня словарная работа поможет нам

еще повторить знания о глаголе.

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе:

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Изменяется ли глагол по числам? (да)

-Сейчас я буду называть вам слова, а вы от этих слов, образуете

глаголы в прошедшем времени, выделив у этих глаголов окон-

чания:

Завтрак- завтракал

-Ребят, все сегодня завтракали? Завтракать обязательно нужно,

для правильного пищеварения, для работы мозга, завтрак обя-

зательно должен быть.

Обед- обедали (запишите глагол во мн.ч.)

Рассказ- рассказывают (запишите гл. во мн.ч., )

Чувства- чувствовал (запишите гл. в ед.ч.)

Хороший- хорошели (запишите гл. во мн.ч.)

Герой- геройствовал

Победа- победили (запишите глагол во мн.ч.)

Отвечают на вопросы учи-

теля, выдвигают предполо-

жение о теме урока.

Развивают устную

речь, логическое мыш-

ление; учатся высказы-

вать свою точку зрения.

Учатся наблюдать, слу-

шать, делать выводы,

прогнозировать, выска-

зывать своё мнение,

осознавать свою учеб-

ную задачу.

Уметь выделять необходи-

мую информацию.

Уметь слушать в соответ-

ствии с целевой установ-

кой, принимать и сохра-

нять учебную задачу

2 мин

-Ребята, а какой праздник, совсем недавно, отмечала вся стра-

на? (9мая). А что это за праздник? (это государственный празд-

ник, в этот день, вся страна празднует День Победы в Великой

Отечественной войне, которая началась в 1941 и закончилась в

1945 году. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки на-

девают ордена, идут на встречу со своими друзьями ветерана-

ми. Вместе они вспоминают, какими были годы войны)

-а кто был хотя бы раз на параде? А у кого в семье есть ветера-

ны великой отечественной войны? (на слайде ветераны)

-Ребят, кто не заметил, я для вас подготовила выставку, на кото-

рой изображены детские рисунки….., вы можете посмотреть

данную выставку на перемене.

-Запомните, что слово победа, пишется с заглавной буквы отно-

сительно какого- то праздника, например «День Победы»

А от слова праздник (празднуем), образуйте глагол на-

стоящего времени, определите число и лицо у данного

глагола (мн.ч., 1 лицо)

-Ребят, а почему это слово словарное? (непроизносимая соглас-

ная, д-можно пропустить). Поэтому это слово нужно выучить

«празДник».

-Какое у него окончание?(-ем).А почему?(мн.ч.)

-Ребят, какое время глагола вы уже изучили? (прошед.вр.). А

смотря на глагол «Празднуем», можно сказать, какое время гла-

гола мы будем изучать сегодня на уроке? (наст.)

-Не знаю., откройте в учебнике стр.167, прочитайте тему урока,

совпали ли ваши ответы с темой урока?(да)

-Правильно, молодцы, умнички.

-Придумайте предложение со словом праздник. Какие предло-

жения у вас получились? (хорошо, спасибо, отличное предло-

жение; подумай еще, может быть для того, чтобы предложение

стало лучше, нужно добавить прилагательное, ведь прилага-

тельное украшает предложение….)

А теперь послушайте, какое я предложение подготовила для

вас. Давайте запишем моё предложение и к этому предложе-

нию будет задание (у доски):

Укажите во всех словах ударение, выделите все знако-

мы орфограммы, укажите все знаки препинания, под-

пишите часть речи над каждым словом, найдите глаго-

лы, укажите окончания глаголов, подпишите время гла-

гола.

-Молодцы ребята, на данном этапе мы с вами повторили сло-

варные слова.

Минутка чистописания:

-Но прежде чем приступить к теме урока, проведем с вами ми-

нутку чистописания: -ит, -ят, образец которых, прописан у вас

в тетрадях.

-Но прежде посмотрите, на мой образец (показ у доски).

-Теперь возьмите ручку в руку, поставьте на локоток и под мой

счет попробуем прописать соединения в воздухе.

-Пропишите данные соединения у себя в тр.

-Итак, вернемся к теме нашего урока. Как она звучит?

III. Изучение нового материала

Задача:

Создать условия для

восприятия нового

материала; расши-

рить представление

учащихся о имени

прилагательном, со-

общить новые сведе-

ния, чтобы содей-

ствовать сознательно-

му восприятию мате-

риала урока.

-Упражнение №193, поможет нам разобраться в теме урока

(работа в парах):

1вр.: читает вопрос

2вр: ответ

При этом проговаривайте все окончания, как в вопро-

се, так и в ответе!

Правда ли, что это один и тот же глагол?(да). В каком

времени стоит этот глагол? (в наст.)

Какое окончание будет у глагола в ед.ч.? (Скрипит). А

во мн.ч.? (скрипят). Это разные окончания? (да).

Изменяется ли глагол наст.вр. по числам? (Да, вот

«скрипит» и вот «скрипят»). Какой вывод можно сде-

лать? (Что глагол наст.вр изменяется по числам).

Откройте стр.168, сопоставьте свои мысли и ответы с

выводом.

Запишите одно любое предложение по выбору в тет-

радь, выделите окончания у глагола и существительно-

го, подпишите на верху время глагола.

А почему у кого-то окончание –ит, а у кого-то –ят? (по-

тому что окончание –ит у ед.ч., а –ят у мн.ч.). Можно

сказать, что глагол изменяется по числам?(да)

А изменяется ли глагол наст.вр. по родам?(нет). А по-

чему? (потому что, что «она скрипит», что «он скри-

пит», что «оно скрипит»). А в прошедшем времени, из-

меняется ли глагол по родам?(да). Почему? («он стоит,

она стояла, оно стояло)

Давайте еще раз подведем итог, что глагол наст.вр. по

числам изменяется (скрипит- скрипят), а по родам-

нет).

-Давайте с вами отработаем наше новое правило. Прочи-

тайте стихотворение на слайде:

Уметь

планировать

своё

действие в соответствии с

поставленной задачей (Ре-

гулятивные УУД).

Уметь

преобразовывать

информацию

из

одной

формы в другую. (Позна-

вательные УУД)

Уметь

выделять

суще-

ственную информацию из

рассказа

учителя;

осуще-

ствлять

актуа л изацию

жизненного

опыта;

(По-

знавательные УУД). Уметь

оформлять

свои

мысли

в

устной

форме; (Коммуни-

кативные УУД).

Уметь

оформлять

свои

мысли

в

устной

форме

(Коммуникативные УУД).

Умение делать выбор:

(Личностные УУД)

Выражают свое мнение.

(Личностные УУД)

7-10

мин

Когда три хохлатки спешат в огород,

То первая курочка первой идет.

За первою- та, что бежит посреди,

А третья хохлатка- всегда впереди!

Ребят, а кто такие хохлатки? Я не знаю, вы знаете? (ку-

рочки). А хохлатки, это одна курочка или много?

Прочитайте задание на стр.169. Что нам нужно сде-

лать? Какие глаголы мы будем выписывать? Давайте

разберем с вами глагол «бежит» вместе у доски.

Остальные два глагола вы запишите самостоятельно в

тетрадях по образцу, первые три человека, кто сделает,

принесите мне тетрадки, я посмотрю. Но торопиться

не надо, можно написать за одну минуту как попало,

сделать кучу ошибок и получить два, а можно потра-

тить больше времени и получить пятёрку. Если у кого-

то есть вопросы, поднимайте руку, я подойду, вам по-

могу. На это задание вам две минуты.

Изменяются ли глаголы наст.вр. по числам? (да)

Физминутка

-Упр. №195 (работа в группах):на А4 распечатан текст.

Прочитайте текст. Определите жанр произведения: это

стихотворение, басня, рассказ…Что это такое? (стихо-

творение). Как вы догадались, что это стихотворение?

(написано в столбик, каждое слово с заглавной буквы)

Прочитайте только первое задание: Найди к каждому

подчеркнутому сказуемому подлежащее. Подчеркните

подлежащие и сказуемые. Подчеркните. Какие грамма-

тические основы у вас получились?

Теперь мы с вами выполняем второе задание: в каких

случаях подлежащим является личное местоимение.

Определи лицо, число и род личного местоимения. Ка-

кое существительное оно заменило?

Выполнит третье задание: на какой вопрос отвечают

все глаголы в этом тексте? В каком числе и времени

они стоят?

Теперь разворачиваемся:

А теперь послушайте мое задание, запишите в тетрадь

только грамматическую основу. Ребят, надо писать все

стихотворение?(нет). А что мы с вами запишем? (толь-

ко грамматическую основу: стоит дом, проживает ко-

тик…). Подчеркните грамматические основы, у глаго-

лов выделите окончания и подпишите на верху, время

и число.

IV. Закрепление нового материала

-Ребят, вот у меня на слайде, следующее задание. Я не очень

понимаю, что здесь написано, скобки зачем-то, буквы пропу-

щены, давайте попробуем разгадать что это. Я даю вам минут-

ку, познакомиться с текстом.

-Давайте проверим. Кто готов?

-А теперь читаем все хором, а теперь все вместе еще раз, еще

раз. А теперь закрыли глазки, проговариваем. Открыли глазки,

читаем еще раз. А теперь повторили про себя. Кто запомнил? А

теперь повтори Петя, повтори Маша…

-Запишите по памяти предложения в тетрадях. Поменяйтесь

тетрадями. А теперь проверьте, возьмите простой карандаш и

сопоставьте с правильным ответом. Если есть ошибка, за-

черкните и наверху подпишите правильный ответ и поставьте

оценку на полях. Верните тетрадки.

-Поднимите руки ребят, кто получил 5, а кто получил 4?

-Какая тема- то у нас на уроке? А то мы немного отвлеклись,

по памяти тут писали.

-Теперь найдите в каждом предложении глаголы. Как подчер-

киваются сказуемые? Укажите над ними число и время, выде-

лите окончания.

V. Подведение итога урока

Обобщить получен-

ные школьниками

знания и закрепить

полученные знания.

Оценить учащихся

Наш урок подошел к концу, скажите:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание

вызвало сложность, трудность?

-Сможете ли вы, после сегодняшнего урока, объяснить теперь

другому ученику или маме, что такое глагол наст.вр? и чем он

отличается от глагола прошед.вр.?

-Понравился ли вам урок? А мне понравился, как вы работали,

спасибо вам за работу.

Дм.зд.: раб.тр. упр. №97

Учащиеся высказывают

свои мысли, формулируют

выводы.

Учащиеся учатся опре-

делять

главную

обще

учебную задачу

Учатся

оформлять

свои

мысли

в

устной

форме

(Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанав-

ливать

аналогии,

строить

логические

рассуждения

(Познавательные УУД)

5 мин



В раздел образования