Автор: Богуславская Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22"
Населённый пункт: ГО Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии развития изобразительного творчества
Раздел: дошкольное образование
Современные технологии развития изобразительного творчества
Искусство как часть культуры. Специфика отражения действительности
в разных видах искусства для эстетического, художественного и
нравственного развития детей дошкольного возраста.
Богуславской Н. В.
В
Федеральном Государственном Образовательном Стандарте
художественно-
эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок
Ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру;
формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства;
восприятие
музыки;
художественной
литературы;
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажем
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др). [5 ,
8]
В
целевых
ориентирах
прописана
специфика
дошкольного
детства
(гибкость,
пластичность
развития
ребенка,
высокий
разброс
вариантов
его
развития,
его
непосредственность и непроизвольность) [5, 20]
Знакомясь
с
Федеральными
Государственными
образовательными
стандартами
трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство именно социально –
личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный
на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, способных найти
своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно
стойких,
социально
адаптированных,
способных
к
саморазвитию
и
постоянному
самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития - это
развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто
актуальной, а одной из самых важных.
Александр
Асмолов
директор
Федерального
института
развития
образования
(ФИРО), руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования,
подчеркивает, что стандарт образования как раз и есть основа для передачи культурного
кода времен. Отсюда стандарт выступает как культурный ген образовательного поведения.
Воспитание, говорит А.Асмолов, - это приобщение к культурному коду, к культурным
образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в
нашей
с
вами
российской
культуре.
Он
выражает
надежду,
чтобы
стандарты
стали
культурной генетикой нашего образования.
С
1
сентября
2013
года
введен
новый
Закон
об
образовании.
Дошкольное
образование впервые в истории российской культуры становится полноценным уровнем
образования наряду со школой и вузом, что также подчеркивает значимость работы
дошкольных учреждений, в том числе и по социально - личностному направлению.
Период
дошкольного
детства
является
периодом
активного
влияния
психологических
механизмов на личность, одним из которых является механизм подражания. Внешний мир
ребенок воспринимает через себя. Ребенок не просто подражает взрослым людям, он
старается приобщиться к делам взрослых людей, их интересам; у него появляется чувство
ответственности. Он постепенно входит в мир морали, поэтапно осваивает существующие
ценности
и
нормы.
Социальным
опытом
дети
овладевают
при
помощи
взрослых
в
процессе вхождения личности в социальную среду. На каждом возрастном этапе развития
у
дошкольника
приобретают
значение
механизмы,
позволяющие
решать
актуальные
проблемы личностного развития. Получая от воспитательного микросоциума позитивные
нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и
переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. [4,
193]
Искусство
является
хранителем
опыта
человечества,
формой
и
результатом
реализации
преемственных
связей
между
поколениями
людей,
между
личностью
и
обществом.
Доставляя
эстетическое
наслаждение,
искусство
о суще ствляет
воспитательное воздействие и информирование, передачу опыта и знаний, отличается
способностью внушающего воздействия. Ученые убеждены, что именно возрастающая
роль искусства и культуры в силах гармонизовать отношения людей, их разобщенность,
повлиять
на
человеческое
сознание
и
мышление
(М.М.
Бахтин,
В.С.
Библер,
Л.С.
Выготский, Д.С. Лихачев, Д.Б. Кабалевский).
Искусство
–
образная
модель
человеческой
жизнедеятельности,
которая
воспроизводит
личность
во
всей
ее
многогранности
и
целостности,
влияет
на
всю
структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным опытом.
Искусство воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный
жизненный опыт человека. Оно несет художественные (по Л.С. Выготскому – «умные»)
эмоции.
Л.С.
Выготский
высказал
мысль
о
том,
что
эстетическая
эмоция
не
только
является средством социализации личности, но и закладывает основы духовной культуры.
И
как
духовное
образование
эта
внутренняя
деятельность
по-своему
ориентирует
личность в социальной деятельности.
Важен факт осознания содержательной стороны полифункциональных отношений
«искусство
–
ребёнок».
Ответы
коренятся
в
самой
ценности
искусства,
в
его
потенциальных
возможностях
влияния
на
личность,
в
поиске
новых
подходов
к
содержанию и формам организации образовательного процесса в контексте интеграции
культуры,
искусства
и
образования.
Такая
интеграция
может
выступать
основой
для
культуротворческой, развивающей среды, организованной с целью воспитания в ребёнке
индивидуальности,
неповторимости
и
самобытности,
развития
ребёнка
как
человека
культуры. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, искусство, воздействуя на
человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает эмоциональный мир.
Приобщаясь
к
культурному
наследию,
ребенок
познаёт
эталоны
красоты,
усваивает
культурный
опыт
поколений.
На
основе
восприятия
культурных
ценностей
личность
стремится к поиску и самореализации смысла собственной жизни. Искусство оказывает на
ребенка
большее
эмоциональное
воздействие,
чем
непосредственно
окружающие
его
жизненные
явления.
Это
объясняется
тем,
что
у
ребенка
в
процессе
восприятия
художественных
образов,
возникает
чувство
сопереживания,
которое
существенно
определяет направленность личности, ее ценностные ориентации, поступки, поведение.
Эстетические эмоции не только обогащают духовно, но и эстетизируют отношение людей
к действительности, делают их более бескорыстными, более чуткими к совершенству
природы и достижениям человеческой культуры.
Опыт
эмоционально-чувственного
сопереживания
художественному
содержанию
музыки, живописи, предметов искусства и представления, возникающие в результате его
осмысления, ребенок, при определенных педагогических условиях, переносит в реальную
жизненную ситуацию, оперируя музыкальными и художественными представлениями как
эталонами
для
взаимоотношения
с
природой,
близкими
ему
людьми
и
окружающим
миром в целом.
Искусство
—
это
сфера
духовно-практической
деятельности
людей,
которая
направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять
универсальную
потребность
человека,
воссоздавать
окружающую
действительность
в
развитых формах человеческой чувственности.
Выделяются
различные
значения
понятия
«искусство»,
тесно
связанные
между
собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством.
Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности,
будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством
стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего
мира
и
человека
«по
законам
красоты».
Здесь
также
решающее
значение
имеет
мастерство,
но
направленное
на
реализацию
внутренних
закономерностей
структуры
создаваемых произведений.
Особым
видом
социальной
практики
является
собственно
художественное
творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства,
имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной.
Э т о
т р е т и й
и
с а м ы й
« у з к и й »
с м ы с л
в
п о н и м а н и и
и с к у с с т в а .
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой
деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в
художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-
творческой
деятельности
и
одновременно
—
реализацией
исторического
культурного
опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с
действительностью,
а
проявляется
в
виде
творческого
отношения
к
этой
действительности,
как
способ
домыслить,
дополнить
реальную
жизнь.
Художественный
образ
—
это
суть
искусства,
это
чувственное
воссоздание
жизни,
сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в
самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в
сюжете,
композиции,
цвете,
звуке,
в
том
или
ином
зрительном
толковании.
Иными
словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках,
фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение,
к а р т и н а ,
р о м а н ,
а
т а к ж е
ф и л ь м
и
с п е к т а к л ь
в
ц е л о м .
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что
позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях.
Создание
и
функционирование
произведений
искусства
происходит
в
рамках
художественной
культуры,
которая
объединяет
в
исторически
изменяющееся
целое
художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику [ 6, 7].
иды
искусства
—
это
исторически
сложившиеся,
устойчивые
формы
творческой
деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по
с п о с о б а м
е г о
м а т е р и а л ь н о г о
в о п л о щ е н и я :
- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора,
глины
и
т.
д.
(т.
е.
с
помощью
пластических
и
колористических
материалов);
- литература включает
в
себя
все
оттенки
творчества,
реализуемые
в
слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными
тембрами,
созданными
природными
и
техническими
приспособлениями
(речь
идет
о
м у з ы к а л ь н ы х
и н с т р у м е н т а х ) ;
- архитектура
и
прикладное
искусство —
через
существующие
в
пространстве
материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды
людей,
—
сложно
и
многообразно
выражают
свою
видовую
определенность.
Каждый
из
видов
искусства
имеет
свои
особые
роды
и
жанры,
есть
внутренние
разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую
эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства
на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык
красок,
форм,
звуков
возник
в
силу
того,
что
краски,
звуки,
формы
получили
выразительный
смысл
и
определенно е
значение
в
ж изни
людей
[6].
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства
постоянно
изменялась,
проявляя
при
этом
различные,
порой
взаимоисключающие
тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр,
архитектура),
—
влияние
научно-технического
прогресса
стимулировало
появление
новых
видов
и с к у с с т в а
( к и н е м а т о г р а ф ,
т е л е в и д е н и е ,
в и д е о ) .
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
—
сохранения
суверенно сти
каждого
отдельного
его
вида
искусства;
—
т я г о т е н и я
к
с и н т е з у
и с к у с с т в .
Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между
ними
противоречие
ведет
не
к
поглощению
одних
видов
искусства
другими,
а
к
взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на
самостоятельное
функционирование
в
системе
художественной
культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего
для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически
подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни
одно
из
них
своими
собственными
средствами
не
может
дать
всеобъемлющую
художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная
культура
человечества
в
целом,
состоящая
из
отдельных
видов
искусства.
Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества,
оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве
аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор
перерабатывает
весь
этот
жизненный
материал,
воспроизводя
новую
реальность
—
х у д о ж е с т в е н н ы й
м и р .
Искусство
полифункционально.
Оно
познает,
воспитывает,
предсказывает
будущее,
оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие
функции.
В
этом
и
заключается
обще ственная
значимо сть
искусства.
Многогранна
и
практика
искусства.
Но
главной
его
целью
является
социализация
личности
и
утверждение
ее
самоценности.
Искусство
вовлекает
человека
в
круг
социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
При
воспитании
нравственности
у
детей
важно
понимать,
что
с
одной
стороны
необходимо научить их понимать возвышенное, а с другой видеть безнравственность,
чтобы замечать ее проявления и избегать аморальных поступков. Это и является тем
фундаментом, на котором будут сформированы представления о нравственности. При этом
огромную
роль
играет
эмоциональная
составляющая
каждого
занятия,
так
как
дети
окрашивают поступающую к ним информацию в различные эмоциональные оттенки.
Одним из эффективных средств воздействия на эмоции ребенка является изобразительное
искусство.
Через искусство передается духовный опыт, о котором ребенку необходимо знать,
чтобы у него сформировались нравственные представления и убеждения. Из всех видов
искусства ИЗО является наиболее доступным и ярким средством, помогающим развить
представление ребенка о моральных ценностях. В рисунках ребенок очень конкретно
выражает то, что ему нравится или что его отталкивает.
Педагог может как переносить жизнь ребенка на рисунок так и способствовать
воплощению нарисованного в жизнь своих воспитанников. Изображая явления из своей
жизни,
ребенок
может
увидеть
в
них
то,
чего
не
видел
раньше,
другими
словами
анализировать и делать какие-то выводы, формировать самостоятельное видение мира, а
не подражать взрослым. Во время изучения картин известных художников человек учится
наблюдать и за своей жизнью, замечая некоторые явления, увиденные им на рисунке. Но
давая
подобные
задания,
воспитатель
должен
понимать,
что
существуют
возрастные
ограничения, которые необходимо учитывать при подборе тем. Кроме этого, во время
создания образов развивается целеустремленность, ведь не все получается сразу. Важно,
чтобы
наставник
помог
ребенку
дорисовать
картину,
исправляя
ошибки,
иначе
потребность
доводить
дело
до
логического
конца
может
и
не
сформироваться.
Коллективные задания также необходимы, они учат пользоваться одним набором красок,
например, и при этом учитывать желания окружающих[3].
Суть современного общества – демократические преобразования. Они нацеливают
педагогов на построение личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми,
которая
высшей
целью
образовательного
процесса
утверждает
личность
ребенка,
относимую к числу общечеловеческих ценностей, понимаемую как идеал нравственного,
физического
совершенства
и
гармонии.
Такой
идеал
предполагает
всестороннюю
реализацию
интеллектуально-нравственной
свободы,
эстетической,
творческой
самостоятельности и активности.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно
зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место
занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Нельзя научить ребенка
правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и
«ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него
эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное в природе и людях.
В
этом
процессе
велико
эстетическое
воздействие
искусства.
Оно
способно
возбуждать
и
воспитывать
глубокие
человеческие
эмоции
и
чувства.
Используя
возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование
личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и
доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Прививая
детям
чувство
прекрасного,
формируя
у
них
первые
нравственные
представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к
тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего
отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.
Это дает основание говорить о формировании у ребенка в процессе воспитания и
обучения
нравственно-эстетического
отношения.
В
ходе
его
формирования
ребенок
приобретает:
-
первоначальный
эмоциональный
опыт,
помогающий
ему
ориентироваться
в
разнообразных художественных произведениях;
-
первые
нравственные
представления,
регулирующие
отношения
между
окружающими его людьми;
- способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго
и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве, как способе ее отражения;
-
первоначальные
морально-нравственные
понятия,
основу
для
последующего
формирования ценностных ориентаций;
-
возможность
применения
полученных
знаний,
что
проявляется
в
поступках,
культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду,
семье.
Воспитание
у
детей
нравственно-эстетического
отношения
может
успешно
решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на
основе проявления интереса к искусству, а затем развития художественных способностей
[1].
Эстетическому
воспитанию
в
развитии
дошкольника
как
неповторимой
индивидуальности принадлежит исключительно важная, определяющая, организующая
роль,
поскольку
оно
(эстетическое
воспитание)
закладывает
основы
мироощущения,
мирочувствования
и
миросозерцания
за
счет
положительных
эстетических
эмоций,
создающих фундамент мировоззрения, т.е. той чувственной части, на которой только и
может быть выстроено рациональное сознание каждого.
Художественное восприятие не дано от рождения. Оно проходит в своем развитии
несколько уровней, начиная от элементарного освоения сюжетной, видимой стороны
произведения
до
способности
проникновения
в
скрытый
замысел
и
художественно-
выразительные особенности образов. Приобщение к искусству начинается с «нулевого
цикла»
и
проходит
три
ступени.
Первая
ступень
(уровень)
–
восприятие
«фасада»
произведения
искусства
(обстоятельств
действия).
Вторая
ступень
(уровень)
отождествление себя с персонажем, сюжетными поворотами его судьбы. Третья ступень
(уровень) – постижение авторского мира, замысла, идеи произведения, отождествление
себя
(согласное
или
конфликтующее)
с
автором-художником.
Художественные
способности и художественное восприятие не у каждого воспитанника проявляются ярко
и сразу: путь их выявления и последовательного развития очень индивидуален. Поэтому
делать быстрые заключения о способностях ребенка этого возраста не следует. Ребенок
может наиболее полно развернуть свои художественно-творческие способности тогда,
когда
он
обогащается
художественными
впечатлениями,
постепенно
овладевает
практическими навыками и некоторыми сведениями. Обучение не тормозит, а, наоборот,
дает ребенку возможности для творческих проявлений и эстетической деятельности.
Одним из путей развития художественных способностей дошкольников являются
занятия
изобразительной
деятельностью
[развитие
ребенка,
3].
В
процессе
изобразительной деятельности, при условии ее оптимальной организации и эффективного
осуществления,
закладывается
интерес
к
художественно-творческой
деятельности,
на
основе которого в последствие будет формироваться художественная культура человека.
В
художественно-исполнительской
деятельности
ребенок
стремится
не
только
технически более точно исполнить данное произведение, но и передать свое отношение к
исполняемому, причем делает это с увлечением, испытывает радость от самого процесса
исполнения, от возможности проявления самостоятельности. На этом этапе обучения
педагог
может
наиболее
отчетливо
наблюдать
индивидуальные
различия
в
характере
детей. У некоторых проявляется излишнее самоутверждение, чувство превосходства над
другими,
стремление
выдвинуться
на
общем
фоне.
У
других,
наоборот,
выявляется
излишняя пассивность, безынициативность, нерешительность. Залог успеха педагога по
воспитанию детского характера в данном случае состоит в том, чтобы проявить к детям
индивидуальное отношение, правильно организовать обучение, а также свое общение с
ними. Важно также использовать конкретные ситуации для демонстрации детям принятых
в
обществе
этических
норм
поведения,
для
наглядного
показа
«красивого»
и
«некрасивого» в поведении.
В дошкольном детстве формируется нравственно-эстетические предпосылки вкуса,
формируется
эмоционально-оценочное
отношение
ребенка
к
окружающей
действительности.
Подлинный вкус мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких
для
детского
восприятия.
Чем
художественнее,
реалистичнее
изображена
наша
действительность,
тем
более
она
доступна
для
восприятия
и
доставляет
подлинно-
эстетическое переживание.
Изобразительное
искусство
обогащает
детей
впечатлениями,
способствует
развитию
органов
чувств,
мышления,
воображения,
делает
наблюдения
более
целенаправленными и глубокими.
Список литературы
1.
Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в
детском саду. –М: «Просвещение», 1989.
2.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Педагогика»,
1990.
3.
Лыкова
И,А.
Развитие
ребенка
в
изобразительной
деятельности:
Справочное
пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
4.
Немов Р.С. Психология образования: учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений.
2007. – 606 с.
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. 2015. – 23с.
6.
Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход:
Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.