Автор: Коновалова Галия Сулеймановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ШКОЛА " ЯКТЫЛЫК"
Населённый пункт: г.САМАРА САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: статья
Тема: "Социально–педагогическая деятельность"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Общеобразовательная школа « Яктылык»
с углублённым изучением отдельных предметов» г.Самара
Самарская область
ТЕМА
:
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Автор: учитель физической культуры Коновалова Галия
Сулеймановна
2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
_______________________________________________________________ 3
§1.Формирование в условиях общеобразовательного учреждения этнической
культуры подростков
______________________________________________________ 5
§2. Средства социально - педагогической деятельности по формированию
этнической культуры подростков
__________________________________________ 11
Выводы
_________________________________________________________________ 19
Заключение
_____________________________________________________________ 21
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования.
На
современном
этапе
развития
человечества
формируется
единая
цивилизация
на
всей
планете.
Укоренение этой идей в науке и общественном сознании способствовало
осознанию глобализации процессов в современном мире. Глобализация
процесс
всемирной
экономической,
политической,
социальной
и
культурной
интеграции
и
унификаций.
Основным
следствием
этого
является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты
капитала,
человеческих
и
производственных
ресурсов,
стандартизация
законодательства, экономических и технологических процессов, а также
сближение
культур
разных
стран.
Этот
объективный
процесс,
носит
системный
характер,
то
есть
охватывает
все
сферы
жизни
общества.
Однако глобализация процессов- это не только их повсеместность, не
только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана,
прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности
на Земле. Это интернационализацией означает, что в современную эпоху
все
человечество
входит
в
единую
систему
социальных,
культурных,
экономических,
политических
и
иных
связей,
взаимодействий
и
отношений. Научиться мыслить глобально, научиться понимать себя и
других сегодня жизненно необходимо всем людям. Человек не может
существовать, не понимая себя и других, не понимая культуру свою и
всего человечества. Он живет в мире культуры, через которую развивается,
обретает возможность осознать и понимать принципы устроения мира и
свое место в этом многоликом мире. Такому развитию способствует и
понимание
культуры
других
народов,
ведущее
к
постижению
ее
внутренних
смыслов,
отношения
к
традициям,
обычаям,
ценностям,
нормам,
образу
жизни.
На
протяжении
длительного
исторического
периода
Российское
государство
складывалось
как
многонациональная
страна. На территории современной России живут представители более
4
ста наций, народностей и этнических групп, обладающих своим языком,
обычаями, традициями, культурой.
Объект исследования: процесс формирования этнической культуры
подростков.
Предмет
исследования:
средства
социально-педагогической
деятельности
по
формированию
этнической
культуры
подростков
в
условиях общеобразовательного учреждения .
Цель
исследования:
теоретически
обосновать
проблему
формирования
этнической
культуры
средствами
социально-
педагогической деятельности, смоделировать и апробировать систему по
формирования
этнической
культуры
в
условиях
общеобразовательного
учреждения.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа социально-педагогической,
психологической, методической литературы по проблеме формирования
этнической
культуры
выделить
ключевые
понятия
(этнос,
культура,
этническая культура, нация, национальное самосознание, национальное
достоинство, традиции, обычаи и т.д.), раскрыть их сущность и структуру.
2. Определить сущность этнической культуры подростков.
3.
Дать
характеристику
средств
социально-педагогической
деятельности
по
формированию
этнической
культуры
подростков
в
условиях общеобразовательного учреждения.
4.
Создать
и
апробировать
систему
социально-педагогической
деятельности по формированию этнической культуры подростков.
5.
Сформулировать
методические
рекомендации
социально-
педагогической
деятельности
по
формированию
этнической
культуры
подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
5
§1.Формирование
в
условиях
общеобразовательного
учреждения этнической культуры подростков
Общеобразовательное
учреждение
является
важнейшим
этапом
воспитания
личности,
когда
закладываются
основы
мировоззрения
человека, осознания им своего места в обществе, формируются основные
ценности
и
жизненные
принципы.
В
этом
отношении
школа
с
этнокультурным
компонентом
образования
способна
предоставить
ребенку благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание
развития
гуманистических
общечеловеческих
качеств
личности
с
возможностью
полной
реализации
его
национально-культурных,
этнических потребностей.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещен в мир
культуры.
Посредством
приобщения
к
культуре
он
формируется,
становится членом общества, личностью.
Культура в антропологическом
аспекте является способом и формой человеческого бытия, исторической
мерой
и
«границей» человеческого
образа
жизни,
его
доминирующим
обликом
[10,81].
Сознание
человека
развивается
внутри
культурного
целого,
в
котором
кристаллизован
опыт
деятельности,
общения,
мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и
преобразовать на его основе собственные возможности и способности,
чтобы состоялось «второе рождение» - рождение собственного жизненного
пути.
Слово «культура», как известно, латинского происхождения. Оно
родилось
в
Древнем
Риме
как
оппозиция
понятию
«натура»,
то
есть
природа,
и
обозначало
«обработанное»,
«возделанное»
в
противоположность
«естественному», «дикому»[12,26].
Позднее
термин
«культура»
стал
распространяться
на
предметы,
явления,
свойствами
6
которых был их сверхприродный, человекотворный характер. Собственно
и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творение себя
самого, как плод преобразования, совершенствования своих способностей,
внутреннего мира, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл
«образования», «воспитания» [12,26].
В
ΧІΧ
веке,
особенно
в
немецкой
философии,
смысл
слова
«культура»
был
тесно
связан
с
понятием
«образование»
(Bildung)
и
обозначал
в
конечном
итоге
специфически
человеческий
способ
преобразования природных задатков и возможностей. Смысл культуры,
как
образования,
согласно
Х.Г.Гадамеру,
окончательно
закрепляется
в
философии
Г.В.Гегеля
[21,34].
Для
Г.В.Гегеля
сущностью
культуры
является приобщение человека к мировому целому, то есть воплощению
«мирового духа».
Подъем же человека
к
всеобщности осуществляется
через образование. По мнению Х.Г.Гадамера, образование для Г.В.Гегеля
состоит
в
том,
что
индивид,
поднимающийся
от
своей
природной
сущности
в
сферу
духа,
находит
в
языке,
обычаях,
общественном
устройстве
своего
народа
заданную
субстанцию,
которой
он
желает
овладеть.
Мир,
в
который
врастает
человек,
образуется
человеческим
языком и обычаями. В этом своем мире народ и обретает бытие. Сущность
образования, таким образом, составляет возвращение к себе, предпосылкой
которого служит отчуждение[17,31]. Ещё одна тенденция в культуре это не
результаты
или
способы
деятельности,
а
сама
продуктивная
сила
деятельности, творческая способность человеческой активности.
Для
того
чтобы
в
полной
мере
овладеть
культурой,
быть
культурным, человек в первую очередь должен знать культуру своего
народа,
своей
нации,
владеть
ею
и
осознавать
свою
национальную
принадлежность
и
развивать
национальное
самосознание.
Чтобы
определить
понятие
«этническая
культура»,
надо
разобраться,
что
же
подразумевается под дефиницией «этнос».
7
Этнос
-
исторически
возникший
вид
устойчивой
социальной
группировки людей, представленным племенем, народностью, нацией.
Нация - исторический тип этноса (народа), представляющий собой
социально-экономическую
целостность,
которая
складывается
и
воспроизводится на основе общности территории, экономических связей,
языка,
некоторых
особенностей
культуры,
психологического
склада
и
дает
еще
знания
о
других
культурах,
каждая
из
которых
должна
рассматриваться в своей самостоятельности и само тождественности. На
первый план выходит не то общее, что характеризует любую культуру, а
уникальность,
неповторимость
ее
индивидуальных
проявлений,
своеобразие и особенность ее исторически конкретных форм [52,78].
Культура, считающая себя единственной в мире, естественно, не
осознает себя национальной культурой. Для этого необходимо признать
существование других национальных культур. История любой этнической
культуры начинается с появления национального литературного языка и
национальной литературы[80,11].
Этническая
культура
как
и
общество,
покоится
на
системе
ценностей.
Ценности
–
это
социально
одобряемые
и
разделяемые
большинством
людей
представления
о
том,
что
такое
добро,
справедливость,
патриотизм,
романтическая
любовь,
дружба
и
т.п.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для
всех людей.
По
материальным
и
духовным
ценностям, которые
то
или
иное
конкретное
общество
оставило
после
себя,
мы
можем
с
достаточной
степенью полноты и точности судить, каким оно хотело быть и было в
действительности, каковы были его субъективные представления о себе,
что
оно
могло
бы
еще
создать,
в
каком
направлении
оно
могло
бы
развиваться
и
изменяться,
если
бы
исторические
условия
его
существования были бы другими. Иначе говоря, этнокультурная ценность
8
– не просто слепок с объекта или его воспроизведение, а своего рода мост
между объектом и субъектом, обеспечивающий двустороннее движение
информации между ними [50,14].
Социально-педагогическая
деятельность
по
формированию
этнической культуры в школе включает в себя проведение различных
мероприятий
с
учениками,
составление
методических
рекомендаций
педагогам
по
общеобразовательным
предметам,
проведение
индивидуальных консультаций, проведение цикла тематических занятий с
родителями.
Рассматривая
этническую
культуру
как
объект
передачи
подрастающему поколению с целью её сохранения, воспроизведения и
развития, можно выделить основные компоненты этнической культуры,
которые проявляются в любой её области (схема 1) [29,61].
Схема 1
Основные компоненты этнической культуры
Таким
образом,
мы
выделили
пять
элементов
национальной
культуры
независимо
от
её
содержания:
знания,
умения
и
навыки,
творческая
деятельность,
эмоционально-оценочная
деятельность,
межнациональное
общение.
Они
естественно
существуют
вместе,
во
взаимосвязи, а не реализуются в порядке очередности и возможны только
при
присвоении
подрастающим
поколениям
всех
элементов
культуры,
Умения
и
навыки
Знания
Компоненты этнической культуры
Эмоционально-
оценочная
деятельность
Опыт
творческой
деятельности
Межнацио
нальное
общение
9
учитывая также и все факторы воспитания из поколения в поколение,
играет большую роль в социализации индивидов.
1.
Целостность
всего
учебно-воспитательного
процесса
школы.
Целостность
предполагает,
что
все
аспекты
учебно-воспитательного
процесса участвуют в воспитание школьников (воспитательный потенциал
уроков, факультативов, системы дополнительного образования, работа с
родителями и связь с внешкольными образовательными и культурными
учреждениями.
Целостность
подразумевает
комплексность
и
последовательность всех уровней от начальной школы до выпускников.
2.
Создание
воспитательной
среды
школы,
основанную
на
гуманистических
традициях
мирового,
российского
образования
и
национальной (татарской) культуры. Под воспитательной средой школы
подразумевается положительный психологический климат в коллективе
как ученическом, так и педагогическом, тесная взаимосвязь всех форм
дополнительного
образования,
усиление
воспитательного
потенциала
каждого
урока,
высокая
профессиональная,
общекультурная
компетентность учителей и воспитателей, наличие традиций в школе и
соответствующих организационно-педагогических условий.
3. Активная взаимосвязь с семьей, общественными организациями и
другими ведомствами в деле воспитания школьников. Родители повышают
свои педагогические знания по воспитанию и развитию детей, активно
участвуют в различных видах деятельности (кружки, экскурсии, вечера,
круглые столы, походы и др.).
4.
Интеграция
ценностей
национальной
татарской
культуры
и
общероссийской,
мировой
в
содержании
образования.
Интеграция
предполагает включение в содержание предметов гуманитарного цикла
учебного
материала
с
ценностями
национальной
культуры
на
когнитивном, аксиологическом и поведенческом уровнях (исторические
события,
факты,
творчество
деятелей
культуры,
науки,
народные
10
праздники,
игры,
описание
архитектурных
памятников,
стихи,
песни,
музыка, театр, изобразительное искусство, фольклор и др.).
5.
Учет
региональных
особенностей
и
активное
использование
воспитательного потенциала административного округа и города Самары.
Совершенствование преподавание курсов «Обществознание», «История и
география
родного
края»,
«Истории
России»,
использование
нетрадиционных
форм
обучения
и
воспитания,
таких
как
экскурсии,
проектные работы, диспуты, обсуждения [20,19].
В
условиях
общеобразовательного
учреждения
формирование
этнической
культуры
строится
на
следующих
концептуальных
положениях: целостность всего учебно-воспитательного процесса школы;
создание воспитательной среды школы, основанную на гуманистических
традициях
мирового,
российского
образования
и
родной
(татарской)
культуры; активная взаимосвязь с семьей, общественными организациями
и другими ведомствами в деле воспитания старшеклассников; интеграция
ценностей национальной татарской культуры и общероссийской, мировой
в содержании образования;
учет региональных особенностей и активное
использование воспитательного потенциала административного округа и
города Самары и предполагает освоение специальных учебных дисциплин:
культура
жизненного
самоопределения;
культура
труда;
культура
общения;
культура
семейных
отношений;
эстетическая;
нравственная
культура.
В
общеобразовательном
учреждении
«Яктылык»
формирование
этнической культуры происходит целенаправленно. Основой содержания
образования
является
базисный
учебный
план
средней
общеобразовательной
школы.
Общеобразовательное
учреждение
осуществляет
образовательный
процесс
в
соответствии
с
уровнем
общеобразовательных программ трех ступеней образования
.
11
В школе I ступени у учащихся складывается понятие о национальной
культуре,
помимо
общих
предметов
дети
изучают
татарский
язык
и
татарскую музыку. В школе II ступеней учащиеся получают представления
о
народных
обычаях
и
ритуалах,
на
уроках
труда
приобретают
практические
навыки
в
народных
ремеслах.
Вводятся
такие
новые
предметы, как татарская литература, история татарского народа. В школе
III ступени школьники начинают изучать на базе факультативных занятий
историю
религии
и
национальную
этику.
Социально-педагогическая
деятельность
в
условиях
национальной
школы
направлена
на
осуществление эффективного
взаимодействия
всех
участников
учебно-
воспитательного процесса, а также на взаимодействие с семьей и социума.
§2. Средства социально - педагогической деятельности по
формированию этнической культуры подростков
В
развитии
человека
как
личности главное
место
принадлежит
деятельности. Она способствует
формированию
качеств
и
свойств
его
личности, изменению многих индивидуальных особенностей. Социально –
педагогическая деятельность - это деятельность человека, имеющая свои
цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы
соответствующий результат.
Средства
–
это
то,
что
человек
выбирает
для
использования
в
процессе деятельности и
посредством
чего
он
добивается достижения
цели. По своей социальной значимости они могут быть: приемлемыми для
данного возраста человека, его возможностей; принятыми в обществе, в
профессиональной
среде;
новыми,
нетипичными,
неординарными,
но
более
эффективными,
характеризующими
своеобразие
творческой
личности;
неприемлимыми
для
данной
социальной
среды,
12
противоречащими ее нормам и правилам, характерными для асоциальной
личности.
Формирование
этнической
культуры
в
татарской
школе
осуществляется следующими путями.
Формирование этнокультуры средствами учебной деятельности (в
школьную
программу
введены
такие
предметы
как,
татарский
язык,
татарская
литература,
история
татарского
народа.
Особое
место
в
формировании
национальной культуры
принадлежит родному
языку
и
литературе.
В
преподавании
родного
слова
учителя
стараются
слить
воедино умственные, этнические и эстетические задачи обучения, учат
наблюдать,
делать
выводы
о
прочитанном,
услышанном
заботясь
о
развитии
нравственных
чувств
через
литературные
произведения,
фольклор. В программе по литературе большое место отводится татарским
народным сказкам, пословицам, поговоркам, творчеству таких народных
поэтов и писателей как Г.М.Тукай, К.Т.Насыри, М.М.Джалиля и другим.
Учителя татарского языка и литературы часто прибегают к пословицам и
поговоркам
как
русского,
так
и
татарского
народов,
предлагая
их
сравнивать, переводить с одного языка на другой, что помогает закрепить
в памяти вновь изученный материал, способствует воспитанию уважения
не только к родному фольклору, но и русскому. Уроки истории татарского
народа
преподаются
на
основе
авторских
программ.
В
своей
работе
учителя используют огромное количество художественной литературы,
устное народное творчество, монографии ученых. Также учитель истории
часто обращается к первоисточникам, где историки, археологи, этнографы
высказывают
самые
разные
точки
зрения.
Учащиеся
учатся
уважать
мнение других и иметь собственное мнение, формируют свое отношение к
тем или иным историческим событиям и фактам.
Факультативная
деятельность
подразумевает
дополнительные
занятия
по
татарскому
языку
и
литературе,
истории
религии,
13
национальной
этики,
уроки
музыки
включают
в
себя
также
изучение
музыки
татарских
композиторов,
народного
фольклора.
В
этом
виде
деятельности следует отметить уроки национальной этики, главной целью
которых является воспитание нравственности. Большое внимание на этих
уроках уделяется воспитанию таких качеств, как умение владеть собой,
чувство
сдержанности,
заботливость,
милосердие,
доброта
и
чуткость,
отзывчивость.
Отличительной
чертой
уроков
национальной
этики
от
обычных уроков нравственности является то, что структура всех занятий
построена на материале народной педагогики. Назидания К.М.Насыри и
Р.А.Фахретдинова составляют основу программы уроков для 11-го класса.
Большое
внимание
уделяется
этике
отношений
со
старшими
членами
семьи, заботливому отношению к старшему поколению. На уроках музыки
разучиваются татарские народные песни, монаджаты.
Внеклассная деятельность. Это, в первую очередь, работа кружков
(литературный, танцевальный, театральный, кружок хора, исторический,
спортивный - национальная борьба - «кураш»). Также это организация
общешкольных
мероприятий
(национальные
праздники,
туристические
поездки на историческую родину, по местам архитектурных памятников,
участие в ежегодном фестивале татарской молодежи в Казани, поездки в
археологический лагерь во время летних каникул), активное участие в
общегородской жизни татарской диаспоры (массовые субботники - «омя»
на
татарском
кладбище
и
в
мечети,
активное
вовлечение
в
работу
татарского центра).
На занятиях в танцевальном кружке большое внимание уделяется
разучиванию татарских народных танцев, плясок. В спортивном кружке
особое место принадлежит народным подвижным играм, национальной
борьбе «коряш». Данный вид игры популярен как у детей, так и взрослых.
Победа
в
ней
зависит
от
физической
силы
и
ловкости
борца.
Педагогическое значение этих игр заключается в развитии физической
14
силы, ловкости, быстроты реакции, выработке выносливости и смелости,
подготовки
сильных
духом
богатырей,
защитников
своего
отечества,
способных
переносить
любые
трудности.
Регулярно
проводятся
национальные
праздники
такие
как
Навруз,
Сабантуй,
«Сембеля»
(«золотая осень»), творческие вечера, встречи с выпускниками.
Помимо
праздников,
вечеров
и
конкурсов
часто
организуются
экскурсии в Булгар (историческая родина поволжских татар), Казань, где
дети
непосредственно
соприкасаются
с
историей,
архитектурными
памятниками,
музейными
экспонатами.
Активно
функционирует
фольклорно-этнографическое
объединение
«Раушан»,
главной
задачей
которого является сформировать познавательный интерес и ценностное
отношение к родной культуре, развивать художественные способности и
умения,
воспитывать
любовь
и
патриотизм
средством
татарского
народного искусства.
Работа
с
родителями
подразумевает
деятельность
педагогов
направленную на содействие в воспитании национальной культуры в семье
(организация тематических вечеров для родителей, организация концертов
с участием детей, посвященных Дню именинника родителя, совместные
выезды на природу, туристические поездки по архитектурным памятникам
национальной
культуры).
Также
по
выходным
дням
функционирует
воскресная школа для всех желающих родителей, где изучаются татарский
язык, литература, история татарского народа. Особое внимание уделяется
привлечению родителей к совместной воспитательной деятельности, ведь
начало
формированию
традиционной
культуры
должно
начинаться
непосредственно в семье. К сожалению, в современных условиях не все
родители
на
достаточном
уровне
владеют
национальной
культурой,
поэтому по выходным дням функционирует воскресная школа для всех
желающих родителей, где изучаются татарский язык, литература, история
татарского народа.
15
Основными
и
главными
средствами
формирования
этнической
культуры в школе являются: устное народное творчество, праздники,
игры, трудовые традиции, традиции, обряды ритуалы, ремесла (схема 2).
16
Схема 2
Основные средства формирования этнической культуры
Школа
является
базой
воспитания
этнической
культуры.
Содержание образования в такой школе строится и раскрывается через
культуру
народа.
«Школьный
дом-это
мастерская,
где
воспитываются,
осваивая духовное богатство народной культуры и народных традиций,
нравственности и ремесла; это укоренение ребенка в том лучшем, что
накоплено гением своего и других народов, это поиск нового смысла
жизни
и
новых
форм
жизни,
идеала добра,
любви,
правды,
красоты»
[20,13].
На протяжении длительного исторического периода татарский народ
обогатился
множеством
различных
обычаев
и
традиций.
Но
первые
традиции, которые появились в народе, - это традиции отношений, забота
человека о другом человеке. Через посредство вещей человек соотносится
Рукоделие,
(вышивание
вязание,
шитье),
резьба по
дереву,
работа с
соломкой
Традиции,
обряды,
ритуалы
Праздники,
игры, трудовые
традиции
Ремесла
Праздничные
обряды,
свадебные,
похоронные,
обряд
рождения
ребенка,
ритуалы
первого
урожая, дождя,
весны
Сабантуй,
Навруз,
Сембеля,
вечерние игры,
посиделки,
концерты, омя.
Средства формирования этнической культуры
Устное
народное
творчество
Загадки,
пословицы,
поговорки,
сказки, баиты,
песни, легенды,
предания,
частушки,
дастаны,
монаджаты
17
с человеком и включается в отношения между людьми. Отношения между
подростками и взрослыми должны строиться по типу отношений взрослых
– дружественных и иметь форму сотрудничества с характерными для них
нормами взаимного уважения, помощи и доверия. Содержанием общения,
которое
служит
воспитательным
целям,
является
передача
человеком
полезной информации, которая включает в себя ценности, нормы и формы
поведения. Мера принятия одним человеком в общении с другими людьми
зависит
от
отношений
между
людьми,
определяемыми
эталонами
межличностного восприятия. Эталоны межличностного восприятия ярко
выражаются в заботливом отношении людей друг к другу. Заботливость,
являясь
одним
из
важнейших
признаков
гуманности,
остается
философской,
социально-политической,
этической
и
психологической
категорией. Забота о другом человеке представляет собой совокупность
таких
качеств,
как
отзывчивость,
чуткость,
сопереживание,
внимательность,
предупредительность,
доброта,
оказание
помощи,
которые
стали
привычками
и
нормой
поведения
личности.
Народные
традиции, обогащаясь новыми элементами, органически входят в учебно-
воспитательный
процесс
и
служат
надежными
средствами
воспитания
заботливого
отношения
к
людям.
Истоки
заботливости
находятся
в
народных обычаях и традициях. Обобщая наиболее характерные признаки
заботливого отношения к людям, можно сделать следующие выводы, что
самыми
существенными
являются
такие
черты
нравственности,
как
милосердие, чуткость, отзывчивость, внимательность, доброта, оказание
помощи окружающим. Итак, заботливость – это такое качество личности,
которое
носит
действенный
и
осознанный
характер,
проявляется
в
глубоком
уважительном
отношении
к
человеческой
личности
и
выражается в милосердии, чуткости, отзывчивости, взаимопомощи [36,50].
Педагог должен использовать такие методы и приемы работы как
убеждение, упражнения, поощрения и т.д.(схема 3).
18
Основные методы формирования этнической культуры
Таким
образом,
формирование
этнической
культуры
в
школе
происходит на всех уроках, внеклассных и факультативных занятиях, вся
учебно-педагогическая
деятельность
школы
направлена
в
русле
воспитания на традициях народной педагогики.
Основными и
главными
средствами формирования
национальной
культуры
в
школе
являются
средства:
устное
народное
творчество,
праздники, игры, трудовые традиции, традиции, обряды ритуалы, ремесла.
Методы
и
приемы
социального
и
других
педагогов
будут
следующие; убеждение, упражнения, поощрения и другие.
Методы формирования этнической культуры
Убеждения
Упражнения
(приучения)
Поощрения
Слово, диалог,
умение выслушать
собеседника
Поручение, дело,
игра, метод примера,
подражание
Ведущий метод -
поощрение
Приемы воздействия
Доброжелательное
предложение без
адреса, похвала,
сообщение
интересного,
полезного
Вовлечение в
интересное дело,
педагогическое
взаимодействие,
стимулирование
состязательности,
изменение
заданий, показ
умений, обучение
ремеслам
Обращение за
советом;
проявление
внимания, заботы,
одобрения,
снисхождения,
радостного
удивления,
проявления
доверия, внушение
уверенности
19
Выводы
Этническая
культура
–
это
культура
отдельного
народа,
нации,
которая включает в себя язык, традиции, обычаи, нормы. Рассматривая
этническую культуру как объект передачи подрастающему поколению с
целью
её
сохранения,
воспроизведения
и
развития,
можно
выделить
основные компоненты национальной культуры: знания, умения и навыки,
опыт
творческой
деятельности,
эмоционально-оценочная
деятельность,
межнациональное
общение.
Они
естественно
существуют
вместе,
во
взаимосвязи
Особое место среди всех видов культурной деятельности занимает
учебно-воспитательная деятельность детей в школе. Главная цель и задача
татарской школы - воспитать и обучить ребенка на основе национальной
культуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в
систему общекультурных и нравственных ценностей, дать возможность
почувствовать национальные корни, раскрыть культуру, традиции народа,
воспитать россиянина.
Развитие
в
общеобразовательном
учреждение
опирается
на
следующие
концептуальные
положения:
целостность
всего
учебно-
воспитательного процесса школы; создание воспитательной среды школы,
основанную
на
гуманистических
традициях
мирового,
российского
образования
и
родной
(татарской)
культуры;
активная
взаимосвязь
с
семьей, общественными организациями и другими ведомствами в деле
воспитания
старшеклассников;
интеграция
ценностей
национальной
татарской
культуры
и
общероссийской,
мировой
в
содержании
образования
;
учет региональных особенностей и активное использование
воспитательного потенциала административного округа и города Самары.
Формирование
этнической
культуры
в
школе
должно
соответствовать следующему содержанию культуры: культура жизненного
самоопределения; культура труда; культура общения; культура семейных
20
отношений;
эстетическая;
нравственная
культура.
Особое
место
в
традиционном воспитании татар занимает воспитание уважительного и
почтительного
отношения
к
старшим,
проявлению
заботливости
и
ответственности перед близкими и родными.
В школе, все педагоги играют незаменимую роль в социализации
личности школьника, то есть фактически выполняют функции социального
педагога.
Социально-педагогическая
деятельность
по
формированию
этнической культуры в школе должна быть направлена на школьников, их
родителей, а также и других педагогов и воспитателей такими методами,
как
проведение
различных
мероприятий
с
учениками,
методические
рекомендации педагогам по общеобразовательным предметам, проведение
индивидуальных консультаций, проведение цикла тематических занятий с
родителями.
Педагог
школы
должен
владеть
национальной
культурой
и
качествами, необходимыми для реализации в педагогической практике
новых
концепций
образования,
ставящих
целью
формирование
национального
самосознания
подрастающего
поколения
в
единстве
с
уважительным
отношением
к
представителям
других
культур,
возрождение национальной культуры, приобщение детей к национальным
духовно- нравственным ценностям своего народа.
Основными и
главными
средствами формирования
национальной
культуры
в
школе
являются
средства:
устное
народное
творчество,
праздники, игры, трудовые традиции, традиции, обряды ритуалы, ремесла.
Методы
и
приемы
социального
и
других
педагогов
будут
следующие; убеждение, упражнения, поощрения и другие.
Заключение
Проблема
формирования
этнической
культуры
является
важной
задачей
в
современных
условиях
ассимиляции
малых
наций
и
народностей.
Она
формируется
с
детского
возраста,
но
особое
место
занимает
в
подростковом
и
юношеском,
потому
что
именно
в
этом
возрасте
ребенок
начинает
формироваться
как
личность,
у
него
складывается
мировоззренческое
восприятие
окружающей
действительности,
ребенок
задумывается
над
тем,
кто
он,
к
какой
социальной группе он принадлежит. Развитие каждой нации опирается на
национально-культурные
традиции,
на
осознание
уникальных
и
неповторимых
достижений
культуры,
которые
порождены
историей
данного
нации,
его
природной
средой,
геополитической
спецификой,
достижениями в различных областях духовной жизни. Все нации обладают
уникальным
своеобразием,
которое
складывается
как
комбинация
и
специфическая
форма
проявления
свойств,
присущих
им.
Все,
что
сохранила
цивилизация
и
донесла
до
нас
культура
разных
народов,
представляет
непреходящую
ценность
и
не
должно
быть
забыто.
Сбережению
и
умножению
этого
богатства
может
и
должна
способствовать
национальная
система
образования,
основанная
на
национальной культуре.
В
первой
главе
раскрыты
сущность
и
структура
следующих
понятий: этнос, культура, этническая культура, нация, традиции, обычаи,
нормы.
Мы
сделали
вывод
о
том,
что
понятие
этническая
культура
объединяет
людей,
живущих
на
небольших
пространствах
и
не
обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными
отношениями. Границы этнической культуры задаются силой, мощью
самой
этой
культуры,
ее
способностью
распространяться
за
пределы
общинно-родовых и локально-территориальных образований. Этническая
культура - это культура отдельного народа, нации, которая включает в себя
22
язык, традиции, обычаи, нормы. Компонентами этнической культуры
являются
знаний
о
родной
культуре,
национальное
самосознание,
принятие других. Особое место среди всех видов культурной деятельности
занимает учебно-воспитательная деятельность детей в школе.
Главная цель и задача школы - воспитать и обучить ребенка на
основе национальной культуры, в среде родного языка, с одновременным
включением его в систему общекультурных и нравственных ценностей,
дать возможность почувствовать национальные корни, раскрыть культуру,
традиции
народа,
воспитать
россиянина.
Этническая
культура
формируется в процессе учебной деятельности(татарский язык, татарская
литература,
история
татарского
народа),
внеклассной
деятельности
(национальные праздники, борьба, кружки, творческие вечера, экскурсии в
Булгар, в Казань, совместные выезды с родителями по архитектурным
памятникам национальной культуры.) Необходимо проведение тренингов,
тематических
бесед,
классных
часов,
направленных
на
формирование
национального самосознания.
Основными и главными средствами формирования
национальной
культуры
в
школе
являются
средства:
устное
народное
творчество,
праздники, игры, трудовые традиции, традиции, обряды ритуалы, ремесла.
Апробация программы позволила изменить отношения учащихся к
национальной культуре.
Педагоги и родители школьников отмечали изменения в поведении
учащихся. Школьники стали более заботливо и терпеливо относиться к
окружающим, активнее проявлять интерес к овладению знаниями о родной
культуре, национальных традициях, обычаях как своего народа, так и
других. В результате проведения эксперимента были сформированы части
понятий
нравственности,
заботливого
отношения
к
окружающим,
толерантности, национального достоинства.
23
Не все вопросы формирования этнической культуры в нашей работе
освещены одинаково глубоко. При формировании этнической культуры в
школе работа должна быть направлена на учебно-воспитательный процесс.
Требует проработки и обоснования проблемы, связанные с национальной
идентичностью, проблемы межкультурных коммуникаций, семьи и брака.
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аджиева
Е.М.
Педагогические
подходы
к
воспитанию
толерантности:
[В
системе
проф.
подгот.
и
переподгот.
учителя]
//
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и
практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 2-е изд., стер. -
C. 216-223.
2.
Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности
школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте
идей
В.А.
Сухомлинского)
//
Теория
и
практика
высшего
профессионального
образования:
содержание,
технологии,
качество.
-
Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. - Ч.7. - C. 12-17.
3.
Амелин
В.В.
Проблемы
национальных
меньшинств
в
полиэтнических регионах России // Демократия и национальные движения
в современном мире российско-американский семинар. - Уфа: Гилем, 1999.
57с.
4.
Асташова Н.А. Технология общения и их потенциал в системе
воспитания
толерантности:
[Обучение
межличност.
общению
в
шк.:
Психол. тренинг] // Толерантное сознание и формирование толерантных
отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во МПСИ,
2003.- C. 223-235.
5.
АрутюновС.А.Народы
и
культуры:
развития
и
взаимодействия.-М.: Наука, 1989.-243с.
6.
Ахбарова Г.Х. Воспитание толерантности на уроках русского
языка
в
татарской
школе
//
Толерантное
сознание
и
формирование
толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.:
Изд-во МПСИ, 2003. - C. 290-292.
25
7.
Баландина
Е.Ю.
Народная
музыка
и
патриотическое
воспитание: [Сред. шк.] // Музыка в шк. - 2003. - № 2. - C. 28- 29.
8.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство,
1979.