Автор: Никулина Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация и деятельность творческой группы педагогов дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма методического сопровождения педагогов
Раздел: дошкольное образование
Организация и деятельность творческой группы педагогов
дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма
методического сопровождения педагогов
Никулина Вера Николаевна
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
В
настоящее
время
в
российском
образовании
осуществляется
этап
инновационного развития. Всесторонняя поддержка педагогических стратегий
по созданию инновационных программ и сред воспитания напрямую зависит от
повышения результативности и эффективности педагогического труда.
Это
наукоемкая
и
стратегическая
задача
обозначена
в
Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до
2020
года
(2009),
государственной
программе
«Развитие
образования
в
Российской Федерации на 2013–2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от
15 апреля 2014 г. N 295), федеральной целевой программе развития образования
на 2016–2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23 мая
Первоочередное внимание при работе дошкольного учреждения в режиме
развития
уделяется
развитию
его
кадрового
потенциала:
повышению
социально-профессиональной мобильности и компетентности педагогического
коллектива.
Задача
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
-
придать
позитивный
импульс
модернизации
дошкольного образования, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие
образовательные
модели
и
обеспечить
каждому
воспитаннику
стартовые
условия для обучения в начальной школе.
Поэтому
содержание
деятельности
педагогических
работников
ДОУ
оценивается в соответствии со следующими критериями:
соответствие
социальному
заказу
государства
к
данному
типу
учреждения
и
социальным
ожиданиям
всех
участников
образовательных
отношений (детей, родителей (законных представителей), педагогов);
включённость
всех
специалистов
учреждения
в
педагогическую
деятельность.
Изменения, происходящие в современной системе образования, выдвигают
необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога.
Режим инновационного поиска развивающегося современного образования
вызывает изменения различных компонентов деятельности всех специалистов
дошкольного
учреждения,
и
особое
значение
приобретает
усиление
непрерывного
характера профессионального совершенствования педагога, как
условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения
уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения
качества результатов образовательного процесса в целом.
1
Таким
образом,
основанием
профессионально
грамотной
деятельности
старшего воспитателя является система повышения квалификации педагогов,
методологической
основой
которой
является
современная
концепция
непрерывного образования как условия личностного роста и развития.
А целью методической работы в целом - повышение профессиональной
компетенции
педагогических
работников
посредством
создания
системы
непрерывного
профессионального
развития
каждого
педагогического
работника, так как субъектом методической работы в современных условиях в
первую
очередь
является
сам
педагог,
выступающий
как
самостоятельный
творец своей профессиональной деятельности.
Сегодня
необходимы
новые
подходы
к
организации
методического
сопровождения (взаимодействие
сопровождаемого
и
сопровождающего
в
вопросах
выявления,
информационного
поиска
и
конструирования
путей
решения
актуальных
для
педагогического
работника
п р обл ем
профессиональной
деятельности),
а
затем
и
методического
обеспечения
педагогов (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и
внедрение
в
практику
более
эффективных
моделей,
методик,
технологий
развития воспитанников).
Прежде всего, следует создать условия для повышения их активности и
инициативы, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
Такие масштабные преобразования в системе дошкольного образования
стимулируют
руководителей
и
педагогов
дошкольных
образовательных
учреждений
к
активной
инновационной
деятельности,
повышению
его
привлекательности и конкурентоспособности в образовательной среде. И наше
дошкольное образовательное учреждение не исключение.
В
целях
организации
поиска
ресурсов
развития
учреждения
нам
представляется целесообразным создание на базе учреждения инновационных
структурных
подразделений
и
управление
их
деятельностью.
Такими
инновационными структурными подразделениями являются творческие группы
педагогов.
В
связи
с
этим,
в
целях
развития
собственных
профессиональных
компетенций, в частности методической и управленческой, я решила, что темой
моего самообразования станет «Повышение профессиональной компетентности
педагогов
ДОУ
посредством
управления
деятельностью
творческих
групп
ДОУ».
Творческая группа -
это
структурное
подразделение
методической
службы образовательного учреждения,
объединение
педагогов,
ведущих
опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую или проектно-
исследовательскую деятельность.
М.
М.
Поташник
определяет
творческую
группу
как добровольное
профессиональное
объединение
педагогов,
заинтересованных
во
взаимном
творчестве по изучению, разработке идеи или проекта, обобщению материалов
по
определенной
тематике
или
проблеме;
отработка
и
внедрение
лучших
2
традиционных
и
новых
образцов
педагогической
д е я т е л ь н о с т и ,
профессиональное общение, обмен опытом.
Творческая группа является одной из эффективных и результативных форм
метод ич е ской
раб от ы,
д ающих
импульс
т ворч е ст ву
и развитию
профессиональной компетентности каждого конкретного педагога.
Творческие
группы
носят
открытый
характер,
т.е.
в
их
работе
предполагается участие широкого круга заинтересованных лиц и приглашенных
специалистов.
Они создаются по инициативе самих педагогов или администрации, могут
быть краткосрочными, долгосрочными или постоянно действующими.
Длительность
их
существования
зависит
от
сложности
поставленных
перед участниками объединения задач и объема намеченных работ.
Содержание
деятельности
определяется
запросами
и
интересами
учреждения, педагогов, воспитанников, их родителей, реалиями и тенденциями
развития системы дошкольного образования.
Одним из приоритетных направлений в организации работы в творческих
группах
является
деятельность,
стимулирующая
передачу
педагогического
мастерства более опытных педагогов начинающим коллегам.
Цель и задачи методической практики:
Цель: повышение качества и эффективности образовательного процесса в
ДОУ.
Задачи:
-
обеспечить
условия
для
профессионального
роста
и
самореализации
каждого педагога в профессиональной деятельности;
Рост
педагогического
мастерства
воспитателя
и
специалиста
ДОУ
–
необходимый показатель качества образовательного процесса; Образовательный
процесс
изменяет
в
наибольшей
мере
самого
педагога,
если
он
оказывает
положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого
ребенка
–
дошкольника,
обеспечивает
единство
образования,
воспитания
и
развития.
-
активизировать
педагогиче скую
ре флексию
с о б с т в е н н о й
профессиональной деятельности;
Формировать и развивать у педагогов умение самостоятельно, проблемно
подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег.
- развивать качества современного конкурентноспособного педагога
и
умения позиционировать себя в условиях ДОУ и других уровнях.
Предполагается, что
Результатами деятельности творческой группы ДОУ станет:
- успешное решение стоящих перед образовательным учреждением задач;
Участие педагогов в работе профессионального объединения, работа над
коллективным
проектом,
над
темой
самообразования,
плодотворное
взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволит педагогам повысить:
-
стремление
к
профессиональному
развитию,
творчеству
и
самореализации в профессии;
3
- профессиональное сознание, компетентность и квалификацию;
- социальную и профессиональную активность;
- роль в управлении учреждением.
В заключение хочу выразить надежду на то, что ещё одним показателем
результативности и эффективности моей работы над темой самообразования в
следующем учебном году станет увеличение количества участников нашего
Фестиваля - профессиональных педагогов, представляющих освоенные ими и с
успехом
реализуемые
в
образовательной
деятельности
современные
педагогические практики.
Список литературы:
1.
Концепция
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года
(Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N
1662-р).
2.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
17
октября
2013
г.
N
1155
г.
Москва
"Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября
2013 г. Регистрационный N 30384).
3.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года (Утверждена Указом Президента Российской Федерации 31.12.2015
№ 683).
4.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы
(Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
23.05.2015 N 497).
5.
Майер
А.А.
Сопровождение
профессиональной
успешности
педагога
ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
4