Автор: Бычкова Лариса Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 15"
Населённый пункт: город Березники Пермского края
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: «Взаимодействие классного руководителя и семьи в процессе реализации проекта «Страницы прошлого моей семьи»
Раздел: начальное образование
«Взаимодействие
классного
руководителя
и
семьи
в
процессе
реализации проекта «Страницы прошлого моей семьи»
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – активная
ч аст ь школьной
жизни.
Уже
в
начальной
школе
дети
вовлекаются
в
разработку, выполнение, презентацию проектов. Одним важным условием в
работе над проектом является участие родителей.
Я стараюсь сделать так, чтобы родители не брали на себя большей
части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот
помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны
родителей
-
важный
фактор
поддержания
мотивации
и
обеспечения
самостоятельности
школьников
при
выполнении
ими
проектной
деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают
первые шаги в работе над проектом.
В ходе работы над проектом родители класса выступают одновременно
в нескольких ролях.
Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
На первом этапе я провожу родительское собрание, на котором разъясняю
родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности
детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах
возможного участия в ней. В помощь родителям готовлю памятки. Предлагаю
направления работы, опираясь на которые родители уже совместно с детьми
могут подобрать тему для проектной деятельности.
Вторую встречу организовываю совместно с детьми. В прошлом учебном
году
большая
часть
родителей
и
детей
выбрали
направление
«Семья».
Проектную деятельность строим на изучении своей родословной. В этих
проектах
родители
могут
помочь
детям
узнать
прошлое
предков,
их
жизненный путь, достижения, вклад в историю своей страны.
Совместно с родителями и детьми мы ставим цель, задачи реализации
проекта, составляем план.
Следующие этапы работы над проектом:
1.
Сбор материала.
2.
Связь
с
организациями,
учреждениями,
которые
могут
оказать
помощь в реализации проекта.
3.
Реализация проекта.
4.
Презентация проекта.
Из последних проектов мне хочется выделить работу Зиганшина Амира о
своей прабабушке Колесниковой Лидии Александровне.
В преддверии праздника Дня Победы он рассказал о её жизни и о том, где
она трудилась в тяжёлые годы войны.
Для сбора информации были подключены близкие родственники ученика.
Мы встречались с бабушкой Амира, она приходила в класс, рассказывала
детям о жизни Лидии Алексадровны. Чтобы поэтапно выстроить жизненный
путь прабабушки мальчика, мы совместно с родителями подбирали материал
для
презентации.
Просмотрели
семейный
альбом,
выбрали
значимые
фотографии.
По документам восстановили весь трудовой путь бабушки.
Чтобы узнать точную информацию о жизни Лидии Александровны в годы
ВОВ, мы отправились в историко-художественный музей имени Коновалова.
Источники
указали,
что
она
в
период
с
1944
по
1945
год
работала
на
Березниковском заводе бытовой химии.
Амир
написал
мини-сочинение
о
бабушке
и
выступил
перед
одноклассниками.
Используя
разные
источники,
мы
подбирали
стихи
о
бабушке, выдержки, высказывания известных людей о прошлом своей семьи,
своего народа.
За
свои
трудовые
достижения
прабабушка
Амира
была
награждена
медалями. Амир вместе с мамой и папой творчески подошли к презентации
наград. Они изготовили подушечку, на которой теперь хранятся медали.
В подготовке итоговой презентации мальчик принял активное участие. Он
подбирал материал в интернете, учился работать в программе Power Point.
Родители ребёнка помогали ему, направляли и корректировали презентацию.
В апреле 2018 года Амир с данной презентацией выступил в школе на
учебно-практической конференции, занял 1 место. 16 мая 2018 года свою
проектную
работу
он
представил
на V
краевой
научно-практической
конференции.
Семья Амира в течении четырёх лет была одной из самых активных
участников
проектной
деятельности.
Учащийся
ежегодно
выступал
на
школьных конференциях, занимал призовые места. В первом классе на ГМО
дефектологов он показал работу «Тайны снега и льда». Во втором классе
мальчик выступил на презентационной площадке для школ города по теме
«Почему птицы летают?»
В апреле этого года мальчик вместе с мамой ездил в город Пермь на II
краевую научно-практическую конференцию для детей с ОВЗ, представлял
работу «Шахматная страна».
Я считаю, что только совместная работа
педагога, родителей и детей
может дать положительные результаты в проектной деятельности.
Я приготовила памятки,
примерный алгоритм работы над проектом,
которые помогут в работе с семьёй.
Своё выступление хочу закончить словами поэтессы Яны Блынской:
Храните летопись семьи,
Храните каждую страничку.
Храните с чувством доброты,
С любовью, верностью и честью.
И знайте корни родословные свои,
И детям передайте по наследству
Чтоб знали прародителей своих,
Чтоб память берегли о всём семействе.