Автор: Тихомирова Марина Анатольевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: Гимназия Святителя Василия Великого
Населённый пункт: Московская обл., Одинцовский р–н, дер. Зайцево
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы постановки звуков с использованием конструкторов ЛЕГО у дошкольников с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Приемы постановки звуков
с использованием конструкторов ЛЕГО
у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тихомирова Марина Анатольевна
Учитель-логопед Гимназии Святителя Василия Великого
- 1 -
Проблема развития речи является центральной в коррекционном развитии
детей
с
общим
недоразвитием
речи.
Нарушение
компонентов
речевой
функции,
которые
проявляются
в
бедном
словаре,
недостатках
звукопроизношения,
несформированности лексико-грамматических категорий, оказывают отрицательное
влияние на становление личности ребенка с речевой патологией, что усугубляет
речевой
дефект.
Это
проявляется
в
пониженной
самооценке,
неуверенности,
замкнутости (Р.Е.Левитина, А.В.Ястребова и др.). У таких детей отмечается малая
речевая активность, приводящая к нарушениям коммуникативной деятельности и еще
большему затормаживанию их речевой активности.
Постановка звуков у дошкольников, имеющих речевую патологию, сопряжен с
большими
сложностями,
обусловленного
особенностями
речевого
нарушения,
наличием
вторичных
дефектов,
личными
особенностями
детей-логопатов.
Этот
период является важным, т.к. во-первых, у ребенка необходимо устранить дефекты
звукопроизношения; во-вторых, сформировать интерес к речи и звуковой культуре; в-
третьих, активизировать познавательную деятельность на занятиях.
Для того, чтобы ребенок научился говорить, он должен предварительно
научиться:
- артикулировать все звуки родного языка;
- произносить звуки и их сочетания;
- модулировать просодемы, создающие интонацию.
Работа по коррекции звукопроизношения включает: развитие общей, речевой
моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса и мнезиса и непосредственной
постановки звуков, автоматизации и дифференциации звуков.
В
процессе
коррекции
звукопроизношения
большое
значение
придается
формированию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделять
звуки из слова, определять место этих звуков, уточнению смыслоразличительной
функции фонем.
В эксперименте приняло участие 20 старших дошкольников (ОНР II, ОНР III
уровня,
у
многих
из
них
основной
диагноз
был
осложнен
дизартрией
и
дизартрическим
компонентом).
Присутствовали
все
формы
нарушения
звуков:
искажения, отсутствие, замены.
Коррекция звукопроизношения проводилась на индивидуальных и
подгрупповых
занятиях
с
учетом
последовательности
этапов
работы.
Большое
внимание уделялось развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической
основы артикуляторных движений).
В качестве наглядного материала использовались традиционные пособия и
конструктивные
наборы
ЛЕГО
ДУПЛА.
Эти
наборы
имеют
кирпичики
разных
размеров, формочки и человечков, все детали окрашены в красный, зеленый, желтый
и синий цвета.
Прежде, чем использовать конструктор в логопедических занятиях по
постановке звуков, с детьми были проведены циклы занятий по ознакомлению с
ЛЕГО и обучению приемам работы с ним. Элементы ЛЕГО использовались на этапах
артикуляционной гимнастики, постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
- 2 -
Остальные
этапы,
которые
входят
в
процесс
коррекции
звукопроизношения,
проводились
на
основе
традиционных
методик,
описанных
в
логопедической
методологической литературе.
В процессе занятий ребенок общался с самым доступным для него предметом
игрушкой, от лица которой велись диалоги, давались задания. Все это вызывало
положительные реакции у детей, т.к. это была их естественная жизнедеятельность
мир игр и фантазий.
Артикуляционная гимнастика проводилась по подражанию, перед зеркалом,
на счет. В случае затруднения движений использовалась механическая помощь.
После
обработки
изолированных
элементов
движений,
они
объединялись
в
единый артикуляционный уклад.
Проводя упражнения, логопед показывал ребенку человечка-звук, объясняя,
что для того, чтобы «подружиться» с ним, необходимо как следует потренировать
язычек и губки. Если у ребенка возникали затруднения, то человечек-звук просил
постараться и выполнить упражнения правильно и т.д.
В период постановки звуков к органам артикуляции детей предъявлялись те
же требования, что на этапе проведения артикуляционной гимнастики. При этом
ребенку
не
давалось
готового
решения,
ему
предлагалось
из
деталей
ЛЕГО
собрать
только
то,
что
он
может,
о
чем
у
него
имеются
представления.
Построенные
ими
объекты
не
оценивались
с
точки
зрения
правильности
исполнения,
но
это
уточнялось
в
последующей
работе
по
ознакомлению
с
окружающим миром. Я опиралась на наглядные методы работы, демонстрировала
реальные объекты и предметы окружающего мира, картинки, проводила беседы и
т.д.
Посредством
игровой
деятельности
решалась
задача
постановки
звука.
Формируя задания ребенку о создании конструктивных объектов, я старалась
выбирать объекты, в названиях которых или звукоподражании которых имелся
отрабатываемый звук, и соотносить его с буквой.
Таким образом, с помощью ЛЕГО разыгрывались небольшие инсценировки,
к которым предъявлялись определенные требования:
- логопед четко определял, кто будет руководить педагог или человечек-звук;
- задания и объяснения были доступными с точки зрения лексической
наполняемости и не слишком длительными.
Были случаи, когда ребенок выражал отказ от занятий. Это возникало, как
правило,
на
этапе
адаптации
ребенка
к
детскому
саду
у
так
называемых
«домашних детей» или у детей, которые уже занимались с логопедом, но по тем
или иным причинам не имели положительной динамики, либо у них отмечались
незначительные улучшения. Чтобы повысить интерес к занятию, использовались
следующие игровые приемы:
- человечек-звук забывал свою песенку и просил ребенка ее вспомнить;
- человечек-звук терялся, и ребенку предлагалось найти его в логопедическом
кабинете, позвав его четко.
- 3 -
Занятия проводились перед зеркалом, для того, чтобы ребенок имел
возможность контролировать положение органов артикуляции. При постановке
звуков
логопед
сначала
показывал
ребенку
норму
артикуляционной
позы,
впоследствии следил за четким и правильным ее воспроизведением ребенком. В
процессе
игры
в
ЛЕГО
логопед
в
тактичной
форме
обращал
внимание
дошкольника на положение губ и языка.
Коррекционная работа проводилась до тех пор, пока ребенок не овладевал
легким и свободным (без предварительной подготовки и без поисковых усилий)
произнесением поставленного звука по просьбе логопеда. Только после этого был
возможен переход к следующему этапу работы над звуком – автоматизации и
дифференциации.
Используя элементы ЛЕГО в процессе постановки звуков, мы имели
возможность
модифицировать
игровые
ситуации.
Во-первых,
дети
создавали
различные варианты одного и того же объекта (предмета), что вносило некоторый
элемент новизны в каждом занятии. Во-вторых, в процессе игры-конструирования
возникали неординарные моменты, которые также использовались логопедом в
коррекционно-развивающих целях. Дети сами придумывали сюжеты для игр с
ЛЕГО.
Использование ЛЕГО в процессе коррекции звукопроизношения позволило
решить воспитательные, коррекционно-развивающие и обучающие задачи:
- ставя перед собой цель, ребенок должен был ее выполнить, тем самым довести
дело до конца;
- практически во всех заданиях ребенок должен был оказать помощь персонажу
общей сказки или таинственной истории, что направлено на развитие личностных
качеств – сопереживания, добра;
-
конструируя
из
ЛЕГО,
ребенок
выступал
в
роли
творца,
он
создавал
свои
собственные постройки, что развивало его творческую активность;
-
в
процессе
конструирования
и
манипулирования
зрительно
развивалась
двигательная координация и активизировалась мелкая моторика;
-
скрепляя
каждый
кирпичик
ЛЕГО
(произнося
по
просьбе
логопеда
отрабатываемый звук), дети не испытывали утомления на занятиях, не отмечалось
отказов от занятий, что повышало эффективность коррекционного воздействия.
В итоге коррекционной работы звукопроизношение было скоррегировано у
100% дошкольников. Занятия по постановке звуков с использованием элементов
конструктора
вызвали
положительные
эмоциональные
реакции,
повышали
мотивационную
и
познавательную
активность.
Общение
детей
с
человечком-
звуком, которого они имели возможность взять в руки, потрогать, поговорить,
поиграть с ним, способствовало формированию интереса к звукам родной речи,
что в дальнейшем наблюдалось и на занятиях по подготовке к обучению грамоте,
на которых также использовались человечки и другие детали ЛЕГО.