Напоминание

Развитие связной речи детей третьего года жизни в совместной деятельности


Автор: Сысоева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №38 отделение дошкольного образования детей Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи детей третьего года жизни в совместной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи детей третьего года жизни в совместной деятельности.

Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно

мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит

их на лету…»

К. Д. Ушинский.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений

ребёнка в дошкольном детстве. И рассматривается в современном дошкольном воспитании, как

общая основа воспитания и общения детей.

Каждый ребёнок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться

понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформировать навыки

связной речи является условием успешного формирования межличностных отношений ребёнка

с окружающим социумом. Согласно требованиям Федерального государственного

образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация», направлено

на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с

окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя

речи, произносительной стороны речи);

- развитие связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах

детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Остановим своё внимание на методике развития связной речи.

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных

конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения

на лишние детали. Как было указанно выше, основная функция, связной речи –

коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти

две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется

внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними

мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Качество

диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения

монологической речью. В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание,

повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).

Третий год - не просто очередное празднование дня рождения. Это очень важный год.

Нужно еще больше общаться ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много.

Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше.

Одно-два объяснения или показа и ребенок запоминает новое слово

Самое главное в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и сам научился их

употреблять.

Если же не развивать речь, ребенок очень быстро перейдет к простым словам вместо

развернутых, ярких ответов. Например, фразы вроде: "Упало там", "Дай то" и т.п.Лепетные

слова, слова-звукоподражания и звукокомплексы остаются в прошлом. Долой "ав - ав"

вместо "собаки", "бух" вместо "упал", "ням" вместо "есть"! Малышу и самому становится

тесно в рамках своего старого словаря.

Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а

значит, новых слов. Ответ должен быть связан и с тем, что ребенок уже знает. Например, в

ответе на вопрос "А что это - дворец?" не нужно сразу же пускаться в пространные

объяснения относительно основ архитектуры, начать лучше с того, что это "такой дом... ".

Тем более, что подобный вопрос ребенок обычно задает, слушая сказку. Нужно показать

ему

красочную

картинку-иллюстрацию,

чтобы

новые

знания

были

подкреплены

зрительным образом

Так же нужно разъяснить ребенку не только названия, но и обозначения составных частей

разных предметов. "У дома есть крыша, стены, дверь, окно..." Предоставить малышу

возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши

бывают красные и серые, стены высокие и низкие, окна маленькие и большие.

Главное не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не

запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового. Да, восприятие

на третьем году становится тоньше, точнее. Малыш уже понимает, что такое "далеко" и

"близко", "много" и "мало". Помнит не только то, что было вчера, но и то, что произошло

полгода назад.

При поступлении ребёнка в детский сад, мы проводим с ним беседы, задаём ему вопросы,

выясняем уровень развития речи, а за тем планируем работу по развитию связной речи не

только в НОД, но и непосредственно в совместной деятельности педагога с детьми.

Формирование активного словаря и связной речи должна быть тесно связана с работой по

ознакомлению с окружающим. Вот почему мы обеспечиваем постепенное усвоение

детьми нового. В этих целях используем задания, например: «принеси красную машину»,

«найди зелёный карандаш», «принеси большую пирамидку», «покажи, как поливают

цветы из леечки». Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт

речь.

Когда знакомим с новым словом или действием, неоднократно повторяем его уже в

сочетании с уже известными им словами. Пример: «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а

у цыпляток клювики. И курочки, и цыплятки клюют зёрнышки».

Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи. Пример: «Поможем кукле

Кате запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.)».

- «Куда что нужно положить во время уборки игрушек?», платье повесить в шкаф, тарелку

на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.

Для развития связной речи мы широко используем картины с изображением отдельных

предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов

добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем

сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём

детям вопросы. Пример: «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она

поливает цветы. Что она делает?Поливает. Что девочка поливает? Цветы. Задавая

повторно

вопросы «Кто на картинке? И что делает?», добиваемся полного ответа «Девочка поливает цветы».

Важное значение для развития связной речи имеет чтение книги с иллюстрациями.

Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов,

а также потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно

организовать совместное рассказывание. Сначала побуждаем ребёнка, повторять слова и фразы за

собой, затем задаём вопросы, дети отвечают на них. Нужно добиваться, чтобы дети

отвечали не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что

делают на стуле? На стуле сидят».

Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные

представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как

средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.

Проводим сюжетно – ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в

гости и т. д.), стараясь использовать в игре как монологическую, так и диалогическую

речь.

При развёртывании сюжетов даём много названий предметов (посуды, одежды),

показываем действия с ними и рассказываем их назначение. Из глубоких тарелок едят суп,

борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат). Из стакана пьют (воду, чай, кофе).

Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета,

формы предметов. «Найди такой же предмет», «Что в коробочке?», «Узнай, кто позвал»,

«Чего не стало? », «Чудесный мешочек», (с предметами разной формы).

А так же закрепляем навыки приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы

поведения.

В режимные моменты закрепляем навыки у детей, приобретённые раннее, и

систематически формируем новые. Навыки – в процессе еды, раздевания, одевания и т. д.

В каждом режимном процессе ребёнок получает развитие определённый словарь,

связанный с конкретными видами деятельности, что развивает его коммуникативность.

Во время утреннего приёма детей проводим беседы с ними, задаём следующие вопросы:

«С кем пришёл в садик? », «Что ты видел по дороге? », «Идёт ли дождь или снег на улице?

», «Как провёл выходной день? », «С кем ходил на прогулку? », «В какие игры играл дома?

», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.

Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о

том, в какой последовательности нужно одеваться. На прогулке ежедневно проводим

наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты

взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения.

Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить какое – либо дидактическое

задание, игровое упражнение: найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и

т.д.

Проводим наблюдение за трудом взрослых, затем предлагаем детям включаться в

совместные с взрослыми трудовые действия: собираем с участка мусор, сгребаем

лопатками снег.

В процессе трудовых действий обогащается речь ребёнка, развивается связная речь. У

ребёнка совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.

На прогулке проводим много игр со словами, дети повторяют слова для игры и выполняют

соответствующие движения:

«Зайки скачут скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Щиплют травку, кушают

Осторожно слушают, не идёт ли волк».

У детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по

сигналу. Запоминание новых слов и действий, тренирует память малышей, их речь.

Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы, например: «Сейчас

мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.

Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку

и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли

в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи.

Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки: «водичка-

водичка», «будет мыло, пенится», просим засучить рукава, учим правильно пользоваться

мылом и полотенцем и т. д.)

Вечером, с детьми, проводим сюжетно – ролевые игры: «Семья». «Кухня»,

«Парикмахерская», «Прачечная», «Больница» - закрепляем название предметов и

действий, связанных с этими предметами, необходимых для той или иной игры.

Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполняли: «у меня

чистые ручки», «я съела весь суп», «я выпил весь компот».

Развитие связной речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. Во время

выполнения действий дети произносят много различных слов: «Поехали на автобусе»,

«Кукла спит»(применяя в игре монологическую или диалогическую речь) и т. д.

Речь - это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в

зависимости от того, как эта деятельность организованна и в каких условиях протекает.

Когда же и при каких обстоятельствах дети чаще всего разговаривают друг с другом?

Речевое сопровождение собственных действий имеет важноезначение для психического

развития ребёнка. Речевое монологическое действие составляет основу мысленных

операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей,

сопровождающую их практическими действиями, не следует.

Для развития речи на третьем году жизни применяем разные методические приёмы. По-

прежнему сохраняем приём поручений: «Коля, подними машинку с пола и поставь её на

полку».

Если ребёнок говорит неправильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.

Для активации связной речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают

ребёнка на развёрнутые высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи).

В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого- либо слова

вовремя помогаем ребёнку подсказкой.

Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение

разговаривать с маленькими детьми.Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не

торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их

следует продумывать заранее.



В раздел образования