Автор: Джумамухамедова Гульбану Хафизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово
Наименование материала: Конспект интегрированного театрализованного занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «В гости к нам Весна идет!»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5
Конспект
интегрированного театрализованного занятия
по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к нам Весна идет!»
Составила: воспитатель
Г.Х. Джумамухамедова
Одинцово, 2018
Цель: обогащение и актуализация речи детей через восприятие
музыки, поэзии, живописи.
Программное содержание:
1.
Систематизировать представления детей о характерных
признаках весны; продолжать знакомить их с творчеством
русских поэтов, художников, композиторов, вызвать у детей
эмоциональный отклик на их произведения о весне.
2.
Развивать воображение, речевое творчество, умение
выразительно читать и заучивать наизусть стихотворения;
продолжать формировать умение вести беседу по картине, об
услышанной музыке, побуждать их высказывать свои мысли,
внимательно слушать своих сверстников; совершенствовать
умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.
3.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
формировать умение работать в коллективе; воспитывать
любовь к поэзии, живописи, музыке.
Предварительная работа.
- наблюдения на прогулках за весенними изменениями в природе;
- рассматривание иллюстраций и репродукций весенних картин;
- знакомство с произведениями русских писателей, поэтов, УНТ,
разучивание стихотворений, загадок, закличек о весне;
- работа по мнемотаблице;
- слушание классической музыки П. Чайковского, А. Вивальди.
Материалы и оборудование: атрибуты для игр и для братьев-
месяцев: поэта, художника, музыканта; демонстрационный
материал: слайд репродукции картины А. Саврасова «Грачи
прилетели», видеофрагменты из сказок «12 месяцев», передачи «В
гостях у сказки», видеоматериал на тему «Весна», мнемотаблица
«Апрель» ( стих.С. Я. Маршака); музыкальные инструменты,
аудиозапись музыки А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»;
Содержание занятия.
Звучит спокойная музыка.
На экран проецируются слайды.
1-й – эмблема сада
2-й – группа «Колокольчики» представляет
3-й – название занятия.
Организационный момент.
Выход детей с воспитателем.
Воспитатель.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте.
Руку дай другу друг.
Я даю руку… (Говорят дети друг другу: я даю руку…)
Вот и собрался наш круг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
4-й - «Солнышко»
Как сразу вокруг стало светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая
улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я
предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями и подарим им наши улыбки.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам придет еще одна гостья, она является символом тепла
и пробуждения и радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Отгадайте
загадку.
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А дед Мороз садится в сани.
Ему на смену величаво
Идет красавица одна,
О ней вы знаете немало.
Зовут красавицу…
Дети. Весна.
Воспитатель. Ребята, нам нужно подготовиться к встрече Весны. У нас будет веселый
праздник!
Видео со Снежной Королевой
Текст. Весну ждете в гости? Не бывать этому! Я Снежная Королева – Королева зимы и
холода! Не отдам свои владения! Я хочу, чтобы на всей земле была вечная зима, поэтому я
украла у вас Весну и заколдовала. А расколдовать ее могут только смышленые и умные.
Воспитатель. Ой, ребята, беда, Надо спасать Весну от ледяных оков Снежной Королевы.
Может быть, красивые слова помогут растопить лед. Весна какая, ребята?
Дети. Теплая, ласковая, веселая, светлая, ранняя, радостная, шумная, солнечная,
долгожданная, дружная.
Воспитатель. Ребята, мы знаем четыре времени года, и каждое красиво по-своему, а по
каким признакам мы определим весну? Что происходит весной?
– Весной ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталины.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются животные.
Весной у животных появляются детеныши.
Весной появляются насекомые.
Весной появляются первые цветы.
Весной вырастает трава.
Весной идет дождь.
Весной день становится длиннее.
Воспитатель. Молодцы, ребята! О весне вы многое знаете.
5-й - «Замок Снежной Королевы»
Воспитатель. У нас ничего не получилось. Что же делать?
Кажется, я знаю, кто может нам помочь? Это братья – весенние месяцы, а как их зовут,
ребята, вы знаете? (дети отвечают)
Воспитатель. Где же мы их можем встретить?
Дети: В сказке «12 месяцев»
Воспитатель. Правильно. Нам надо спешить, ребята. Отправляемся в сказку. Крепко за
руки возьмитесь. Закройте глаза.
Влево, вправо повернись,
В сказке окажись….
Видеофрагмент (начало передачи «В гостях у сказки»)
Входит Март (в руках книга)
Март.
Первым солнечным лучом
Я стучусь к вам в двери.
Солнце ярче с каждым днем.
Улеглись метели.
Потемневшие снега
На полянах тают,
А деревья кружева
Снежные снимают.
Вся природа после сна
Разом вдруг проснется
И красавица - Весна
На земле начнется.
Март. Здравствуйте, я узнал о том, что случилось. У меня есть чудо, которое может
помочь растопить ледяные оковы Снежной Королевы. (Показывает книгу)
Воспитатель. Здравствуй, месяц Март! Ребята, это же весенняя книга! А в ней волшебная
закладка! (Открывает книгу) А сколько здесь стихотворений, интересных рассказов… Вы
знаете, кто пишет их? (дети отвечают)
Воспитатель. Правильно, поэты, писатели.
Пушкин, Фет, Тютчев, Маршак, Пришвин и многие другие поэты и писатели в своих
произведениях воспевали красоту природы, обладали редчайшим даром разговаривать с
ней как с живым человеком. Каждый кустик, каждая травинка, каждое деревце, явления
природы - все как будто у них очеловечено. Давайте присядем на стулья и послушаем, что
пишет о Весне-красавице Федор Иванович Тютчев.
Весенние воды (читает отрывок воспитатель)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Воспитатель.
- О чем рассказывает нам поэт? (на полях еще лежит снег, просыпаются весенние воды,
журчат как живые ручейки, как будто говорят)
- О чем журчат ручейки? (они говорят о том, что весна идет)
- Какое настроение у вас возникло? (стихотворение вызвало веселое, радостное
настроение)
Воспитатель. Ребята, а давайте раскрасим и оживим Весну словами. В этом нам
помогут, братец Март, твоя книга и волшебная закладка. В сказке, ребята, всегда
случаются чудеса. Открываю книгу…, достаю закладку…, передаем ее друг другу под
музыку. У кого в руках окажется волшебная закладка, когда музыка остановится, тот
сможет прочитать прекрасные поэтические строки, а, может, загадает нам загадку или же
расскажет о весне. Игра «Передай закладку под музыку»
(Дети читают стих. отрывки, короткие рассказы о весне, загадывают загадки)
На экране видеофрагменты таяния снега под тихую музыку
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы с вами на правильном пути. Спасибо, месяц Март.
Ну а теперь идем за помощью к братцу Апрелю.
Воспитатель. А чтобы он нас услышал, ребята, заучим стихотворение С. Я. Маршака
«Апрель». (Дети встают, подходят ближе к экрану)
Картинки-схемы помогут вам его запомнить и рассказать. Готовы? Внимание на экран.
- Сначала все внимательно слушают. (Дети слушают)
- А теперь добавляем лишь одно слово. Будьте внимательны.
- А сейчас рассказываем самостоятельно весь текст. (Дети под музыку проговаривают)
Появляется Апрель – музыкант (в руке корзина с музыкальными инструментами и
палочкой)
Апрель. Здравствуйте, девочки и мальчики!
Апрель. Ни за что я не поверю!
Но у нас - зима в апреле!
И метель, позёмки, вьюги
обнялись, как три подруги,
сыплют снежным конфетти -
не проехать, не пройти!
Завтра будет всё иначе,
снег сосульками заплачет,
и проснётся ото сна
Раскрасавица - Весна!
Воспитатель. Что несешь с собой, Апрель?
Апрель. Солнце, ручейки, капель,
Смех, веснушки, птичий гам
И туманы по утрам.
Прихватил большую ложку –
Есть сугробы понемножку,
Ковырять на речке лед,
Чтоб устроить ледоход.
Воспитатель. А мы тебе поможем. Растопить сугробы снежные и глыбы ледяные нам
помогут волшебные музыкальные инструменты. Занимайте все свои места. (Дети садятся
на стулья, берут инструменты)
Ребята, мы сейчас заиграем звуки весенней природы. С помощью волшебной палочки у
нас все получится. Я буду дирижером, а вы музыкантами.
(Дети берут инструменты, один из воспитанников садится за пианино, все остальные дети
– на стулья)
Шумовой оркестр «Весенний» (бубен, колокольчики, металлофон, треугольники)
Воспитатель. (Машет палочкой плавно под музыку, озвучивая действия детей словами)
- В дверь стучится к нам Весна! (Короткая композиция в исполнении воспитанника группы
на пианино)
- Ярко лучики сияют (бубен)
- За окном сосульки тают (треугольник)
- Ручейки везде бегут (металлофон)
- Птички весело поют (колокольчики)
- Пробуждается природа (все вместе)
Воспитатель. Молодцы! У нас получился веселый весенний оркестр. Вы настоящие
музыканты. Звуки весны можно услышать в музыке.
(Дети кладут инструменты на стулья и пересаживаются на коврик)
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами сейчас послушаем волшебную музыку
итальянского композитора Антонио Вивальди. Я предлагаю закрыть глаза и представить:
перед вами огромный цветущий луг, на нем много цветов, вокруг зеленая трава, дует
нежный ветерок, поют птицы, ярко светит солнце… (Музыка затихает, дети открывают
глаза).
- Какое желание у вас возникло?
Дети отвечают: хочу побежать по травке босиком, послушать пение птиц, погладить
травку рукой, вдохнуть запах цветов, поиграть на лугу.
На экране видеосюжет «Замок Снежной Королевы тает»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что сотворила волшебная музыка.
Спасибо и тебе, братец Апрель, что помог нам. Но, для того чтобы освободить Весну от
снежного плена, нам нужна помощь последнего весеннего месяца.
Появляется Май, с зонтом, украшенным лентами разноцветными.
Май. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. А вот и братец Май на помощь к нам пришел. Давайте встретим его ,
ребята. (Дети встают)
Май. Я раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Рисовал, писал, играл!
Всюду птичек пение,
Радуги цветение!
Воспитатель. Ребята, о каких птицах говорит братец Май?
(Дети отвечают: о перелетных)
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
( Ласточка, скворец, журавль, грачи, стрижи, соловей, цапля, лебедь).
Воспитатель: А какая из них возвращается первой в родные края?
(Грачи)
Воспитатель: Правильно ребята. Как только в поле появляются проталины, прилетают
грачи - первые посланцы весны. Да вот же они!
На экране репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель. Ну что они делают, ребята? (Суетятся, кричат, шумят, строят себе гнезда,
летают, вьют, клюют).
- О том, что грачи прилетели, весну на крыльях принесли, рассказал нам в своей картине
русский художник Алексей Саврасов. Картина так и называется «Грачи прилетели». Ну, я
думаю, об этом лучше расскажет месяц Март.
Март. Послушайте, что я вам расскажу:
Еще не утихли метели
Еще не проснулись ручьи
Но в город грачи прилетели…
- Грачи прилетели! Грачи!
Расселись они на березах:
Шумят, суетятся, кричат…
Спешат обустраивать гнезда,
Чтоб высидеть к маю грачат.
Какое повсюду веселье!
Едва опустившись с высот,
Как будто букетик весенний,
Грач весточку в клюве несет.
Воспитатель. Спасибо, братец Март, за весточку! Ребята, Весна пробуждается ото сна, в
этом нет сомнений. Картина художника наполнила все вокруг весенним, свежим, теплым
воздухом.
- Торопитесь, ребята, у меня в руках волшебный зонт с разноцветными лучами, который
принес месяц Май. Пусть каждый из вас возьмет лучик любого цвета и позовет Весну.
Дети поочередно выбирают ленту и зовут Весну закличками.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какая яркая, задорная, радужная карусель у нас
получилась, и она нас сейчас закружит.
Звучит веселая весенняя музыка. Дети кружатся в хороводе.
Воспитатель. И случилось здесь чудо великое! Весна освободилась от ледяных оков!
Радость и Любовь разлились по всему белому свету!
На экране видеосюжет «Замок Снежной Королевы тает полностью»
Появляется Весна ( в руках скрипка)
Весна: - Здравствуйте, месяцы мои весенние! Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуй, Весна-красна!
Весна. Спасибо вам, что спасли меня от ледяных оков Снежной Королевы! Теперь на всей
Земле наступит лад да благодать, я вам обещаю! Я хочу подарить вам музыку Весны
(играет на скрипке)
Дети садятся, слушают музыку.
Воспитатель. Спасибо, Весна-красна.
Весна. Ну а мне пора собираться в дорогу. Меня ждут в лесах, на полях, на лугах.
Дети: До свидания!
(Видеофрагмент из сказки). Весна уходит.
Воспитатель. И нам пришла пора возвращаться домой. Крепко возьмитесь за руки.
Закройте глаза.
Воспитатель.
Влево, вправо повернись,
В детский сад скорей вернись!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сумели спасти Весну!
- А что вы услышали?
- Что увидели?
- Что почувствовали?
А сейчас с хорошим настроением мы идем в нашу группу, где вы, ребята, сможете
запечатлеть увиденное и услышанное на бумаге, как настоящие художники.