Автор: Нестеренко Галина Гарисоновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №27
Населённый пункт: г.к. Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Раздел: среднее образование
Конспект урока математики
в 8 классе
Учитель: Нестеренко Галина Гарисоновна
Тема: “ Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”
Тип урока: комбинированный урок
Цель: Формирование умений сложения и вычитания дробей с разными
знаменателями.
Задачи:
1)
Коррекционная: закреплять умения работы по словесной инструкции,
развивать связанную и фразовую речь; развивать и корректировать высшие
психические процессы у учащихся; формировать умения использовать
прошлый опыт.
2)
Обучающая: формирование умений складывать и вычитать дроби с
разными знаменателями, активизация умений складывать и вычитать дроби
с одинаковыми знаменателями, находить общий знаменатель нескольких
дробей, приводить дроби к общему знаменателю.
3)
Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к урокам
математики.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник.
Оборудование:
1)интерактивная доска,
2) карточки с заданиями.
Литература:
1)ПРОГРАМЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида. Под редакцией Воронкова В.В.
2) Математика. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией Эк. В.В.
3) МЕТОДИКА преподавания в коррекционной школе. Под редакцией
Перовой М.Н.
Этапы работы
Содержание этапа
(Заполняется аттестуемым)
1
Организационный момент,
Цель построить учеников на изучение новой
темы.
Задачи: активизировать словарный запас при
работе на сравнение дробей
1)
Развивать познавательную деятельность
на основе операций анализа при
сравнении примеров.
2)
Активизация умений сложения, вычитания
дробей с разными знаменателями.
- Здравствуйте, садитесь открыли тетради,
записали тему урока: “ Сложение и
вычитание дробей с разными
знаменателями”
Посмотрите на доску
16
5
20
+3
4
20
8
4
9
– 4
1
9
16
1
4
+3
2
5
8
4
9
– 4
1
6
- Чем отличаются верхние примеры от
нижних ?
- У верхних примеров дроби с одинаковыми
знаменателями.
- В нижних примерах дроби с разными
знаменателями.
- Решите верхние примеры
- 16
5
20
+3
4
20
= 19
9
20
8
4
9
– 4
1
9
=4
3
9
=4
1
3
- На уроке должны научиться складывать и
вычитать дроби с разными знаменателями.
Для этого надо повторить:
- Как привести дроби к общему знаменателю.
- Сложение и вычитание дробей с
одинаковым знаменателем.
2
Опрос учащихся по
заданному на дом
материалу.
Целью второго этапа урока является подготовка
учеников к изучению сложения и вычитания
дробей с разными знаменателями.
Задачи:
Образовательные задачи: активизировать
умения учеников складывать и вычитать
смешанные числа с одинаковыми
знаменателями, находить общий знаменатель
нескольких дробей, приводить дроби к общему
знаменателю.
Коррекционные задачи: учить работать по
словесной инструкции, развивать устную
связную речь учеников, развивать память на
основе изучения правил, учить анализировать,
находить ошибки.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к
урокам математики.
Учитель:
- Как сложить дроби с одинаковыми
знаменателями?
Ученик:
-При сложении дробей с одинаковыми
знаменателями нужно сложить их числители, а
знаменатель оставить тот же.
Учитель:
- Как вычитать дроби с одинаковыми
знаменателями?
Ученик:
- При вычитании дробей с одинаковыми
знаменателями из числителя первой дроби
вычитают числитель второй дроби, а
знаменатель остаётся тот же.
Учитель:
- Как сложить/вычесть смешанные числа?
Ученик:
Чтобы сложить/вычесть смешанные числа, надо
сначала сложить/вычесть целые числа, а затем
дроби.
Учитель:
- Решить примеры. Записать ответы в порядке
возрастания, заменить смешанные числа
соответственными буквами, если задание
выполнено верно, получится имя
древнегреческого математика
(примеры записаны на доске)
1-
3
4
(П)
3
5
+ 1
2
5
(И)
2
2
7
+ 1
5
7
(Г) 7
2
7
- 3 (О)
6 – 2
1
4
(А) 6
3
5
- 4
1
5
(Ф)
7
3
11
- 2
6
11
(Р)
(На интерактивной доске слайд 1 портрет
Пифагора)
(Ученики решают примеры по одному у доски,
если допущена ошибка отвечает более сильный
ученик)
Учитель:
Найти общий знаменатель
(слайд 2)
Дроби
Общий
знаменатель
3
5
2
3
❑
9
❑
15
❑
21
2
9
5
6
❑
9
❑
18
❑
12
1
4
5
8
❑
6
❑
8
❑
16
11
16
3
4
❑
16
❑
24
❑
36
3
8
9
10
❑
100
❑
40
❑
80
Дети поднимают карточки
1 вариант с цифрой 1
2 вариант с цифрой 2
3 вариант с цифрой 3
Если ученик поднимает карточку неверно
учитель просит его объяснить своё решение не
исправить ошибку
Учитель:
- Какой знаменатель называется общим?
Ученик:
- Одинаковый знаменатель называется общим
знаменателем.
Учитель:
- Как найти общий знаменатель нескольких
дробей.
Ученик:
- Чтобы найти общий знаменатель нескольких
дробей, надо выделить самый большой
знаменатель, попробовать делить его на другие
знаменатели; если не делится то умножить его
на числа 2,3,4, … и т.д., пока не будет не будет
получено число, которое разделится на другие
знаменатели.
Учитель:
- Как получить дополнительные множители?
Ученик:
-Общий знаменатель делим на знаменатель
каждой дроби, получим дополнительные
множители.
( В случае затруднений ученики открывают стр.
66, 67 учебника и читают правила вслух)
На дом было задано решение 4 примеров на
сравнение дробей с разными знаменателями
стр. 64 №196 (1) 1 и 2 столбики.
Примеры записаны на карточках
проанализировать решение каждого примера и
найти ошибку ( за правильные ответы ставится
оценка, в случае затруднения вызывается
другой ученик или подсказка учителя)
5
6
и
7
8
20
24
<
21
24
3
10
и
2
5
3
10
<
4
10
13
20
и
11
25
65
100
>
44
100
3
4
и
4
5
9
10
>
8
10
- Как сравнить дроби с разными
знаменателями?
- Чтобы сравнить дроби, у которых разные
знаменатели, надо заменить их равными им
дробями с одинаковыми знаменателями.
- Как называется одинаковый знаменатель?
- Одинаковый знаменатель называется общим
знаменателем.
- Как найти общий знаменатель?
- Чтобы найти общий знаменатель нескольких
дробей, надо выделить самый большой
знаменатель, попробовать делить его на другие
знаменатели; если не делится, то умножить его
на числа 2,3,4 … и т.д., пока не будет получено
число которое разделится на другие
знаменатели.
(В случае затруднения правила на стр. 66
читают хором)
Физкультурная минутка.
Цель: укрепление здоровья, физического
развития и повышения работоспособности
учащихся;
- Формирование навыков правильной осанки в
статических положениях и в движении.
И.п. – сидя за партой
- 1-2 крепко сжали ладони, согнув пальцы.
- 3-4 расслабились. Повторить 3- 4 раза.
1-2 подняли руки вверх, ладони соединены
(вдох) 3-4 – вернулись в и.п. (выдох)
Повторить 3-4 раза.
И.п. сидя руки на поясе 1- махом левую руку
замести через правое плечо, голову повернуть
налево, 2 – и.п. 3-4- то же правой рукой.
Повторить 4-5 раз.
Темп медленный.
3
Изучение нового учебного
материала.
Целью третьего этапа урока формирование
навыков сложения и вычитания дробей с разными
знаменателями
Задачи:
Коррекционная: формирование умений
использовать прошлый опыт, закреплять умения
работать по словесной инструкции, развивать
речь.
Обучающая: формирование вычисленных
навыков
Воспитательная: воспитывать настойчивость.
Записать число, тему урока.
Стр.64 Примеры 199 (1) решение доски.
16
7
20
+ 5
13
20
=21
20
20
= 22
16
1
4
+ 3
2
5
- Чем отличается этот пример от предыдущего?
- В этом примере у дробей разные знаменатели.
- Назовите знаменатели первой и второй дробей.
- У первой дроби знаменатель 4, у второй 5
- Замените 16
1
4
+ 3
2
5
= 16
5
20
+ 3
8
20
- Как сложить эти смешанные числа?
- Складываем целые части и дроби с
одинаковыми знаменателями
16
1
4
+ 3
2
5
= 16
5
20
+ 3
8
20
= 19
13
20
На уроке должны будем учиться складывать и
вычитать дроби с разными знаменателями.
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными
знаменателями, необходимо заменить их
дробями им равными с одинаковыми
знаменателями.
- Как найти общий знаменатель?
- Чтобы найти общий знаменатель, надо
попробовать делить его на другие знаменатели;
если не делиться, то умножать его на числа 2,3,4
… и т.д., пока не будет получено число, которое
разделится на другие знаменатели.
Слайд 3.
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными
знаменателями необходимо:
1 Заменить их дробями им равными с
одинаковыми знаменателями
2 Выполнить сложение или вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями.
Решение примеров 199 (3) у доски с
проговариванием. Каждый ученик решает 1
пример (Если ученик затрудняется, помогает
более сильный ученик или учитель).
1
2
9
+
5
6
= 1
4
18
+
15
18
= 1
19
18
= 2
1
18
10
11
12
-
5
8
= 10
22
24
-
15
24
= 10
7
24
3
4
+ 8
11
12
=
9
12
+ 8
11
12
= 8
20
12
= 9
8
12
= 9
4
3
13
11
16
- 4
3
4
= 13
11
16
- 4
12
16
= 12
27
16
–
4
12
16
= 8
15
16
6- 3
8
9
= 5
9
9
- 3
8
9
= 2
1
9
Какой пример явился исключением?
-
Последний, т.к. из целого числа вычитали
смешанное число.
-
Как сложить или вычесть дроби с разными
знаменателями?
-
Чтобы сложить или вычесть дроби с
разными знаменателями надо заменить их
дробями им равными с одинаковыми
знаменателями.
4
Закрепление учебного
материала.
Цель: проверить, как усвоили ученики новый
материал;
Задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжить оформление умений складывать и
вычитать обыкновенные дроби с разными
знаменателями.
Коррекционные задачи:
- Развивать у учащихся умения выделять
главное в изучаемом материале, работать по
словесной инструкции.
Проверим, как усвоили сложение и вычитание
дробей с разными знаменателями.
Выполните самостоятельную работу.
Определите какие цифры зашифрованы в
задании.
Группа учащихся 1 уровня возможности
обучения.
4
5
6
- 4
5
8
3
1
8
+ 5
1
4
9
3
4
- 1
7
10
3
1
2
+ 6
3
4
2
1
4
-
1
6
5
2
3
+ 2
1
2
е
p
ч
ы
т
е
8
1
20
10
1
4
5
24
13
3
8
2
1
12
1
5
6
Группа учащихся 2 уровня возможности
обучения.
2
9
+
1
6
4 -
11
12
11
12
-
5
8
6 -
3
4
я
п
т
ь
8
24
7
18
3
1
12
5
1
4
Группа учащихся 3 уровня возможности
обучения.
2
7
+
5
7
1 -
1
2
3
2
3
+ 1
1
6
и
т
р
1
2
1
4
5
6
В случае затруднений допускается помощь
учителя.
Какие дроби учились складывать и вычитать на
уроке?
На уроке учились складывать и вычитать дроби с
разными знаменателями
- Как сложить или вычесть дроби с разными
знаменателями?
- Чтобы сложить или вычесть дроби с разными
знаменателями, необходимо заменить их
дробями, им равными с одинаковыми
знаменателями.
5
Задание на дом.
Цель:
- Закреплять навыки сложения и вычитания
дробей с разными знаменателями.
Задачи:
- Развивать память на основе заучивания правил,
закреплять умения работы по словесной
инструкции, закреплять навыки сложения и
вычитания дробей с разными знаменателями
воспитывать самостоятельность, внимательность.
Группа учащихся 1 уровня возможности
обучения: стр. 69 №201 (2).
Группа учащихся 2 уровня возможности
обучения: стр. 69 №201 (2) 1 строчка.
Группа учащихся 3 уровня возможности
обучения: стр. 69 №201 (2) 1 столбик.
Выучить правила: стр.66-68.