Напоминание

"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"


Автор: Нестеренко Галина Гарисоновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №27
Населённый пункт: г.к. Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока математики

в 8 классе

Учитель: Нестеренко Галина Гарисоновна

Тема: “ Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Формирование умений сложения и вычитания дробей с разными

знаменателями.

Задачи:

1)

Коррекционная: закреплять умения работы по словесной инструкции,

развивать связанную и фразовую речь; развивать и корректировать высшие

психические процессы у учащихся; формировать умения использовать

прошлый опыт.

2)

Обучающая: формирование умений складывать и вычитать дроби с

разными знаменателями, активизация умений складывать и вычитать дроби

с одинаковыми знаменателями, находить общий знаменатель нескольких

дробей, приводить дроби к общему знаменателю.

3)

Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к урокам

математики.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник.

Оборудование:

1)интерактивная доска,

2) карточки с заданиями.

Литература:

1)ПРОГРАМЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений VIII вида. Под редакцией Воронкова В.В.

2) Математика. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией Эк. В.В.

3) МЕТОДИКА преподавания в коррекционной школе. Под редакцией

Перовой М.Н.

Этапы работы

Содержание этапа

(Заполняется аттестуемым)

1

Организационный момент,

Цель построить учеников на изучение новой

темы.

Задачи: активизировать словарный запас при

работе на сравнение дробей

1)

Развивать познавательную деятельность

на основе операций анализа при

сравнении примеров.

2)

Активизация умений сложения, вычитания

дробей с разными знаменателями.

- Здравствуйте, садитесь открыли тетради,

записали тему урока: “ Сложение и

вычитание дробей с разными

знаменателями”

Посмотрите на доску

16

5

20

+3

4

20

8

4

9

– 4

1

9

16

1

4

+3

2

5

8

4

9

– 4

1

6

- Чем отличаются верхние примеры от

нижних ?

- У верхних примеров дроби с одинаковыми

знаменателями.

- В нижних примерах дроби с разными

знаменателями.

- Решите верхние примеры

- 16

5

20

+3

4

20

= 19

9

20

8

4

9

– 4

1

9

=4

3

9

=4

1

3

- На уроке должны научиться складывать и

вычитать дроби с разными знаменателями.

Для этого надо повторить:

- Как привести дроби к общему знаменателю.

- Сложение и вычитание дробей с

одинаковым знаменателем.

2

Опрос учащихся по

заданному на дом

материалу.

Целью второго этапа урока является подготовка

учеников к изучению сложения и вычитания

дробей с разными знаменателями.

Задачи:

Образовательные задачи: активизировать

умения учеников складывать и вычитать

смешанные числа с одинаковыми

знаменателями, находить общий знаменатель

нескольких дробей, приводить дроби к общему

знаменателю.

Коррекционные задачи: учить работать по

словесной инструкции, развивать устную

связную речь учеников, развивать память на

основе изучения правил, учить анализировать,

находить ошибки.

Воспитательная задача: воспитывать интерес к

урокам математики.

Учитель:

- Как сложить дроби с одинаковыми

знаменателями?

Ученик:

-При сложении дробей с одинаковыми

знаменателями нужно сложить их числители, а

знаменатель оставить тот же.

Учитель:

- Как вычитать дроби с одинаковыми

знаменателями?

Ученик:

- При вычитании дробей с одинаковыми

знаменателями из числителя первой дроби

вычитают числитель второй дроби, а

знаменатель остаётся тот же.

Учитель:

- Как сложить/вычесть смешанные числа?

Ученик:

Чтобы сложить/вычесть смешанные числа, надо

сначала сложить/вычесть целые числа, а затем

дроби.

Учитель:

- Решить примеры. Записать ответы в порядке

возрастания, заменить смешанные числа

соответственными буквами, если задание

выполнено верно, получится имя

древнегреческого математика

(примеры записаны на доске)

1-

3

4

(П)

3

5

+ 1

2

5

(И)

2

2

7

+ 1

5

7

(Г) 7

2

7

- 3 (О)

6 – 2

1

4

(А) 6

3

5

- 4

1

5

(Ф)

7

3

11

- 2

6

11

(Р)

(На интерактивной доске слайд 1 портрет

Пифагора)

(Ученики решают примеры по одному у доски,

если допущена ошибка отвечает более сильный

ученик)

Учитель:

Найти общий знаменатель

(слайд 2)

Дроби

Общий

знаменатель

3

5

2

3

9

15

21

2

9

5

6

9

18

12

1

4

5

8

6

8

16

11

16

3

4

16

24

36

3

8

9

10

100

40

80

Дети поднимают карточки

1 вариант с цифрой 1

2 вариант с цифрой 2

3 вариант с цифрой 3

Если ученик поднимает карточку неверно

учитель просит его объяснить своё решение не

исправить ошибку

Учитель:

- Какой знаменатель называется общим?

Ученик:

- Одинаковый знаменатель называется общим

знаменателем.

Учитель:

- Как найти общий знаменатель нескольких

дробей.

Ученик:

- Чтобы найти общий знаменатель нескольких

дробей, надо выделить самый большой

знаменатель, попробовать делить его на другие

знаменатели; если не делится то умножить его

на числа 2,3,4, … и т.д., пока не будет не будет

получено число, которое разделится на другие

знаменатели.

Учитель:

- Как получить дополнительные множители?

Ученик:

-Общий знаменатель делим на знаменатель

каждой дроби, получим дополнительные

множители.

( В случае затруднений ученики открывают стр.

66, 67 учебника и читают правила вслух)

На дом было задано решение 4 примеров на

сравнение дробей с разными знаменателями

стр. 64 №196 (1) 1 и 2 столбики.

Примеры записаны на карточках

проанализировать решение каждого примера и

найти ошибку ( за правильные ответы ставится

оценка, в случае затруднения вызывается

другой ученик или подсказка учителя)

5

6

и

7

8

20

24

<

21

24

3

10

и

2

5

3

10

<

4

10

13

20

и

11

25

65

100

>

44

100

3

4

и

4

5

9

10

>

8

10

- Как сравнить дроби с разными

знаменателями?

- Чтобы сравнить дроби, у которых разные

знаменатели, надо заменить их равными им

дробями с одинаковыми знаменателями.

- Как называется одинаковый знаменатель?

- Одинаковый знаменатель называется общим

знаменателем.

- Как найти общий знаменатель?

- Чтобы найти общий знаменатель нескольких

дробей, надо выделить самый большой

знаменатель, попробовать делить его на другие

знаменатели; если не делится, то умножить его

на числа 2,3,4 … и т.д., пока не будет получено

число которое разделится на другие

знаменатели.

(В случае затруднения правила на стр. 66

читают хором)

Физкультурная минутка.

Цель: укрепление здоровья, физического

развития и повышения работоспособности

учащихся;

- Формирование навыков правильной осанки в

статических положениях и в движении.

И.п. – сидя за партой

- 1-2 крепко сжали ладони, согнув пальцы.

- 3-4 расслабились. Повторить 3- 4 раза.

1-2 подняли руки вверх, ладони соединены

(вдох) 3-4 – вернулись в и.п. (выдох)

Повторить 3-4 раза.

И.п. сидя руки на поясе 1- махом левую руку

замести через правое плечо, голову повернуть

налево, 2 – и.п. 3-4- то же правой рукой.

Повторить 4-5 раз.

Темп медленный.

3

Изучение нового учебного

материала.

Целью третьего этапа урока формирование

навыков сложения и вычитания дробей с разными

знаменателями

Задачи:

Коррекционная: формирование умений

использовать прошлый опыт, закреплять умения

работать по словесной инструкции, развивать

речь.

Обучающая: формирование вычисленных

навыков

Воспитательная: воспитывать настойчивость.

Записать число, тему урока.

Стр.64 Примеры 199 (1) решение доски.

16

7

20

+ 5

13

20

=21

20

20

= 22

16

1

4

+ 3

2

5

- Чем отличается этот пример от предыдущего?

- В этом примере у дробей разные знаменатели.

- Назовите знаменатели первой и второй дробей.

- У первой дроби знаменатель 4, у второй 5

- Замените 16

1

4

+ 3

2

5

= 16

5

20

+ 3

8

20

- Как сложить эти смешанные числа?

- Складываем целые части и дроби с

одинаковыми знаменателями

16

1

4

+ 3

2

5

= 16

5

20

+ 3

8

20

= 19

13

20

На уроке должны будем учиться складывать и

вычитать дроби с разными знаменателями.

Чтобы сложить или вычесть дроби с разными

знаменателями, необходимо заменить их

дробями им равными с одинаковыми

знаменателями.

- Как найти общий знаменатель?

- Чтобы найти общий знаменатель, надо

попробовать делить его на другие знаменатели;

если не делиться, то умножать его на числа 2,3,4

… и т.д., пока не будет получено число, которое

разделится на другие знаменатели.

Слайд 3.

Чтобы сложить или вычесть дроби с разными

знаменателями необходимо:

1 Заменить их дробями им равными с

одинаковыми знаменателями

2 Выполнить сложение или вычитание дробей с

одинаковыми знаменателями.

Решение примеров 199 (3) у доски с

проговариванием. Каждый ученик решает 1

пример (Если ученик затрудняется, помогает

более сильный ученик или учитель).

1

2

9

+

5

6

= 1

4

18

+

15

18

= 1

19

18

= 2

1

18

10

11

12

-

5

8

= 10

22

24

-

15

24

= 10

7

24

3

4

+ 8

11

12

=

9

12

+ 8

11

12

= 8

20

12

= 9

8

12

= 9

4

3

13

11

16

- 4

3

4

= 13

11

16

- 4

12

16

= 12

27

16

4

12

16

= 8

15

16

6- 3

8

9

= 5

9

9

- 3

8

9

= 2

1

9

Какой пример явился исключением?

-

Последний, т.к. из целого числа вычитали

смешанное число.

-

Как сложить или вычесть дроби с разными

знаменателями?

-

Чтобы сложить или вычесть дроби с

разными знаменателями надо заменить их

дробями им равными с одинаковыми

знаменателями.

4

Закрепление учебного

материала.

Цель: проверить, как усвоили ученики новый

материал;

Задачи:

Образовательные задачи:

- Продолжить оформление умений складывать и

вычитать обыкновенные дроби с разными

знаменателями.

Коррекционные задачи:

- Развивать у учащихся умения выделять

главное в изучаемом материале, работать по

словесной инструкции.

Проверим, как усвоили сложение и вычитание

дробей с разными знаменателями.

Выполните самостоятельную работу.

Определите какие цифры зашифрованы в

задании.

Группа учащихся 1 уровня возможности

обучения.

4

5

6

- 4

5

8

3

1

8

+ 5

1

4

9

3

4

- 1

7

10

3

1

2

+ 6

3

4

2

1

4

-

1

6

5

2

3

+ 2

1

2

е

p

ч

ы

т

е

8

1

20

10

1

4

5

24

13

3

8

2

1

12

1

5

6

Группа учащихся 2 уровня возможности

обучения.

2

9

+

1

6

4 -

11

12

11

12

-

5

8

6 -

3

4

я

п

т

ь

8

24

7

18

3

1

12

5

1

4

Группа учащихся 3 уровня возможности

обучения.

2

7

+

5

7

1 -

1

2

3

2

3

+ 1

1

6

и

т

р

1

2

1

4

5

6

В случае затруднений допускается помощь

учителя.

Какие дроби учились складывать и вычитать на

уроке?

На уроке учились складывать и вычитать дроби с

разными знаменателями

- Как сложить или вычесть дроби с разными

знаменателями?

- Чтобы сложить или вычесть дроби с разными

знаменателями, необходимо заменить их

дробями, им равными с одинаковыми

знаменателями.

5

Задание на дом.

Цель:

- Закреплять навыки сложения и вычитания

дробей с разными знаменателями.

Задачи:

- Развивать память на основе заучивания правил,

закреплять умения работы по словесной

инструкции, закреплять навыки сложения и

вычитания дробей с разными знаменателями

воспитывать самостоятельность, внимательность.

Группа учащихся 1 уровня возможности

обучения: стр. 69 №201 (2).

Группа учащихся 2 уровня возможности

обучения: стр. 69 №201 (2) 1 строчка.

Группа учащихся 3 уровня возможности

обучения: стр. 69 №201 (2) 1 столбик.

Выучить правила: стр.66-68.



В раздел образования