Автор: Начаркина Оксана Манольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад №188 "Радость"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Для чего нужна прогулка в детском саду?"
Раздел: дошкольное образование
1
Для
чего
нужна
прогулка
в
детском
саду?
В
практике
работы
воспитателя
очень
часто
от
родителей
можно
услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Особенно это волнение
со стороны родителей характерно возрасту детей от 2,5 до 3,5 – 4-х лет, в
сезонный
период
от
середины
осени
до
середины
весны.
Родители
тревожатся
и
задумываются
над
тем,
чтобы
их
ребенок
не
заболел,
не
простыл, не промочил одежду и обувь, да и просто не запачкался. В связи с
этим многие не хотят, чтобы их дети гуляли на улице вообще.
Поэтому
задача
педагога,
довести
до
сознания
родителей
значение
прогулок в детском саду.
Пребывание
детей
на
свежем
воздухе
имеет
большое
значение
для
физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее
доступным средством закаливания детского организма. Она способствует
повышению
его
выносливости
и
устойчивости
к
неблагоприятным
воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен
веществ,
кровообращение,
газообмен,
улучшают
аппетит.
Дети
учатся
преодолевать
различные
препятствия,
становятся
более
подвижными,
ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные
умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный
тонус.
Прогулка - обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в
обеспечении
-активной,
-содержательной,
-разнообразной,
-интересной для детей деятельности.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают
осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей
на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день.
Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня), а
летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением
сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго
соблюдаться.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-
образовательные задачи:
-Оздоровление детей.
2
-Физическое развитие.
-Развитие самостоятельности.
-Расширение кругозора.
-Ознакомление с окружающим миром.
-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо
тщательное перспективное планирование этого режимного
момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать
множество разнообразных факторов:
-погодные условия;
-возраст и контингент детей;
-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
-предыдущие занятия в группе и многое другое.
Разновидности прогулок:
Прогулки делятся на несколько видов:
Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум
атрибутов).
Комбинированная:
- целевая прогулка и свободная деятельность.
Прогулка – экскурсия - поход.
Спортивные эстафеты.
Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:
-элементарных естественно - научных представлений о физических
свойствах окружающего мира;
-формированию географических представлений (в соответствии с
возрастными возможностями);
-формированию экологической культуры;
-эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после
статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное
настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для
3
успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях
и видах деятельности.
Пребывание детей на свежем воздухе способствует:
- укреплению здоровья;
-закаливанию организма;
-развитию двигательной деятельности;
-развитию познавательной деятельности.
Время проведения прогулки определено в программах (по которым
работают учреждения) и его объем зависит от возраста детей.
При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние
участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в
детском саду, предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей,
полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность
детей.
Очень важно, чтобы у детей во время прогулки была соответствующая,
облегченная одежда. Она позволяет ребенку не бояться испачкаться, смело
играть в любимые игры, бегать и прыгать.
Человек
и
природа
Все знают, насколько общение с природой благотворно влияет на взрослого и
ребенка.
Оказываясь в окружении природы,
ребенок приучается любоваться
ею, наблюдать за снегом, ветром, дождем.
Трудовая деятельность
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности
детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени
4
года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой
могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо
стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам
овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать
от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли
свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и
аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать
детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет
эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до
начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их
привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения
работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного
момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему
необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.
Прогулка
и
воспитание
В
любое
время
года
воспитатель
во
время
прогулки
может
найти
интересную и полезную работу.
Например,
осенью,
мы с детьми сгребаем
листья
граблями,
собираем
сухие
ветки,
мусор,
перекапываем
огород
и
сажаем там озимые растения (чеснок,
календула,
шпинат), собираем семена,
затем их сушим и складываем в мешочки,
чтобы весной вновь посадить.
Зимой на участке не обойтись без горки.
Вместе с детьми мы сооружаем ее,
поливая в морозные дни водой. В этом охотно нам помогают папы и мамы.
В
конце
прогулки рекомендуется
проводить
игры
малой
и
средней
подвижности
(например:
«Летает
–
не
летает»,
«Море
волнуется…»,
«Золотые ворота» и другие спокойные игры. Эти игры обеспечивают ребенку
постепенный
переход
от
возбужденного
состояния
к
относительно
спокойному,
способствуют снижению двигательной активности и переходу
на другой вид деятельности.
"Прогулки детей на улице регламентируются законодательством РФ.
Согласно требованиям общая продолжительность пребывания на улице
составляет около 4,5 часов. По правилам прогулки должны организовываться
дважды в день до обеда и после дневного сна. Время прогулок может
сокращаться при понижении температуры до -15 градусов и усилении
скорости ветра до 7км/ч. Для малышей младше четырех лет запрещено
проводить прогулки при температуре ниже -15 градусов и при скорости ветра
более 15м/с. А для деток в возрасте до семи лет прогулки отменяются при
температуре ниже -20 градусов.
5
В заключение
И все-таки, несмотря на разнообразие игр и занятий, есть дети, которые
не любят гулять.
Зачастую,
родители таких детей сами не находят времени
для
прогулок
с
малышом.
Хочется
напомнить
таким
родителям,
что
пренебрегать прогулкой нельзя.
Это один из видов закаливания детского
организма. Не лишайте детей радости движения и заряда бодрости!
Прогулка
делает
детей
физически
более
выносливыми,
укрепляет
здоровье детей,
улучшает настроение,
а значит,
способствует в дальнейшем
успешному обучению в школе.
Польза
свежего
воздуха
для
ребенка
огромна,
поэтому
не
стоит
пренебрегать ежедневными прогулками.