Напоминание

"Развитие познавательной деятельности через игровые методы обучения"


Автор: Рыжова Ирина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: "МБОУ Русско – Акташская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Русский Акташ Альметьевский район Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной деятельности через игровые методы обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Русско – Акташская СОШ»

Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан

Развитие познавательной деятельности через игровые

методы обучения

Подготовила: Ирина Владимировна Рыжова

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в

том, что игровая деятельность как средство обучения обладает

мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения,

индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через

коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с

увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом

принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств

личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит,

изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания,

памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так,

например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в

том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать

активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Особую роль в преподавании дисциплин в средних специальных учебных

заведениях играют такие формы, как ролевые игры, исследование

конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии,

деловые игры и т. д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой

деятельности, возможных для применения на занятиях в среднем

специальном учебном заведении.

Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на

том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из

собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут

альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения,

обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было

принято на практике. Метод конкретного случая состоит, как правило, из

шести этапов.

1.

Знакомство с конкретным случаем. Цель – понимать проблемную

ситуацию и ситуацию принятия решения.

2.

Информация, полученная из материалов выбранной задачи и

самостоятельной обработки информации. Цель – научиться добывать

информацию, необходимую для поиска решения, и оценивать ее.

3.

Обсуждение возможных альтернативных решений. Цель – развитие

альтернативного мышления.

4.

Резолюция - нахождение решения в группах. Цель – сопоставление и

оценка вариантов решения.

5.

Диспут - отдельные группы защищают свое решение. Цель –

аргументированная защита решений.

6.

Сопоставление итогов - сравнение решений, принятых в группах, с

решением, встречающимся в действительности. Цель – оценить

взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение

в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые

элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для

принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д.

Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование,

кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности.

Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить

учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных

ситуаций из жизни общества, а студентам – открыть разные социальные

формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях,

не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.

Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации

реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух

компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки

игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам

возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.

Метод направляющего текста. Направляющие тексты можно рассматривать

как центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных

учебных задач направляющую и структурирующую учебный процесс

функцию. Метод направляющего текста, как правило, является составной

частью процесса обучения, предполагающего шесть фаз: информацию,

планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку.

Направляющие тексты представляют собой обычно письменно

зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным

процессом. В рамках своих функций – управления и структурирования –

направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса

обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки

заданной проблемы.

Проектный метод. Метод проектов для преподавателя – это альтернатива

урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой

работы. Для учащихся и студентов – это учебное дидактическое средство

активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств,

как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за

последствия. Учащийся вовлекается в активный познавательный процесс, что

позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности,

находить иные мотивы к учебе. Характерными для проектной работы

являются следующие этапы:

1.

Определение темы, целей.

2.

Анализ проблемы, постановка задач, изучение инструкций,

рекомендаций.

3.

Выбор оптимального варианта решения проектной работы.

4.

Практическое выполнение проектного задания.

5.

Защита (презентация) проекта.

Учащиеся с самого начала должны иметь возможность принимать участие в

выборе проектов и целей, которые надо реализовать тем или иным способом.

На всех этапах проектной деятельности преподаватель должен быть

независимым консультантом. По мере продвижения проекта удельный вес его

участия в работе студентов должен уменьшаться, а доля их

самостоятельности - увеличиваться. При этом разнообразие видов

консультирования зависит от этапов работы и индивидуальных особенностей

студентов (семинар-консультация, индивидуальные консультации и т. д.).

Решая эти и другие проблемы, студенты овладевают навыками работы в

творческой группе, у них формируется конструктивное мышление,

вырабатывается индивидуальный аналитический взгляд на полученные

знания.

Исследование на предприятии. Следует отличать исследование на

предприятиях от посещения предприятий, где учащиеся или студенты

получают общее представление об их деятельности. Обычно посещение не

является интегрированной частью концепции обучения, а проводится более

или менее случайно как разовое мероприятие, без предварительной

подготовки и последующего подведения итогов. Студенты заранее получают

конкретные задачи для исследования. Полученная во время исследования

информация обсуждается и используется на последующих занятиях.

Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом

преподавания, который активизирует мыслительную деятельность

обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и

интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный

стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.



В раздел образования