Напоминание

"Формирование у суворовцев отказа от вредных привычек. Предупреждение киберзависимости у суворовцев"


Автор: Студенников Олег Владимирович
Должность: воспитатель класса
Учебное заведение: Московсое суворовское военное училище
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разарботка
Тема: "Формирование у суворовцев отказа от вредных привычек. Предупреждение киберзависимости у суворовцев"
Раздел: среднее образование





Назад




Московское суворовское военное училище

Методическая разработка

По теме: «Воспитательная работа по формированию у суворовцев

осоз нанного

отказ а

от

вредны х

привы чек.

П р е д у п р е ж д е н и е

киберзависимости (компьютерной, видеоигромании, смартфонной и Интернет-

зависимости) у суворовцев»

Исполнил:

Студенников Олег Владимирович

Москва, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВСТУПЛЕНИЕ

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Кибернетическая (компьютерная, видеоигромания, смартфонная

и Интернет-

зависимость) как разновидность отрицательных зависимостей.

2.

Обучение

суворовцев

работе

на

персональном

компьютере,

как

основа

правильного и грамотного использования современной техники.

3. Правила обращения с компьютером (телефоном, смартфоном) в учебное и вне

учебное время.

4. Использование компьютера суворовцами в учебных целях. Вред смартфонов.

5.

Работа

воспитателя

и

родителей

по

предупреждению

кибернетической

(компьютерной, Интернет, игрововой и смартфонной) зависимости у суворовцев.

III. Заключение

IV. Список литературы

I.

ВСТУПЛЕНИЕ

Эта тема меня заинтересовала еще в 2011-2013 гг. Когда выпускники 7 роты не

расставались

с

компьютерами

даже

в

постели.

Переломить

ситуацию

никто

из

воспитателей

не

решался.

Работодатель,

по

жалобе

суворовцев,

мог

выгнать

с

работы. В то время существовала установка: «суворовцы должны иметь компьютер

все время, на самоподготовке, в свободное время, даже на уроках, чтобы иметь

возможность найти учебный материал в Интернете, дополнить свои знания, а заодно

и

проверить

учителя.

Задача

воспитателей

заключалась

в

том,

чтобы

батареи

компьютеров суворовцев была всегда полностью заряжена. В результате, суворовцы

играли в компьютерные игры на уроках, на самоподготовке и даже в постели.

Известная

(не

бедная)

англо-американская

актриса,

продюсер,

писатель

и

колумнист Джоан Коллинз говорила: «Простейший способ убедить моих детей,

что им не нужно то, чего они требуют, - дать им то чего они требуют». Я

спрашивал суворовцев –выпускников: « А если у вас вообще не забирать компьютер,

вы поймете что вам это вредно?». «НЕЕЕТ!» - отвечали они хором. Значит посыл

Джоан Коллинз не действует на наших школьников. Очевидно, что в нашей стране и

в училище он изначально ложный и вредный. Он является этакой не произвольной

вербальной

диверсией,

направленной

на

разложение

(не

богатых)

детей

и

ответственных за их воспитание и обучение родителей, воспитателей и педагогов.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.

Кибернетическая

(компьютерная,

видеоигромания,

смартфонная

и

Интернет-зависимость) как разновидность отрицательных зависимостей.

В

общем,

термин

«зависимость»

определяет

патологическое

пристрастие

человека

по

отношению

к

чему-либо

(Аддикция).

Термин

«компьютерная

зависимость»

определяет

патологическое

пристрастие

человека

к

работе

или

проведению

времени

за

компьютером.

Впервые

о

компьютерной

зависимости

заговорили в 80-х годах американские ученые. В наше время уже многие ученые

Великобритании,

Европы,

а

теперь

и

России,

занимающиеся

проблемами

психических

расстройств,

признали

опасность

компьютерной

зависимости,

особенно у школьников. Сам феномен формирования патологической связи между

человеком

и

компьютером

стал

очевиден

и

приобретает

все

больший

размах.

Источник или причина пристрастия к чему-либо находится не в окружающем мире,

а внутри человека, в его голове. В условиях психотравмирующей ситуации или

хронического стресса многие люди, естественно, не обремененные знаниями по

психологии и психотерапии, склонны решать проблему путем ее полного отрицания

или

же

ухода

от

нее.

Помимо

компьютерной

зависимости,

можно

выделить

некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость, видеоигромания

и смартфонная зависимость. Последняя объединяет в себе Интернет-зависимость и

видеоигроманию.

Возможно, в широком смысле, следует говорить о «кибераддикции»-

зависимости

от

виртуальной

среды,

созданной

благодаря

развитию

компьютерных технологий и их доступности школьникам. По русски сказать:

кибернетическая зависимость.

В этой методической разработке я впервые объединяю все перечисленные

зависимости

в

одном

понятии- кибернетическая

зависимость.

Сокращенно-

каберзависимость.

Считаю: «

Предупреждение киберзависимости у суворовцев- это

главная парадигма в работе воспитателей в сохранении и развитии

традиционных

методов

воспитания,

а

педагогов

училища-

в

сохранении

и

развитии

общепризнанных

методов

(методик)

и

приемов обучения подопечных.

В России долгое время долгое время бытовало ошибочное представление о том,

что Интернет непосредственно вызывает пристрастие. Но Интернет – это средство

коммуникации, наравне с телевидением, радио, телефоном, газетами и журналами. И

пристрастие возникает в голове человека и связано с его отношением к вещам или

явлениям. Сами же явления здесь не причем.

В основе механизмов возникновения компьютерной зависимости лежат глубоко

скрытые

комплексы

и

нереализованные

желания

и

потенции.

А

способствуют

развитию этих зависимостей школьников

- взрослые, не понимающие или не

желающие понять, что детям ВСЕ не запрещенное можно давать, но давать только В

МЕРУ!

Только

дозировано,

не

в

ущерб

самостоятельной

работе,

чтению

книг,

занятий спортом, искусством и творческой деятельностью.

2.

Обучение

суворовцев

работе

на

персональном

компьютере,

как

основа

правильного и грамотного использования современной техники.

С первых дней учебы в 5-м классе суворовцы стали изучать компьютерные

технологии и осваивать компьютер не как портал в Интернет и видеоигровую

приставку,

а

как

средство

получения

знаний,

и

оформления

своих

знаний

для

презентации на уроках.

Они узнали, что по штату на каждого суворовца положен персональный ноутбук,

и стали просить выдать. Наученные горьким опытом 2011-2013 гг. воспитатели

сказали, что во- первых, пока суворовцы не пройдут курс изучения возможностей и

предназначения

компьютера,

обучения

компьютерным

технологиям

для

использования в учебном процессе компьютеры выдаваться не будут. Постоянное

пользование выпускниками компьютерами часто приводило их к поломке. На их

ремонт

уходили

и

средства

училища

и

время

специалистов.

Во-

вторых:

компьютеры

будут

выдаваться

только

для

создания

презентаций

по

предметам

обучения, по подтверждении преподавателями необходимости этой формы контроля

знаний.

Тем не менее, уже 5-ти классники умудрились вывести несколько компьютеров из

строя.

В классе мною было проведено анкетирование. Вот результаты ответов 20-ти

суворовцев.

1. Для чего тебе компьютер:

- работать с документами и презентациями - 19

- искать в Интернете учебные и познавательные материалы- 13

- общения в социальных сетях и скайпе- 17

- играть в компьютерные игры- 17

2. Как ты оцениваешь свой уровень пользования компьютером:

- высокий- 8

- средний- 12

- слабый- 0

Выводы:

1.

Больше

половины

суворовцев

признали

свой

уровень

пользования

компьютером как средний (60%).

2.

Есть и продвинутые пользователи компьютером (40%).

3.

Меньше

всего

суворовцев

хочет

искать

в

Интернете

учебные

и

познавательные материалы.

4.

Больше всего работать с документами и презентациями (95%).

5.

Играть в игры и общаться в социальных сетях -85%.

Интересен ответ суворовцев на вопрос:

Когда ты считаешь нужно выдавать компьютеры суворовцам:

- сразу после поступления -0

- после обучения ИКТ - 4

- перед самоподготовкой- 0

- после выполнения заданий самоподготовки -20

Только

4

суворовца

согласны

с

выдачей

компьютеров

после

обучения

информационно-компьютерным технологиям. 16 человек считают, что уже готовы.

Наверное они научились дома. Научились дома сидеть в Интернете играть в игры и

т.п. Но училище не Интернет-кафе. Здесь организован процесс воспитания, обучения

и взросления (умения признавать ошибки и отвечать за свои поступки).

Прошедшие 3 курса обучения показали, что презентации по предметам готовят

лидеры

(5-7

человек).

К

ним

прилипают

еще

по

2-3

суворовца

за

компанию.

Остальные

суворовцы

(40-50%)

вообще

подготовкой

презентаций

не

заинтересованы. Или ленятся или не умеют, или хотят просто играть.

Анализируя ответы суворовцев и их поступки за три года обучения, я пришел к

нескольким выводам.

1.

Суворовцы

не

признаются,

что

плохо

разбираются

в

возможностях

компьютера. Для них важнее Интернет, игры и общение в социальных сетях.

2.

Компьютер в учебных целях нужен 40-50% суворовцев.

3.

Лучше

организовать

чтение

учебников

всеми,

чем

дать

компьютеры

для

презентаций 5-7 суворовцам.

4.

Первые презентации показали, что сделав их, суворовцы ничего не запомнили

и даже плохо, с ошибками, читают ими написанное на слайдах.

5.

Если

суворовцы

пользуются

компьютером

без

контроля

со

стороны

воспитателей- они играют, смотрят фильмы.

6.

Когда

компьютером

пользуются

суворовцы

не

освоившие

правила

им

пользования, то компьютер ломается.

7.

Надо

учить

суворовцев

пользоваться

компьютером

в

учебных,

познавательных целях. Что я и делал три года во время самоподготовки при

составлении презентаций.

3. Правила обращения с компьютером (телефоном, смартфоном) в учебное и

вне учебное время.

Регламентом Училища определен порядок и правила пользования компьютерами

и телефонами.

Так сказано, что пользование мобильным телефоном разрешено в коридорах и

своих

комнатах

только

в

свободное

от

занятий

время.

На

занятиях

телефоном

пользоваться запрещено. Однако были случаи, когда суворовцы не сдавали телефон

(смартфон) или сдавали простой телефон для отчета, а смартфоном пользовались на

уроках (играли в игры, посещали Интернет).

Регламентом училища запрещено суворовцам:

- использовать мобильные телефоны в урочное время, во время мероприятий,

после отбоя;

-посещать

сайты,

не

соответствующие

целям

образовательного

процесса,

участвовать в нетематических чатах, порочащих достоинство МС СВУ;

- устанавливать на компьютерах дополнительные программное обеспечение, как

полученное в Интернете, так и любое другое;

- изменять системные настройки компьютера и всех программ, установленных на

нем;

- использовать при работе в Интернете не нормативную лексику, сквернословие,

грубые и оскорбительные выражения;

- размещать фотографии, порочащие честь и достоинство суворовца Мс СВУ, в

том числе фотографий, где зафиксированы нарушения правил ношения форменной

одежды.

Опыт работы с выпускниками показал: дети устанавливают в компьютер что

хотят.

Пользуются

чем

хотят.

Уследить

за

всеми

не

возможно.

Проверить

компьютеры и удалить можно, но как только ты отвернулся- устанавливают снова.

Как бороться с этим? Ограничить доступ к компьютеру по очереди, и только для

подготовки презентации по предметам обучения.

Какие

меры

дисциплинарных

взысканий

применяются

к

суворовцам,

нарушивших

правила

пользования

компьютерами

и

сотовыми

телефонами

на

занятии?

Регламент

Мс

СВУ

дает

ответ:

«Выговор,

разбирательство

на

дисциплинарной комиссии».

4. Использование компьютера суворовцами в учебных целях. Вред смартфонов.

Да большинство суворовцев взвода (95%) готовы использовать компьютер для

подготовки

презентаций

по

предметам,

искать

в

Интернете

учебные

и

познавательные материалы. Но 85% суворовцев одновременно нацелены на игры и

общение

в

социальных

сетях.

Если

взрослые

люди

впадают

в

компьютерную,

игровую, смартфонную зависимость, то как детей удержать в рамках использования

кибернетических устройств в учебном процессе?

Интересен анализ ответов суворовцев на другой вопрос: «Считаешь ли ты что

долго сидеть за компьютером вредно?»

- для здоровья -18

- для учебы - 11

- для занятий спортом - 8

- для чтения книг - 7

- для общения с товарищами - 8

- для развития твоего интеллекта – 14

Дети и хотят сидеть за компьютерами, и понимают, что это вредно по многим

позициям. Плохо, что вредность компьютера для чтения книг отметили только 7

суворовцев (35%). Наблюдение показало, что во взводе читают книги 5-7 человек.

Регулярно

читают

книги

только

3-4

человека.

Перебороть

эту

тенденцию

и

перенацелить интересы суворовцев на чтение учебников и книг вот задача, над

которой должны думать не только воспитатели, но и учителя. Тогда компьютер будет

служить действительно для дополнения в поисках знаний, а не игровая приставка.

Необходимо отметить вредную роль смартфонов для учебы и досуга суворовцев.

Смартфоны имеют доступ к Интернету и разные приложения. В условиях, когда

воспитатели смогли ограничить доступ к

компьютерам, суворовцы переключили

свой интерес к смартфонам. Бесплатный и без лимитный, круглосуточный Wi-Fi во

всех помещениях училища используется суворовцами сразу, как только выдаются

смартфоны. Выпускники 2013 года, во время контрольных и проверочных работ,

специально отпрашивались в туалет, а под этой «отмазкой» прибегали в роту и через

Интернет скачивали ответы на вопросы! Семиклассники пока не додумались до

этого.

Потому,

что

воспитатели

не

выдают

смартфоны

до

окончания

учебных

занятий

и

выполнения

заданий

самоподготовки.

А

как

выдали

суворовцам

смартфоны, идешь по коридору и видишь картину: сидят, играют, никого и ничего не

замечают. Погружены на столько глубоко, отрешены от действительности на столько

далеко,

что

любой

вопрос

у

суворовца

вызывает

сначала

2-5

секундное

не

понимание: «что вообще происходит, где он находится и кто это вообще, вдруг что-

то

не

понятное

спрашивает?».

Пример

на

фотографии

(Приложение

1),

где

суворовцы, после экскурсии по Музею ВС РФ, сели под картиной и все ушли в

кибермир смартфонов.

Как

с

этим

бороться?

Почти

не

возможно.

Скандально

и

вредно

для

взаимопонимания

между

во спитателями

и

родителями

( з а ко н н ы м и

представителями). Почему? Потому что, родители, чувствуя свою вину за отправку

ребенка из семьи в училище балуют его, откупаются продвинутыми смартфонами

(чтобы ребенок не обижался и не скучал).

А Ребенок шантажирует родителей,

заявляя, что у товарищей смартфоны последней модели, а у него простой телефон.

Ребенку обидно. Родителям стыдно. А ребенок получив смартфон, уходит с головой

в игры.

Когда приходит время сдавать телефон, оказывается, что он даже и не

пытался позвонить домой! Во взводе воспитатели пришли к мнению, что у всех

должны быть простые телефоны, а не смартфоны. Тем более, что не все родители

имеют средства на регулярное обновление своим чадам ломающихся, бьющихся

дорогих гаджетов. Почему бьются и ломаются? Да потому, что дети не приучены

родителями в семье ценить дорогие и технологичные электронные вещи! Каков же

результат

массового

использования

простых

телефонов

(суворовцы

их

назвали

«кирпичами»)? Результат оказался очень эффективным и показательным. Во первых,

дети стали звонить родителям сразу после выдачи телефона. Во вторых, поговорив

максимум 5 минут, 90% суворовцев сразу же сдает телефон за ненадобностью. В

третьих,

суворовцы

стали

больше

заниматься

спортивными

играми

и

совершенствовать

результаты

в

выполнении

нормативов.

Эта

практика

будет

продолжена и в 8 классе.

6.

Работа воспитателя и родителей по предупреждению кибернетической

(компьютерной, Интернет, игрововой

и смартфонной) зависимости у

суворовцев.

Один из вопросов Анкеты спрашивал: «Что для тебя важнее смартфон или

компьютер? Оказалось, что для 65% суворовцев важнее смартфон, а для 60% -

компьютер.

Почему

оказалось

в

сумме

25

суворовцев,

а

не

20?

Наверное

для

некоторых (5-ти человек) важно и неразрывно и то и другое.

Сегодня компьютерная зависимость рождается не в училище. Дети получили ее

еще дома. Так на вопрос: «Как долго ты сидишь дома за компьютером?»

9

человек ответили: 1 час (?????). 11 человек- 2-3 часа. И только 2 человека сказали:

пока родители не выгонят. Думаю, что необходимо сделать поправку на лукавство

суворовцев. За компьютерами все сидят по 2-3 часа только в увольнении. А в

каникулы, пока родители не выгонят, 10-12 человек.

Ну что же, суворовцам, привыкшим дома сидеть и играть пока глаза на лоб не

вылезут, а пальцы рук не занемеют давить на клавиши и кнопки, теперь в училище и

играть в компьютерные игры нельзя? Думаю, что ответ дадут воспитатели такой,

какой они сами считают. Лично я считаю, что играть иногда можно. Можно для тех,

кто в увольнение не пошел. Можно играть 30-40 минут зимой, когда в спортзале

играют старшекурсники, а спорт комната в роте вмещает одновременно только 5-7

человек. Для этого в класс самоподготовки3 взвода в сентябре 2013 года и был

приобретен родителями суворовцев телевизор, позволяющий играть не только в

стрелялки,

крошилки,

футболопиналки

и

автогонки.

Основное игровое

предназначение телевизора- играть в подвижные, развивающие игры с помощью

специальных игровых приставок и VEB- камер. В зимние вечера мы это делаем,

чередуя с занятиями в спорт комнате и просмотрами тематических фильмов. Можно

заниматься на компьютере и дома. Но должен быть контроль родителей за временем

и за программой действий суворовцев.

Приходится регулярно убеждать родителей не покупать дорогие смартфоны своим

детям. Не давать детям в училище, в тайне от воспитателей, игровые приставки и

персональные компьютеры.

Родители идут на поводу у детей. Приходится постоянно контролировать наличие

и

количество

смартфонов

и

телефонов

у

каждого

суворовца.

Проверять

своевременную сдачу их вечером, на утреннем осмотре перед занятиями. Думаю,

что у каждого воспитателя есть свои методы контроля. И это правильно. Для

каждого возраста суворовцев должны быть соответствующие формы

и методы

воспитания, контроля и педагогического воздействия. Важен и индивидуальный

подход к суворовцам, а тем более к их родителям. На каждой встрече с родителями

в субботы мы проговариваем с ними вопросы пользования домом компьютеров для

подготовки

презентаций

и

других

учебных

заданий.

Особенно

важно

добиться

понимания родителями того, что поощрение за учебу и поведение не должно быть в

разрешении бесконтрольно долго сидеть за компом, постоянно играть, общаться в

сети. Я разработал памятку «Как не допустить зависимость от компьютера?» и

выдал родителям (Приложение № 3). При каждом общении с родителями стараюсь

уточнять: применяют ли они к своим детям дома?

В нашем, 3 взводе, к контролю использования и своевременной сдачи телефонов

подключены

и

несут

персональную

ответственность

за

своих

подчиненных,

командиры отделений.

III. Заключение.

Работа по предупреждению кибернетической (компьютерной, смартфонной,

игровой

зависимости)

у

суворовцев

3

взвода

дает

и

свои

положительные

результаты. По итогам учебы (средний балл) за 2015-2016 уч.г. 3 взвод занимает 2-е

место

в

роте

и

10-е

место

в

училище.

Спортивная

подготовка

суворовцев

улучшилась.

Возросли

результаты

выполнения

нормативов

ГТО.

Совместно

с

сотрудниками

библиотеки

и

педагогом-психологом

роты

ведется

работа

по

увлечению суворовцев чтением книг.

Одновременно есть результаты разъяснительной работы как долго можно играть в

игры смартфона. 60% суворовцев хотят играть 1 час. 2 человека- 2 часа, а 11

суворовцев всего полчаса!

По

сравнению

с

выпускниками

2013

года, не

признававшими

вред

неограниченности

времени

пользования

компьютерами,

видеоиграми

и

смартфонами, нынешние суворовцы 3 взвода, понимают:

- что для них это вредно- 15 человек (75%);

- будут регулировать время пользования (что-то верится с трудом!) – 13 человек

(65%);

- устанут и будут заниматься другими делами- 2 человека (10%);

- 1 человек (5%) не устанет и будет сидеть за компьютером, пока не отберут;

- 1 человек (5%) вообще не понимает, что это вредно!

Есть еще одна зависимость. Многие любят снимать себя и друзей на смартфоны.

Для этого стали продавать даже специальные телескопические приспособления. У

некоторых

суворовцев,

склонных

к

самолюбованию

и

тщеславию,

уже

такие

приспособления

были

изъяты

и

переданы

родителям.

В

чем

этой

опасность

«селфомании»? Опасность в том, что дети, ради оригинальных снимков и поз могут

забираться на подоконники, крыши зданий, становиться у края проезжей части

дорог, жд путей или метро. Чувство опасности у них еще не так развито как у

взрослых. Разъяснять это приходится при инструктаже по мерам безопасности во

время увольнения, отпуска, и контролировать в командировках или на выездных

мероприятиях.

Изучение этой проблемы КИБЕРЗАВИСИМОСТИ с 2011 г. по 2016 г. (5 лет)

привело меня к УБЕЖДЕНИЮ:

«Предупреждение киберзависимости у суворовцев- это главная парадигма в

работе

воспитателей

в

сохранении

и

развитии

традиционных

методов

воспитания, а педагогов училища- в сохранении и развитии общепризнанных

методов (методик) и приемов обучения подопечных. Как результат- успешное

решение

задач

воспитания

и

обучения

суворовцев

в

соответствие

с

Государственным

образовательным

стандартом

и

Указаниями

старших

начальников.

Только ограничив, волевым решением воспитателей, постоянно объясняя детям и

их

родителям

вредные

последствия

киберзависимости для

физического,

психологического и нравственного здоровья суворовцев, переключив их внимание и

интересы на чтение учебников, книг, занятия спортом и творческой деятельностью

позволят воспитать действительно гармонично развитую, образованную и высоко

культурную личность.

Кто-то, естественно, имеет свое особое

мнение. Он (они) будет не вполне

согласен с моим. Это естественно.

Предлагаю эту проблему киберзависимости у суворовцев обсудить в октябре

2016 г. на ежемесячном Методическом Дне.

Готов первым выступить и пригласить коллег к дискуссии.

После летних каникул планирую провести еще одно анкетирование суворовцев

по этим вопросам. Интересно, как изменились за лето их взгляды!? Как за лето

развилась селфимания?

IV. Список литературы

1.

Устав Училища

2.

Регламент Училища

3.

Правила пользования сетью Интернет в Учреждении.

4.

Джоан Коллинз. Высказывания о детях.



В раздел образования