Напоминание

"Технология "Критическое мышление" в системе воспитательной работы с суворовцами"


Автор: Студенников Олег Владимирович
Должность: воспитатель класса
Учебное заведение: Московсое суворовское военное училище
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология "Критическое мышление" в системе воспитательной работы с суворовцами"
Раздел: полное образование





Назад




ФГКОУ «Московское суворовское военное училище МО РФ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме:

«Технология «Критическое мышление» в системе

воспитательной работы с суворовцами»

воспитателя 7 учебного курса

Студенникова Олега Владимировича

ПЛАН

I. Вступление

II. Основная часть

1. Обоснование проблемы

2. Технология «критическое мышление»

1) Знакомство с понятием

2) Технология «критическое мышление для воспитанника.

3) Технология «критическое мышление» для педагога

3. Основные характеристики критического мышления

1) Характеристики

2) Три стадии

4. Рекомендуемые приемы

III. Рекомендации

IV. Рефлексия. Итог

I. Вступление

Мудрые люди говорят, что народ, который думает на один год вперёд -

выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад.

Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, которое связывают

со

стремительным

ростом

информации,

требуется

увеличение

объёма

знаний

человека

в

структуре

мышления. Но

с

точки

зрения

овладения

логическими

законами,

процесс

мышления

протекает,

как

правило,

стихийно.

Поэтому

продуктивность мыслительной деятельности суворовцев, к сожалению, остаётся

далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного

обучения.

Приоритетной

целью

образования

является

развитие

у

обучающегося

способности самостоятельно ставить задачи, проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения.

Современные требования, предъявляемые к образованию:

научить учиться;

научить определять проблемы и решать стандартные жизненные ситуации;

научить ориентироваться в мире ценностей;

подготовить

к

профессиональному

выбору

и

профессиональной

деятельности.

Мыслительный

процесс

начинается

тогда,

когда

возникает

задача

или

проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то

понять, в чём-то разобраться – это идёт речь о мышлении. Как можно добиться

проявления внутренней активности воспитанников? Как решить главную задачу,

которая поставлена перед системой образования – научить суворовцев, критически

мыслить, а значит научить учиться?

II. Основная часть

1. Обоснование проблемы

Исходя

из

выше

заявленной

проблемы,

планирование

образовательного

процесса

должно

быть

тщательно

продумано

и

построено

в

соответствии

с

принципами

дидактики,

с

использованием

современных

педагогических

технологий, с указанием форм и способов организации работы суворовцев на

основе системно - деятельностного подхода.

В организации учебно-познавательной деятельности обучающихся необходимо

комплексно задействовать три основных вида мышления

.

Наглядно-действенное

мышление

формируется

в

процессе

решения

воспитательных задач, в котором преобладают практические действия с реальными

объектами, предметами искусства.

Наглядно-образное

мышление

формируется

в

процессе

решения

воспитательных задач, в которых на первый план выступают действия с образами.

Логическое

мышление – формируется в решении воспитательных задач,

которое осуществляется на основе уже сформированных знаний, выраженных в

понятиях, суждениях.

Одной из педагогических технологий в обеспечении требований ФГОС ООО

является

технология

«критическое

мышление»,

которая

позволяет

добиваться

эффективных

результатов

образовательного

процесса,

на

основе

практико-

ориентированного и деятельностного подхода.

2. Технология «критическое мышление».

1) Знакомство с понятием.

Технология

«критическое

мышление»

это

технология

организации

учебного и воспитательного процесса.

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков

и

умений,

которые

постепенно

формируются,

в

ходе

воспитания

и

обучения

обучающегося.

Оно

формируются

быстрее,

если

на

занятиях

воспитанники

являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию,

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

МЫШЛЕНИЕ

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают

полученные знания с другими работами в данной области и других сферах знания.

Технология «критическое мышление» в воспитательном процессе позволяет

решать следующие педагогические задачи:

- учить, обучающихся определять свои цели;

-

определять

свой

смысл

прочитанного,

услышанного,

увиденного

и

выражать оригинальную точку зрения;

- создавать атмосферу, где уважается любое мнение.

Существует набор

общих

условий,

создание

которых

необходимо

для

осуществления обучающимися критического мышления:

предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического

мышления;

поощрять за попытки что – то сделать самостоятельно;

учить задавать вопросы и высказывать свои версии и идеи;

приучать

выслушивать

и

с

уважением

относиться

к

мнению

других

обучающихся, но иметь право не соглашаться с ними;

способствовать активной дискуссии;

стимулировать рефлексию.

2) Технология «критическое мышление» дает воспитаннику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса к процессу воспитания (желание и активное участие в

мероприятиях);

- умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими.

Технология

«критическое

мышление»

позволяет

обучающимся

осваивать

следующие компетенции (умения), связанные с разными областями мышления и

деятельности:

Интеллектуальные: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы,

определять

причинно

следственные

связи,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.

Коммуникативные:

формулировать,

аргументировать

и

отстаивать

своё

мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов, определять свой

смысл

усвоенного

и

кратко

формулировать

его

в

сообщении,

находить

общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций,

уметь

критически относиться к сообщаемой информации.

Планирование

и

реализация

деятельности:

уметь

самостоятельно

определять цели и достигать нужного результата; работать индивидуально и в

группе; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

3) Технология «критическое мышление» дает педагогу:

-

умение

создать

на

занятии

атмосферу

открытости

и

ответственного

сотрудничества;

-

возможность

использовать

модель

воспитания

и

систему

эффективных

методик,

которые

способствуют

развитию

критического

мышления

и

самостоятельности в процессе образования.

3. Основные характеристики критического мышления:

1) Характеристики.

Уметь «спорить с аргументом», т.е. оспаривать доводы, предлагаемые идеи,

приводить контраргументы.

Уметь выработать свою точку зрения по определенному вопросу и отстоять её

логическими доводами.

Уметь анализировать темы и основные идеи в контексте собственной жизни и

мировоззрения.

Уметь

внимательно

относиться

к

аргументам

оппонента

и

логически

их

осмысливать.

Уметь

формулировать

свои

принципы

и

делать

обобщения

на

основе

полученных знаний, представляющих разные точки зрения.

2) Три стадии.

Технология

«критическое

мышление»

предполагает

использование

на

занятии трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

СТАДИЯ - «ВЫЗОВ»

Это

анализ

накопленной

информации

обучающихся

по

данной

теме,

проблеме.

Целесообразно

на

этой

стадии

использовать

приёмы:

«Составление

списка известной информации», «Парная мозговая атака», «Групповая мозговая

атака»,

«Перепутанные

логические

цепи»,

Таблица

«Знаем

Хотим

узнать

Узнали».

СТАДИЯ - «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Нахождение

ответов

на

вопросы,

полученных

на

основе

анализа

накопленной информации по данной теме, проблеме.

СТАДИЯ - «РЕФЛЕКСИЯ»

Размышление

и

обобщение

того,

«что

узнал»

воспитанник

на

занятии,

анализ, поставленных целей и решение вопросов.

Стадия рефлексии необходима для того, чтобы воспитанники сами смогли

проанализировать,

удалось

ли

им

достичь

поставленных

целей

и

решить

возникшие вопросы.

1.

Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?

2.

Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?

3.

Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?

4.

Что я могу делать иначе после того, как получил «новую» информацию?

5.

Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему по-

новому?

6.

Что я в результате выяснил?

Подобные вопросы заставляют суворовцем различать усвоение информации и

понимание,

а

также

отличать

то

и

другое

от

обучения

конкретным

умениям

(компетентностям).

На

стадии

«Рефлексия»

педагог

решает

несколько

задач – это развитие

способности обучающихся к рефлексии; научить отличать содержание от метода их

реализации; научить анализировать свою деятельность и отличать деятельность от

активности; научить критически, относиться не только к предложенным идеям, но

и к своим собственным.

Многие приёмы, которые предлагались на стадиях «Вызов» и «Осмысление»,

продолжают использоваться и на стадии «Рефлексия», достигая своего логического

завершения:

Парное подведение итогов.

Возвращение к приёму «Знаем – Хотим узнать – Узнали».

Думай самостоятельно (в парах).

Организация дискуссии.

«Оставьте за мной последнее слово».

4. Рекомендуемые приемы.

Приём «Парное подведение итогов». Обучающиеся в парах проводят анализ

дня (недели, четверти), своих достижений и ошибок, делятся впечатлениями от

учебного дня, событий и мероприятий, дают практические советы.

Приём

«Думай

самостоятельно»

парах).

Воспитатель

заранее

заготавливает 1-2 «открытых» вопроса в контексте данной темы. Время на работу-5

мин.

(индивидуально).

Затем,

воспитанники

делятся

на

пары

и

в

процессе

обсуждения своих ответов вырабатывают единый, включающий в себя оба мнения.

Приём

«Организация

дискуссий».

Дискуссия

«совместный

поиск»,

где

суворовцы должны обсудить все свои идеи, версии, мысли, наработанные на стадиях

«Вызов» и «Осмысление».

Приём

«Оставьте

за

мной

последнее

слово»

можно

использовать

при

рефлексии

мероприятия.

Воспитанники

обосновывают

актуальность

и

целесообразность

мероприятия,

сделав

записи

на

листочках.

После

этого

обучающиеся

зачитывают

свои

комментарии

по

-

очереди.

Здесь

и

начинает

действовать правило «За ним последнее слово».

Приём «Свободные задания»:

1)

«Пятиминутное

эссе». Применяется

в

конце

занятия,

воспитатель

предлагает обучающимся выполнить два задания: написать, что нового они узнали

по данной теме и задать один вопрос, на который они не получили ответа. Основное

условие

писать

эссе

по

возможности

без

остановки,

не

перечитывая

и

не

исправляя.

2) «Три вопроса». В конце занятия педагог предлагает ответить письменно на

три вопроса:

1.

Что вы узнали нового?

2.

Что вы поняли?

3.

Чему вы научились?

Для

того

чтобы

зафиксировать

освоение

обучающимися

тех

или

иных

элементов и умений, характеризующих наличие у них критического мышления

необходимых им для освоения программ дополнительного образования, нужно знать

показатели, по которым можно судить об их достижениях.

III. Рекомендации

1.

Не

переусердствуйте, требуя

от

мальчиков

аккуратности

и

тщательности

выполнения ваших поручений.

2. Старайтесь, давая задания ребятам включать в них момент поиска, требующий

сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать.

Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть

даже наделав ошибок.

3.

Хвалите

ребят

за

их

подвижность,

энергичность,

активность,

старайтесь

переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим ребятам,

усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

4.

Признание

и

одобрение

со

стороны

воспитателей

поступков

и

действий

воспитанников.

5. Доверяйте к ребенку.

6. Проявляйте терпение, внимание и понимание.

7. Показывайте личный пример.

IV. Рефлексия. Итог.

Подводя

итог,

стоит

отметить,

что

технологию

развития

критического

мышления

актуально

рассматривать

как

один

из

результативных

способов

формирования

метапредметных

результатов,

обеспечивающих

целостность

общекультурного,

личностного

и

познавательного

развития

и

саморазвития

обучающегося в системе образования.

Принципиально важны и идея ценности личности обучающегося, и создание

среды на занятиях, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения.

Поэтому,

в

ходе

воспитательной

деятельности

моделируется

и

анализируется

процесс познания на всех его этапах.

Это позволяет использовать данную технологию «критическое мышление»,

как

средство

и

инструмент

саморазвития

и

самообразования

человека

обучающегося, и воспитателя). С другой стороны, вся воспитательная деятельность

строится

на

основе

партнерских

взаимоотношений

между

воспитателем

и

воспитанником.



В раздел образования