Автор: Воробьева Наталья Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 25
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания раздела "Закономерности протекания химических реакций"
Раздел: полное образование
Особенности преподавания раздела "Закономерности протекания
химических реакций" при концентрическом построении курса химии.
Программы систематического курса химии базового уровня образования, в
основе которых
лежит
концентрический
принцип
построения,
предполагают
обучение основам неорганической и органической химии в 8-х, 9-х кл. (первый
уровень) и более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов
химии в 10-х,
11-х
кл.
(второй
уровень).
На
втором
уровне
обучения
возможно
совершенствование знаний учащихся в процессе изучения отдельных курсов в
зависимости от специализации класса или школы.
В ходе проведенного педагогического эксперимента нами был исследован
второй уровень обучения на базе 10-х классов естественнонаучного профиля. На
формирующем
этапе
эксперимента
был
проведен
спецкурс:
"
Изучение
закономерностей
протекания
химических
реакций
с
использованием
элементов
физической химии" (34 ч). Была разработана программа и примерное тематическое
планирование
данного
спецкурса.
На
занятиях
спецкурса
были
апробированы
опорные
схемы
-
таблицы,
подготовленные
Оксфордским
университетом
.
В
шестнадцати таблицах в сжатой форме представлен материал, где от простого к
сложному
излагаются
основные
идеи
химической
термодинамики,
кинетики
и
химического
равновесия.
Наглядные
диаграммы
и
подробные
схемы
помогают
сформировать системное восприятие основных концепций и процессов, а также
увидеть связь химических явлений между собой и другими формами движения
материи. Форма подачи материала такова, что нужные сведения входят в сознание
учеников органично, как бы сами собой. По принципу от простого к сложному
были составлены вопросы, упражнения и задачи для самостоятельной работы,
активизирующие
познавательные
интересы,
склонности,
способности,
самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Разработанное методическое
обеспечение для педагогов и учащихся химико - биологических классов также
включало урок - лекцию с элементами проблемного обучения на тему: " Скорость
химических
реакций"
и
рекомендации
по
раскрытию
учения
о
сложных
равновесиях на факультативных занятиях.
Результаты педагогического эксперимента подтверждают целесообразность
внедрения элементов физической химии в школьный курс. При этом качество
знаний
о
закономерностях
протекания
химических
реакций
учащихся
экспериментального класса возросло на 23% в сравнении с контрольным классом.
По
предварительному
опросу
90%
учащихся
считают
что
осмысление
общих
химических
закономерностей
позволяет
подвести
их
к
наивысшему
уровню
обобщений: пониманию материальности и познаваемости химических элементов и
веществ, причин их разнообразия, всеобщей связи явлений. В ходе эксперимента у
98%
учащихся
существенно
возросла
мотивация
в
выборе
профессии,
знания
стали более практико - ориентированными.