Напоминание

Особенности преподавания раздела "Закономерности протекания химических реакций"


Автор: Воробьева Наталья Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 25
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания раздела "Закономерности протекания химических реакций"
Раздел: полное образование





Назад




Особенности преподавания раздела "Закономерности протекания

химических реакций" при концентрическом построении курса химии.

Программы систематического курса химии базового уровня образования, в

основе которых

лежит

концентрический

принцип

построения,

предполагают

обучение основам неорганической и органической химии в 8-х, 9-х кл. (первый

уровень) и более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов

химии в 10-х,

11-х

кл.

(второй

уровень).

На

втором

уровне

обучения

возможно

совершенствование знаний учащихся в процессе изучения отдельных курсов в

зависимости от специализации класса или школы.

В ходе проведенного педагогического эксперимента нами был исследован

второй уровень обучения на базе 10-х классов естественнонаучного профиля. На

формирующем

этапе

эксперимента

был

проведен

спецкурс:

"

Изучение

закономерностей

протекания

химических

реакций

с

использованием

элементов

физической химии" (34 ч). Была разработана программа и примерное тематическое

планирование

данного

спецкурса.

На

занятиях

спецкурса

были

апробированы

опорные

схемы

-

таблицы,

подготовленные

Оксфордским

университетом

.

В

шестнадцати таблицах в сжатой форме представлен материал, где от простого к

сложному

излагаются

основные

идеи

химической

термодинамики,

кинетики

и

химического

равновесия.

Наглядные

диаграммы

и

подробные

схемы

помогают

сформировать системное восприятие основных концепций и процессов, а также

увидеть связь химических явлений между собой и другими формами движения

материи. Форма подачи материала такова, что нужные сведения входят в сознание

учеников органично, как бы сами собой. По принципу от простого к сложному

были составлены вопросы, упражнения и задачи для самостоятельной работы,

активизирующие

познавательные

интересы,

склонности,

способности,

самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Разработанное методическое

обеспечение для педагогов и учащихся химико - биологических классов также

включало урок - лекцию с элементами проблемного обучения на тему: " Скорость

химических

реакций"

и

рекомендации

по

раскрытию

учения

о

сложных

равновесиях на факультативных занятиях.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают целесообразность

внедрения элементов физической химии в школьный курс. При этом качество

знаний

о

закономерностях

протекания

химических

реакций

учащихся

экспериментального класса возросло на 23% в сравнении с контрольным классом.

По

предварительному

опросу

90%

учащихся

считают

что

осмысление

общих

химических

закономерностей

позволяет

подвести

их

к

наивысшему

уровню

обобщений: пониманию материальности и познаваемости химических элементов и

веществ, причин их разнообразия, всеобщей связи явлений. В ходе эксперимента у

98%

учащихся

существенно

возросла

мотивация

в

выборе

профессии,

знания

стали более практико - ориентированными.



В раздел образования