Автор: Зверева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 96 "Рябинка" комбинированного вида г. Орска"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: презентация опыта работы
Тема: Интеграция Монтессори - материала в современную предметно-пространственную развивающую среду ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Интеграция Монтессори -
материала в современную
ППРС ДОУ
Выполнила: воспитатель
высшей категории МДОАУ
«Детский сад № 96 «Рябинка»
комбинированного вида г. Орска»
Зверева Елена Петровна
«Мы должны заботиться не
о
том,
чтобы
заставить
ребенка
выучить
что-то,
но
всегда поддерживать в нем
свет, называемый разумом».
М. Монтессори
Совершенствование образовательного
пространства ДОУ, организация его в соответствии
с современными запросами общества, создание
неповторимого облика образовательного
учреждения – это требования практики, стимули-
рующие педагогов к инновационной деятельности.
В дошкольном детстве построение ППРС
является одной из основных составляющих,
которая определяет качество образования на
данной ступени развития детей.
Введение ФГОС побудило к инновационному
поиску точек соприкосновения идей
М.Монтессори и современных требований к
созданию ППРС в ДОУ.
жесткое
программирование
образовательной
среды
ППРС
приобретает вид
«учебных
пособий»
Учебная модель
Учебная модель
объединение
видов детских
деятельностей
вокруг одной темы
организация
ППРС
менее жесткая +
творчество педагога
Комплексно -
тематическая модель
Комплексно -
тематическая модель
условие –
создаваемая
педагогом ППРС
(«подготовленная
среда»)
Предметно –
средовая модель
Предметно –
средовая модель
содержание
образования
проецируется
непосредственно
на ППРС
Предметно – средовая модель
Основная задача взрослого – создание среды,
подходящей для свободного и полноценного
развития ребенка.
Среда должна давать детям возможность
выбора и самостоятельной деятельности.
Данная модель технологична и не требует
творческих усилий от взрослого.
Данная модель направлена на приобретение
разнообразного сенсорного и моторного опыта
Так как учебная модель для ДО не актуальна,
а развитие ребёнка должно происходить в
соответствии с целевыми ориентирами ООП ДО в
условиях взаимопроникновения образовательных
областей, блок совместной образовательной
деятельности с детьми необходимо усилить за
счёт использования нетрадиционных форм
работы с детьми и культурных детских практик,
главной канвой в которых будет игра.
Оптимальным при проектировании ППРС будет
использование положительных сторон
комплексно-тематической и предметно-средовой
моделей: ненавязчивая позиция взрослого,
разнообразие детской активности, свободный
выбор предметного материала.
Принципы построения ППРС
принцип дистанции, позиции при
взаимодействии
принцип активности
принцип
стабильности, динамичности
развивающей среды
принцип комплектования и гибкого
зонирования
принцип эмоциональности среды, индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия
ребенка и взрослого
ФГОС:
«ППРС
организации
(группы)
должна быть
содержательно
насыщенной,
трансформиру
емой,
полифункцион
альной,
вариативной,
доступной и
безопасной»
принцип учета половых и возрастных
особенностей детей
принцип уважения мнения ребенка
каждое упражнение с
дидактическим материалом
Монтессори имеет две цели
- прямую и косвенную
Такой подход соответствует
теории Л. С. Выготского,
который видел движение
ребенка от зоны его
актуального развития к зоне
ближайшего развития как
путь от наглядной ситуации
к абстрагированной.
учитывающего его
психолого-возрастные и
индивидуальные
возможности и склонности
Монтессори
Монтессори
материал
материал
развитие
мелкой
моторики
развитие
координации
движений
получает
практические
навыки
самообслужи
вания
приобретает
практические
навыки
решения
различных
задач
развитие
логического и
пространствен
ного
мышление
формирование
основных
физических
качеств и
потребности в
двигательной
активности
развитие
умения
находить
собственные
ошибки и
исправлять
их
помогают
ребенку
ставить цель
Идея интеграции Монтессори-материала в
современную образовательную среду ДОУ
соответствует основной цели современного
опережающего образования, направленного
на саморазвитие и самоопределение детей.
Система дидактических материалов
Монтессори способствует созданию
благоприятной развивающей среды и
творческому развитию субъектов образования.
Многообразие материалов М. Монтессори
способствует развитию у детей
познавательных способностей, повышает их
познавательную активность.
Создание атмосферы доверия, уважения к
личности ребенка помогает детям быстро
продвигаться в своем развитии как
активная, самодеятельная личность.
Благодарю
за
внимание!
Желаю
удачи и
творческого
вдохновения!