Автор: Мигель Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Зарубинская СОШ"
Населённый пункт: село Зарубино, Топкинского района, Кемеровской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок математики по теме "Алгоритм деления в столбик". 4 класс
Раздел: начальное образование
1
Урок математики в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Алгоритм деления столбиком
Цель
Создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм
деления столбиком и применения его для решения;
Задачи:
- учить анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное
столбиком;
- формировать умение формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на
вопросы;
- развивать математическую речь учащихся,
- Формировать соответствующие УУД
Личностные УУД:- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные УУД:- умение определить и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать
свое предположение; выбирать для выполнения посильные задания.
Коммуникативные УУД:- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
слушать, понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения при
работе в парах и следовать им.
Познавательные УУД:-выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую
цепь рассуждений; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
Знание алгоритма письменного деления.
умение делить многозначные числа на двузначные письменным способом.
Метапредметные:
умение ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умение слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения.
Личностные:
умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение определять успешность
учебной деятельности
Усваиваемые математические термины: «алгоритм деления столбиком»,
«запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого
промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».
Оборудование: проектор, презентация, учебник, таблицы для рефлексии,
пошаговый алгоритм в конверте.
2
ХОД УРОКА
1этап. Этап организации направленного внимания на начало учебного
занятия
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Для успешной работы на уроке нам
необходимы следующее: учебник,
рабочая тетрадь, ручка, карандаш,
линейка. Если все необходимое на
парте, садитесь
Ученики проверяют необходимое на
уроке оборудование, если все в
наличии садятся, если нет достают
все необходимое
2
этап. Этап целеполагания
Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они
узнают на уроке и чему научатся
Чтобы раскрыть название темы урока необходимо разгадать ребус. Он
зашифрован в следующем задании:
- Запишите остаток от деления данных чисел в тетрадь: слайд1
70 : 8 47: 5 18 : 7 82 : 9 45 : 6 37 : 8 7 : 14 35 : 9
6 2 4 1 3 5 7 8
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
- Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
(алгоритм)
- Что значит слово алгоритм?
- С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения,
вычитания, умножения столбиком)
- С каким алгоритмом мы еще не знакомы? Назовите тему нашего урока.
( Алгоритм письменного деления ) слайд 2
Кто сформулирует цель нашего урока? Используйте для этого слова:
составление, знакомство, применение, решение слайд 3
3
Итак, цель урока: составление алгоритм деления столбиком и применение
его для решения
3 этап. Этап актуализации знаний
Цель этапа: повторить понятие, правило, алгоритм и способ использования
алгоритма
Открыли учебники записали число, тему слайд 4 и выключить
Работа по учебнику
З а д а н и е 38. Не забудьте, что обозначает условное обозначение. (не
торопись с ответом, подумай) Учащиеся выполняют деление столбиком.
– Как определить первое промежуточное делимое? (выделить дугой первые
две цифры в записи делимого и рассмотреть соответствующее двузначное
число)
Как с его помощью определить число цифр в записи неполного
частного? (Так как первое промежуточное делимое выражает число сотен25
сотен, то запись неполного частного будет состоять из трех цифр;)
Как найти первую цифру в записи неполного частного? (Нужно найти
результат деления первого промежуточного делимого 25 на делитель 5 и
записать соответствующую этому результату цифру 5 в старший разряд
искомого неполного частного.)
– Нужно ли записывать остаток, если он промежуточный и равен 0? (Нет.)
Как получается следующее промежуточное делимое? (запись следующего
промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи
остатка цифры следующей за первым промежуточным делимым )
Как найти следующую цифру в записи неполного частного? (следующую
цифру в записи неполного частного определяет результат деления второго
промежуточного делимого на делитель
Какую цифру нужно писать в неполном частном, если промежуточное
делимое меньше делителя?(Цифру 0.)
– Когда нужно заканчивать процесс деления? (деление нужно заканчивать
тогда, когда будет выполнен деление последнего промежуточного делимого)
4
Какое число следует считать окончательным остатком деления? (остаток,
который получается при делении последнего промежуточного делимого на
делитель, и будет окончательным остатком деления)
4 этап. Этап объяснения
Цель этапа: сформировать понятие (алгоритм деления столбиком), обучение
УУД (выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь
рассуждений;)
З а д а н и е 39 учащиеся переписывают запись деления столбиком в тетрадь
Этап физической разрядки
Цель этапа: смена вида деятельности
Физминутка
Если число, которое я назову, является значением произведения
таблицы умножения,то руки вверх поднимают девочки ,если же нет –то
мальчики. 64 , 33, 24, 18, 53, 82, 16, 48, 56, 67.
З а д а н и е 40. Учащиеся объясняют деление с остатком в столбик,
отвечая на вопросы, система вопросов аналогична системе вопросов из №38,
но только теперь речь пойдет о случае деления с остатком столбиком на
двузначное число, при этом соответствующая запись деления уже
перенесена детьми в готом виде в тетрадь, таким образом учащиеся
самостоятельно составляют алгоритм деления столбиком, работа
направлена на среднего ученика
- выделить дугой первые две цифры в записи делимого и рассмотреть
соответствующее двузначное число
- Так как первое промежуточное делимое выражает число сотен 35 сотен, то
запись неполного частного будет состоять из трех цифр;
- Нужно найти результат деления первого промежуточного делимого 35 на
делитель 17 и записать соответствующую этому результату цифру 2 в
старший разряд искомого неполного частного.
- Запись следующего промежуточного делимого получается с помощью
приписывания к записи остатка цифры следующей за первым
промежуточным делимым, если остаток равен 0, то записывают только
соответствующую цифру делимого
5
- Запись следующего промежуточного делимого получается с помощью
приписывания к записи остатка цифры следующей за первым
промежуточным делимым
- Если промежуточное делимое меньше делителя, то в неполном частном на
соответствующем месте нужно писать цифру 0.
- Деление нужно заканчивать тогда, когда будет выполнен деление
последнего промежуточного делимого
- Остаток, который получается при делении последнего промежуточного
делимого на делитель, и будет окончательным остатком деления
5 этап. Этап применения и первичного закрепления теоритических
положений в условиях выполнения упражнений и задач
Цель этапа: сформировать учебные действия по использованию алгоритма
деления столбиком, продолжить формирование УУД по работе со словарем
учебника
З а д а н и е 41. Что обозначает это условное обозначение (проверь
правильность выполнения задания), что обозначает звездочка (посмотри в
словарь)
( Учащиеся формулируют алгоритм деления столбиком, используя не только
дважды прозвучавшие ответы на эти же вопросы, но и пользоваться для
ответов готовым алгоритмом приведенный в соответствующей статье
словаря с.123)
Работаем в паре у одного открыто задание 41, у другого алгоритм. Один в
паре читает вопрос, другой отвечает на него. В алгоритме записано как
необходимо действовать, ваша задача ещё составить пошаговый план, что
необходимо делать. Необходимые предложения вы найдете в конверте.
Правильно записать пример деления в столбик
Найти первое промежуточное делимое и определить количество цифр в
неполном частном
Найти результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и
остаток (если остаток равен 0, то его не записывать)
Найти второе промежуточное делимое.
6
Найти результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и
остаток (если остаток равен 0, то его не записывать)
Действия из пунктов 4) и 5) повторит пока не будут использованы все цифры
делимого.)
– Как нужно записать делимое и делитель? (Сначала записывают делимое,
после этого справа от делимого ставят ├ (знак деления столбиком), в котором
в верхней части записывают делитель, а нижнюю часть оставляют для записи
искомого результата.)
– Как найти первое промежуточное делимое? (Отделяя последовательно
цифры в записи делимого, находят первое промежуточное делимое и
отмечают его в записи делимого с помощью дуги.)
– С помощью какого знака можно показать, какое число будет первым
промежуточным делимым?
– Где записывается полученный результат первого промежуточного деления и
как вычисляется остаток этого случая деления? (Находят результат деления с
остатком первого промежуточного делимого на делитель и записывают
полученное число в старший разряд искомого результата. После этого
умножают полученный результат на делитель и записывают результат этого
умножения под первым промежуточным делимым столбиком. Выполняют
вычитание столбиком с целью получения остатка первого промежуточного
деления.)
– Нужно ли записывать промежуточный остаток, если он равен 0? (Если
остаток равен 0, то его не записывают.)
– Как получить второе промежуточное делимое и где оно
записывается? (Запись второго промежуточного делимого получают с
помощью приписывания к записи полученного ранее остатка цифры, которая
в записи исходного делимого находится в старшем из неиспользуемых пока
разрядов.)
– Где записывается полученный результат второго промежуточного деления и
как вычисляется остаток этого случая деления?
– Если вычисленный остаток равен 0, то в каком случае его не нужно
записывать? Можно ли утверждать, что все последующие случаи
промежуточного деления повторяют процедуру второго случая
промежуточного деления? Когда следует заканчивать процесс деления? (До
7
тех пор пока в построении промежуточных делимых не будут использованы
все цифры записи исходного делимого.)
– Где будет записано окончательное неполное делимое и окончательный
остаток? Проверка на слайде алгоритма
6 этап. Этап формирование УУД
Цель этапа: закрепить, повторить, продолжить формирование УУД
Решение примеров записанных на доске 21 553 : 7; 53 132 :14по алгоритму
Для этого вы распределитесь в паре один в паре консультирует, другой
записывает решение.
У кого возникают вопросы просят помощи (поднятая рука), оказывает
индивидуальную помощь, через 2-3 минуты выполнившие решение
проверяет учитель и просит помочь одноклассникам, которые работают
медленнее других
7 этап. Этап контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения
нового материала
Цель этапа: проконтролировать умение учеников использовать
математические термины, алгоритм деления столбиком при решении
примеров, ответах на вопросы
Учитель контролирует ответы детей, при решении примеров в течении всего
урока
8 этап. Этап рефлексии
Цель
этапа:
сформировать
личную
ответственность
за
результаты
коллективной деятельности
-Какую цель мы поставили в начале нашего урока?
- Достигли мы цели урока? ( познакомились с алгоритмом деления столбиком, учились его
применять при решении примеров.)
- А теперь каждый оценит себя – достиг ли он цели урока - насколько
хорошо вы усвоили алгоритм деления столбиком. Оценивайте свои умения по
этапам.
8
Умею находить
первое
промежуточное
делимое и
определить
количество цифр
в неполном
частном
Умею находить
результат деления
и правильно
записать цифру в
неполном частном
и остаток (если
остаток равен 0,
то его не
записывать)
Умею находить
второе
промежуточное
делимое.
Умею находить
результат деления
и правильно
записать цифру в
неполном
частном и остаток
(если остаток
равен 0, то его не
записывать)
Всё умею,
всё
получается!
Умею, но
допускаю
ошибки
Материал
плохо понял,
испытываю
трудности.
- Если же какой-либо этап вы не усвоили, не надо переживать, потому что мы
с вами на следующих уроках будем продолжать работу над закреплением
алгоритма, но дома в качестве домашнего задания ученик должен еще раз
изучить алгоритм письменного деления и галочками отметить неустраненные
затруднения.
Дома. Р.Т. № 4
Спасибо за урок
9
Умею находить
первое
промежуточное
делимое и
определить
количество цифр
в неполном
частном
Умею находить
результат деления
и правильно
записать цифру в
неполном частном
и остаток (если
остаток равен 0,
то его не
записывать)
Умею находить
второе
промежуточное
делимое.
Умею находить
результат деления
и правильно
записать цифру в
неполном
частном и остаток
(если остаток
равен 0, то его не
записывать)
Всё умею,
всё
получается!
Умею, но
допускаю
ошибки
Материал
плохо понял,
испытываю
трудности.
Умею находить
первое
промежуточное
делимое и
определить
количество цифр
в неполном
частном
Умею находить
результат деления
и правильно
записать цифру в
неполном частном
и остаток (если
остаток равен 0,
то его не
записывать)
Умею находить
второе
промежуточное
делимое.
Умею находить
результат деления
и правильно
записать цифру в
неполном
частном и остаток
(если остаток
равен 0, то его не
записывать)
Всё умею,
всё
получается!
Умею, но
допускаю
ошибки
Материал
плохо понял,
испытываю
трудности.
10
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик
Правильно записать пример деления в столбик