Напоминание

"Особенности проектирования структурных компонентов ООД по познавательному и речевому развитиюстарших дошкольников :примеры из практики, анализ ООД"


Автор: Рафикова Фидания Салаватовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 села Иглино"
Населённый пункт: с.Иглино Иглинского района РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности проектирования структурных компонентов ООД по познавательному и речевому развитиюстарших дошкольников :примеры из практики, анализ ООД"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самоанализ занимательных дел воспитанников в процессе

организованной образовательной деятельности

Тема: «История создания книжной страницы»

для старшей возрастной группы.

Вашему вниманию представлена занимательная деятельность с применением

ИК-технологий для детей старшего дошкольного возраста «История создания

книжной страницы».

1. Организационная деятельность, подготовка к ООД.

Деятельность

осуществлялось

в

соответствии

с

конспектом.

Конспект

составлен

самостоятельно,

в

соответствии

с

задачами

основной

общеобразовательной

программы,

соответствующими

данному

возрасту

детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной

и

занимательной

форме.

На

каждый

момент

занятия

были

наглядные

пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной

деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их

размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном

пространстве

и

в

ООД.

Во

время

ООД

использовалась

музыка,

которая

усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием

прошел в

группе, до начала ООД, где

я установила

дружеские

взаимоотношения

внутри детского коллектива.

ООД

динамичная,

включает

приемы,

которые

предусматривают

быструю

смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во

время поиска выхода из проблемной ситуации, развитие мелкой моторики

рук,

сидя

на

стульчиках.

Нетрадиционное

рисование,

сидя

на

коврике,

поисковая деятельность - стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в

течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Для

проведения

ООД

музыкальный

зал

был

разбит

на

зоны

(обратите

внимание, показываю и называю каждые зоны: зона приветствия, машины

времени, страны: Египет, Китай, Древняя Русь и современный мир.

Ø

зона

организации

и

приветствия

(предложить

детям

поздороваться

с

гостями);

Ø зона машины времени (перемещение под светомузыку)

Ø

зона

Египет,

Китай,

Древняя

Русь,

современный

мир

(знакомство

с

особенностями первых книжных страниц в каждой стране).

Такое зонирование помогает детям организованно переходить от одного вида

деятельности к другому и ориентироваться в зале, не мешая друг другу, не

нарушая личное пространство.

Раскрою особенности каждой зоны:

Организационный

момент

был

создан

в

группе

до

начала

ООД,

где

я

познакомились с детьми, чтобы дети в зале чувствовали себя более свободно.

Она короткая по времени, но очень значима по настрою и мотивации на

предстоящую деятельность.

С

целью заинтересовать детей, я внесла в

группу лепбук и сообщила им, что мы его рассмотрим в музыкальном зале.

Дети заинтересовались яркой, интересной книгой. С помощью

данного

приема

мне

удалось

снять

психоэмоциональное

напряжение

и

создать

доверительное отношение детей к незнакомому им педагогу, т.е., ко мне.

М н о ю

н е

б ы л а

и з н ач а л ь н о

п о с т а вл е н а

ц е л ь

в е с т и

ч е т к у ю

последовательность.

По

мере

выполнения

заданий,

детям

было

предоставлено право самим располагать картины в лепбук по желанию.

Б) Зона машины времени. Дети под музыку перемещались в страны под

светомузыку. В ходе ООД дети сами просили разрешения включить кнопку

пуск, после которой звучала музыка «Перемещение во времени». Детям эта

зона понравилась, они с удовольствием забегали в «машину времени», в

ожидании перемещения в следующую страну.

2. Анализ основной части ООД.

В

основной

части

можно

было

прослеживать

историческую

цепочку

развития книги: первые глиняные книги Египта, далее Китай – шелковые

книги, бумага. В целях патриотического воспитания была затронута Русь –

берестяные

книги

и

современность

с

современными

техническими

средствами хранения информации.Соблюдался переход от одного этапа к

другому. Время между этапами ООД распределено целесообразно.

А)

Зона страны Египет.

Вы обратили внимание, что в этой зоне я

использовала

нетрадиционные

инструменты.

Это

цветной

песок,

глина,

деревянные

палочки.

Так

в

Египте

мы

вернули

картину

с

глиняными

книжными страницами.

Б)

Зона

страны

Китай.

В

этой

стране

дети

знакомились

с

шелковыми

книжными страницами и рисовали на шелковых тканях иероглифы. В Китае

было запланировано провести динамическую паузу в виде корригирующей

гимнастики. К данному этапу гимнастика была продумана верно.

В) Зона Русь. В этой стране детям было предложено стать книгопечатниками.

С

помощью

печатных

оттисков

дети

рисовали

звезды

на

небе.

После

выполненного задания дети получили еще одну картину с изображением, как

выглядели книжные страницы на Руси.

Г) Зона современного мира. Детям было предложено вспомнить современные

средства хранения информации и вернуть еще одну картину в лепбук.

Дидактическая

деятельность

воспитателя.

Все

моменты

ООД

логичны

и

последовательны,

подчинены

одной

теме.

В

деятельности

были

интегрированы моменты из образовательных областей.

Моя роль сводилась к активизации детей давать развернутые ответы. Это

помогло

добиться

оптимального

результата.

В

каждом

моменте

ООД

я

старалась

направлять

детей

на

поиск

решений

проблемы,

помогала

приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать

положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных

ситуаций

активизировало

мыслительную

и

речевую

деятельность

детей.

Специфика

работы

с

детьми

на

занятии

отражалась

в

личностно-

ориентированном

подходе.

Робких

детей

подбадривала,

хвалила,

чтобы

закрепить у них ситуацию успеха. Во время ООД старалась общаться с

детьми

на

одном

уровне,

старалась

поддерживать

у

детей

интерес

к

занимательному делу на протяжении всего времени.

Разрабатывая

данный

конспект

занятия,

я

прежде

всего,

учитывала

возрастные

и

психические

индивидуальные

особенности

детей

старшей

группы.

Учитывая

всё

это,

я

наметила

цель,

задачи,

содержание

ООД,

определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для

положительных результатов.

Все

этапы

ООД

были

взаимосвязаны

и

взаимообусловлены,

подчинены

заданной теме и целям. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия

позволила предотвратить утомляемость детей.

Организованную образовательную деятельность проводила с детьми старшей

группы, присутствовало 10 детей. Дети легко идут на контакт со взрослым.

Умеют

слышать

и

слушать

воспитателя.

Обучение

строила

как

увлекательную проблемно-игровую деятельность. В ходе ООД использовала

наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение

речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и

их

совершенствование.

Предложенные

задания

давались

в

порядке

нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач

на

развитие

внимания,

воображения,

памяти,

речи

и

художественно-

эстетического

восприятия.

На

протяжении

всей

ООД

дети

были

доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам

организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы

Анализируя

деятельность

детей

на

занятии,

хочется

отметить,

что

они

проявляли

познавательную

активность,

эмоционально

реагировали

на

приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

3. Анализ заключительной части ООД

Итоговый

организационный

момент:

с

помощью

возврата

картин

в

лепбукдетьми решена была проблема – картины вернулись в лепбук! Это

вызвало

положительный

эмоциональный

настрой

воспитанников

от

предложенной им занимательной деятельности.

Рефлексия. Вывод.

Предложив

детям

встать

в

круг

и

выбрать

себе

любую

ленточку-лучик

солнца, я решила проблему рефлексии. Дети, с удовольствием вставая в

центр круга, вспоминали, что им было интересным, необычным, веселым,

занимательным.

Сюрпризный

момент-

дал

мне

возможность

оставить

детям

на

память

частицу

совместной

деятельности

коробка,

оформленная

первыми

письменными книжными страницами.

Я предложила детям, собрать в эту

коробку их работы по книжным страницам и оформить в группе мини-музей

«Первые книжные страницы разных стран».

Поставленные

мною

задачи

с

помощью

разработанных

технологий

для

старшего возраста выполнены в полном объеме.

Все элементы занимательного дела были объединены логически в рамках

единой темой. Работа словарная велась на протяжении всей деятельности.

Соблюдала нормы педагогической этики и такта

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены. Считаю,что занятие построено логично, а этапы

занятия взаимосвязаны

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки

времени, отведенного на выполнения задания.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность

чувствовалась на протяжении всей ООД.

По опросу детей после ООД было выявлено, что детям все понравилось, и

они хотели бы иметь продолжение.



В раздел образования