Автор: Иванова Ольга Васильевна
Должность: руководитель хорового коллектива, преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: Тульская область г.Новомоскоск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Принцип подбора репертуара и его роль в воспитании подрастающего поколения"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств
Г. Новомосковск
Методическое сообщение на тему:
Принцип подбора репертуара и его роль в воспитании
подрастающего поколения.
Подготовила преподаватель МБУДО «ДШИ»
руководитель хорового коллектива школы
Иванова Ольга Васильевна
Новомосковск 2018
Одной из первостепенных задач для руководителей детского хора
является задача формирования репертуара.
Репертуар ( фр. – список) – совокупность произведений, исполняемых
творческим коллективом.
Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. По
репертуару можно судить об общественной и художественной роли,
которую играет коллектив. Известный хоровой дирижер Г. Эрнесакс так
сформулировал место и значение репертуара для художественного
коллектива: репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива - в
профиль и анфас.
Репертуар предсказывает будущее коллектива. Его анализ позволяет
определить творческий почерк, качество, вкусовые оценки, возможности,
направление. Потому формирование репертуара дело не просто
ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Один из
главных аспектов в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для
тех, кто занят в нем непосредственно, участвует в подготовке того или
иного произведения, и для тех, кто его увидит со сцены. Репертуар
пополняется за счет всего лучшего, что имеется в художественной
сокровищнице мирового сообщества, обогащая духовный мир,
внутреннюю культуру, эстетические вкусы как участников, так и зрителей.
Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, это повод для серьезной,
обстоятельной беседы о содержании музыкального произведения, его
идее, авторском замысле. Понимание, сопереживание при разучивании
текстов хоровой музыки, а затем осмысленное их исполнение оказывает
глубокое эмоциональное воздействие и на зрителей, и на самих участников
хора. Музыковед Б.В. Асафьев заметил, что в музыке ценно не только
то, что звучит, но то, какие мысли она рождает. Ведь музыкальное
произведение – это посланник из времени его создания и зеркало, в
которое смотрятся современники. Тема добра и зла, жизни и смерти, любви
и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда находят отклик в
душах детей, поэтому в репертуаре обязательно должны быть
произведения, позволяющие каждому поющему в хоре сформировать свое
отношение к этим вечным темам.
Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность
школьников. Певческий голос может быть воспитан практически у всех,
исключая патологические случаи. С какими бы недостатками ни был
принят ребенок в класс, он должен на первом уроке петь. Пусть первая
песня или распевка будет спета плохо или фальшиво, ученик сам этого еще
не поймет, но удовольствие от пения ощутит, в то время как педагог скорее
разберется в музыкальных данных ученика и сделает для себя полезные и
необходимые выводы. Специфика хорового пения создает условия, при
которых стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь
петь индивидуально, с удовольствием присоединяют свой голос к голосам
товарищей. Не каждый ребенок музыкально одарен. Но во время хорового
пения каждый, чувствуя «локоть друга», способен раскрепоститься, а это
важнейшее условие гармонического развития личности.
Специфика детского хора, как коллектива с однородным составом
голосов, ограничивает его репертуарные возможности. И это объективная
реальность. Детский хор в чистом виде – это жанровое явление XX века.
Конечно же, детские певческие коллективы существовали и раньше.
Вспомним группы мальчиков (дисканты и альты), которые занимали место
верхних голосов хоровой партитуры. Лишь во второй половине XIX века
Александр Архангельский ввел женские голоса в состав смешанного хора.
И поэтому специально для детского хора композиторы музыку не писали.
Музыка для женского ( однородного ) церковного хора не как отдельные
сочинения, а как жанр появилась в конце XIX – начале XX веков в
творчестве П Чеснокова , А. Кастальского, А.Архангельского и др… С
другой стороны, детское пение, получившее развитие в XX веке,
способствовало формированию детских хоровых коллективов, а
следовательно, и созданию репертуара для них. И уже ряд как
европейских, так и русских авторов отдали дань новому жанру –
Ф. Пуленк, П Хиндемит, З.Кодаи, Б.Барток, И Стравинский, С. Прокофьев,
Д. Шостакович и др.
Во второй половине XX века, когла детский хор достигает поры своего
расцвета, практически каждый композитор, пишущий «взрослую» хоровую
музыку, не обходит стороной и ее детскую область. И тем не менее,
говорить об обширнейшем репертуаре для детского хора не приходится.
Конечно, для детского хора существует как отечественная, так и
зарубежная музыка. Первоначально детские хоры исполняли в основном
песни, и лишь позже в их репертуар вошди крупные сочинения: кантаты,
хоровые циклы, оратории и др. Для каждого руководителя важным
является поиск и формирование « своего репертуара», который становится
визитной карточкой коллектива.
Условно репертуар коллектива можно поделить на разделы:
1.
духовная музыка (русская, зарубежная, современная)
2.
классическая музыка (русская, зарубежная, музыка композиторов -
классиков XX века)
3.
народная песня
4.
популярная музыка ( джаз, современные песни и композиции…)
Таким образом, симбиоз этих составляющих определяет направление
музыкально – поэтического творчества коллектива.
Духовная музыка
Воспитание духовности у учащихся является важной задачей в
воспитании гармонически развитой личности. Восстановление утраченных
традиций неразрывно связано с привитием уважения к ценностям
отечественной и мировой культуры. Изначальная обращенность к
человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей,
возвышенная красота обрядов – благодаря этим качествам христианское
вероучение имеет огромную воспитательную ценность.
В репертуаре коллектива должны присутствовать и образцы культового
искусства разных народов с лучшими произведениями европейских
композиторов (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт …
Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука – основа для
исполнения духовных произведений. Погружение в атмосферу духовности,
стремление к воплощению высоких образов, трепетное отношение к тексту,
естественная , идущая от сердца выразительность помогут в нахождении
истинных звуковых красок.
Главенствует не музыка, но слово!
Классическая музыка
Классическим произведениям, проверенным временем, должно
принадлежать одно из главных мест в репертуаре хорового коллектива.
Нельзя строить новую культуру, не изучая ценности прошлого.
Знакомство с произведениями русских композиторов – классиков
необходимо детям – это не только музыка, но и замечательная русская
поэзия – это наши истоки, наши корни, наша духовность.
Вокально – хоровые произведения русских и зарубежных классиков
олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую
ясность и завершенность, глубину и тонкость воплощения чувств, мыслей,
эмоций. Классические произведения создают возможность без
дидактического «навязывания» влиять на чувственную сферу подростков и
через нее – на суждения, взгляды, на развитие вкуса. Воспитательный
потенциал данного жанра велик.
Классическому наследию принадлежит видное место в развитии
музыкального вкуса детей.
Народная песня
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с народной
песней, тем более успешным станет его духовно – нравственное развитие.
Разучивание и исполнение русских народных песен позволяет хору
прикоснуться к источнику национальной культуры. У В.С.Попова есть такая
мысль: «Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в
себя вековой жизненный опыт и знания».
Технические возможности народной песни неисчерпаемы: цепное
дыхание, кантилена, умение вести подголосок…и, конечно же,
художественная выразительность песен, их широта, мощь, иные
характерные черты позволяют расширить и обогатить репертуар. «Надо, -
писал известный педагог начала XX века В.Н. Сорока - Росинский, - чтобы
школьник с ранних лет слышал свою родную песню, и привык
воодушевляться при звуках ее и чувствовать в себе кровь своего
народа и все то героическое и высокое, что таится в народной душе;
чтобы он чувствовал потребность выразить свои чувства в те
моменты, когда душа бывает полна, так, как это делает всякий
нормально развивающийся народ – в народной песне, исполняемой
хором, всем миром.
Полезно, также, знакомить участников хора с народным творчеством
близкого и дальнего зарубежья, с их традициями и обычаями, историей,
особенностями и музыкальной культуры.
Популярная музыка
Особенно внимательно и аккуратно следует подходить к выбору
хоровых произведений современных композиторов. Потребность в
исполнении современной музыки не просто дань моде, а желание открыть
что – то новое для себя, заглянуть в будущее, познакомиться с
современными технологическими возможностями хора. Эти произведения
часто бывают написаны сложным музыкальным языком, содержат новые,
нетрадиционные приемы выразительности. Задача хормейстера заключается
в том, чтобы, не гоняясь за новизной и « модой», определить
художественную ценность произведения и органично вписать его в
репертуар.
И в заключении хочу сказать:
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей, как
исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет
неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым ,
веками проверенным фактором формирования духовного, эстетического,
творческого и воспитательного потенциала. Хоровое пение с его
многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным
воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителя, так
и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.