Напоминание

мотивация учебной деятельности


Автор: Студенников Олег Владимирович
Должность: воспитатель класса
Учебное заведение: Московсое суворовское военное училище
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методические рекомендации по формированию положительной мотивации учебной деятельности коллектива суворовцев
Тема: мотивация учебной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

по теме: «Методические рекомендации по формированию положительной

мотивации учебной деятельности коллектива суворовцев».

ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

воспитатель 7 учебного курса

Студенникова Олега Владимировича

Цели:

формировать у суворовцев умение учиться;

расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и

этапов усвоения знаний;

формировать у суворовцев понимание целей и задач, их активное принятие для

себя,

самостоятельную

постановку

целей

и

задач

учащимися,

их

формулирование;

формировать у суворовцев умение выполнять отдельные учебные действия и их

последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно);

Задачи:

обучать суворовцев приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам

работы

в

соответствии

с

объективными

требованиями

и

со

своими

индивидуальными возможностями);

обучать суворовцев умениям ставить промежуточные цели в своей учебной

работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность,

преодолевать

затруднения

и

помехи

при

их

реализации,

рассчитывать

свои

силы;

формировать у суворовцев умения осознавать свои мотивы в учебной работе,

сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я

вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине).

Педагогические технологии:

личностно - ориентированные, проблемного обучения, развивающего обучения,

саморазвивающего

обучения,

диалогические,

коммуникативные,

игровые,

творческие

Формы и методы:

экскурсии,

посещение

храма,

прогулки

в

парк,

спортивные

игры

и

соревнования, совместная деятельность с преподавателями

Пояснительная записка.

Общий

смысл

формирования

состоит

в

том,

что

желательно

переводить

суворовцев с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к

зрелым

формам

положительного

отношения

к

учению

действенному,

осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения

способствуют общая атмосфера в училище, классе; участие обучающихся в

коллективистических

формах

организации

разных

видов

деятельности;

отношения сотрудничества воспитателя и обучающихся, помощь воспитателя не

в

виде

прямого

вмешательства

в

выполнение

задания,

а

в

виде

советов;

привлечение

воспитателем

суворовцев

к

оценочной

деятельности

и

формирование

у

них

адекватной

самооценки.

Кроме

того,

формированию

мотивации

способствуют

занимательное

изложение,

необычная

форма

заинтересованности

для

усвоения

материала,

вызывающая

удивление

у

учащихся; эмоциональность речи воспитателя; познавательные игры, ситуация

спора

и

дискуссии;

анализ

жизненных

ситуаций;

умелое

применение

воспитателем

поощрения

и

порицания.

Особое

значение

здесь

приобретает

укрепление всех сторон умения суворовца учиться, обеспечивающее усвоение

всех

видов

знаний

и

их

применение

в

новых

условиях,

самостоятельное

выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от

одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную

учебную деятельность.

Содержание:

I. Формирование мотивации на отдельных этапах самоподготовки.

II. Формирование мотивации учения у отстающих ребят.

III. Формирование мотивации совместной учебной деятельности.

IV. Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной

деятельности суворовцев.

Работа

воспитателя,

прямонаправленная

на

упрочнение

и

развитие

мотивационной сферы, включает в себя следующие цели и задачи:

актуализация уже сложившейся у суворовца ранее мотивационных установок,

которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

создание

условий

для

появления

новых

мотивационных

установок

(новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (усидчивости, осознанности,

действенности и др.);

коррекция дефектных мотивационных установок;

изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и к

перспективе их развития.

Какие

же

задания

и

упражнения

может

применять

воспитатель

для

целенаправленного

воздействия

на

мотивационную

сферу

обучающихся?

Можно

начать

с

укрепления

чувства

"открытости"

к

воздействиям,

т.е.

к

обучаемости.

Могут

использоваться

упражнения

на

сотрудничество

со

взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников

в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании. Надо укреплять

адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление

адекватной самооценки важно учить суворовцев грамотному объяснению своих

успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний

способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности,

переживание

неудачи

и

самоанализ

не

только

ее

внешних

причин

в

виде

трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и

усилий при решении данной задачи. Особым видом работы по формированию у

обучающихся

адекватного

уровня

притязаний

и

самооценки

является

обдуманное

поощрение

их

воспитателем.

Для

мотивации

суворовца

более

важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его

возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к

способностям

суворовца

в

целом,

а

к

тем

усилиям,

которые

прилагает

обучающийся

при

выполнении

задания.

Очень

важно

воспитателю

для

поощрения мотивации применять такой прием, когда сравниваются успехи не с

успехами других учеников, а с прежними результатами самого суворовца. На

примере своего класса, из 19 суворовцев пришедших в 9 класс обучалось на

хорошо

5

человек,

наконец,

9

-го

класса

-6

хорошистов.

Но

сравнивать

результаты всех одинаково, было бы не правильно. Особое внимание пришлось

уделить ребятам с заниженной самооценкой своим способностям. В беседе с

работавшими воспитателями и учителями, о способностях к обучению у этих

ребят, получила также низкую оценку. Таким, образом приходилось доказывать

детям, что они способны на более высокие оценки и результаты своей работы.

Наконец I полугодия (до выставленных оценок) я попросил самих ребят оценить

свои результаты. Результат самооценки и выставленных оценок за полугодие

совпал

50/50,

но

и

это

внушило

уверенности

у

оставшихся

в

своих

способностях.

Следующая

группа

заданий

на

устойчивость

целей,

на

их

действенность,

настойчивость и упорство в их реализации. Так удержанию цели способствует

задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий (по

причине болезни, участия в мероприятиях, и т. д.). Укреплению настойчивости

обучающихся

при

достижении

цели

способствуют

упражнения

на

решение

сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость

целеполагания

стимулируют

упражнения

на

постановку

близких

и

далеких

целей,

немедленное

и

отсроченное

их

выполнение.

Чтобы

упражнения

на

мотивы и цели могли использоваться суворовцами в реальных условиях жизни,

желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями

жизни

коллектива.

Класс

очень

активно

участвует

в

общественной

жизни

училища, отсюда на самоподготовку остается мало времени. Часто приходится

стимулировать похвалой (присвоением "звания" самый быстрый, активный и

т.д.) тех ребят, кто самый первый справился с домашним заданием. Нужно

отмечать

ребят,

которые

самостоятельно

без

напоминаний,

работают

над

пропущенным материалом, ставя в пример другим.

I. Формирование мотивации на отдельных этапах самоподготовки.

Какую бы деятельность обучающиеся ни осуществляли, они должны иметь

психологическую полную структуру - от понимания и постановки самими целей

и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления

действий самоконтроля и самооценки. Остановимся конкретнее на этапах

формирования мотивации на отдельных этапах самоподготовки.

1. Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе самоподготовки воспитатель может учитывать несколько

видов побуждений суворовцев:

актуализировать

мотивы

предыдущих

достижений

("мы

хорошо

поработали на предыдущей самоподготовке, получили..."5"и"4");

вызывать

мотивы

относительной

неудовлетворенности

("но

не

все

достигли хороших результатов...");

усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для

вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то

ситуациях..."),

усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности (назовите

человека, который меня сегодня удивил…, самого трудолюбивого..., самого не

сдержанного..., самого безрассудного..., (в зависимости от ситуации

пройденного дня).

2.Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь воспитатель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,

вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление

(познавательные

мотивы),

к

разным

способам

сотрудничества

с

другим

человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что воспитатель,

вызвав

мотивацию

на

первом

этапе

самоподготовки,

должен

использовать

чередования

разных

видов

деятельности

(устной

и

письменной,

трудной

и

легкой, коллективной и индивидуальной, и т.п.).

3. Этап завершения самоподготовки.

Важно,

чтобы

каждый

суворовец

вышел

из

деятельности

с

положительным, личным опытом и чтобы в конце самоподготовки возникала

положительная

установка

на

дальнейшее

учение.

Главным

здесь

является

усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой

учителя. Важно показать суворовцам их слабые места, чтобы сформировать у

них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более

адекватной и действенной. На самоподготовке, после уроков усвоения нового

материала,

эти

выводы

могут

касаться

степени

освоения

новых

знаний

и

умений.

Каждый

этап

самоподготовки

воспитателю

следует

наполнять

психологическим содержанием. Так как каждый этап - это психологическая

ситуация.

Чтобы

построить

психологически

грамотную

структуру

самоподготовки, воспитателю важно владеть умением планировать ту часть

развивающих

и

воспитательных

задач,

которая

связана

с

мотивацией

и

с

реальным состоянием умения учиться суворовцев. Обычно воспитателю легче

планировать

задачи

самоподготовки

заранее,

но

нужно

быть

готовым

к

быстрому

умению

перестраиваться,

в

зависимости

от

обстоятельств:

самочувствие,

настроение,

утомляемость,

занятость

в

мероприятиях

и

т.д.

Труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию

умения учиться в самом общем виде), и еще реже, как особые развивающие

задачи, планируются этапы формирования мотивации.

II. Формирование мотивации учения у отстающих суворовцев.

В

рамках

самоподготовки

осуществляется

индивидуальный

подход

к

формированию

мотивации

у

отстающих

обучающихся.

При

коррекционной

работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за

относительно короткое время (неделя), что поможет суворовцу и воспитателю

быстро увидеть первые результаты. В целом, формирование мотивации учения и

умения учиться, у отстающих суворовцев включает следующие направления:

прежде

всего

восстановление

положительного

отношения

к

учению

и

к

отдельным

учебным

предметам

и

занятиям,

для

чего

следует

начинать

с

решения

этими

суворовцами

доступных

им

задач,

поддерживающих

их

уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для

положительных

переживаний

успеха,

часто

спрашивать,

терпеливо

выслушивать.

При

формировании

положительного

отношения

к

учению,

следует

предусматривать

специальную

работу

по

формированию

направленности

на

поиск

разных

способов

решения

задачи

вместо

узкой

ориентации только на результат; упражнения по отработке умений обучающихся

самостоятельно

ставить

и

достигать

цели,

составлять

план

своей

работы,

связывать

отдельные

действия

в

систему,

выполнять

сложные

предписания

учителя,

что

в

целом

улучшит

дисциплинированность

этих

суворовцев.

Упражнения по формированию оценочных действий обучающихся, для чего

привлекать самого суворовца к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться,

при этом, на предыдущие успехи данного обучающегося, усиливать адекватные

критические суждения самого суворовца, чаще применять комментирование

воспитателем

своей

оценки

деятельности

обучающихся,

учитывать,

что

мотивации

учения

способствуют

более

однородный

успеваемости

взвода

и

совпадения

норм

внутригрупповых

оценок.

Кроме

того,

у

отстающих

обучающихся важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы

в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам

(полнота,

системность,

гибкость,

действенность

и

прочность);

обучать

су во р о в ц е в

в ы п ол н е н и ю

д е й с т в и й

п о

и н с т ру к ц и и ,

ч е т ко й

и х

последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля

воспитателя,

с

использованием

наглядных

опор,

с

проговариванием,

с

обязательным

доведением

каждого

действия

до

этапа

автоматизации;

специально

обучать

более

сложным

действиям:

различению

способа

от

результата,

сопоставлению

нескольких

способов,

изменению

способа

при

необходимости

переноса

его

в

новые

условия,

т.е.

умению

пользоваться

способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в

виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование

мотивов,

параллельно

укрепляя

умения

учится,

постепенно

и

поэтапно

отрабатывая

его

звенья.

Специально

надо

предусмотреть

преодоление

у

отдельных суворовцев "выученной беспомощности" как следствие длительных

неудач, часто укрепляющих неуважение обучающихся к себе, развивать умение

оценивать свои способности.

III.

Формирование

мотивации

совместной

учебной

деятельности.

Рассматривая особенности проявления и развития у суворовцев мотивов учения,

нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них

мотивации совместной учебной деятельности. Если движущей силой учебной

деятельности суворовца является желание, стремление овладеть каким-либо

учебным материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень

сформированности

познавательных

и

учебно-познавательных

мотивов.

В

коллективной

же

учебной

работе

акценты

несколько

меняются.

Здесь

обучающегося интересует возможность так организовать свое взаимодействие с

партнером

(взрослым

или

сверстником),

чтобы

овладение

материалом,

знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. При совместной учебной

деятельности суворовец учится сопоставлять, сравнивать, оспаривать другую

точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры с взрослым, с учителем

практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый, тем более

педагог всегда прав, и обучающийся покорно, часто неосознанно принимает его

точку зрения. Положение же сверстников одинаково, поэтому суворовец готов

спорить

с

товарищем,

ибо

изначально

считает

себя

правым.

Обучающийся

осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ

может быть прав. На этом этапе важно провести дискуссию, дать ребятам

возможность высказать свою точку зрения и, что наиболее важно, услышать

другую. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения

учебных заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к

возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению,

развитию и становлению мотива сотрудничества.

IV. Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной

деятельности суворовцев.

1. Прежде всего, воспитателю необходимо создать ситуацию для возникновения

у обучающихся общего положительного отношения к коллективным формам

работы.

Для

включения

в

совместную

учебную

деятельность

младших

суворовцев

игра

является

одним

из

наиболее

эффективных

приемов.

В

подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо

со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший

повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди

других. Включение в обсуждения, например, результатов работы, распределение

совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимная оценка) могут

заинтересовать

суворовцев,

обеспечить

их

внимательное,

заинтересованное

отношение к коллективным формам учебной работы. Рекомендую "прикрепить"

к слабо успевающему ученику хорошо успевающего. При этом нужно довести

до сознания детей, что у слабого ученика есть чему поучиться. Обязательно

проанализировать.

У

старших

обучающихся

начинает

повышаться

престиж

знаний. Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например,

осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

2. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы

имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору

а) при подборе группы необходимо учитывать желание суворовцев работать

именно

друг

с

другом,

но,

кроме

желания

работать

вместе

необходимо

учитывать и то, какие цели могут преследовать ребята, какие мотивы будут

руководить при включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и

их

представлений

об

этом.

Взаимодействие

в

группах,

где

объединены

суворовцы, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае,

если более сильные обучающиеся прежде всего хотят помочь более слабому,

научить

его

и

средство

для

этого

видят

в

совместной

работе,

а

слабый

обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным.

в)

При

подборе

группы

необходимо

также

учитывать

индивидуальные

особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

3. Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности

имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Воспитатель

не должен предлагать суворовцам непосильную вместе для них работу, потому,

что не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, ребята

надолго

могут

сохранить

негативное

отношение

к

коллективным

формам

работы.

4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение

имеет

то,

какое

место

в

работе

группы

занимает

воспитатель.

Он

должен

осуществлять

руководство

работы

суворовцев,

учить

их

способам

взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

Источники:

Интернет – ресурсы,

личные наблюдения и опыт.



В раздел образования