Автор: Агафонова Виктория Витальевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МОУ "Янинская СОШ" дошкольное отделение № 1
Населённый пункт: пгт.Янино–1 Всеволожский район, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: УМНЫЕ СПОРТИВНЫВЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Умные спортивные игры для дошкольников.
Агафонова Виктория Витальевна –
инструктор по физической культуре.
Физическая культура и спорт, наверное, единственное поистине уникальное,
всеобъемлющее, не имеющее аналога, самое дешевое и высокоэффективное,
проверенное тысячелетиями во всех странах мира с самыми различными
политическим строем и экономическими укладами средство, способное
сплотить, увлечь, подчинить себе, заставить преодолеть себя, а при
необходимости и создать заново независимо от возраста, профессии и
религиозных убеждений. Казалось бы, все вышесказанное настолько
очевидно и лежит на поверхности, что нет необходимости это доказывать.
Тем не менее, как раз именно эта область (физическая культура) всегда
оставалась в забвении, а если упоминалась, то в основном на декларативном
уровне.
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных
возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников.
Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных
возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали
особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствова-
ния основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движе-
ний, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче
здоровье.
Потребность в движениях составляет одну из основных
физиологических потребностей детского организма, являясь условием его
нормального формирования и развития. Движения в любой форме,
адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как
оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность
самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой
является общее воздействие на организм в сочетании со специальными
физическими упражнениями.
Существенной стороной влияния физических упражнений является
повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому вос-
питанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удо-
вольствия. Физические упражнения при правильном психолого-
педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а
также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование
старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания
дошкольников.
Двигательная активность в физическом воспитании является чудесной
основой для других видов учебно-воспитательной работы. Никакая другая
деятельность не является столь благоприятной для освоения детьми знаний
об окружающем мире, его законах, особенностях. Многое можно узнать, сидя
за столом, но неизмеримо больше можно постичь в движении, в двигательно-
игровой деятельности.
Рассмотрим развивающие задачи физического воспитания, решение кото-
рых сделает наших детей лучше: умнее, человечнее, разностороннее. Вот
лишь некоторые из них:
1. Формирование посредством движений пространственных, временных и
энергетических представлений (в зависимости от уровня интеллектуального
развития ребенка): длинный — короткий (длиннее — короче), малый —
большой (меньше — больше), узкий — широкий (уже — шире), дальний —
ближний (дальше — ближе), верхний — нижний (выше — ниже), левый —
правый (левее — правее), задний — передний (назад — вперед), тонкий —
толстый (тоньше — толще), медленный — быстрый (медленнее — быстрее),
частый — редкий (чаще — реже), много — мало (больше — меньше), долгий
— скорый (дольше — скорее), сильный — слабый (сильнее — слабее), пред-
ложенных отношений: «на», «у», «в», «возле», «около», «рядом», «за», «над»,
«под», «перед», «между» и др.
2.
Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств,
фактуры материалов и предметов по типу: тяжелый — легкий, гладкий —
шершавый, плотный — пористый, эластичный — хрупкий, мягкий — твер-
дый, холодный — горячий, мокрый — сухой и т. д.
3.
Ознакомление в процессе физического воспитания с назначением раз-
личных типов предметов (приспособлений) и формирование на этой основе
элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной
предмет).
4. Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря детей:
ловить, бросать, катать, набивать, футболить (мяч);
висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подвешивать (предметы и
приспособления) на перекладине;
подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать (с
использованием гимнастической лестницы).
5.
Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет
математических представлений, а также внимания, логики, памяти,
наблюдательности.
6.
Воспитание у детей необходимых личностных качеств — таких как че-
стность, смелость, сострадание, настойчивость, справедливость, скромность,
целенаправленность.
7.
Формирование в процессе двигательной деятельности необходимых эс-
тетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у де-
вочек), мужественности, лидерства, джентльменства (у мальчиков); воспита-
ние правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом,
старшим, другими окружающими; пробуждение у детей чувства прекрасного,
гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т. д.).
8. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление
положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельностью,
создание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных реакций
на те или иные двигательные (игровые) ситуации.
Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка,
необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватных средств и методов
обучения, который должен проводится с непременным участием психолога;
творческая направленность педагогического процесса; использование наряду
с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные
занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные
праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как
ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными
танцами и пр..
Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает
наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и
методах работы с ними.
Правильная организация физического воспитания в ДОУ, предусматривает
систематический медико-педагогический контроль и оперативную
медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и
включает в себя:
динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики,
физическим развитием детей;
контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения
занятий (спортивный зал и т. д.);
наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и
методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию,
их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих
мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной
деятельностью детей; просветительная работа родителей по вопросам
здоровья и физического раз-
вития детей (и здесь также важна роль детского психолога — его задачи не
только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и
самому, в силу имеющихся знаний, найти индивидуальный подход к каждому
из родителей).
Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во
многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно
от важнейшего качества — выносливости. При этом выделяют т.н. «психоло-
гическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках тем-
перамента, психики дошкольника.
Как отмечает Н Кожухова, «Проблема развития выносливости у детей —
способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без
снижения ее эффективности — представляется важной и актуальной. Но не
следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку на ребенка, тем он
становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратный эффект,
приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервной
системы»
1
.
Физические игры и упражнения, развивающие все виды выносливости,
должны входить во все виды деятельности детей.
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив,
ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет
опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми
навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах
сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При
этом на фоне недовольства обиды нередко появляются и агрессивные
действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, прилагает все
усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.
В этом случае требуется большая работа как педагога и психолога
детского сада, так и родителей. Психолог приглашает родителей на беседу,
объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая
родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой
игр, принятых группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок
и рассказов объясняет последовательность усложнения игровых действий в
соответствии возрастом ребенка.
Также для сокращения уровня агрессии можно рекомендовать включение
данного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он
понял свою ответственность перед командой за агрессивное поведение на
площадке. При этом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей,
которые играют в другой команде необходимо постоянно «смешивать»
игроков различных команд.
Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная
работа с родителями. Педагоги передают им необходимые знания о
возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в
курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через
наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с
последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь
родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с поль-
зой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного
возраста — одна из главных задач дошкольных учреждений.