Напоминание

УМНЫЕ СПОРТИВНЫВЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Агафонова Виктория Витальевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МОУ "Янинская СОШ" дошкольное отделение № 1
Населённый пункт: пгт.Янино–1 Всеволожский район, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: УМНЫЕ СПОРТИВНЫВЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Умные спортивные игры для дошкольников.

Агафонова Виктория Витальевна –

инструктор по физической культуре.

Физическая культура и спорт, наверное, единственное поистине уникальное,

всеобъемлющее, не имеющее аналога, самое дешевое и высокоэффективное,

проверенное тысячелетиями во всех странах мира с самыми различными

политическим строем и экономическими укладами средство, способное

сплотить, увлечь, подчинить себе, заставить преодолеть себя, а при

необходимости и создать заново независимо от возраста, профессии и

религиозных убеждений. Казалось бы, все вышесказанное настолько

очевидно и лежит на поверхности, что нет необходимости это доказывать.

Тем не менее, как раз именно эта область (физическая культура) всегда

оставалась в забвении, а если упоминалась, то в основном на декларативном

уровне.

Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных

возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников.

Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных

возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали

особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствова-

ния основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движе-

ний, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче

здоровье.

Потребность в движениях составляет одну из основных

физиологических потребностей детского организма, являясь условием его

нормального формирования и развития. Движения в любой форме,

адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как

оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность

самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой

является общее воздействие на организм в сочетании со специальными

физическими упражнениями.

Существенной стороной влияния физических упражнений является

повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому вос-

питанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удо-

вольствия. Физические упражнения при правильном психолого-

педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а

также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование

старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания

дошкольников.

Двигательная активность в физическом воспитании является чудесной

основой для других видов учебно-воспитательной работы. Никакая другая

деятельность не является столь благоприятной для освоения детьми знаний

об окружающем мире, его законах, особенностях. Многое можно узнать, сидя

за столом, но неизмеримо больше можно постичь в движении, в двигательно-

игровой деятельности.

Рассмотрим развивающие задачи физического воспитания, решение кото-

рых сделает наших детей лучше: умнее, человечнее, разностороннее. Вот

лишь некоторые из них:

1. Формирование посредством движений пространственных, временных и

энергетических представлений (в зависимости от уровня интеллектуального

развития ребенка): длинный — короткий (длиннее — короче), малый —

большой (меньше — больше), узкий — широкий (уже — шире), дальний —

ближний (дальше — ближе), верхний — нижний (выше — ниже), левый —

правый (левее — правее), задний — передний (назад — вперед), тонкий —

толстый (тоньше — толще), медленный — быстрый (медленнее — быстрее),

частый — редкий (чаще — реже), много — мало (больше — меньше), долгий

— скорый (дольше — скорее), сильный — слабый (сильнее — слабее), пред-

ложенных отношений: «на», «у», «в», «возле», «около», «рядом», «за», «над»,

«под», «перед», «между» и др.

2.

Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств,

фактуры материалов и предметов по типу: тяжелый — легкий, гладкий —

шершавый, плотный — пористый, эластичный — хрупкий, мягкий — твер-

дый, холодный — горячий, мокрый — сухой и т. д.

3.

Ознакомление в процессе физического воспитания с назначением раз-

личных типов предметов (приспособлений) и формирование на этой основе

элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной

предмет).

4. Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря детей:

ловить, бросать, катать, набивать, футболить (мяч);

висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подвешивать (предметы и

приспособления) на перекладине;

подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать (с

использованием гимнастической лестницы).

5.

Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет

математических представлений, а также внимания, логики, памяти,

наблюдательности.

6.

Воспитание у детей необходимых личностных качеств — таких как че-

стность, смелость, сострадание, настойчивость, справедливость, скромность,

целенаправленность.

7.

Формирование в процессе двигательной деятельности необходимых эс-

тетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у де-

вочек), мужественности, лидерства, джентльменства (у мальчиков); воспита-

ние правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом,

старшим, другими окружающими; пробуждение у детей чувства прекрасного,

гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т. д.).

8. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление

положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельностью,

создание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных реакций

на те или иные двигательные (игровые) ситуации.

Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка,

необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватных средств и методов

обучения, который должен проводится с непременным участием психолога;

творческая направленность педагогического процесса; использование наряду

с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные

занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные

праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как

ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными

танцами и пр..

Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает

наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и

методах работы с ними.

Правильная организация физического воспитания в ДОУ, предусматривает

систематический медико-педагогический контроль и оперативную

медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и

включает в себя:

динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики,

физическим развитием детей;

контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения

занятий (спортивный зал и т. д.);

наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и

методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию,

их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих

мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной

деятельностью детей; просветительная работа родителей по вопросам

здоровья и физического раз-

вития детей (и здесь также важна роль детского психолога — его задачи не

только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и

самому, в силу имеющихся знаний, найти индивидуальный подход к каждому

из родителей).

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во

многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно

от важнейшего качества — выносливости. При этом выделяют т.н. «психоло-

гическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках тем-

перамента, психики дошкольника.

Как отмечает Н Кожухова, «Проблема развития выносливости у детей —

способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без

снижения ее эффективности — представляется важной и актуальной. Но не

следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку на ребенка, тем он

становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратный эффект,

приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервной

системы»

1

.

Физические игры и упражнения, развивающие все виды выносливости,

должны входить во все виды деятельности детей.

Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив,

ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет

опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми

навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах

сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При

этом на фоне недовольства обиды нередко появляются и агрессивные

действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, прилагает все

усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.

В этом случае требуется большая работа как педагога и психолога

детского сада, так и родителей. Психолог приглашает родителей на беседу,

объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая

родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой

игр, принятых группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок

и рассказов объясняет последовательность усложнения игровых действий в

соответствии возрастом ребенка.

Также для сокращения уровня агрессии можно рекомендовать включение

данного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он

понял свою ответственность перед командой за агрессивное поведение на

площадке. При этом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей,

которые играют в другой команде необходимо постоянно «смешивать»

игроков различных команд.

Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная

работа с родителями. Педагоги передают им необходимые знания о

возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в

курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через

наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с

последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь

родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с поль-

зой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного

возраста — одна из главных задач дошкольных учреждений.



В раздел образования