Напоминание

"Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Образ Египтянина"


Автор: Пименова Любовь Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СШ № 41
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Образ Египтянина"
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема: Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта Образ Египтянина

Тип урока: комбинированный сообщение нового материала ( с опорой на знания, полученные на

предыдущих уроках) и практикум

Цель урока: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних египтян

Задачи: 1. Формировать представление о символике украшений и одежды египтяню

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.искусству разных народов.

Истории культуры

3.Развивать образное мышление, творческую фантазию

План урока

1.

Организационный момент

2.

Беседа об истории и культуре Древнего Египта

3.

Постановка художественной задачи

4.

Практическое выполнение задания

5.

Подведение итогов

Ход урока Приветствие. Проверка готовности к уроку

1 слайд: Что мы знаем о Египте?

Наш путь лежит в Древний Египет- удивительную, полную загадок и чудес страну, отдалённую от

нас несколькими тысячелетиями. Это страна пирамид - усыпальниц фараонов. В Египте люди

поклонялись большому количеству богов

2 слайд: Источник жизни

В долине могучей реки Нил была сосредоточена жизнь египтян. Тёплый влажный климат и яркое

солнце оказали большое влияние на их одежду.

Вопрос: Как называется знаменитая река- источник жизни египтян?

Ответ: Великий Нил « Слава тебе, Нил приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота,

Приносящий хлеб и пищу всякую…»

3 слайд: Из глубины веков

Рассматривая и изучая дошедшие до нас росписи и рельефы на саркофагах, стенах храмов и

пирамид, мы узнаём как жили люди в Древнем Египте, во что верили, какую носили одежду.

На протяжении столетий одежда оставалась почти неизменной. Отделка и украшения означали

разницу между отдельными общественными классами. Основной частью мужского костюма был

набедренник и передник. Крепившийся на поясе- схенти

Схенти фараона был сделан из тонкого отбеленного полотна- хлопкового или льняного и украшен

геометрическим орнаментом. А бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст

4 слайд: Одежда и знаки отличия фараона.

Вопрос: Кто такой Фараон?

Ответ: Полновластный правитель Египта. Наместник бога на земле. Нарядные, красочные

одежды выделяли его среди других людей. Подчёркивая особое положение в обществе. Поверх

изысканного схенти фараон носил прозрачные лёгкие одежды. Величие подчёркивали священные

символы-изображение урея и грифона. Знаком власти была и высокая тиара-двойная корона.

Украшенная теми же символами. Два скипетра - изогнутый жезл и трёххвостый бич.

Искусственная борода были знаками царского могущества

Фараон и знатные Египтяне носили пышные парики. Богато орнаментированные воротники-

оплечье а на ногах сандалии из папируса и кожи с золотыми и позолоченными украшениями

5 слайд: Одежда и украшения египтянок.

Костюм отличался предельной простотой. Прямая, длинная до лодыжек рубашка-калазирис на

бретелях. Ожерелье. Браслеты. Активно пользовались косметикой - красили брови и ресницы

чёрной краской. Оранжевой краской окрашивали руки и ноги. Воротник – ожерелье из пластин-

ускх. Парики.

6 слайд: Искусство ювелиров

Одежду дополняли украшения. Египтяне знали чеканку и гравировку. В Египте возникли все виды

украшений из драгоценных камней ( персти, броши, серьги. браслеты, диадемы). Многие

украшения предназначались для церемоний. На них знаки – обереги. Древние символы богов и

царей. Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-жёлтый-солнце. белый -луну, зелёный-

воскресение природы и её плодородие, синий-небо и воду. Декор был средством выражения

могущества, силы, бессмертия царя.

7 слайд : Древнеегипетская символика

Скарабей-символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же как жук шарик по песку

Лотос - символ красоты, бессмертия и вечной жизни

Ладья вечности- связан с представлениями о дневном и ночном плавании солнца-Ра по

небесному и подземному Нилу

Священная змея-символ власти.

Око Уаджет-защита от любой беды. Символ воскресения после смерти( правый глаз обозначал

солнце, левый-луну)

8 слайд: Боги Древнего Египта

Обожествляя силы природы, птиц, животных, растений, люди Древнего Египта поклонялись

различным богам.

Тот-бог луны и мудрости. Владыка времени ( в виде человека с головой птицы ибиса с длинным

клювом

Гор - бог света, покровитель царской власти ( в виде человека с головой птицы)

Исида - богиня мудрости. Материнства. Плодородия9 в виде женской фигуры)

Нут-богиня неба ( в виде огромной коровы с телом, усеянным звёздами )

Геб-бог Земли ( в виде человека с головой змеи)

Ра-бог солнца ( Амон или Амон Ра)

Анубис - бог царства мёртвых ( в виде человека с чёрной головой шакала)

Маат - богиня Правды

Бастет—покровительница женщин и их красоты ( в виде гибкой чёрной кошки)

Апоп- бог тьмы ( в виде свирепого змея)

9 слайд: Каноны изображения фигуры человека в Древнем Египте.

Рассматривая фигуры людей, на стенах храмов, вы обратили внимание. Что они изображены

необычно по определённым правилам-канонам.

Вопрос: что такое Канон?

Ответ: Совокупность художественных приёмов или правил. Которые считаются обязательными в

ту или иную эпоху, а также произведения ,служащие нормативным образцом

Фигуры людей изображены так, что они одновременно предстают с разных точек зрения: человек-

ноги и лицо - в профиль, глаз - в фас, плечи- в фас.

Постановка художественной задачи.

Выполнить композицию с изображением одной фигуры человека в традиционном египетском

костюме.

На формате А-4 ученики изображают человека ( бог, фараон, жрец, воин и др. на выбор)

цветными карандашами или гуашью обязательно украшают костюм. Вырезают и вклеивают в

композицию ( египетский пейзаж) выполненную на предыдущем уроке.

Итог урока

Учитель и ученики анализируют работы, отмечают удачные моменты и ошибки.

Уборка рабочего места. Домашнее задание



В раздел образования