Автор: Пименова Любовь Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СШ № 41
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Образ Египтянина"
Раздел: среднее образование
Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема: Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта Образ Египтянина
Тип урока: комбинированный сообщение нового материала ( с опорой на знания, полученные на
предыдущих уроках) и практикум
Цель урока: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних египтян
Задачи: 1. Формировать представление о символике украшений и одежды египтяню
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.искусству разных народов.
Истории культуры
3.Развивать образное мышление, творческую фантазию
План урока
1.
Организационный момент
2.
Беседа об истории и культуре Древнего Египта
3.
Постановка художественной задачи
4.
Практическое выполнение задания
5.
Подведение итогов
Ход урока Приветствие. Проверка готовности к уроку
1 слайд: Что мы знаем о Египте?
Наш путь лежит в Древний Египет- удивительную, полную загадок и чудес страну, отдалённую от
нас несколькими тысячелетиями. Это страна пирамид - усыпальниц фараонов. В Египте люди
поклонялись большому количеству богов
2 слайд: Источник жизни
В долине могучей реки Нил была сосредоточена жизнь египтян. Тёплый влажный климат и яркое
солнце оказали большое влияние на их одежду.
Вопрос: Как называется знаменитая река- источник жизни египтян?
Ответ: Великий Нил « Слава тебе, Нил приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий пустыню далеко от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота,
Приносящий хлеб и пищу всякую…»
3 слайд: Из глубины веков
Рассматривая и изучая дошедшие до нас росписи и рельефы на саркофагах, стенах храмов и
пирамид, мы узнаём как жили люди в Древнем Египте, во что верили, какую носили одежду.
На протяжении столетий одежда оставалась почти неизменной. Отделка и украшения означали
разницу между отдельными общественными классами. Основной частью мужского костюма был
набедренник и передник. Крепившийся на поясе- схенти
Схенти фараона был сделан из тонкого отбеленного полотна- хлопкового или льняного и украшен
геометрическим орнаментом. А бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст
4 слайд: Одежда и знаки отличия фараона.
Вопрос: Кто такой Фараон?
Ответ: Полновластный правитель Египта. Наместник бога на земле. Нарядные, красочные
одежды выделяли его среди других людей. Подчёркивая особое положение в обществе. Поверх
изысканного схенти фараон носил прозрачные лёгкие одежды. Величие подчёркивали священные
символы-изображение урея и грифона. Знаком власти была и высокая тиара-двойная корона.
Украшенная теми же символами. Два скипетра - изогнутый жезл и трёххвостый бич.
Искусственная борода были знаками царского могущества
Фараон и знатные Египтяне носили пышные парики. Богато орнаментированные воротники-
оплечье а на ногах сандалии из папируса и кожи с золотыми и позолоченными украшениями
5 слайд: Одежда и украшения египтянок.
Костюм отличался предельной простотой. Прямая, длинная до лодыжек рубашка-калазирис на
бретелях. Ожерелье. Браслеты. Активно пользовались косметикой - красили брови и ресницы
чёрной краской. Оранжевой краской окрашивали руки и ноги. Воротник – ожерелье из пластин-
ускх. Парики.
6 слайд: Искусство ювелиров
Одежду дополняли украшения. Египтяне знали чеканку и гравировку. В Египте возникли все виды
украшений из драгоценных камней ( персти, броши, серьги. браслеты, диадемы). Многие
украшения предназначались для церемоний. На них знаки – обереги. Древние символы богов и
царей. Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-жёлтый-солнце. белый -луну, зелёный-
воскресение природы и её плодородие, синий-небо и воду. Декор был средством выражения
могущества, силы, бессмертия царя.
7 слайд : Древнеегипетская символика
Скарабей-символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же как жук шарик по песку
Лотос - символ красоты, бессмертия и вечной жизни
Ладья вечности- связан с представлениями о дневном и ночном плавании солнца-Ра по
небесному и подземному Нилу
Священная змея-символ власти.
Око Уаджет-защита от любой беды. Символ воскресения после смерти( правый глаз обозначал
солнце, левый-луну)
8 слайд: Боги Древнего Египта
Обожествляя силы природы, птиц, животных, растений, люди Древнего Египта поклонялись
различным богам.
Тот-бог луны и мудрости. Владыка времени ( в виде человека с головой птицы ибиса с длинным
клювом
Гор - бог света, покровитель царской власти ( в виде человека с головой птицы)
Исида - богиня мудрости. Материнства. Плодородия9 в виде женской фигуры)
Нут-богиня неба ( в виде огромной коровы с телом, усеянным звёздами )
Геб-бог Земли ( в виде человека с головой змеи)
Ра-бог солнца ( Амон или Амон Ра)
Анубис - бог царства мёртвых ( в виде человека с чёрной головой шакала)
Маат - богиня Правды
Бастет—покровительница женщин и их красоты ( в виде гибкой чёрной кошки)
Апоп- бог тьмы ( в виде свирепого змея)
9 слайд: Каноны изображения фигуры человека в Древнем Египте.
Рассматривая фигуры людей, на стенах храмов, вы обратили внимание. Что они изображены
необычно по определённым правилам-канонам.
Вопрос: что такое Канон?
Ответ: Совокупность художественных приёмов или правил. Которые считаются обязательными в
ту или иную эпоху, а также произведения ,служащие нормативным образцом
Фигуры людей изображены так, что они одновременно предстают с разных точек зрения: человек-
ноги и лицо - в профиль, глаз - в фас, плечи- в фас.
Постановка художественной задачи.
Выполнить композицию с изображением одной фигуры человека в традиционном египетском
костюме.
На формате А-4 ученики изображают человека ( бог, фараон, жрец, воин и др. на выбор)
цветными карандашами или гуашью обязательно украшают костюм. Вырезают и вклеивают в
композицию ( египетский пейзаж) выполненную на предыдущем уроке.
Итог урока
Учитель и ученики анализируют работы, отмечают удачные моменты и ошибки.
Уборка рабочего места. Домашнее задание