Напоминание

«Эффект Вивальди» или гений, забытый на два столетия


Автор: Арюк Наталья Ивановна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Эффект Вивальди» или гений, забытый на два столетия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств

г. Новомосковск

Методическое сообщение:

«Эффект Вивальди» или гений, забытый на два столетия»

Подготовила преподаватель МБУДО ДШИ

по классу скрипки Арюк Наталья Ивановна

2018г.

«ЭФФЕКТ ВИВАЛЬДИ» ИЛИ ГЕНИЙ, ЗАБЫТЫЙ НА ДВА СТОЛЕТИЯ

История музыки богата парадоксами. Пожалуй, они не обошли судьбу

ни

одного

выдающегося

композитора.

Что

же

касается

биографии

знаменитого итальянца Антонио Вивальди, то она просто насыщена всякого

рода неожиданностями, буквально пестрит.

Родился он в семье венецианского цирюльника и скрипача, из семерых

детей которого только Антонио передалась любовь к музыке, но по обету

матери он стал священником и до конца дней не расставался с сутаной и

молитвенником. Из-за непривычного для Венеции цвета волос он получил

прозвище рыжий священник. В то же время стать настоящим служителем

церкви ему помешал врождённый недуг, а может быть, и не только это.

Действительно ли он был священником по убеждению или духовный сан

служил

ему,

чтобы

полнее

осуществить

рано

осознанное

своё

истинное

призвание? Ведь известно, что первую самостоятельную мессу Вивальди не

смог довести до конца из-за приступов удушья. Молва же утверждала, что во

время службы священник укрывался в ризнице не столько из-за болезни,

сколько движимый желанием успеть записать родившуюся мелодию. Музыка

преследовала его как наваждение на каждом шагу, даже во время молитвы, и

ей он был предан безраздельно. Вивальди создал около восьмисот церковных

и

светских

произведений,

причем,

несмотря

на

духовный

сан,

отдавал

большее

предпочтение

светским

жанрам

опере,

оратории,

кантате,

серенаде,

а

также

концертам

и

сонатам

для

различных

солирующих

инструментов, прежде всего для скрипки.

При

жизни

Вивальди

сумел

довольно

быстро

снискать

широкую

известность, хотя был современником таких крупных мастеров итальянского

музыкального барокко, как Корелли, Легренци, Марчелло, Скарлатти. За ним

закрепилась слава знаменитого композитора, способного за пять дней создать

трёхактную

оперу

и

сочинить

множество

вариаций

на

одну

тему.

Эта

способность Вивальди стала основанием для саркастического замечания И.

Стравинского,

назвавшего

Вивальди

«занудой,

способным

шестьсот

раз

подряд сочинить один и тот же концерт».

Но

мода

на

музыку

страстного

венецианца

прошла,

и

широкая

слушательская аудитория надолго забыла о творениях итальянского маэстро,

сохранив

в

памяти

в

основном

лишь

легенды

о

знаменитом

скрипаче-

виртуозе и экстравагантном священнике, не служившем мессы. Однако, как

это случается с великими мастерами, творения Вивальди «проросли» через

толщу времени. Если вначале его имя изредка упоминалось — и то иногда не

в самом доброжелательном тоне, то спустя столетие к венецианскому маэстро

вернулась былая слава, правда, пока только среди исследователей истории

музыки.

Важным моментом в возрождении интереса к Вивальди-композитору

стал 1927 год, так как накануне

в Пьемонте на севере Италии церковная

школа затеяла ремонт. Разбирали библиотеку и нашли маленькую, затянутую

паутиной дверь в кладовку, в которую лет сто, а может, и больше, никто не

входил.

Среди

хлама

и

остатков

того,

что

когда-то

было

книгами,

под

толстым

слоем

пыли

нашли

девяносто

семь

томов

старинных

нот.

У

руководства

школы

возникла

идея

продать

эти

партитуры

какому-нибудь

коллекционеру.

Для

оценки

был

приглашён

эксперт

из

Турина

университетский профессор истории музыки Альберто Джентилли. Можно

только догадываться о том, что он почувствовал, когда понял, что держит в

руках считавшиеся утерянными навсегда партитуры Антонио Вивальди. К

тому времени лишь немногие произведения были известны, да и то в узком

кругу специалистов. На обработку и изучение найденного клада ушёл не

один год, и только в сентябре 1939 года в Сиене был проведён традиционный

теперь фестиваль «Неделя Вивальди», который символично стал праздником

возвращения миру музыки Вивальди.

Но

временем

начала всемирной

славы

великого

итальянского

композитора следует считать уже начало 50-х годов XX века, когда большим

тиражом разошлась среди поклонников музыки грампластинка с записью

концертов «Времена года». Так состоялось второе рождение Вивальди, и

отныне

его

музыка

звучит

повсюду,

даря

людям

радость

встречи

с

Прекрасным. Ведь по словам Аристотеля - «Когда мы воспринимаем ухом

ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение». А выдающийся

русский психиатр Владимир Михайлович Бехтерев говорил -

"Музыка не

только

фактор

облагораживающий,

воспитательный.

Музыка

-

целитель

здоровья".

Так как же воздействует музыка на человека? Известно, что музыка

способна

исцелять

и поднимать настроение

или

наоборот вгонять

в

депрессию, вдохновлять на подвиги или расслаблять. В древние времена,

задолго до появления термина "музыкотерапия", ее уже применяли в лечении

недугов как физических, так и психических.

В наше время использование возможностей музыки поставлено на научную

основу.

Множество

серьезных

ученых

исследуют

резервы

музыкального

воздействия

на

самые

разные

области

человеческой

жизни.

Конечно,

обычные люди не ждут подсказок ученых, а просто делают любимую музыку

частью своей жизни.

Учеными

доказано,

что

прослушивание

классических

произведений

действует на нервную систему человека наравне с антидепрессантами и

успокоительными средствами.

Науке уже известен "эффект Моцарта", когда маленькие дети, слушающие

музыку

великого

австрийского

композитора,

быстрее

развиваются

в

интеллектуальном отношении.

Теперь же в научный оборот введен термин "эффект Вивальди". К такому

выводу пришли исследователи из университета города Кьети, доказав, что

регулярное

прослушивание

его

знаменитого

сочинения

«Времена

года»

улучшает свойства памяти у людей.

Мог ли ожидать Вивальди такого эффекта?

Мог ли предполагать художник, жизненный путь которого завершился более

двух с половиной столетий назад, что в эпоху нанотехнологий его яркое,

эмоциональное искусство снова обретет невероятную популярность, что его

сочинения

станут

«лакомым

кусочком»

для

авторов

бесчисленных

современных

обработок,

а

известные

рок-музыканты

будут

называть

фамилию Вивальди в числе любимых композиторов-классиков.

В наши дни концерты Вивальди порезаны на звуковой фон для супермаркетов

и рингтоны для мобильников. Вивальди часто используют в кино, когда нет

средств

на

современного

композитора.

Он

превратился

в

стандартную

музыкальную

декорацию,

которую

можно

легко

экспортировать

в

любой

пейзаж и любую стилистику. Это своеобразная палочка-выручалочка, опция,

облагораживающая изображение. Можно по-разному относиться к созданиям

композитора, но то, что его творчество не оставляет слушателя равнодушным

– однозначно.

После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир.

Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете

Меркурий.

Его именем назван коллектив «Вивальди-оркестр», создателем

которого в 1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана

Безродная. Его уникальность в том, что в его состав входят

исключительно женщины. Это такой своеобразный «ремейк»

оркестра воспитанниц, организованного Вивальди при

школе «Оспедале делла Пиета» в начале XVIII века.

Вивальди

поставил

на

новую

ступень

развития

популярный

в

Италии жанр кончерто гроссо — ансамблево-оркестрового концерта.

По мнению австрийского ученого В. Коллендера, Вивальди на

несколько десятилетий опередил развитие европейской музыки в

части использования динамики и чисто технических приемов игры

на скрипке.

«Вивальди — это праздник инструментальной музыки, скрипичная

феерия. Он сам был виртуозным скрипачом и лучше других знал,

как показать самое эффектное в звучании скрипки», — так отозвался

о творчестве великого маэстро современный скрипач, победитель

конкурса старинной музыки в Брюгге Дмитрий Синьковский.

Среди музыкальных произведений, которые земляне не раз

отправляли в космос как послание предполагаемым цивилизациям,

было и одно произведение Вивальди, известное как Le quattro

stagioni — «Четыре времени года». Мы не знаем, услышит ли кто-

нибудь ещё в нашей Вселенной эту музыку, но можем

предположить, что в ней заложены размышление о человеке и его

предназначении в этой жизни. Владимир Спиваков как-то назвал это

произведение «фреской человеческой жизни», жизни, в которой есть

место меланхолии, любви, тоске и созерцанию. В этом произведении

есть гамма чувств, дарованная человеку Создателем, вот почему это,

казалось бы, старинное произведение звучит так современно.

Суммируя всё вышесказанное, приходим к выводу, что творчество Вивальди

стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской

музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того,

что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку.

Так кто же он - Антонио Вивальди? Бесталанный музыкант, повторяющий

одну и ту же мелодию или гений, незаслуженно забытый на два столетия?

Список использованной литературы:

1.Патрик Барбье. Венеция Вивальди. Музыка и праздники эпохи барокко.

Пер. с фр. Е.Рабинович.-СПб. Издательство Ивана Лимбаха. 2009.

2.Ладвинская А. А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество. –

Ростов н/Д: «Феникс»; Донецк: «Кредо», 2007

3.Боккарди Вирджилио. Вивальди. Издательство Молодая гвардия. 2007.

4.Белецкий И. А. Вивальди. Краткий очерк жизни и творчества. Популярная

монография. – Л.: «Музыка», 1975

5.166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В.

Михеева. – СПб.: Композитор, 2000

6.Розеншильд К. История зарубежной музыки. Выпуск 1. До середины XVIII

века. Издание 4. – М.: «Музыка», 1978

7.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов,

издание 5. – Л.: «Музыка», 1982



В раздел образования