Автор: Анеева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Улисьялская начальная школа– детский сад"
Населённый пункт: Балтасинский район, деревня Улисьял
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Буква Ёё в начале слова"
Раздел: начальное образование
Тема: Буква Ёё в начале слова
Цели: -познакомить с гласными буквами Е и Ё, обозначающие 2 звука в
начале слова и после гласного;
-формировать навык чтения с буквами Е и Ё.
Задачи урока:
-сформировать у обучающихся умение читать слова с буквами Е и Ё на
основе имеющихся у них опыта;
-способствовать развитию у обучающихся первоначальных навыков
исследовательской работы;
-стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
-способствовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков и
умений: умения сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в
парах);
-воспитывать наблюдательность, самостоятельность, желание стать
грамотным человеком.
Оборудование: учебник «Азбука», схемы, буквы Е и Ё, картинки, игрушки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
А. 1,2,3,4,5
Пришла пора урок начать.
А урок у нас сегодня необычный, так как у нас сегодня есть гостья.
Повернулись все к ней. Поздороваемся.
Б. А теперь речевая разминка.
Здравствуй, солнце золотое! (руки подняты вверх, повернуться к окну)
Здравствуй, небо голубое!(руки поднимаем вверх и опускаем)
Здравствуй матушка - Земля! (рисуем руками круг вверху)
Здравствуй Родина моя! (развести руки в стороны)
-Теперь читаем шёпотом.
-А теперь весело.
-Выразительно.
2. Постановка учебной задачи.
А теперь встречайте ещё одного гостя. Это Емеля – сказочный персонаж. Он
приехал к нам не на машине, не на велосипеде, а на … .
Емеля предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Дополни
предложение":
1) Звуки бывают...(гласные и согласные; твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы...(пишем).
3) В слове столько слогов, сколько...(гласных).
4) После твёрдых согласных пишутся гласные ...(а,о,у,ы).
5) После мягких согласных пишется гласная...(и).
В. – Теперь посмотрите на доску и скажите, какую букву мы ещё не учили?
(Буква Е)
И так, тема урока: Буква Е.
-Какие задачи урока мы поставим?
-Узнать, какой звук обозначает буква Е.
-Находить эту букву и звук в словах
-Читать слова, предложения с этой буквой.
3. «Открытие» нового знаний.
- Назовите букву Е. Какой звук вы услышали? [й‘э]
-Произнесите первый звук? Какой он?
-Произнесите второй звук? Он какой?
- Всегда ли Е обозначает два звука? (приведите пример)
А. Работа по учебнику. Стр. 102. Чтение слов: ел – поел, ели – еловые.
Еловые -разделите на слоги. –Какая буква последняя?
-Перед какой буквой стоит?(после гласной)
-Какой звук слышится?
Какой вывод можно сделать? [й‘э] после гласных.
Б. Рассматривание рисунка на стр. 102.
-Какие деревья растут возле дома?
-Как вы думаете, кто находится дома?
-Как мы можем проверить это? (прочитав текст)
-А давайте порадуем Емелю чтением рассказа.
-Прочитайте его название. (Каникулы)
-Что означает это слово? (отдых от учёбы)
В. Чтение рассказа детьми.
-Как Антон и Павлик оказались в этом доме?
-У кого они гостят?
- Как вы догадались?
-Как проводят они зимние каникулы?
4. Физкультминутка. Если в слове есть хитрая буква Е, хлопаем в ладоши.
Если нет – приседаем. Егор, эхо, поели, мел, ежи, река, еловые.
Г. Работа с загадочным текстом «Кто Егор?»
Кот «Вымытые лапки» – так про человека не говорят.
Д. Знакомство с буквой Ё. (показ рисунка ёлки)
-Емеля к нам пришёл не с пустыми руками. Он принёс нам ёлочку. Смотрите,
какая она красивая, стройная.
- К какому празднику ёлку украшают?
-А с какого звука начинается слово ёлочка? [й‘о]
Послушайте стихотворение:
Е и Ё - родные сёстры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
-Вот эти волшебные точки люди почему-то часто забывают ставить, поэтому
в городе Ульяновске этой букве люди поставили памятник. (рассматривание
слайда).
-Прежде чем начать читать, нужно слоги повторять.
Чтение слов: её, твоё, моё, ёлка.
Е. Работа по «Азбуке» ,стр.103. (по рисунку)
-Чтение текста.
Ж. Работа по содержанию:
-Почему Лариса и Павлик держат игрушки за спинами?
-Как вы думаете они вместе играть умеют?
-А вы?
-Как мы им поможем?
5. Рефлексия. Урок вам понравился?
-Давайте в подарок Емеле сделаем схему звуков его имени. (на доске)
6. Итог урока.
-Урок понравился?
-Чему мы научились?
-Что нового узнали?