Автор: Шульгина Галина Федоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Железнодорожная СОШ №1"
Населённый пункт: р.п Железнодорожный
Наименование материала: урок географии 6 класс УМК Климанова О.Н.
Тема: "Географические координаты"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока (география УМК Климанова О.Н.)
Тема. «Географические координаты».
Цель. Познакомиться с понятием географические координаты. Научить определять географические координаты, используя глобус и географическую
карту.
Учебник: География. Землеведение. 5-6 класс. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, Дрофа, 2015;
Ресурсное обеспечение урока: Мультимедийный проектор, компьютер; физическая карта полушарий (настенная), глобус, географический атлас для
6 класса, контурные карты для 6 класса, карточки с заданиями.
Основное содержание темы, термины и понятия: Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты и их
практическое значение. Определение географических координат объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети, между линиями
градусной сети.
Учитель: Шульгина Г.Ф.
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых
приведёт к достижению запланированных
результатов
Планируемые
результаты
УУД
1.Организационный
этап.
Цель:
- создание условий для
возникновения у
учеников внутренней
потребности включения
в учебную деятельность.
Проверяют
готовность к уроку.
Настраиваются на
успешную работу.
Приветствует
учащихся.
Настрой
учащихся
на
работу:
«Добрый
день
ребята.
Проверьте
свою
готовность
к
уроку.
Желаю вам успешной работы».
И пусть девизом нашего урока будут такие слова:
Ни шагу назад
Ни шагу на месте,
А только вперёд
И только все вместе.
(регулятивные УУД).
2.Актуализация
знаний.
Цель:
- проверить умение
работать с ранее
изученной информацией;
- организовать работу в
группе.
В группе отвечают
на вопросы
карточки 1.
У доски отвечают
двое учащихся:
1)
рассказ про
параллели.
2)
Рассказ про
меридианы.
Учащиеся сверяют
Организует работу
в группах по
актуализации
знаний.
Ребята, в 5 классе вы познакомились с таким
понятием, как градусная сеть.
Давайте вспомним, что такое параллели и
меридианы, и как они обозначены на глобусе и
карте.
Предлагаю вам работу в группе. Вы должны
ответить на вопросы карточки. Подготовить и
защитить ответ от своей группы.
После заслушивания ответов у доски все ученики
(предметные,
регулятивные
коммуникативные УУД).
свои ответы с
образцом.
проводят самооценку по этому этапу урока.
3. Постановка темы и
определение цели
урока; мотивация к
учебной деятельности.
Цели:
- мотивировать учащихся
на изучение новой темы
посредством создания
эмоциональной
обстановки;
- организовать
формулирование темы и
целей урока учащимися.
Учащиеся
слушают задание
учителя.
Отвечают на
вопросы учителя.
Формулируют
тему урока.
Организует
формулировку темы
урока учащимися
через постановку
проблемного
вопроса.
В 1912 году произошла теперь уже всем
известная трагедия. Пассажирский лайнер
«Титаник» потерпел крушение. Радист корабля
передал SOS!!! Ребята, что необходимо знать
для оказания помощи лайнеру?
Верно. Тема нашего урока: Географические
координаты.
Уметь
определять
тему
у р о к а (регулятивные
УУД).
Уметь
определять
и
формулировать
ц е л ь
у р о к а
с
п о м о щ ь ю
учителя
(регулятивные
УУД).
Уметь
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме
(коммуникативные
УУД).
С помощью
учителя ставят
цель урока.
Подводит учащихся
к тому, чтобы
учащиеся поставили
учебную цель урока:
Ребята давайте определим цель нашего урока.
Что же нам надо знать, чтобы оказать помощь
кораблю.
Цель урока: Узнать, что такое географические
координаты и уметь и определять их по карте
и глобусу.
Определяют
источники
информации,
которые помогут
достичь цели
урока: учебник,
атлас, учитель, …
Подводит учащихся
к выбору
источников
информации.
Ребята, какие источники информации помогут
нам достигнуть поставленной цели?
(Регулятивные УУД)
4. Первичное усвоение
нового знания.
Цель: Организовать
работу учащихся по
поиску новой
информации.
Работают в группе
по поиску нужной
информации,
заносят ее в
таблицу.
Организуется
работу учащихся с
учебником по
заполнению
таблицы.
Итак,
ребята, вы верно отметили, что главный
источник знаний – это учебник.
Найдите, что обозначает термин- географические
координаты (стр.139).
Запишите определение в
свои рабочие тетради.
Работа в группах:
Найдите
новую
необходимую
для
вас
информацию и занесите её в таблицу (карточка
2).
Географические
координаты
Географи
ческая
широта
Географи
ческая
долгота
Определение
О п р е д е л я ю т с я
п о
Предметные УУД,
Умение вести
самостоятельный поиск,
анализ, отбор
информации
Уметь преобразовывать
информацию из одной
формы в другую.
(познавательные УУД)
Умение договариваться в
группе.
(коммуникативные УУД)
линиям
Б ы в а е т
( п о
полушариям)
Как записывается
В градусной мере
Защита ответов от групп.
После проверки – самооценка.
Физкультминутка
4 . Первичное
усвоение
н о в о г о
з н а н и я .
(продолжение).
Ц е
л и : организовать
работу
учащихся
по
определению
географической
широты
и
г е о г р а ф и ч е с к о й
долготы.
Учатся определять
географическую
ш и р о т у
и
географическую
долготу.
Готовят ответы от
группы.
Заслушивают
ответы
от
групп.
Делают
записи
в
рабочих тетрадях.
Организует работу
с учебником по
определению
координат.
Теперь
нам
предстоит
научиться
определять
географические
координаты:
1
и
2
г р у п п ы
работают по рис.88, а 3 и 4 группы по рис.89.
Отвечают на вопросы к рисункам, составляют в
группах алгоритм.
Составить алгоритм определения геогр.широты:
1.
Определить в каком полушарии (с.ш.
ю.ш.).
2.
Определить на какой параллели находится
точка.
3.
Записать географическую широту в
градусах.
Составить алгоритм определения геогр.долготы:
1.
Определить в каком полушарии (з.д. в.д.).
2.
Определить на каком меридиане.
4.
Записать географическую долготу в
градусах.
Сидней - 33
0
ю.ш.
Дели- 30
0
с.ш.
Мурманск- 70
0
с.ш.
Вулкан Гекла - 10
0
з.д.
Дели -75
0
в.д.
Сидней - 140
0
в.д.
(Про смот р
т риггера
–
О п р е д е л е н и е
географических координат).
Самооценка
(Знание
алгоритма
определения
географической
широты
и
географической
долготы) .
Предметные.
Проявлять
заинтересованность
в
п р и о б р е т е н и и
и
расширении
з н а н и й .
(Познавательные УУД),
(Регулятивные УУД).
5. Первичная проверка
понимания
Правильно
записывают
Организует работу
учащихся по работе
Вернемся
к
ситуации
с
лайнером
«Титаник».
Скажите можно ли оказать помощь судну зная
Метапредметные: связь
с окружающим миром
географические
координаты
объектов,
находят
и х
н а
географической
карте.
с географической
картой.
только его широту или только его долготу?
Нет, для этого необходимо указать и широту и
долготу.
Давайте
правильно
запишем
географические
координаты:
Дели - 28
0
с.ш. 77
0
в.д.
Сидней - 33
0
с.ш. 151
0
в.д.
Москва - 56
0
с.ш. 37
0
в.д.
Найдем эти объекты на карте полушарий.
(Познавательные
УУД).
Оформлять свои мысли в
у с т н о й
ф о р м е .
(Коммуникативные
УУД).
6.Первичное
закрепление.
Выполняют
задания.
Организует работу
по решению
ситуативных задач.
Задание 1. Определите какие из географических
координат
соответствуют
месту
крушения
корабля
«Титаник»?
Известно,
что
корабль
направлялся из Лондона в Нью-Йорк.
1.
41
0
с.ш.
2.
41
0
с.ш. 50
0
в.д.
3.
41
0
ю.ш. 50
0
з.д.
4.
41
0
с.ш. 50
0
з.д.
(Предметные,
познавательные УУД)
Задание
2.
Последняя
зимняя
олимпиада
проходила
в
городе
Пхёнчхан.
Географические
координаты 37
0
с.ш. 128
0
в.д. Отметьте его на
карте.
3. Отметьте точки на контурной карте. Работа в
парах.
а) 20
0
с.ш. 50
0
в.д.
б) 20
0
ю.ш. 130
0
в.д.
в) 30
0
ю.ш. 60
0
з.д
г) 40
0
с.ш. 100
0
з.д.
После проверки – самооценка.
7. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое
содержание урока;
- организовать
рефлексию и самооценку
учениками собственной
Отвечают на
вопросы учителя.
Рассказывают, что
узнали, чему
учились.
Высказывают свои
Организует
фиксирование
содержания.
Организует
рефлексию.
Организует
Давайте подведем итог выполнили ли мы
поставленные в начале урока задачи
(возвращаемся к задачам урока, которые
записаны на доске)?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам
в жизни?
Оцените свои достижения на уроке - выставляют
отметку за урок.
(Регулятивные УУД),
Способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности
(Личностные УУД).
Умение оформлять свои
учебной деятельности.
впечатления от
урока.
Выставляют
итоговую оценку
за урок
(самооценка).
самооценку учебной
деятельности.
Учитель выставляет
оценки за урок тем
ученикам, которые
давали устные
ответы у доски
(отметки
озвучивает).
мысли в устной форме
(Коммуникативные
УУД).
8. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Домашнее задание. Стр.139-142 учебника.
Задание 1,2,3 (устно), задания 4,5,6 (письменно)
Дневник ру.
Работа по карточке 3 или работа в контурных
картах (по выбору)
Ребята, я желаю вам всем удачи в подготовке
домашнего задания.
(Регулятивные,
личностные УУД)
Приложение:
1.
Карточка 1
2.
Карточка 2
3.
Карточка 3