Напоминание

Внеурочная деятельность начального звена в рамках ФГОС


Автор: Зеленская Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность начального звена в рамках ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Организация внеурочной деятельности

учащихся начальных классов

.
Зеленская Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ средняя общеобразовательная школа №4 В в е д е н и е :
Объект
- человек.
Предмет
исследования - внеурочная деятельность младшего школьника в рамках ФГОС
Актуальность
– эффективность внеурочной деятельности младших школьников
Гипотеза
– возможно ли осуществить внеурочную деятельность школьников, развивая у детей мотивацию к познанию и творчеству, содействуя личностному и профессиональному определению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Целью
данного исследования является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах, сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов. Цели и задачи исследования (проекта): доказать, что все виды внеурочной деятельности являются воспитывающими. Методы исследования (теоретические и эмпирические).
Виды деятельности школьников.
В образовательной среде широко применяют следующие понятия: внеклассная, внеурочная и внеучебная деятельность обучающихся. В школе эти понятия подчас нередко трактуются или подменяются одно другим. Например, постановку спектакля часто называют внеучебной деятельностью школьников. Однако если спектакль помогает решить учебные задачи программного материала (постановка готовится по программным произведениям, театрализация способствует развитию речи учащихся), то такой вид деятельности школьников может являться и внеурочным. Виды деятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам: - по месту проведения - классная, внеклассная, внешкольная деятельность; - времени проведения – урочная и внеурочная деятельность; - отношению к решению учебных задач – учебная и внеучебная деятельность. Взаимосвязь видов деятельности школьников:
Внеурочная работа в школе и дополнительное образование детей.
Внеурочная работа в образовательном учреждении тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития их творческих интересов и включение в художественную, техническую, социальную, проектную, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Классная Урочная Учебная Внеклассная Внеурочная Внеучебная

Цель
внеурочной работы в школе – создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному определению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Содержание программ внеурочной деятельности должно отражать динамику становления и развития интересов обучающихся – от мотивационной увлечённости до творческого продуктивного взаимодействия, направленного на компетентное развитие и личностное самоопределение. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между учащимися и классным руководителем, с целью создания ученического коллектива. Внеурочная деятельность в начальной школе должна решить ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе, улучшить условия для его развития, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности. Урочную и внеурочную деятельность невозможно отождествлять, т.к.на уроках решаются поставленные учебные задачи. Но многие внеурочные занятия, такие, как кружки и факультативы, призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции работают во внеурочное время, но могут быть опосредственно связаны с решением учебных задач, что относит их либо к внеурочной, либо к внеучебной деятельности школьников.
Внеурочная работа – составная часть учебно- воспитательного процесса школы,

основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и

внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности

обучающихся
.
Дополнительное образование школьников – составная часть системы образования

и воспитания детей, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися

дополнительных образовательных программ.

Цель и задачи внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

Цель
внеурочной деятельности в образовательном учреждении – создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и Внеурочная деятельность Внеучебная деятельность Учебная деятельность
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные
задачи
организации внеурочной деятельности детей: - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; - создание условий для индивидуального развития каждого ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности; - формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности; - развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; - создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков; - развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; - расширение рамок общения школьников с социумом; - коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении
Особенности современной организации внеурочной деятельности в ОУ
В тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначены особенности современной организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Определены направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе, а именно: - спортивно-оздоровительное направление; - духовно- нравственное; - социальное; - общеинтеллектуальное; - общекультурное. Основные формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, участие в интеллектуальных конкурсах и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Формы организации внеурочной деятельности
( помимо перечисленных в станадарте) - выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия); - индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, совершенствованию почерка и письменной речи); - индивидуальные и групповые консультации ( в том числе дистанционные) для детей разных категорий. Содержание направлений внеурочной деятельности
Направление

внеурочной

деятельности

Содержание

Педагог,

реализующий

программу

Время

проведения

( половина

дня)

Примечания
Спортивно- оздоровительное Хореография, танцы, общая физическая подготовка, подвижные игры, плавание. «Здоровячок», Учитель начальных классов или педагог дополнительного образования Первая, вторая Деление на подгруппы или индивидуально
спортивные секции дзюдо, плавание. Социальное Программа «Наш школьный двор». Экскурсии по Ураю «Световор» Учитель начальных классов или педагог дополнительного образования Первая Весь класс Духовно - нравственное Кружок вокала. Музыкальная школа Педагог дополнительного образования Вторая Деление на подгруппы Общекультурное Кружки «Художественная игла», «Золотой песок» Педагог дополнительного образования Вторая Деление на подгруппы Коррекция или развитие одарённости Занятия по индивидуальным программам Учитель начальных классов Вторая Деление на мини-группы
Проведение организационного родительского собрания
В сентябре для родителей первых классов было проведено организационное родительское собрание, на котором познакомили родителей первоклассников с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Обозначили появившиеся возможности для всестороннего развития детей не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Познакомили родителей с разделом « Внеурочная деятельность» учебного плана школы. Предложили подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей. В ходе состоявшейся беседы родители поняли, что после уроков у детей есть возможность получить и применить социальные знания, приобрести опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества и самостоятельного общественного действия. Это и есть универсальные учебные действия, формирование которых – важнейшая задача в процессе как учебной. Так и внеурочной деятельности. Они необходимы человеку для дальнейшей успешной реализации в жизни. Исходя из задач, обозначенных в основной образовательной программе школы и касающихся всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа духовно-нравственного развития и воспитания, программа формирования здорового образа жизни и т.д.), были предложены варианты внеурочной деятельности учащихся. Также были изучены запросы семей обучающихся. Каждый родитель заполнил анкету «Внеурочная деятельность».

С другой стороны учителем было организовано множество экскурсий для первоклассников, на которых они могли познакомиться с видами кружков в ЦДОД, в оздоровительном центре «Олимп». Приходили педагоги дополнительного образования из музыкальной школы, школы искусств, из «Старта», «Звёзд Югры» и приглашали ребят в кружки и секции. Так каждый ребёнок выбрал себе занятие по душе. В связи со стандартами значительно увеличилось время, которое школьники проводят на открытом воздухе. Выполняем рекомендацию, начиная с 1 класса,проводим большое количество экскурсий, а также практические занятия на местности. Следовательно, реализуется резкий поворот по сравнению с существующим положением вещей, когда дети почти своё учебное время сидят в помещении. Являясь одним из оздоровительных мероприятий, прогулки способствуют сближению учительницы с детьми, сплочению коллектива учащихся, пополнению сведений об окружающем. Кроме этоговнеурочные занятия мы проводим в школьной или городской библиотеке, в музее, ДК «Нефтяник», ЦДОД, «Юности Шаима».
Уроки окружающего мира и физкультуры зачастую осенью и весной проводим в парке, на школьной площадке.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Первый предмет диагностики
– это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к самим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать об изменениях , происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально- нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых организационно-деятельных играх, погружающих ученика в мир человеческих отношений. Это может быть анализ письменных работ школьников. Так , разговаривая на тему «Моя заветная мечта», многие первоклассники высказали, что мечтают о домашних питомцах. Некоторые о том, чтоб стать богатыми. Один из них «чтобы быстрее моя сестрёнка выздоровела». Существует ли способ, обнаруживающий и качественный, и количественный аспекты развития личности? В поисках ответа на этот вопрос предлагается специальная диагностическая методика «Личностный рост».
Второй предмет диагностики
– это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива. Предлагается диагностическая методика А.Н.Лутошкина «Какой у вас коллектив», а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе ( использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики
– это профессиональная позиция педагога. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Можно выявить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника? Литература 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2011. – 223 с. 2. Воспитание личности дошкольника и младшего школьника: Сборник докладов научно-практической конференции.- Ханты-Мансийск: издательство « ИПК и РРО», 2003,- 270 с. 3. Лебедева О.Е..- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. -256 с. 4. Ребёнок и социум. / составитель Ю.В.Мелешко, Ю.А.Лежнёва, - Минск: Красико- Принт, 2007, - 128 с. 5. Щуркова Н.Е.. Лекции о воспитании./М.: Центр «педагогический поиск», 2009.- 208 с. 6. Журнал./Управление начальной школой/ № 2010


В раздел образования