Автор: Будагова Юлия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №12 г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: «Игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта занятия
по теме «Игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата»
по внеурочной деятельности «Театральная мастерская»
МБОУ Школы №12 г.о.Самара
Учителя начальных классов Будаговой Юлии Валентиновны.
Предмет: внеурочная деятельность
Возраст детей: 8-10 лет
Место проведения: МБОУ Школы №12 г.о.Самара
Тема: Культура и техника речи. «Игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата»
Тип занятия: комбинированный
Ц е л ь : формирование
ценностного
отношения
детей
к
совместной
познавательно-игровой
деятельности,
по
определению и применению моральных и этических норм поведения в театре.
Задачи:
Образовательные: углублять знания детей о театре, театральном искусстве.
Развивающие: развивать творческое воображение, возможность
проявления творческой инициативы, сценической
деятельности в разнообразных видах импровизации; отрабатывать выразительность, дикцию.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к театру.
Планируемые результаты:
1.
Личностные:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы.
2.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера,
сделанных ошибок;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
строить речевое высказывание в устной форме;
строить речевое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осуществлять анализ, обобщение.
Коммуникативные УУД
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
3.
Предметные результаты:
знать правила поведения в театре в смоделированных жизненных ситуациях.
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы.
Основные понятия: театр, актёр, режиссёр, антракт, сценическое движение, сценическая речь и актерское
мастерство.
Оборудование:
экран, проектор;
аудиозаписи мелодий, видеоматериал, иллюстрации;
памятка «Правила поведения в театре»
Ожидаемый результат:
в результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые упражнения,
воображения.
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемые результаты
УУД
1.Самоопределение
деятельности.
Организационный
момент.
Время:5 минут
Звучит музыка.
Добрый день, ребята! Давайте
представим, как может
выглядеть театр для юного
зрителя.
Загадки.
Чтоб за живое зрителя задеть
Приходится актёру даже петь
Он в творчестве своём атлант,
В актёре главное …(талант).
Сыграть в нём все мечтают
дети,
И знают все его на свете
Киножурнал любимый наш.
И он зовётся (ералаш).
Что помогало вам отгадать
слова?
Что же такое рифма?
Рифма – повторение сходных
сочетаний звуков, связывающих
окончания двух и более строк.
Сегодня наше занятие будет
отличаться от всех остальных:
на нём присутствуют гости.
Мы можем с вами осторожно
Высказывания детей,
поиск прилагательных,
описывающих детский
театр.
Отгадывают загадки,
отвечают на вопрос.
Звучит музыка Ералаш
На доске читают из букв
слово «Театр».
Небольшая зарядка.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с
педагогом и сверстниками.
заглянуть в «зрительный зал».
И для того, чтобы волнение
перед выступлением стало
меньше, я напомню вам, что для
снятия любых зажимов в теле,
которые мешают нам здраво
мыслить и нормально говорить,
полезно еще сильнее дать
нагрузку, а затем расслабиться.
Поэтому напряжение-
расслабление крупных групп
мышц (икры, колени, бедра,
ягодицы, живот, спина, грудь,
плечи, шея, лицо – и сбросили!)
будет как нельзя кстати.
Поаплодируйте друг другу.
2.Актуализация
темы.
Время: 7 минут
Тема нашего сегодняшнего
занятия «Игры и упражнения на
развитие свободы речевого
аппарата». И сегодня мы
попробуем импровизировать.
Беседа по вопросам.
Какие ассоциации у вас
возникают со словом
импровизация?
Нужна ли она актеру?
На своих занятиях мы учимся
Ответы детей.
Актёр – это творческая
профессия, которая требует
от человека усердной
работы и актёрского
мастерства.
Хоровое чтение: дети
выполняют упражнения
для речевого развития.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с
педагогом и сверстниками
Регулятивные: умение
слушать вопросы и
отвечать на них.
Познавательные: познают
особенности
театрализованной
деятельности.
хорошо и чётко говорить – это
сценическая
речь,
мы
учимся
к р а с и во
д в и г ат ь с я
–
э т о
н а з ы в а е т с я
с ц е н и ч е с к о е
движение. А также учимся быть
интересными
зрителю
–
это
а к т ё р с к о е
м а с т е р с т в о .
Уп р а ж н е н и я
н а
р е ч е в о е
развитие: зарядка для речевого
аппарата, мимических мышц.
3.Актуализация
знаний.
Время:2-3минуты
Ты так играешь, так играешь.
Как будто медленно сгораешь.
Но что-то есть в твоём огне,
Ещё неведомое мне.
Ребята, давайте с вами
вспомним, как нужно вести себя
в театре?
Называют правила
поведения в театре.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение.
4.Построение
сценической речи.
Практическая
работа.
Время: 15 минут
Сценическая речь.
Интонационные «диктанты».
А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в
дневнике!
- радость
-обида
- гордость
- страх
-застенчивость
Тили – тили, трали –вали,
Это мы не проходили,
Просмотр видео ряда,
упражнения на развитие
смены интонации.
Практическая работа.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение.
Это нам не задавали!
- грусть
- обида
- страх
-равнодушие
-блаженство
Слова подбираем
В рифмы играем!
(Видеофрагмент из
«Незнайки»)
Называет Киру папочка:
«Моя дочка -… (лапочка)
Очень любит Миша сало,
Все ему бедняге …(мало)
Поля сделала салат
Постирала свой … (халат)
Бегал на лугу щенок
Сплела Уля для него… (венок)
Жил на свете великан
И у него был… (пеликан).
Испекла Алина кекс
Очень любит их наш… (Рекс)
Всю сметану слизал кот,
Вытирает лапой … (рот).
Не пришлась Яге корона,
Унесла ее …(ворона).
Соловья не слышна трель,
Заглушает ее (дрель).
Приобрел сметану Глеб,
Покупает Ярик … (хлеб).
Не нужны солдату санки,
Изучать он будет… (танки).
Со стола упала банка,
У Матвея болит… (ранка).
Клич победный издал вождь,
Не помеха ему … (дождь).
Дежурным в классе Павел был,
Полы он тряпкой чисто… (мыл)
У Егора красивый волос,
И приятный, чистый… (голос).
Проиграет Дэни фант,
Девочки ему повяжут… (бант).
5.Подведение
итогов.
Время: 7 минут
Сочинение небольшого
четверостишья.
Работа в группах.
Выполняют
самостоятельно
творческую, практическую
работу.
Регулятивные:
формирование умения
анализировать и оценивать
свою деятельностью,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению
Личностные:
самоопределение.
7. Рефлексия.
Время: 3 минут
«Потопаем – похлопаем»
(оценка своей деятельности на
занятии)
Удовлетворен ли своей работой
на занятии? Работой в группе?
Было ли тебе весело и
интересно на уроке? А грустно?
О чем хотел бы еще узнать в
рамках таких занятий?
Формулировка конечного
результата работы на
занятии.
Осуществление
самооценки,
самопроверки.
Регулятивные: контроль,
коррекция, , осознание
качества и уровня
усвоения.