Напоминание

Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»


Автор: Хаценюк Тамара Андреевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования "Лад"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре

дополнительного образования «Лад»

Система дополнительного образования детей – это уникальная образовательная

сфера, которая призвана решать широкий спектр задач социального плана. В отличие от

общеобразовательных

учреждений

сеть

УДО

открыта

для

детей

и

взрослых

вне

зависимости от уровня образования, развития, материального благополучия.

Социальное партнерство в сфере дополнительного образования как

особый тип

взаимодействия

учреждения

дополнительного

образования

детей

с

общественными

и

другими

организациями нацелено на согласование и реализацию интересов участников

образовательного процесса. Основным способом осуществления социального партнерства

является социальный диалог, в который вступают стороны с целью оптимального решения

вопросов, представляющих взаимный интерес.

В «Центре дополнительного образования «Лад» сложились определенные традиции

социального

партнерства. Для расширения образовательного пространства, внедрения в

образовательный

процесс

современных

средств

и

методов

обучения,

использования

педагогического

опыта

«ЦДО

«Лад»

сотрудничает с

различными

учреждениями

и

организациями. На слайде вы можете видеть уровни социального партнерства.

Что дает

нашему

учреждению

такое

сотрудничество?

Деятельность

любого

образовательного

учреждения осуществляется под руководством министерства образования Новосибирской

области, а также департамента образования мэрии города Новосибирска. Прежде всего –

это

обеспечение

нормативно-правовой

базой,

определение

ключевых

направлений

деятельности и развития и многое другое.

На протяжении ряда лет при тесном взаимодействии министерства и департамента

образования

осуществляет

свою

деятельность Общественное

городское

учреждение

директоров

районных

учреждений

дополнительного

образования

города

Новосибирска (далее – Совет директоров). В свою очередь для нашего учреждения – это

обмен

опытом

работы

учреждений

дополнительного

образования

детей,

который

нацеливает

Центр

на

дополнительные

инновационные

формы

интеллектуальной,

познавательно-досуговой деятельности; дает возможность обеспечивать высокое качество

реализации программ; позволяет успешно конкурировать по отдельным направлениям

работы

с

другими

учреждениями

данного

вида.

Совет

директоров

расширяет

информационное поле деятельности руководителя учреждения. Прежде всего, формирует

его правовую культуру, что помогает более продуктивно реализовывать в образовательной

практике основные управленческие функции, определять технологически оптимальные

1

подходы

к

моделированию

образовательного

пространства

учреждения,

позволяет

повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, чему способствуют:

мастер-классы по обмену инновационным опытом;

выставочная деятельность;

городские педагогические чтения;

семинары-практикумы;

стажерские площадки для профессиональных сообществ.

В качестве своеобразной площадки для обеспечения профессионального роста как

руководителей УДО, так и педагогов выступает Новосибирский институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования. Так, с 2007 года «ЦДО

«Лад»

в

рамках

договора

о

сотрудничестве

тесно

взаимодействует

с

кафедрой

образовательных областей «Искусство» и «Технология» на основе утвержденного плана.

Сотрудники

кафедры

проводят

научно-методические

консультации

по

актуальным

проблемам дополнительного образования детей, оказывают информационную поддержку

и помощь в решении актуальных проблем и ключевых задач развития учреждения, в

разработке инновационных образовательных программ, в обобщении и распространении

передового педагогического опыта.

Сотрудничество происходит в самых различных формах – это различные курсы,

научно-методические и практические семинары, стажерские площадки, мастер-классы и

многое другое. На экране вы можете видеть наиболее запомнившиеся мероприятия:

стажерская

площадка

для

заседания

Совета

директоров

по

теме:

«Психологические

аспекты

системы

управления

творческим

педагогическим

коллективом» (кафедра педагогики и психологии);

для педагогов дополнительного образования Первомайского района годичные

базовые курсы «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в

развитии

способностей

и

социализации

учащихся»,

2017-2018

учебном

году

прошли

обучение Пасечник О.Е., Любаев А.А., Поддубная Л.В., Козлова Л.В.;

областной

семинар-практикум

«Роль

системно-деятельностного

подхода

в

обеспечении

преемственности

общего

и

дополнительного

образования

на

занятиях

декоративно-прикладного искусства».

Целью популяризации творческого опыта педагогов-профессионалов в различных

направлениях

дополнительного

образования

детей

и

расширения

возможностей

представления своего опыта с 2003 года «Центр дополнительного образования «Лад»

является

участником

образовательной

выставки

«Уч-Сиб».

Результатами

в

2017-2018

учебном году стали:

Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают

2

звёзды»,

посвященный

100-летию

системы

дополнительного

образования

России

(лауреаты 1, 2, 3 степени);

IV Открытый межрегиональный конкурс дополнительных общеразвивающих

программ для взрослых «Грани развития» (диплом 1 степени»;

IX

Открытый

региональный

конкурс

методических

материалов

«Секрет

успеха» (диплом 1, 2, 3 степени);

XIV региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое

к будущему» (дипломы лауреатов).

Взаимодействие с Отделом образования, филиалом Городского центра развития

образования,

образовательными

организациями

(школы

и

детские

сады)

Первомайского

района

это

не

только обеспечение

нормативно-правовой

документацией,

контроль

деятельности

учреждения,

но

и

организация

и

проведение

совместных

мероприятий.

В

настоящее

время

учреждение

является

координатором

организаций

образовательного

пространства

Первомайского

района.

Определены

теоретические и организационные основы разработки положений, сценарных планов,

проанализированы

особенности

социокультурной

среды

микрорайона,

потребности

образовательных учреждений, детей и родителей. Среди их:

- Районный туристический слёт для активов старшеклассников «Экологический

десант» (8-11 кл.);

- Районный этап городского конкурса «Ученик года» (9-11 кл.);

- Районный этап областного конкурса юных инспекторов движения «Безопасное

колесо» (4-6 кл.);

- Районный этап городской игры КВН «На Зелёной волне» (8-11 кл.);

- Районный этап городского конкурса-выставки новогодних игрушек (с 5 до 18 лет);

- Районная военно-спортивная игра «Зарница» (8-11 кл.);

- Районный этап городского конкурса «Мы за правильное питание» (с 5 до 18 лет);

- Районный спортивный праздник «Виват Российской армии и Флоту!» (7 кл.);

-

Районный

этап

городского

конкурса-выставки

детского

творчества

«Мир

прекрасного» (с 5 до 18 лет);

- Районный конкурс школьных и классных уголков безопасности по правилам

дорожного движения (1-11 кл.);

- Районный образовательный проект «Школа вожатского мастерства» (5-11 кл.);

- Вахта Памяти на посту №1 на Монументе славы воинам Первомайцам (7-11 кл.).

Отделом образования, «Центром дополнительного образования «Лад» и отделом по

делам

молодежи

Первомайского

района

наработан

и

апробирован

методико-

практический опыт консультаций во всех школах района по проведению традиционного

3

парада, посвященного Дню Победы и Митинга «День памяти и скорби»; организация и

проведение районного этапа городского конкурса детского, юношеского и молодёжного

театрального творчества «Времён связующая нить».

Многолетнее сотрудничество с Дворцом творчества детей и учащейся молодёжи

«Юниор» в области образования позволяет более гибко реагировать на запросы общества.

При взаимодействии с департаментом образования города Новосибирска «ЦДО «Лад»

участвует

в

работе

Координационного

совета

образовательных

организаций

дополнительного

образования

детей

города

Новосибирска.

«ЦДО

«Лад»

ежегодно

принимает

участие

в

традиционном

городском

практико-ориентированном

семинаре

профессионального мастерства организаторов каникулярного отдыха детей «Алгоритм

лета» по подготовке специалистов образовательных учреждений к работе в летний период

оздоровительной компании. Мы поддерживаем тесные отношения в плане организации

летнего отдыха детей, являемся постоянными участниками различных конкурсов по лету,

например, Городской смотр-конкурс организаторов каникулярного отдыха и оздоровления

детей

и

подростков

«Атмосфера

каникул»

(диплом II степени в номинации «Лучшая

педагогическая программа отдыха детей и оздоровления). Учащиеся Центра участвуют в

городских

экологических

играх

и

турнирах

«Живой

взгляд»,

«Зеленый

лабиринт»,

«Юниорчики».

Одно из назначений Новосибирского городского дома учителя – формирование

банка актуальной творческой педагогической, социокультурной и художественной

информации.

Его

реализация

возможна

только

в

условиях

сотрудничества

и

взаимодействия с представителями различных социальных сфер. Следует отметить,

что и в этом направлении у нашего Центра имеется положительный опыт сотрудничества.

С

целью

выявления

и

поддержки

творчески

одаренных

работников

образовательных

организаций

города

Новосибирска

наши

педагоги

приняли

участие

в IV

фестивале

художественного

творчества

работников

образовательных

организаций

города

Новосибирска на базе Дома учителя. Как результат – дипломы лауреатов в номинациях

«Литературное творчество», «Изобразительное и прикладное творчество», «Музыкальное

исполнительское

творчество».

Естественно,

этому

предшествовала

совместная

методическая работа наших учреждений.

Взаимодействуя

с Центром

непрерывного

образования

международным

институтом мониторинга и инноваций, наши педагоги принимают участие в конкурсах

различных уровней,

представляют оригинальные идеи, замыслы, инициативы, опыт и

результаты работы в сфере образования и культуры:

- Международный конкурс «Магистр» (золотая медаль);

- Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» (золотая медаль);

4

- Всероссийский конкурс «Территория ФГОС» (золотая медаль).

Летние каникулы подошли к концу, и нашим учащимся нельзя ни на секунду

забывать о дорожной безопасности. «Центр дополнительного образования «Лад» с 2008

года

сотрудничает

с Муниципальным автономным учреждением дополнительного

образования «Детский автогородок» и отделом ГИБДД города Новосибирска. Главной

задачей является укрепление здоровья и сохранение жизни детей. Создана система по

пропаганде

правил

безопасности

дорожного

движения

и

привитию детям

навыков

безопасного поведения на дорогах. Ежегодно осуществляется анализ и оценка состояния

профилактической

работы

по

данному направлению в образовательных организациях.

Осуществляется профилактическая работа в нескольких направлениях: обучение детей

ПДД, организация деятельности отрядов ЮИД, активизация деятельности педагогов по

обучению

детей

ПДД,

взаимодействие

с

родителями

и

организация

разъяснительной

работы по использованию светоотражающих элементов на одежде, организация районных

мероприятий, взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации.

Территориальное общественное самоуправление «Берёзовый» и «ЦДО «Лад»

организовывают, проводят мероприятия и конкурсы на базе образовательных учреждений

и микрорайоне, которые являются своеобразными площадками реализации творческих

инициатив, в их числе: «День соседа», «День защиты детей», «День города» и многие

другие. ТОС «Березовый» оказывает помощь в приобретении сладких призов, сувениров

для детей.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок,

чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не

осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские восприятия, они остаются в памяти

надолго, а иногда и на всю жизнь и играют огромную роль в становлении личности

человека. Совет ветеранов Первомайского района – это общественная организация

ветеранов-пенсионеров

войны

и

труда.

В

рамках

Акции

«Эстафета

патриотизма

поколений» «ЦДО «Лад» проводит такие мероприятия как:

- урок мужества «Живая память» в рамках проведения единого мероприятия «День

неизвестного солдата»;

- урок мужества «В жизни есть место подвигу» в рамках проведения единого

мероприятия «День защитника Отечества»;

- урок мужества «Дорога к звёздам» в рамках проведения единого мероприятия

«День космонавтики»;

- районный конкурс смотр строя и песни «Равнение на отвагу и мужество» в ЛДП

«Радуга» и многое другое.

5

Для успешного функционирования «ЦДО «Лад» с учетом конъюнктуры рынка

диапазон образовательной и социальной деятельности формируется на основе выявленных

интересов

и

потребностей

потенциальных

потребителей

и

оказываемых

им

образовательных услуг. Известно, что реклама – двигатель прогресса. Должна она быть и в

образовании, если мы сегодня говорим о предоставлении образовательных услуг.

Чтобы

показывать

и поддерживать «имидж» Центра мы ведём подготовку и распространение

информационных и методических материалов, работу с общественностью, средствами

массовой

информации

(наши

статьи

и

выступления

можно

найти

на

страницах

«Информационного

бюллетеня»,

«Педагогического

обозрения»

ГЦРО,

на

страницах

электронной

газеты

«Интерактивное

образование»)

для

того,

чтобы

создать

информационную

среду

и

пространство,

ретранслировать

педагогический

опыт

коллектива. Мы используем тот же инструментарий, что и наши коллеги других ОУ, в

большей

или

в

меньшей

степени.

Презентуем

(видеозанятия,

мастер-классы,

образовательные

программы,

семинары,

материалы

стажёрских

площадок),

выпускаем печатную продукцию. Становление и развитие рекламной и информационно-

издательской

службы

Центра

является

необходимым

условием

эффективной

образовательной

деятельности,

способствующей

совершенствованию

педагогического

творчества и развитию творческих способностей детей и подростков.

Педагоги активно

взаимодействуют

с

социальной

средой

и

через

конкретные

творческие

объединения

занимаются социально-педагогической деятельностью. И как самая яркая, эффективная

форма – это участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях:

- Чемпионат мира в Греции по борьбе самбо (бронзовый призёр);

- Кубок Президента по борьбе самбо в Лондоне (золотой призёр);

- Всероссийский турнир по самбо среди юношей и девушек в городе Саратове

(победители в общекомандном зачёте);

- Международный конкурс «Гордость России» в городе Москва (лауреат II степени);

- II Всероссийский детско-юношеский форум «Наследники традиций» Республика

Крым (дипломы лауреатов);

-

Всероссийский

конкурс

вокального,

хореографического,

инструментального

творчества «Фактор таланта» город Москва (лауреат II степени);

- V Всероссийский конкурс «Салют, Победа!» город Оренбург (диплом Iстепени);

-

Всероссийский

творческий

конкурс

«Победный

май»

Республика

Татарстан

(дипломы I степени);

- Всероссийский фестиваль – конкурс детского танца «Подснежники» город Томск

(диплом I степени);

6

- Поисковая экспедиция военно-патриотических клубов Новосибирской области

(почётная грамота);

- Акция «Эстафета патриотизма поколений» (дипломы).

В нашем учреждении работает информационный стенд для педагогов, родителей и

детей. В конце учебного года мы проводим традиционные заключительные концерты и

выставки, где учащиеся и педагоги представляют творческие отчёты своей деятельности,

которые наработаны за учебный год.

Всё это помогает в привлечении и активной работе с социальными партерами, дает

право

говорить

о

развитии

учреждения,

о

профессиональном

росте

педагогов,

о

востребованности их деятельности.

Проблема

определения

механизмов

взаимосвязи

учреждения

образования

с

окружающей

средой

встает

сегодня

перед

каждым

руководителем

и

педагогическим

коллективом. Присутствует она и в дополнительном образовании - от ее решения зависит

финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на

современном рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство можно расценивать и использовать как оригинальный

ресурс в работе администрации учреждения дополнительного образования, но мы должны

иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи учреждения с окружающей его

средой, о роли и месте всех участников образовательного партнерства. Это помогает:

повышать качество управленческой деятельности администрации Центра;

обеспечивать конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных

услуг за счет преобразования кадров, финансов, информации;

смягчать социальные последствия проводимых реформ в образовании.

Нам

есть

чем

гордиться,

но

при

этом

есть

перспективные

направления

работы,

которые

требуют

своей

реализации

в

аспекте

развития

социального

партнёрства как условия повышения качества образования в «ЦДО «Лад», четко

осознаем

уровень

своих

достижений,

видим

проблемные

зоны

и

перспективные

задачи, решение которых призвано обеспечить дальнейшее развитие учреждения и

рост качества образования.

7



В раздел образования