Автор: Хаценюк Тамара Андреевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования "Лад"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»
Раздел: дополнительное образование
Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре
дополнительного образования «Лад»
Система дополнительного образования детей – это уникальная образовательная
сфера, которая призвана решать широкий спектр задач социального плана. В отличие от
общеобразовательных
учреждений
сеть
УДО
открыта
для
детей
и
взрослых
вне
зависимости от уровня образования, развития, материального благополучия.
Социальное партнерство в сфере дополнительного образования как
особый тип
взаимодействия
учреждения
дополнительного
образования
детей
с
общественными
и
другими
организациями нацелено на согласование и реализацию интересов участников
образовательного процесса. Основным способом осуществления социального партнерства
является социальный диалог, в который вступают стороны с целью оптимального решения
вопросов, представляющих взаимный интерес.
В «Центре дополнительного образования «Лад» сложились определенные традиции
социального
партнерства. Для расширения образовательного пространства, внедрения в
образовательный
процесс
современных
средств
и
методов
обучения,
использования
педагогического
опыта
«ЦДО
«Лад»
сотрудничает с
различными
учреждениями
и
организациями. На слайде вы можете видеть уровни социального партнерства.
Что дает
нашему
учреждению
такое
сотрудничество?
Деятельность
любого
образовательного
учреждения осуществляется под руководством министерства образования Новосибирской
области, а также департамента образования мэрии города Новосибирска. Прежде всего –
это
обеспечение
нормативно-правовой
базой,
определение
ключевых
направлений
деятельности и развития и многое другое.
На протяжении ряда лет при тесном взаимодействии министерства и департамента
образования
осуществляет
свою
деятельность Общественное
городское
учреждение
директоров
районных
учреждений
дополнительного
образования
города
Новосибирска (далее – Совет директоров). В свою очередь для нашего учреждения – это
обмен
опытом
работы
учреждений
дополнительного
образования
детей,
который
нацеливает
Центр
на
дополнительные
инновационные
формы
интеллектуальной,
познавательно-досуговой деятельности; дает возможность обеспечивать высокое качество
реализации программ; позволяет успешно конкурировать по отдельным направлениям
работы
с
другими
учреждениями
данного
вида.
Совет
директоров
расширяет
информационное поле деятельности руководителя учреждения. Прежде всего, формирует
его правовую культуру, что помогает более продуктивно реализовывать в образовательной
практике основные управленческие функции, определять технологически оптимальные
1
подходы
к
моделированию
образовательного
пространства
учреждения,
позволяет
повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, чему способствуют:
мастер-классы по обмену инновационным опытом;
выставочная деятельность;
городские педагогические чтения;
семинары-практикумы;
стажерские площадки для профессиональных сообществ.
В качестве своеобразной площадки для обеспечения профессионального роста как
руководителей УДО, так и педагогов выступает Новосибирский институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования. Так, с 2007 года «ЦДО
«Лад»
в
рамках
договора
о
сотрудничестве
тесно
взаимодействует
с
кафедрой
образовательных областей «Искусство» и «Технология» на основе утвержденного плана.
Сотрудники
кафедры
проводят
научно-методические
консультации
по
актуальным
проблемам дополнительного образования детей, оказывают информационную поддержку
и помощь в решении актуальных проблем и ключевых задач развития учреждения, в
разработке инновационных образовательных программ, в обобщении и распространении
передового педагогического опыта.
Сотрудничество происходит в самых различных формах – это различные курсы,
научно-методические и практические семинары, стажерские площадки, мастер-классы и
многое другое. На экране вы можете видеть наиболее запомнившиеся мероприятия:
стажерская
площадка
для
заседания
Совета
директоров
по
теме:
«Психологические
аспекты
системы
управления
творческим
педагогическим
коллективом» (кафедра педагогики и психологии);
для педагогов дополнительного образования Первомайского района годичные
базовые курсы «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в
развитии
способностей
и
социализации
учащихся»,
2017-2018
учебном
году
прошли
обучение Пасечник О.Е., Любаев А.А., Поддубная Л.В., Козлова Л.В.;
областной
семинар-практикум
«Роль
системно-деятельностного
подхода
в
обеспечении
преемственности
общего
и
дополнительного
образования
на
занятиях
декоративно-прикладного искусства».
Целью популяризации творческого опыта педагогов-профессионалов в различных
направлениях
дополнительного
образования
детей
и
расширения
возможностей
представления своего опыта с 2003 года «Центр дополнительного образования «Лад»
является
участником
образовательной
выставки
«Уч-Сиб».
Результатами
в
2017-2018
учебном году стали:
Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают
2
звёзды»,
посвященный
100-летию
системы
дополнительного
образования
России
(лауреаты 1, 2, 3 степени);
IV Открытый межрегиональный конкурс дополнительных общеразвивающих
программ для взрослых «Грани развития» (диплом 1 степени»;
IX
Открытый
региональный
конкурс
методических
материалов
«Секрет
успеха» (диплом 1, 2, 3 степени);
XIV региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое
к будущему» (дипломы лауреатов).
Взаимодействие с Отделом образования, филиалом Городского центра развития
образования,
образовательными
организациями
(школы
и
детские
сады)
Первомайского
района
–
это
не
только обеспечение
нормативно-правовой
документацией,
контроль
деятельности
учреждения,
но
и
организация
и
проведение
совместных
мероприятий.
В
настоящее
время
учреждение
является
координатором
организаций
образовательного
пространства
Первомайского
района.
Определены
теоретические и организационные основы разработки положений, сценарных планов,
проанализированы
особенности
социокультурной
среды
микрорайона,
потребности
образовательных учреждений, детей и родителей. Среди их:
- Районный туристический слёт для активов старшеклассников «Экологический
десант» (8-11 кл.);
- Районный этап городского конкурса «Ученик года» (9-11 кл.);
- Районный этап областного конкурса юных инспекторов движения «Безопасное
колесо» (4-6 кл.);
- Районный этап городской игры КВН «На Зелёной волне» (8-11 кл.);
- Районный этап городского конкурса-выставки новогодних игрушек (с 5 до 18 лет);
- Районная военно-спортивная игра «Зарница» (8-11 кл.);
- Районный этап городского конкурса «Мы за правильное питание» (с 5 до 18 лет);
- Районный спортивный праздник «Виват Российской армии и Флоту!» (7 кл.);
-
Районный
этап
городского
конкурса-выставки
детского
творчества
«Мир
прекрасного» (с 5 до 18 лет);
- Районный конкурс школьных и классных уголков безопасности по правилам
дорожного движения (1-11 кл.);
- Районный образовательный проект «Школа вожатского мастерства» (5-11 кл.);
- Вахта Памяти на посту №1 на Монументе славы воинам Первомайцам (7-11 кл.).
Отделом образования, «Центром дополнительного образования «Лад» и отделом по
делам
молодежи
Первомайского
района
наработан
и
апробирован
методико-
практический опыт консультаций во всех школах района по проведению традиционного
3
парада, посвященного Дню Победы и Митинга «День памяти и скорби»; организация и
проведение районного этапа городского конкурса детского, юношеского и молодёжного
театрального творчества «Времён связующая нить».
Многолетнее сотрудничество с Дворцом творчества детей и учащейся молодёжи
«Юниор» в области образования позволяет более гибко реагировать на запросы общества.
При взаимодействии с департаментом образования города Новосибирска «ЦДО «Лад»
участвует
в
работе
Координационного
совета
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей
города
Новосибирска.
«ЦДО
«Лад»
ежегодно
принимает
участие
в
традиционном
городском
практико-ориентированном
семинаре
профессионального мастерства организаторов каникулярного отдыха детей «Алгоритм
лета» по подготовке специалистов образовательных учреждений к работе в летний период
оздоровительной компании. Мы поддерживаем тесные отношения в плане организации
летнего отдыха детей, являемся постоянными участниками различных конкурсов по лету,
например, Городской смотр-конкурс организаторов каникулярного отдыха и оздоровления
детей
и
подростков
«Атмосфера
каникул»
(диплом II степени в номинации «Лучшая
педагогическая программа отдыха детей и оздоровления). Учащиеся Центра участвуют в
городских
экологических
играх
и
турнирах
«Живой
взгляд»,
«Зеленый
лабиринт»,
«Юниорчики».
Одно из назначений Новосибирского городского дома учителя – формирование
банка актуальной творческой педагогической, социокультурной и художественной
информации.
Его
реализация
возможна
только
в
условиях
сотрудничества
и
взаимодействия с представителями различных социальных сфер. Следует отметить,
что и в этом направлении у нашего Центра имеется положительный опыт сотрудничества.
С
целью
выявления
и
поддержки
творчески
одаренных
работников
образовательных
организаций
города
Новосибирска
наши
педагоги
приняли
участие
в IV
фестивале
художественного
творчества
работников
образовательных
организаций
города
Новосибирска на базе Дома учителя. Как результат – дипломы лауреатов в номинациях
«Литературное творчество», «Изобразительное и прикладное творчество», «Музыкальное
исполнительское
творчество».
Естественно,
этому
предшествовала
совместная
методическая работа наших учреждений.
Взаимодействуя
с Центром
непрерывного
образования
международным
институтом мониторинга и инноваций, наши педагоги принимают участие в конкурсах
различных уровней,
представляют оригинальные идеи, замыслы, инициативы, опыт и
результаты работы в сфере образования и культуры:
- Международный конкурс «Магистр» (золотая медаль);
- Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» (золотая медаль);
4
- Всероссийский конкурс «Территория ФГОС» (золотая медаль).
Летние каникулы подошли к концу, и нашим учащимся нельзя ни на секунду
забывать о дорожной безопасности. «Центр дополнительного образования «Лад» с 2008
года
сотрудничает
с Муниципальным автономным учреждением дополнительного
образования «Детский автогородок» и отделом ГИБДД города Новосибирска. Главной
задачей является укрепление здоровья и сохранение жизни детей. Создана система по
пропаганде
правил
безопасности
дорожного
движения
и
привитию детям
навыков
безопасного поведения на дорогах. Ежегодно осуществляется анализ и оценка состояния
профилактической
работы
по
данному направлению в образовательных организациях.
Осуществляется профилактическая работа в нескольких направлениях: обучение детей
ПДД, организация деятельности отрядов ЮИД, активизация деятельности педагогов по
обучению
детей
ПДД,
взаимодействие
с
родителями
и
организация
разъяснительной
работы по использованию светоотражающих элементов на одежде, организация районных
мероприятий, взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации.
Территориальное общественное самоуправление «Берёзовый» и «ЦДО «Лад»
организовывают, проводят мероприятия и конкурсы на базе образовательных учреждений
и микрорайоне, которые являются своеобразными площадками реализации творческих
инициатив, в их числе: «День соседа», «День защиты детей», «День города» и многие
другие. ТОС «Березовый» оказывает помощь в приобретении сладких призов, сувениров
для детей.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские восприятия, они остаются в памяти
надолго, а иногда и на всю жизнь и играют огромную роль в становлении личности
человека. Совет ветеранов Первомайского района – это общественная организация
ветеранов-пенсионеров
войны
и
труда.
В
рамках
Акции
«Эстафета
патриотизма
поколений» «ЦДО «Лад» проводит такие мероприятия как:
- урок мужества «Живая память» в рамках проведения единого мероприятия «День
неизвестного солдата»;
- урок мужества «В жизни есть место подвигу» в рамках проведения единого
мероприятия «День защитника Отечества»;
- урок мужества «Дорога к звёздам» в рамках проведения единого мероприятия
«День космонавтики»;
- районный конкурс смотр строя и песни «Равнение на отвагу и мужество» в ЛДП
«Радуга» и многое другое.
5
Для успешного функционирования «ЦДО «Лад» с учетом конъюнктуры рынка
диапазон образовательной и социальной деятельности формируется на основе выявленных
интересов
и
потребностей
потенциальных
потребителей
и
оказываемых
им
образовательных услуг. Известно, что реклама – двигатель прогресса. Должна она быть и в
образовании, если мы сегодня говорим о предоставлении образовательных услуг.
Чтобы
показывать
и поддерживать «имидж» Центра мы ведём подготовку и распространение
информационных и методических материалов, работу с общественностью, средствами
массовой
информации
(наши
статьи
и
выступления
можно
найти
на
страницах
«Информационного
бюллетеня»,
«Педагогического
обозрения»
ГЦРО,
на
страницах
электронной
газеты
«Интерактивное
образование»)
для
того,
чтобы
создать
информационную
среду
и
пространство,
ретранслировать
педагогический
опыт
коллектива. Мы используем тот же инструментарий, что и наши коллеги других ОУ, в
большей
или
в
меньшей
степени.
Презентуем
(видеозанятия,
мастер-классы,
образовательные
программы,
семинары,
материалы
стажёрских
площадок),
выпускаем печатную продукцию. Становление и развитие рекламной и информационно-
издательской
службы
Центра
является
необходимым
условием
эффективной
образовательной
деятельности,
способствующей
совершенствованию
педагогического
творчества и развитию творческих способностей детей и подростков.
Педагоги активно
взаимодействуют
с
социальной
средой
и
через
конкретные
творческие
объединения
занимаются социально-педагогической деятельностью. И как самая яркая, эффективная
форма – это участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях:
- Чемпионат мира в Греции по борьбе самбо (бронзовый призёр);
- Кубок Президента по борьбе самбо в Лондоне (золотой призёр);
- Всероссийский турнир по самбо среди юношей и девушек в городе Саратове
(победители в общекомандном зачёте);
- Международный конкурс «Гордость России» в городе Москва (лауреат II степени);
- II Всероссийский детско-юношеский форум «Наследники традиций» Республика
Крым (дипломы лауреатов);
-
Всероссийский
конкурс
вокального,
хореографического,
инструментального
творчества «Фактор таланта» город Москва (лауреат II степени);
- V Всероссийский конкурс «Салют, Победа!» город Оренбург (диплом Iстепени);
-
Всероссийский
творческий
конкурс
«Победный
май»
Республика
Татарстан
(дипломы I степени);
- Всероссийский фестиваль – конкурс детского танца «Подснежники» город Томск
(диплом I степени);
6
- Поисковая экспедиция военно-патриотических клубов Новосибирской области
(почётная грамота);
- Акция «Эстафета патриотизма поколений» (дипломы).
В нашем учреждении работает информационный стенд для педагогов, родителей и
детей. В конце учебного года мы проводим традиционные заключительные концерты и
выставки, где учащиеся и педагоги представляют творческие отчёты своей деятельности,
которые наработаны за учебный год.
Всё это помогает в привлечении и активной работе с социальными партерами, дает
право
говорить
о
развитии
учреждения,
о
профессиональном
росте
педагогов,
о
востребованности их деятельности.
Проблема
определения
механизмов
взаимосвязи
учреждения
образования
с
окружающей
средой
встает
сегодня
перед
каждым
руководителем
и
педагогическим
коллективом. Присутствует она и в дополнительном образовании - от ее решения зависит
финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на
современном рынке образовательных услуг.
Социальное партнерство можно расценивать и использовать как оригинальный
ресурс в работе администрации учреждения дополнительного образования, но мы должны
иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи учреждения с окружающей его
средой, о роли и месте всех участников образовательного партнерства. Это помогает:
повышать качество управленческой деятельности администрации Центра;
обеспечивать конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных
услуг за счет преобразования кадров, финансов, информации;
смягчать социальные последствия проводимых реформ в образовании.
Нам
есть
чем
гордиться,
но
при
этом
есть
перспективные
направления
работы,
которые
требуют
своей
реализации
в
аспекте
развития
социального
партнёрства как условия повышения качества образования в «ЦДО «Лад», четко
осознаем
уровень
своих
достижений,
видим
проблемные
зоны
и
перспективные
задачи, решение которых призвано обеспечить дальнейшее развитие учреждения и
рост качества образования.
7