Автор: Павлова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: г.Луга Ленинградская область
Наименование материала: Презентация
Тема: «Развитие социально – коммуникативных навыков через трудовую деятельность»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие социально -
коммуникативных
навыков через трудовую
деятельность»
Павлова О.В.
Отношения с другими людьми зарождаются
и наиболее интенсивно развиваются
в дошкольном возрасте. Первый опыт таких
отношений становится тем фундаментом, на
котором строится дальнейшее развитие
личности. От того, как сложатся отношения
ребёнка в первом в его жизни коллективе —
группе детского сада во многом зависит
последующий путь его личностного
и социального развития, а значит и его
дальнейшая судьба.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для
современного ребёнка — это телевизор или
компьютер, а любимое занятие — просмотр
мультиков или компьютерные игры. Дети
стали меньше общаться не только со
взрослыми, но и друг с другом. А ведь
живое человеческое общение существенно
обогащает жизнь детей, раскрашивает
яркими красками сферу их ощущений.
Опыт работы с детьми показал, что трудовая
деятельность оказывает положительный
результат на развитие социально –
коммуникативных навыков дошкольников.
В процессе деятельности развиваются
основные показатели социально-
коммуникативного развития:
-ребёнок испытывает удовольствие от
процесса выполнения совместных трудовых
действий;
-способен выполнять просьбы и поручения
взрослого, доводит начатое дело до конца;
-в случае необходимости готов прийти на
помощь сверстнику;
-в ходе игр и бесед демонстрирует знания о
различных профессиях, их особенностях,
орудиях труда.
Социально – коммуникативные навыки дети
получают через все виды трудовой
деятельности.
Самообслуживание – один из первых видов
труда, осваиваемых дошкольником.
Самообслуживание направлено на
удовлетворение повседневных личных
потребностей ребенка: одевание,
раздевание, умывание.
Основным методом формирования навыков
самообслуживания является показ и
объяснение педагога, наряду с активными
действиями ребенка. При этом показ того
или иного действия должен быть всегда
один и тот же, чтобы навык постепенно
становился автоматизированным.
Например, мытье рук выполнять всегда в
таком порядке: намылить руки, положить
мыло, намылить каждый пальчик от
мизинца к большому, смыть мыло,
отряхнуть руки, вытереть их полотенцем.
Важным моментом является оценка
выполнения трудового действия. Она может
быть словесной: «Эля хорошо вымыла
руки», «Артем правильно держит вилку» и
т.д. Хорошим приемом считаем и который
используем в своей работе это привлечение
детей к помощи сверстникам, у которых
что-то не получается. В таких ситуациях у
детей не только совершенствуются навыки
самообслуживания, но и формируются
социально – коммуникативные качества.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на
поддержание чистоты и порядка. В
процессе этой деятельности мы решаем и
задачи социально – коммуникативного
развития.
Например:
- формировать качества личности,
необходимые для осуществления
коллективного труда: выполнять работу,
направленную на достижение общей цели;
умение планировать работу,
договариваться, распределять обязанности,
согласовывать действия, помогать друг
другу в случае необходимости;
В старшем дошкольном возрасте большое
внимание уделяем коллективному труду, где
дети объединяют усилия для того, чтобы
сделать группу более чистой и уютной,
отремонтировать порванные книги, вымыть
кукол и постирать их одежду, создаем
условия для равноправного участия каждого
ребенка в общем деле, предлагаем детям
высказывать предложения по выполнению
трудовой задачи.
Труд в природе, как никакой другой вид
труда, сочетает в себе умственные,
физические и волевые усилия. Он связан с
расширением кругозора, развитием опытно-
экспериментальной деятельности. Труд в
природе развивает познавательную
активность и наблюдательность у детей.
Основным содержанием труда в природе
является уход за растениями в группе и на
участке детского сада. Детей привлекают к
посильной уборке участка; к озеленению
клумб. С детьми нашей группы мы
организует выращивание в группе рассады,
цветов, зеленого лука и т.д., при этом дети
усваивают, что жизнь окружающей природы
зависит от природных условий.
В процессе коллективного труда
,самостоятельной деятельности мы уделяет
большое внимание характеру
взаимоотношений, складывающихся между
детьми, способствует проявлению заботы,
дружбы, подсказывает, как надо поступить,
учитывая складывающиеся ситуации
(«Посмотри, как Вите неудобно одному
нести стол, предложи свою помощь».).
Систематическое участие детей в
коллективном труде позволяет
сформировать у них умение дружно
трудиться в коллективе, приходить по
собственной инициативе на помощь
товарищам.
Таким образом, в ходе трудовой,
самостоятельной деятельности
осуществляем познавательное развитие
дошкольника, развитие воображения и
творчества, социально – коммуникативные
навыки. Дети усваивают знания о
профессиях, профессиональной
принадлежности людей. Через результаты
труда людей близкого окружения и своего
собственного, дети учатся ценить
общественную значимость труда, беречь его
результаты.
Большинство дошкольников
в коммуникативном общении во время
коллективного труда, самостоятельной
деятельности становятся более
благополучны. Они способны налаживать
контакты как с взрослыми, так и со
сверстниками; умеют договариваться
о совместных делах и играх; строят планы
и пытаются их реализовать; свободно
выражают свои просьбы, задают вопросы;
в процессе общения используют различные
коммуникативные средства — речевые,
мимические.
Участие в реальной жизни помогает
ребенку открывать новые грани
окружающей его действительности. В
совместной трудовой деятельности дети
учатся общению друг с другом, умению
подчинять свои интересы интересам других,
т.е. развиваются социально –
коммуникативные навыки.