Напоминание

Социальная адаптация детей с ОВЗ


Автор: Мельникова Елена Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ176"
Населённый пункт: город Зеленогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социальная адаптация детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Публикация материала на официальном сайте Всероссийского издания

«Портал образования»

Методическая работа

Тема: «Социальная адаптация детей с ОВЗ»

Работу выполнила: Мельникова Елена Петровна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№176»

г.Зеленогорск

2018

« Каждый ребёнок особенный, все дети-равные»

1. С каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые

имеют отклонения от условной возрастной нормы. Поэтому проблема социализации детей

с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. У детей с

ограниченными возможностями здоровья нет уверенности в себе, целеустремлённости,

самоорганизованности. Одной из проблем у ребёнка с ограниченными возможностями

является его связь с миром, в умении быть мобильным. Малообщительный образ жизни со

сверстниками и взрослыми приводит к значительному снижению качеств личности. Они

нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья будет

способствовать безболезненной адаптации детей с ограниченными возможностями в

современном обществе.

Целевая группа : Педагогическое сообщество, педагоги-психологи, родители.

Тема: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели: Представление педагогическому сообществу собственного опыта по организации с

детьми, имеющими статус ОВЗ, в части социальной адаптации.

Задачи:

Определить этапы работы с учащимся, имеющим статус ОВЗ.

Представить модель психолого-педагогического сопровождения социализации ребёнка в

условиях школьного сообщества.

Представление результатов работы социальной адаптации на примере ребёнка со статусом

ОВЗ.

Содержание:

1.Введение.

2.Этапы работы.

3.Представление модели.

4.Представление результатов.

5.Заключение.

В своей работе я представляю опыт обучения и социализации ученицы со статусом ОВЗ,

Александры В.

2. Понимая, что основная нагрузка и ответственность за адаптацию и социализацию

ложится на учителя, я решила, что

не целесообразно пытаться

изменить поведение

ребёнка,

внушая

ему

нормы

и

правила

поведения.

С

таким

ребёнком

необходимо

проводить следующую работу: создавать благоприятный эмоционально-психологический

климат в классе; вовлекать в групповые виды деятельности с одноклассниками как на

уроках,

так

и

во

внеурочной

деятельности;

поручать

несложные

задания;

создавать

благоприятные условия для включения ребёнка с ОВЗ в социальное пространство, т.е.

коллектив, в котором он находится. С чего я начала:

1.Познакомилась с результатами ПМПК.

По

результатам

комплексного

психолого-медико-педагогического

обследования

установлен

статус

ребёнка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

выявлены

трудности

в

обучении,

обусловленные

задержкой

психического

развития

(уровень

психического развития не соответствует возрасту, нерезко выраженное недоразвитие речи;

знания,

умения,

навыки

сформированы

недостаточно),

препятствующие

получению

образования без создания специальных условий.

Рекомендовано:1.Организация

образовательного

процесса.2.Организация

психолого-

медико-педагогической комиссии.

2. Изучила медицинскую карту. Состояние слуха-норма, зрение-снижено. Субъективных

жалоб не предъявляет. Задержка физического развития: низкий рост при нормальном весе.

3.Составила социальный паспорт семьи. Воспитанием Александры В. занимается папа и

бабушка.

4.Разработала адаптированную рабочую программу в соответствии с ФГОС НОО.

В адаптированной рабочей программе я прописала приёмы и методы коррекционной

работы, способствующие усвоению программного материала.

Определила для себя

индивидуальный

подход

к

ребёнку.

Для

предотвращения

утомления

использовала

разнообразные приёмы на уроках. Учебный материал преподносила небольшими дозами.

Использовала интересные и красочные дидактические материалы, средства наглядности

для повышения заинтересованности и успешности. Дифференцированно простраивала

образовательную среду для ребёнка на уроках. Это:

-снижение нагрузки

-включение упражнений на коррекцию

-учёт индивидуального маршрута ребёнка

-вариативность заданий

Формы и методы:

-включённость ребёнка с ограниченными возможностями в групповую и парную формы

работы

-индивидуальная работа

-творческие задания

-опора на жизненный опыт

-создание занимательных и проблемных ситуаций

-познавательные игры

-использование наглядных средств

-предлагать задания на выбор

-использовать промежуточную оценку, чтобы отметить прогресс

- предлагать работу на компьютере

-использовать дифференцированные задания

-создавать ситуацию успеха в образовательном пространстве

Внеурочная деятельность является одним из основных неотъемлемых условий

социализации

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Обеспечение

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации. Александра В. с

большим желанием посещала спортивную секцию по волейболу. Принимала активное

участие в спортивных эстафетах. Посещала дополнительное образовательное учреждение

«ЦЭКиТ». Была отмечена грамотой.

3.Составила график индивидуальных коррекционных заданий.

Понедельник

Русскийя зык

Среда

Математика

Организация

зрительной

гимнастики

Упражнение

«Ленивые

восьмёрки»,

«Продолжи

узор»,

«Запомни движение»

Игры

и

упражнения

по

развитию мелкой моторики

«Узоры на салфетках», игра «Художник», «Найди путь».

Упражнения

по

развитию

внимания,мышления

«Четвёртый лишний», «Лабиринт», «Снежный ком», игра

«Да-нет», «Рисование двумя руками».

Упражнения

по

развитию

мышления

«Дорисуй фигуру», « Четвёртый лишний», «Посели цифру

в домик», игра «Вообрази и дорисуй», «Рисование по

точкам».

Упражнения

по

развитию

речи

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок», «

Снежный ком», «Кристальная пирамида», игра

«Художник».

Упражнения

по

развитию

п р о с т р а н с т в е н н ы х

и

моторных отношений

«Перепутанные линии», « Противоположности», «Найди

сходство», игра «Допиши пропущенный месяц»,

«Рисование двумя руками».

4. Организовала консультативную работу для семьи с привлечением в образовательно-

коррекционную

среду

обучения

и

воспитания

ребёнка.

На

данном

этапе

законным

представителем являлся папа Александры В. Воспитанием и поддержкой в обучении

занималась бабушка.

3.

Важным

аспектом

в

деятельности

по

социализации

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья является форма взаимодействия специалистов, оказывающих

профессиональную помощь учащимся.

Учитель

Семья

Участие в школьных делах класса

Учитель

Индивидуальные

коррекционные занятия-2ч

Педагог-психолог-2ч

Консультации

Разработка рекомендаций

Ребёнок ОВЗ

4.

Психологическое сопровождение Александры В. осуществлялось на протяжении

всего периода обучения с 2013г. по 2017г. По результатам психологического обследования

были

выявлены

психические

особенности,

влияющие

на

формирование

социальной

адаптации и универсальных учебных действий Александры В.

Познавательные УУД

2013-

2014

2014-

2015

2015-2016

2016-2017

уровень

уровень

уровень

уровень

логич

еское

мышл

ение

пам

ять

вним

ание

логич

еское

мышл

ение

пам

ять

вним

ание

логич

еское

мышл

ение

пам

ять

вним

ание

логич

еское

мышл

ение

памя

ть

вним

ание

низки

й

низ

кий

низк

ий

низки

й

низ

кий

низк

ий

низки

й

низ

кий

низк

ий

средн

ий

сред

ний

средн

ий

Анализируя полученные результаты в таблице №1 видно, что на период 2013-2016г.

логическое мышление на низком уровне, слабо развито. И только при дополнительных

коррекционных

занятиях

появляются

следующие

результаты:

процесс

преобразования

памяти начался, но связь с мышлением полностью ещё не установилась.

Регулятивные УУД

2013-

2014

2014-

2015

2015-2016

2016-2017

уровень

уровень

уровень

уровень

темп

работоспо

темп

работосп

темп

работосп

темп

работоспосо

Учитель-логопед

Логопедия-3ч

Дефектология-2ч

Социальный педагог

Разработка рекомендаций

Беседы

Медицинское

сопровождение

Мини-лекция

«Здоровьесберегающее

пространство в школе и

дома»

работы

собность

работы

особность

работы

особност

ь

работ

ы

бность

средний

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

средн

ий

средний

Анализируя полученные результаты, данные в таблице №2 можно сказать

следующее: регуляторные функции снижены.

Коммуникативные УУД

2013-

2014

2014-

2015

2015-2016

2016-2017

легк

о

уста

нав

лив

ает

кон

такт

спытыва

ет

затрудн

ения

кон

фли

ктн

а

легк

о

уст

ана

вли

вает

кон

такт

спытыв

ает

затрудн

ения

кон

фли

ктн

а

легк

о

уста

навл

ивае

т

конт

акт

спыты

вает

затруд

нения

конф

ликт

на

легко

устана

вливае

т

контак

т

спыт

ывае

т

затру

днен

ия

конф

ликт

на

нет

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Анализируя результаты, записанные в таблицу №3, можно сказать следующее: в

первом классе Александра В. испытывала затруднения в общении со сверстниками, но

конфликтов не наблюдалось.

Личностные УУД

2013-2014

2014-

2015

2015-2016

2016-2017

моти

ваци

я

сомооц

енка(у

ровень

)

эмоц

иона

льно

е

сост

ояни

е

мот

ива

ция

сомооц

енка(у

ровень

)

эмоц

иона

льно

е

сост

ояни

е

мот

ива

ция

сомооц

енка(у

ровень

)

эмоц

иона

льно

е

сост

ояни

е

мот

ива

ция

сомооц

енка(у

ровень

)

эмоц

иона

льно

е

сост

ояни

е

поло

жите

льна

я

высоки

й

аффе

ктив

ное

возб

ужде

ние

нег

оти

вно

е

отн

ош

ени

е

высоки

й

аффе

ктив

ное

возб

ужде

ние

низ

кая

высоки

й

аффе

ктив

ное

возб

ужде

ние

низ

кая

высоки

й

аффе

ктив

ное

возб

ужде

ние

Анализируя результаты, записанные в таблицу №4, можно сказать следующее: 1

класс-положительное

отношение

к

школе,

привлекаемое

внеучебными

сторонами

(классная доска, спортивный зал, бассейн, перемена)ярко выражена игровая мотивация. 2-

4 классы низкая мотивация, в связи с трудностями в обучении, пассивностью. Самооценка

высокая,

что

подтверждает

личностную

незрелость,

неумение

правильно

оценить

результат

своей

деятельности.

Эмоциональное

состояние:

аффективное

возбуждение

прослеживается на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, можно выделить особенности психического развития Александры В.,

которые

определяют

трудности

формирования

УУД: трудности

во

взаимодействии

с

окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов

общения

с

другими

людьми.

Все

это

усложняет

социальную

адаптацию

ребёнка

с

определённым

типом

нарушения

развития.

Замедляются

процессы

усвоения

и

воспроизводства

социального

опыта,

установления

межличностных

отношений.

Своеобразие развития речи (отставание) отмечено у Александры В.

Особенности развития личности: для неё характерна неадекватная самооценка –

переоценка

собственных

возможностей,

способностей,

достижений.

Это

связано

с

замедленным

формированием

основных

структурных

компонентов

личности

самосознания,

эмоционально-волевой

сферы,

мотивации,

уровня

притязаний;

ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию,

обусловленную

постепенным

осознанием

своей

несостоятельности.

Все

эти

обстоятельства ослабляют способность личности к активному приспособлению к жизни и

реализации имеющихся собственных возможностей.

5. В методической работе представлен опыт по созданию условий для социализации и

становлению

личности

в

общественной

и

культурной

жизни

в

рамках

современного

образования.



В раздел образования