Напоминание

Коррекция замкнутости у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством включения в театрализованную деятельность.


Авторы: Герасимова Мария Александровна, Тарасова Дарья Андреевна
Должность: воспитатель, педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 269
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция замкнутости у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством включения в театрализованную деятельность.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция замкнутости у детей дошкольного возраста с речевыми

нарушениями посредством включения в театрализованную

деятельность.

Воспитатель МБДОУ №269 М.А. Герасимова

Педагог – психолог МБДОУ №269: Д.А. Тарасова

Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребёнка, связанный с

посещением детского сада, когда закладываются все обучающиеся процессы,

и именно в этот период значительное влияние могут оказывать на ребёнка

детский

сад,

педагоги,

сверстники.

Ребёнок,

посещающий

МБДОУ,

психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его

людьми. Он учится подчиняться новым правилам жизни. Семья начинает по

новому

контролировать

ребёнка

в

связи

с

необходимостью

строго

организовывать режим дня. Повышенные требования к ребёнку, даже в самой

доброжелательной

форме,

помогают

ему

научиться

воздержанию

от

ситуативных

импульсивных

желаний,

а

также

самоконтролю

и

самоорганизации.

Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что дети с речевыми

нарушениями

страдают

отклонениями

в

эмоционально

волевой

сфере:

тревожность, агрессивность, замкнутость, застенчивость, гипервозбудимость,

гиперактивность. В

2017 году на базе МБДОУ 269 г. Красноярск, нами,

совместно

с

педагогом

-

психологом,

был

проведён

констатирующий

эксперимент, испытуемыми которого стали дети с ОНР старшая (контрольная

группа) и подготовительная к школе группа (эксперементальная группа). В

обследовании детей использовались следующие проективные методики и

психологические тесты для дошкольников: «Несуществующее животное»,

«Рисунок семьи» ,

«Рисунок человека». Тест тревожности (Р. Тэммпл, В.

Амен, М. Дорки), который позволяет определить степень тревожности и

уровень

эмоциональной

приспособленности

ребенка

к

социальным

ситуациям и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений

ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. Также, была

разработана анкета для родителей, позволяющая наглядно оценить, как часто

проявляется та или иная форма поведения согласно мнениям родителей.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что:

Высокий уровень проявления замкнутости у 11 детей – (22%);

Средний уровень – у 13 детей (26%);

Низкий уровень – у 15 детей (30%).

В работе отечественных учёных, посвящённых этой проблеме, особая роль

отводится театрализованной деятельности, значение и специфика которой

заключается

в

одномоментности

сопереживания,

познавательности,

эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного

образа на личность. Театр – один из самых демократичных и доступных

видов

искусства

для

детей,

он

позволяет

решить

многие

актуальные

проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

˗

художественным образованием и воспитанием детей;

˗

Формированием эстетического вкуса;

˗

Нравственным воспитанием;

˗

Развитием коммуникативных качеств личности;

˗

Воспитанием

воли,

развитием

памяти,

воображения,

инициативности,

фантазии, речи;

˗

Созданием

положительного

эмоционального

настроя,

снятием

напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Это обусловлено тем, что в основе театрализованной деятельности

детей

лежит

игра,

которая

является

наиболее

сильным

средством

формирования различных знаковых систем (вербальные, образно – жестовые

(образно – двигательные) и образно – графические виды знака), развития

познавательной, двигательной и эмоциональной сферы.

Занятия

театральной

деятельностью

с

детьми

не

только

развивают

психические

функции

ребёнка,

его

художественные

способности,

но

и

общечеловеческую

способность

к

межличностному

взаимодействию,

творчеству

в

любой

области.

К

тому

же

для

ребёнка

театрализованное

представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем,

поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Для каждого ребёнка театр может быть представлен в двух ипостасях:

как вид искусства, в процессе восприятия которого ребёнок выступает в роли

зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

Специальные исследования, произведённые в нашей стране и за рубежом,

убедительно показали, что обе роли (и зрителя, и актёра) являются для

развития ребёнка очень значимыми.

Театрализованные игры – это « игры в театр», сюжетами которых

служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым

сценариям.

В современной психологии

и педагогике отмечается положительное

влияние

игры

на

психологическое

развитие

ребёнка,

формирование

мотивационно

потребительской

сферы,

нравственных

норм

и

правил

поведения, эмоциональное развитие.

Игра – наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки,

выражения эмоций, впечатлений (Д. Б. Эльконин). Сущностью игры является

необычная,

реальная

жизнь,

она

представляет

собой

условность,

специфическую деятельность. Театрализованная игра – одно из эффективных

средств социализации ребёнка в процессе осмысления им нравственного

подтекста сюжета, участия в игре, создающей благоприятные условия для

развития

чувства

партнёрства,

освоения

позитивного

взаимодействия.

В

театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

осваивают

способы

эмоционального

выражения,

самореализуются,

самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски,

звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и

свойств

личности

воображения,

самостоятельности,

инициативности,

эмоциональной отзывчивости, раскрепощения.

Театрализованные игры наиболее близки к искусству, и их

часто

называют

«творческими».

Так

же

театрализованная

игра

близка

и

к

сюжетной игре, и к игре с правилами (Л. С. Выгодский, Д. Б.Эльконин).

Исследователи П. И.Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров выделяют семь различных

форм игровой деятельности:

1.

индивидуальную,

2.

одиночную,

3.

парную,

4.

групповую,

5.

коллективную,

6.

массовую

7.

планетарную.

Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но

может быть индивидуальной.

Вместе

с

тем

театрализованная

игра

сохраняет

все

структурные

компоненты сюжетно – ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль

(определяющий

компонент),

игровые

действия,

игровое

употребление

предметов, реальные отношения.

В

театральной

игре

образ

героя,

его

основные

черты,

действия,

переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка

проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять,

каков

персонаж,

почему

так

поступает,

представить

себе

его

состояние,

чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит

от опыта ребёнка: чем разнообразней его впечатления об окружающей жизни,

тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность

к

театрализованной

игре

можно

определить

как

уровень

общекультурного

развития,

на

основе

которого

облегчается

понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик

на

него,

происходит

овладение

художественными

средствами

передачи

образа.

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены её

связи с сюжетно – ролевой игрой (игра в театр), что даёт возможность

объединить

детей

общей

идеей,

переживаниями,

сплотить

на

основе

интересной

деятельности,

позволяющей

каждому

проявить

активность,

индивидуальность, творчество.

Театрализованная

игра

создаёт

неповторимые

условия

для

взаимодействия с другими людьми, для формирования навыков общения,

взаимопонимания

ради

достижения

поставленной

цели,

для

получения

положительного результата в ходе совместных действий. Театрализованная

игра для самого человека выявляет такие личностные качества, которые до

этого

могли

быть

невостребованными

и

оставаться

неразвитыми.

Эти

качества

являются

очень

важными

для

успешного

вхождения

в

жизнь

взрослых,

так

как

в

социальной

среде,

в

зависимости

от

её

законов,

оказывается рано или поздно каждый человек, но далеко не каждому удаётся

адаптироваться к тем или иным требованиям социума.

Детям дошкольного возраста с ОНР приемлемы только игровые формы

досуга. Они органичнее и естественнее себя чувствуют и ведут в таких видах

деятельности. Нужно помнить об их быстрой утомляемости. Не стоит учить с

ними

большие

роли,

долго

и

тщательно

отшлифовывать

их

игру

на

репетициях. Следует одобрительно относиться к

детской импровизации.

Произведения должны соответствовать возрасту ребёнка. При этом следует

учитывать возможности и индивидуальные способности каждого из детей.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной

теме,

а

также

учтя

индивидуальные

и

возрастные

особенности

детей

дошкольного возраста с целью снижения уровня замкнутости мы разработали

программу,

выбрав

форму

групповой

работы,

которая

предлагает

использование

системы

специально

организованных

занятий

на

основе

театрализованной деятельности с элементами арт – терапии, сказки, техника

вербального и невербального общения.

Это

позволит

создать

в

группе

детей

благоприятные

условия

для

снижения

эмоционального

напряжения,

связанного

с

межличностным

общением,

развития

внутренней

активно сти

детей,

р а з в и т и я

психологических принципов, повышения самооценки, придания уверенности

в себе.

Цель программы: коррекция выявленного эмоционального нарушения –

замкнутости с детьми с ОНР.

В задачи программы входили: восстановление потребности у детей с

ОНР в общении и взаимодействии со взрослыми и со сверстниками; развитие

у детей навыков взаимодействия и общения с другими людьми в различных

жизненных

ситуациях;

развитие

способности

понимать

эмоциональное

состояние

другого

человека,

развитие

чувства

сопереживания

к

другим

людям;

гармонизация

эмоционального

мира

детей;

обучение

детей

пониманию

себя

и

умению

«быть

собой

в

мире»;

развитие

активности,

самостоятельности

ребёнка;

формирование

положительных

социальных

установок; развитие уверенности в собственных силах; развитие эмоций и

воображения у детей; знакомство детей с видами театральной деятельности.

Мы выделили три компонента, которым мы уделяли большое внимание

при

составлении

программы:

внимание,

воображение,

коммуникативные

способности.

Основные понятия, на которых строится данная программа:

˗

Эмоции.

˗

Игра.

˗

Сюжетно – ролевые игры.

˗

Творчество.

˗

Театрализованная игра, театр.

˗

Эмпатия.

Программа формирующего эксперимента включает в себя цикл из 15

занятий.

Продолжительность

одного

занятия

25

30

минут.

Программа

включает

3

этапа:

ориентировочный,

реконструктивный,

закрепляющий.

Структура занятий определена следующим образом:

Вводная

часть,

цель

которой

создание

эмоционально

положительного

фона,

эмоциональное

раскрепощение

выявление

актуального состояния детей, настрой и активизация детей;

Основная часть посвящена основным целям конкретного занятия;

Заключительная часть, цель которой – обсуждение, подведение итогов

занятия.

На каждом занятии используются упражнения, которые основываются

на театрализованной деятельности (инсценировки сказок, пословиц, потешек

и т. д., разыгрывание различных жизненных ситуаций), а также методы арт –

терапии,

сказкотерапии,

методы

активного

обучения

в

форме

игры.

Но

содержание и форма проведения коррекционных занятий зависит от целей

каждого этапа и отдельного занятия.

Самые короткие пути эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это

путь

через

игру,

фантазирование,

сочинительство.

Всё

это

может

дать

театральная деятельность.

Таким

образом,

театрализованная

игра

может

выступать

в

роли

средства коррекции поведения детей дошкольного возраста и эмоциональных

нарушений.



В раздел образования