Авторы: Герасимова Мария Александровна, Тарасова Дарья Андреевна
Должность: воспитатель, педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 269
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция замкнутости у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством включения в театрализованную деятельность.
Раздел: дошкольное образование
Коррекция замкнутости у детей дошкольного возраста с речевыми
нарушениями посредством включения в театрализованную
деятельность.
Воспитатель МБДОУ №269 М.А. Герасимова
Педагог – психолог МБДОУ №269: Д.А. Тарасова
Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребёнка, связанный с
посещением детского сада, когда закладываются все обучающиеся процессы,
и именно в этот период значительное влияние могут оказывать на ребёнка
детский
сад,
педагоги,
сверстники.
Ребёнок,
посещающий
МБДОУ,
психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его
людьми. Он учится подчиняться новым правилам жизни. Семья начинает по
–
новому
контролировать
ребёнка
в
связи
с
необходимостью
строго
организовывать режим дня. Повышенные требования к ребёнку, даже в самой
доброжелательной
форме,
помогают
ему
научиться
воздержанию
от
ситуативных
импульсивных
желаний,
а
также
самоконтролю
и
самоорганизации.
Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что дети с речевыми
нарушениями
страдают
отклонениями
в
эмоционально
волевой
сфере:
тревожность, агрессивность, замкнутость, застенчивость, гипервозбудимость,
гиперактивность. В
2017 году на базе МБДОУ 269 г. Красноярск, нами,
совместно
с
педагогом
-
психологом,
был
проведён
констатирующий
эксперимент, испытуемыми которого стали дети с ОНР старшая (контрольная
группа) и подготовительная к школе группа (эксперементальная группа). В
обследовании детей использовались следующие проективные методики и
психологические тесты для дошкольников: «Несуществующее животное»,
«Рисунок семьи» ,
«Рисунок человека». Тест тревожности (Р. Тэммпл, В.
Амен, М. Дорки), который позволяет определить степень тревожности и
уровень
эмоциональной
приспособленности
ребенка
к
социальным
ситуациям и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений
ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. Также, была
разработана анкета для родителей, позволяющая наглядно оценить, как часто
проявляется та или иная форма поведения согласно мнениям родителей.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что:
Высокий уровень проявления замкнутости у 11 детей – (22%);
Средний уровень – у 13 детей (26%);
Низкий уровень – у 15 детей (30%).
В работе отечественных учёных, посвящённых этой проблеме, особая роль
отводится театрализованной деятельности, значение и специфика которой
заключается
в
одномоментности
сопереживания,
познавательности,
эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного
образа на личность. Театр – один из самых демократичных и доступных
видов
искусства
для
детей,
он
позволяет
решить
многие
актуальные
проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
˗
художественным образованием и воспитанием детей;
˗
Формированием эстетического вкуса;
˗
Нравственным воспитанием;
˗
Развитием коммуникативных качеств личности;
˗
Воспитанием
воли,
развитием
памяти,
воображения,
инициативности,
фантазии, речи;
˗
Созданием
положительного
эмоционального
настроя,
снятием
напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Это обусловлено тем, что в основе театрализованной деятельности
детей
лежит
игра,
которая
является
наиболее
сильным
средством
формирования различных знаковых систем (вербальные, образно – жестовые
(образно – двигательные) и образно – графические виды знака), развития
познавательной, двигательной и эмоциональной сферы.
Занятия
театральной
деятельностью
с
детьми
не
только
развивают
психические
функции
ребёнка,
его
художественные
способности,
но
и
общечеловеческую
способность
к
межличностному
взаимодействию,
творчеству
в
любой
области.
К
тому
же
для
ребёнка
театрализованное
представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем,
поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Для каждого ребёнка театр может быть представлен в двух ипостасях:
как вид искусства, в процессе восприятия которого ребёнок выступает в роли
зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.
Специальные исследования, произведённые в нашей стране и за рубежом,
убедительно показали, что обе роли (и зрителя, и актёра) являются для
развития ребёнка очень значимыми.
Театрализованные игры – это « игры в театр», сюжетами которых
служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым
сценариям.
В современной психологии
и педагогике отмечается положительное
влияние
игры
на
психологическое
развитие
ребёнка,
формирование
мотивационно
–
потребительской
сферы,
нравственных
норм
и
правил
поведения, эмоциональное развитие.
Игра – наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки,
выражения эмоций, впечатлений (Д. Б. Эльконин). Сущностью игры является
необычная,
реальная
жизнь,
она
представляет
собой
условность,
специфическую деятельность. Театрализованная игра – одно из эффективных
средств социализации ребёнка в процессе осмысления им нравственного
подтекста сюжета, участия в игре, создающей благоприятные условия для
развития
чувства
партнёрства,
освоения
позитивного
взаимодействия.
В
театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
осваивают
способы
эмоционального
выражения,
самореализуются,
самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски,
звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и
свойств
личности
–
воображения,
самостоятельности,
инициативности,
эмоциональной отзывчивости, раскрепощения.
Театрализованные игры наиболее близки к искусству, и их
часто
называют
«творческими».
Так
же
театрализованная
игра
близка
и
к
сюжетной игре, и к игре с правилами (Л. С. Выгодский, Д. Б.Эльконин).
Исследователи П. И.Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров выделяют семь различных
форм игровой деятельности:
1.
индивидуальную,
2.
одиночную,
3.
парную,
4.
групповую,
5.
коллективную,
6.
массовую
7.
планетарную.
Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но
может быть индивидуальной.
Вместе
с
тем
театрализованная
игра
сохраняет
все
структурные
компоненты сюжетно – ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль
(определяющий
компонент),
игровые
действия,
игровое
употребление
предметов, реальные отношения.
В
театральной
игре
образ
героя,
его
основные
черты,
действия,
переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка
проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять,
каков
персонаж,
почему
так
поступает,
представить
себе
его
состояние,
чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит
от опыта ребёнка: чем разнообразней его впечатления об окружающей жизни,
тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Подготовленность
к
театрализованной
игре
можно
определить
как
уровень
общекультурного
развития,
на
основе
которого
облегчается
понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик
на
него,
происходит
овладение
художественными
средствами
передачи
образа.
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены её
связи с сюжетно – ролевой игрой (игра в театр), что даёт возможность
объединить
детей
общей
идеей,
переживаниями,
сплотить
на
основе
интересной
деятельности,
позволяющей
каждому
проявить
активность,
индивидуальность, творчество.
Театрализованная
игра
создаёт
неповторимые
условия
для
взаимодействия с другими людьми, для формирования навыков общения,
взаимопонимания
ради
достижения
поставленной
цели,
для
получения
положительного результата в ходе совместных действий. Театрализованная
игра для самого человека выявляет такие личностные качества, которые до
этого
могли
быть
невостребованными
и
оставаться
неразвитыми.
Эти
качества
являются
очень
важными
для
успешного
вхождения
в
жизнь
взрослых,
так
как
в
социальной
среде,
в
зависимости
от
её
законов,
оказывается рано или поздно каждый человек, но далеко не каждому удаётся
адаптироваться к тем или иным требованиям социума.
Детям дошкольного возраста с ОНР приемлемы только игровые формы
досуга. Они органичнее и естественнее себя чувствуют и ведут в таких видах
деятельности. Нужно помнить об их быстрой утомляемости. Не стоит учить с
ними
большие
роли,
долго
и
тщательно
отшлифовывать
их
игру
на
репетициях. Следует одобрительно относиться к
детской импровизации.
Произведения должны соответствовать возрасту ребёнка. При этом следует
учитывать возможности и индивидуальные способности каждого из детей.
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной
теме,
а
также
учтя
индивидуальные
и
возрастные
особенности
детей
дошкольного возраста с целью снижения уровня замкнутости мы разработали
программу,
выбрав
форму
групповой
работы,
которая
предлагает
использование
системы
специально
организованных
занятий
на
основе
театрализованной деятельности с элементами арт – терапии, сказки, техника
вербального и невербального общения.
Это
позволит
создать
в
группе
детей
благоприятные
условия
для
снижения
эмоционального
напряжения,
связанного
с
межличностным
общением,
развития
внутренней
активно сти
детей,
р а з в и т и я
психологических принципов, повышения самооценки, придания уверенности
в себе.
Цель программы: коррекция выявленного эмоционального нарушения –
замкнутости с детьми с ОНР.
В задачи программы входили: восстановление потребности у детей с
ОНР в общении и взаимодействии со взрослыми и со сверстниками; развитие
у детей навыков взаимодействия и общения с другими людьми в различных
жизненных
ситуациях;
развитие
способности
понимать
эмоциональное
состояние
другого
человека,
развитие
чувства
сопереживания
к
другим
людям;
гармонизация
эмоционального
мира
детей;
обучение
детей
пониманию
себя
и
умению
«быть
собой
в
мире»;
развитие
активности,
самостоятельности
ребёнка;
формирование
положительных
социальных
установок; развитие уверенности в собственных силах; развитие эмоций и
воображения у детей; знакомство детей с видами театральной деятельности.
Мы выделили три компонента, которым мы уделяли большое внимание
при
составлении
программы:
внимание,
воображение,
коммуникативные
способности.
Основные понятия, на которых строится данная программа:
˗
Эмоции.
˗
Игра.
˗
Сюжетно – ролевые игры.
˗
Творчество.
˗
Театрализованная игра, театр.
˗
Эмпатия.
Программа формирующего эксперимента включает в себя цикл из 15
занятий.
Продолжительность
одного
занятия
25
–
30
минут.
Программа
включает
3
этапа:
ориентировочный,
реконструктивный,
закрепляющий.
Структура занятий определена следующим образом:
Вводная
часть,
цель
которой
–
создание
эмоционально
–
положительного
фона,
эмоциональное
раскрепощение
выявление
актуального состояния детей, настрой и активизация детей;
Основная часть посвящена основным целям конкретного занятия;
Заключительная часть, цель которой – обсуждение, подведение итогов
занятия.
На каждом занятии используются упражнения, которые основываются
на театрализованной деятельности (инсценировки сказок, пословиц, потешек
и т. д., разыгрывание различных жизненных ситуаций), а также методы арт –
терапии,
сказкотерапии,
методы
активного
обучения
в
форме
игры.
Но
содержание и форма проведения коррекционных занятий зависит от целей
каждого этапа и отдельного занятия.
Самые короткие пути эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие
зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это
путь
через
игру,
фантазирование,
сочинительство.
Всё
это
может
дать
театральная деятельность.
Таким
образом,
театрализованная
игра
может
выступать
в
роли
средства коррекции поведения детей дошкольного возраста и эмоциональных
нарушений.