Автор: Гуляева Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Формирование сенсорного воспитания у детей младшего возраста в семье"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В СЕМЬЕ
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания
окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении
и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при
помощи
зрения,
осязания,
слуха,
и
лишь
на
этой
основе
могут
в
дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как
память, воображение, мышление.
Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно
овладеть
молодое
поколение,
готовясь
к
практической
деятельности,
ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов
воспитания и обучения детей.
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на
мышление,
речь,
эстетическое
восприятие
окружающего
мира,
воображение,
и
как
следствие
творческие
способности
ребёнка.
Ведь
только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков
ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или
художественного
произведения,
а
в
последствии
и
создать
его
самостоятельно.
В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта
проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями
дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И.
Тихеева)
были
разработаны
разнообразные
дидактические
игры
по
ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку
достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития
внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период -
основной
вид
воспитания
вообще.
Обеспечивая
приток
всё
новых
впечатлений,
оно
становится
необходимым
не
только
для
развития
деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и
психического развития ребёнка.
На втором - третьем году жизни задача сенсорного воспитания
существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к
усвоению
сенсорных
эталонов
у
него
начинают
накапливаться
представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это
значит,
что
ребёнка
следует
знакомить
со
всеми
основными
разновидностями свойств - шестью цветами спектра, с такими формами,
как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место
в
сенсорном
воспитании
детей
занимает
ознакомление
их
с
общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного
обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит
от
его
сенсорного
развития.
Исследования
психологами
показали,
что
значительная
часть
трудностей,
возникающая
перед
детьми,
связана
с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в
том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность
успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение
высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом,
особенно
для
творческой
деятельности.
Это
-
музыкант,
художник,
архитектор,
писатель,
конструктор.
А
истоки
сенсорных
способностей
лежат
в
общем
уровне
сенсорного
развития,
достигаемом
в
ранние
периоды детства. Значения сенсорного развития ребёнка для его будущей
жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания
задачу
разработки
и
использования
наиболее
эффективных
средств
и
методов сенсорного воспитания в детском саду и семье.
Специально
организованные
дидактические
игры
—
хорошее
дополнение к обучению младшего дошкольника
Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение,
которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Приведу
для
примера
дидактические
игры
в
работе
по
сенсорному
развитию детей младшего дошкольного возраста.
«Собери пирамидку»
Цель:
развивать
ориентировку
ребенка
в
контрастных
величинах
предметов.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель:
продолжать
учить
простым
действиям
с
предмет ами,
отличающимися по величине.
«Закрой окошки»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них
геометрическими фигурами (окошечки).
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные
предметы.
Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.
«Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких
же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же
цвета.
Игры с прищепками
«Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать
нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.
«Ежик»
Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по
цвету и величине.
Дидактический
материал:
плоскостные
изображения
ежика
и
елки,
прищепки зеленого, белого, черного цветов.
«Разноцветные человечки»
Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и
формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.
Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.
«Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее
местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены
цветные полосы, набор цветных прищепок.
Дидактический материал: геометрические фигуры.
Методические приемы: раздать трафареты геометрических фигур. Дети
выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в
прорезь.
И многие другие игры, которые вы сможете придумать с ребенком дома,
на улице и на даче.
Анкета для родителей
Сенсорное
развитие
ребенка
–
это
развитие
его
восприятия
и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
1. Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания
ребёнка?
-считаю нужным
-не считаю нужным
-затрудняюсь ответить
2. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию?
・
да
・
нет
・
не знаю
3.В
какую
игру
по
сенсорному
воспитанию
чаще
всего
Ваш
ребёнок
и г р а е т
д о м а ?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________
4.Как
Вы
оцениваете
уровень
развития
у
вашего
ребёнка
всех
видов
восприятия?
・
высокий
・
средний
・
низкий