Напоминание

Имя прилагательное. Урок–путешествие


Автор: Аношенко Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МКОУ Покатеевская СОШ
Населённый пункт: с. Покатеево Абанского района Красноярского края
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Имя прилагательное. Урок–путешествие
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-путешествие

по телевизионным передачам «Имя прилагательное. Общее

значение имен прилагательных и их употребление в речи». 5 класс

Учитель Аношенко Елена Михайловна

Цель урока:

1). Обучающая – обобщить и систематизировать

знания об имени прилагательном:

повторить

грамматические

признаки

имени

прилагательного

(род,

число,

падеж);

синтаксическую роль.

2) Развивающая - закрепить умения отграничивать прилагательное от других частей

речи,

умения

логически

рассуждать

на

грамматическую

тему,

наблюдать

за

выразительным

использованием

имен

прилагательных

в

предложениях

и

текстах;

развивать творческие способности детей.

3) Воспитывающая – воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к

родной природе, работа по сплочению детского коллектива.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма: урок-путешествие

Оборудование:

1) персональный компьютер;

2) мультимедийный проектор.

3) программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация

Планируемые результаты

Предметные

знания,

предметные

действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Повторение

определения

имени

прилагательного

;

закрепление

знаний об общем

значении,

морфологически

х

признаках

и

синтаксической

роли имени

прилагательног

о;

закрепление зна

ний об эпитетах,

и х

р о л и

в

художественной

С т а в я т

ц е л и ,

учебные

задачи.

Проводят

к о н т р о л ь

и

оценивают

свои

действия.

Пользуются,

перерабатывают

и

преобразовываю

т

информацию

(вопросы,

таблица),

Адекватно

воспринимают

о ц е н к у ,

к а к

учителя,

так

и

учеников.

Понимают,

структурируют

информацию,

представленную

в

виде

текста,

схем.

Сравнивают

предметы,

объекты:

находят общее и

различие.

Группируют,

классифицируют

предметы,

о б ъ е к т ы

н а

основе

существенных

признаков,

по

Д о н о с я т

с в о ю

п о з и ц и ю

д о

д ру г и х ,

в л а д е я

приёмами

монологической

и

диалогической

речи.

Понимают

точку

зрения

д ру го го ,

в ы с ка з ы ва ют

и

обосновывают

свою точку зрения.

Умеют

осознанно

использовать

речевые средства в

с о от ве т с т в и и

с

задачей

коммуникации

для

Осознают

ценность

русского

я з ы к а

и

богатство

его

структурных

возможностей

для

выражения

разных

оттенков

мысли.

Формируют

и н т е р е с

к

я з ы к у

к а к

средству

выражения

собственных

речи,

уточнение

роли

прилагательных

в речи.

1.

заданным

критериям..

выражения

своих

мыслей.

Владеют устной и

письменной речью.

м ы с л е й

и

чувств.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1. Самоопределение (создание мотивации, психологически комфортной остановки).

1.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

2.

Где мы уже путешествовали?

3.

С чего начинается любое путешествие? (с определения места путешествия).

4.

Определите по эпиграфу, где мы будем путешествовать.

Слайд 2 Эпиграф

Я – часть речи интересная, широко в миру известная:

опишу любой предмет – в этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!

О. Головко

Слайд 3

5. Посмотрите карту путешествия и скажите, что напоминает наш маршрут?

6. Что путешественники берут с собой в дорогу? (знания).

2. Целеполагание:

- обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;

- сравнивать признаки имени существительного и имени прилагательного;

- обогащать свою речь;

- помогать друг другу

3. Выпуск «Новостей».

Представьте себя диктором телевидения и проведите выпуск «Новостей», указав дату

проведения, название мероприятия, участников и их деятельность.

4.

Телепередача

«Ты

не

поверишь!»

(Актуализация

знаний

и

фиксирование

затруднений)

Работа в паре:

Используя стихотворение, дайте определение имени прилагательного и заполните

таблицу.

С существительным дружу Изменяюсь по родам,

И нисколько не тужу. Числам и падежам.

Моя основная примета: Люблю детей внимательных.

Обозначаю признак предмета. Кто я? ...

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

-Прочитайте правило на стр. 85 и сделайте дополнения к правилу. Что нового вы узнали?

- Сравните морфологические признаки существительного и прилагательного.

Взаимооценка: «5» - 7 правильных ответов «4» -6 правильных ответов «3» -3-5

правильных ответов

5.

«Большая разница» (Постановка учебной задачи и построение проекта

выхода из ситуации).

На слайде даны 2 варианта текста.

Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты?

Наступила

весна.

Тает

с н е г.

Журчат

ручьи.

Светит

солнце.

Летят птицы. Слышно пение.

Наступила

ранняя

весна.

Тает

последний снег. Журчат говорливые

ручьи.

Светит

ласковое

солнце.

Летят голосистые птицы. Слышно

птичье пение.

Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Почему наша речь должна быть точной, яркой, выразительной?

Какова наша задача в этой ситуации?

Творческая минутка

Восстановите текст. Вставьте вместо пропусков слова, данные для справок.

Прилагательное

Число

Род

(ед.ч)

Согласуется с

существительным

Какой? Чей?

Падеж

≈ ˭

изменяется

Обозначает

признак предмета

__________________иней украсил деревья так, что казалось, будто они наряжены в

кружева, а ___________________ ёлочки одеты в ______________ _________________

шубки. С веток берёз свисали ________________, _____________, __________шали.

Для справок: маленькие; богатые, роскошные кружевные; серебристый; меховые белые.

Самооценка: «5» - 7 правильных ответов «4» -6 правильных ответов «3» -3-5

правильных ответов

1)

Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

2)

Использование каких художественных средств помогает создавать яркую, образную

картину?

3)

Где мы встречаем изобразительно-выразительные средства?

6.

«Смеяться разрешается»

Я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует

свое знание прилагательного как части речи (Инсценировка)

Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?

Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.

Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?

Г-жа Простакова: Вот эта!

Митрофанушка: Эта? Прилагательна!

Г-жа Простакова: Почему же?

Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста

неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.

Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно

прилагается к глупому человеку.

Митрофанушка: И ведомо!

Есть ли доля правды в предположении Митрофана? К чему же «приложено»

прилагательное?

7.

«Умники и умницы» (Реализация построенной стратегии, проекта

)

Зачеркните лишние словосочетания. Определите род, число, падеж прилагательных.

Какие знания о прилагательном мы должны применить, чтобы выполнить это задание?

Мокр.. (___________) вода, холодн.. (___________) водой; с весёл…

(________________) юношами и девушками, молод.. (______) юноши и девушки; у

знаком… (________________) старушки, стар… (__________) старушкам; с разн…

(_______________) сувенирами, памятн… (______) сувениры.

Мокр.. (___________) вода, холоднОЙ (ж.р., ед. ч., тв. п.) водой; с весёлЫМИ (мн.ч.,

тв. п.) юношами и девушками,молод.. (______) юноши и девушки; у знакомОЙ (ж.р.,

ед.ч., р.п.) старушки, стар… (__________) старушкам; с разнЫМИ(мн.ч, тв.п. )

сувенирами, памятн… (______) сувениры.

Взаимооценка: «5» - 0 ошибок, «4» -1 ошибка, «3» -2 ошибки.

8.

«Край без окраин». (Закрепление с проговариванием во внешней речи).

(Работа в группе)

По цепочке определите синтаксическую роль имени прилагательного. (Посмотрите

образец в упр. 569).

Наташа добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная. Она скромная, требовательная

к себе. Мама считает, что она трудолюбивая. Старшая сестра уважает её.

Оценка группы: «5» - 0 ошибок, «4» -1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки.

Почему программа называется «Край без окраин»?

Какие черты характера вы цените в человеке?

9.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Тест

Задание 1. Имя прилагательное изменяется по:

1)

родам, числам, падежам

2)

родам, лицам, падежам

3)

падежам, лицам, числам

Задание 2. Прилагательное большой в Родительном падеже имеет окончание

1)

– им

2)

– ого

3)

– ем

Задание 3. В предложении полное прилагательное чаще всего является

1)

обстоятельством

2)

подлежащим

3)

сказуемым

4)

определением

5)

дополнением

Задание 4. Прилагательное в словосочетании деревянный дом находится в форме

1)

И.п.,

2)

м.р., ед.ч.

3)

И.п., м.р., ед.ч

Задание

5. В

каком

словосочетании

прилагательное

употреблено

в

переносном

значении?

1) кожаная обувь

2) льняное полотно

3) шерстяной костюм

4) шёлковая травка

Задание 6. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о широк..й душе, о лучш..й доле

2) по весенн..му небу, на передн..м сиденье

3) к чуж..му берегу, у похож..го дома

4) в син..м море, осенн..м пейзажем

Задание 7

В каком словосочетании имя прилагательное излишне

1) дорогой подарок

2) памятный сувенир

3) скучный фильм

4) клетчатая скатерть

Ответы: 1-12-23-34-35-46-37-2

10.Следствие ведут знатоки. (Работа в паре)

Даём объявление: пропала собака. По описанию нужно узнать пропавшую собаку.

11.Новости.

(

Самоконтроль и самооценка) Оценивание: поставьте себе оценки за

урок.

Рефлексия учебной деятельности:

Ребята, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились, что важно учиться в жизни

и не останавливаться на достигнутом, чтобы не быть похожим на Митрофанушку.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

1.

сегодня я повторил(а)…,

2.

самое интересное было …

3.

было трудно при выполнении…

4.

теперь я могу…

5.

я научился…

6.

у меня получилось …

7.

мне помогали или я помогал

Домашнее задание: параграф 101

№566 обозначить падеж прилагательного или

№573 описать погоду сегодняшнего дня



В раздел образования