Напоминание

"Декоративно–прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»


Автор: Ветлужских Маргарита Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: город Онега Архангельской области
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Декоративно–прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Ромашка"

Архангельская обл., г. Онега ул. Матросова д.34-а

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих

способностей детей»

Подготовил воспитатель:

Ветлужских М.А.

2018

«Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности»

Сухомлинский В.А.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и

таинственных

проблем,

привлекающая

внимание

исследователей

разных

специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное

условие

прогрессивного

развития

общества

человек,

способный

к

творческому

созиданию.

Формирование

творческих

качеств

личности

необходимо начинать с детского возраста.

Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование,

эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как

эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы

деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих

направлений. Рисование – одно из важнейших средств познания мира и

развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной

практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в

дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1) пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к окружающему

миру и творческому наследию нашей страны;

2) формирование изобразительных навыков и умений дошкольников

ФГОС ДО выделяет художественно-эстетическое развитие в отдельную

образовательную область, одна из задач которой направлена на формирование

у обучающихся элементарных представлений о видах искусства, развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства.

Декоративное народное искусство – часть национальной культуры, в

котором проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.

Оно близко и понятно детям, соответствует их мировосприятию, а высокие

художественные достоинства содержания и формы народного искусства

делают его незаменимым средством в формировании изобразительных

умений и навыков.

Живопись

народных

мастеров

лежит

в

основе

различных

видов

деятельности,

эффективно

способствует

развитию

таких

психических

процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для

овладения

определенным

объемом

знаний,

на

основе

которого

у

детей

формируются разнообразные художественно – творческие способности.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления

детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,

свободу,

раскрепощенность,

индивидуальность,

умение

всматриваться

и

наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного

искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов

декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов

формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о

предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны

потому,

писал

Бартрам

Н.Д.,

что

«вещь»,

сделанная

самим

ребенком

соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому

пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие

способности

детей

при

применении

декоративно-прикладного

искусства

развиваются в разных направлениях:

В

продумывании

элементов

узора,

в

расположении

их

на

объемах;

В создании предметов декоративного характера;

Умения найти способ изображения и оформления предмета;

В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В

процессе

овладевания

приемами

народной

росписи

у

детей

формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части

руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию

таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь

детей,

которая

способствует

обогащению

и

расширению

словаря.

При

рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и

иллюстраций

формируется

связная

речь,

правильность

произношения,

умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В

узорах

декоративных

росписей,

характерных

для

различных

народных

промыслов,

соблюдается

ритм,

симметрия,

соразмерность

отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал

для развития элементарных математических представлений.

Воспитание

любви

к

Родине

является

одной

из

главных

задач

нравственного и патриотического воспитания. Делая акцент на воспитании

любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, важно знакомить

д е т е й с

произведениями

декоративно-прикладного

искусства

напрямую

связанного

с

регионом,

в

нашем

случае

с

декоративно-прикладным

искусством Архангельской области.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к

родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли

наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать,

уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов,

которые

они

увидели,

выделили

в

процессе

восприятия.

Создавая

свое

изделие,

декоративно-прикладное

искусство

дети

отмечают,

почему

оно

нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает

отрицательное

отношение.

Часто

эстетическая

оценка

переплетается

с

нравственной оценкой. Поэтому выражение отношения к изображаемому или

предмету

это

проявление

не

только

эстетической

оценки,

но

и

общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное

значение для нравственного воспитания детей.

Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-

то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр,

мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство

ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше.

Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и

заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

В

процессе

занятий

декоративно-прикладного

искусства

у

детей

воспитываются

и

нравственно-волевые

качества:

потребность

доводить

начатое

дело

до

конца,

сосредоточенно

и

целенаправленно

заниматься,

преодолевать трудности.

Включение

ребенка

в

разные

виды

художественной

деятельности,

основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, -

одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и

развития его художественно-творческих способностей.

Важную

роль

народного

декоративно-прикладного

искусства

в

воспитании

детей

отмечали

искусствоведы,

исследователи

детского

изобразительного творчества (Усова А.П., Сакулина Н.П., Комарова Т.С.,

Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. и другие).

Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного

декоративно-прикладного

искусства

побуждает

в

детях

первые

яркие

представления

о

Родине,

о

ее

культуре,

способствует

воспитанию

патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно

включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь

их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных

мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие

способности,

индивидуальность,

неповторимость,

веру

в

то,

что

можно

творить добро и красоту, приносить людям радость.



В раздел образования