Автор: Ветлужских Маргарита Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: город Онега Архангельской области
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Декоративно–прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Ромашка"
Архангельская обл., г. Онега ул. Матросова д.34-а
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих
способностей детей»
Подготовил воспитатель:
Ветлужских М.А.
2018
«Творчество - это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности»
Сухомлинский В.А.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и
таинственных
проблем,
привлекающая
внимание
исследователей
разных
специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное
условие
прогрессивного
развития
общества
–
человек,
способный
к
творческому
созиданию.
Формирование
творческих
качеств
личности
необходимо начинать с детского возраста.
Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование,
эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как
эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы
деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих
направлений. Рисование – одно из важнейших средств познания мира и
развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в
дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
1) пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к окружающему
миру и творческому наследию нашей страны;
2) формирование изобразительных навыков и умений дошкольников
ФГОС ДО выделяет художественно-эстетическое развитие в отдельную
образовательную область, одна из задач которой направлена на формирование
у обучающихся элементарных представлений о видах искусства, развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства.
Декоративное народное искусство – часть национальной культуры, в
котором проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.
Оно близко и понятно детям, соответствует их мировосприятию, а высокие
художественные достоинства содержания и формы народного искусства
делают его незаменимым средством в формировании изобразительных
умений и навыков.
Живопись
народных
мастеров
лежит
в
основе
различных
видов
деятельности,
эффективно
способствует
развитию
таких
психических
процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для
овладения
определенным
объемом
знаний,
на
основе
которого
у
детей
формируются разнообразные художественно – творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
свободу,
раскрепощенность,
индивидуальность,
умение
всматриваться
и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного
искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов
декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов
формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны
потому,
писал
Бартрам
Н.Д.,
что
«вещь»,
сделанная
самим
ребенком
соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому
пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие
способности
детей
при
применении
декоративно-прикладного
искусства
развиваются в разных направлениях:
В
продумывании
элементов
узора,
в
расположении
их
на
объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В
процессе
овладевания
приемами
народной
росписи
у
детей
формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части
руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию
таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь
детей,
которая
способствует
обогащению
и
расширению
словаря.
При
рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и
иллюстраций
формируется
связная
речь,
правильность
произношения,
умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В
узорах
декоративных
росписей,
характерных
для
различных
народных
промыслов,
соблюдается
ритм,
симметрия,
соразмерность
отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал
для развития элементарных математических представлений.
Воспитание
любви
к
Родине
является
одной
из
главных
задач
нравственного и патриотического воспитания. Делая акцент на воспитании
любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, важно знакомить
д е т е й с
произведениями
декоративно-прикладного
искусства
напрямую
связанного
с
регионом,
в
нашем
случае
с
декоративно-прикладным
искусством Архангельской области.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к
родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли
наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать,
уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов,
которые
они
увидели,
выделили
в
процессе
восприятия.
Создавая
свое
изделие,
декоративно-прикладное
искусство
дети
отмечают,
почему
оно
нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает
отрицательное
отношение.
Часто
эстетическая
оценка
переплетается
с
нравственной оценкой. Поэтому выражение отношения к изображаемому или
предмету
–
это
проявление
не
только
эстетической
оценки,
но
и
общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное
значение для нравственного воспитания детей.
Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-
то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр,
мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство
ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше.
Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и
заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
В
процессе
занятий
декоративно-прикладного
искусства
у
детей
воспитываются
и
нравственно-волевые
качества:
потребность
доводить
начатое
дело
до
конца,
сосредоточенно
и
целенаправленно
заниматься,
преодолевать трудности.
Включение
ребенка
в
разные
виды
художественной
деятельности,
основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, -
одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и
развития его художественно-творческих способностей.
Важную
роль
народного
декоративно-прикладного
искусства
в
воспитании
детей
отмечали
искусствоведы,
исследователи
детского
изобразительного творчества (Усова А.П., Сакулина Н.П., Комарова Т.С.,
Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. и другие).
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного
декоративно-прикладного
искусства
побуждает
в
детях
первые
яркие
представления
о
Родине,
о
ее
культуре,
способствует
воспитанию
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно
включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь
их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных
мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие
способности,
индивидуальность,
неповторимость,
веру
в
то,
что
можно
творить добро и красоту, приносить людям радость.