Автор: Егорова Альбина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 52 г.Ульяновска
Населённый пункт: Ульяновская обл.
Наименование материала: Открытый урок литературы в 10–м классе
Тема: "Как жить — чувством или разумом?" (по творчеству И.А. Гончарова )
Раздел: полное образование
Открытый урок литературы в 10-м классе по теме: "Как жить — чувством или
разумом?" (по творчеству И.А. Гончарова )
Учитель русского языка и литературы Егорова А.А. МБОУ СШ № 52 г.Ульяновска
Цели и задачи урока:
“Погружение” в удивительный мир писателя, “вживание” в созданный автором мир,
приобщение к “секретам” авторского мастерства;
постижение нравственных проблем произведения;
воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим
духовным ценностям;
формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную
позицию, умения вести диалог;
анализ художественного текста;
развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы. Овладение речью как
средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством
которого выступает литература как искусство слова.
Эпиграфы:
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не
подымите потом!
Н.В. Гоголь
Предлагается сценарий урока-праздника, составленный учителем и учащимися 10 класса.
Учитель. Сегодня мы перелистаем страницы произведений Ивана Александровича
Гончарова. В творческом наследии писателя романы “Обыкновенная история”,
“Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них Иван Александрович видел
своеобразную трилогию. “Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей
нитью, одною последовательною идеей – перехода от одной эпохи русской жизни,
которую я переживал, к другой”,-писал И.А. Гончаров. Общая тема всех романов – Россия
на переломе двух исторических эпох.
Итак, «Обыкновенная история» - первый роман Гончарова, получивший широкое
признание.
Ученик 1.Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где
учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с
одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.
Ученик 2.Я обратил внимание на музыкальность романа. Она достигает внешнего
напряжения в описании концерта.
Учитель. Давайте вспомним один из эпизодов.
Выразительное чтение отрывка из произведения И.А. Гончарова «Обыкновенная
история»..(И.А.Гончаров «Обыкновенная история » часть 2 «Заиграли интродукцию…»)
Александр побледнел и поник головой. Эти звуки, как нарочно, внятно рассказывали ему
прошедшее, всю жизнь его, горькую и обманутую.
Учитель. Велика роль музыки в раскрытии характеров героев. Через весь роман
«Обломов» лейтмотивом проходит одна музыкальная тема ария Нормы "Casta diva".Это
любимое произведение не только Обломова, но и самого Гончарова.
Вспомним один из эпизодов.(Инсценирование. И.А.Гончаров «Обломов»
«Вдруг Ольга явилась перед ним на пороге балкона; он подал ей стул, и она села подле
него…)
Ученик3. Именно музыка помогла Обломову постичь и смысл жизни, и любовь. Музыка
приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.
Ученик4.Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?
Ученик1. Проходит музыка, и тускнеет образ героя. А у нас в душе еще звучит Casta diva,
волнующая музыка тех кратких мгновений возвышенной гармонии, когда в унисон бились
сердца.
Учитель. Итак, роман "Обломов" прочитан. Но это не то произведение, которое быстро
забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. Роман следует прочитать как
размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Роман «Обрыв»
заключительный в трилогии. Что вы можете о нём сказать
Ученик2-«Любимое дитя моей фантазии» – так Иван Александрович называл свой
"Обрыв". Произведение было задумано в 1849 году. Гончаров постоянно ездил на Волгу, в
родной Симбирск, не только повидать родных, но запастись новыми сюжетами и
жизненными наблюдениями. В 1849 он опять приехал на Родину – «тут толпой нахлынули
ко мне старые, знакомые лица <…> Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух,
воспоминания детства – все это залегло мне в голову». Появилась задумка нарисовать
местом действия будущего произведения близкие сердцу волжские пейзажи.
Ученик3.Обрыв – это символ. Обрыв, за которым , с одной стороны, начинается новая
жизнь, где правда бабушки, обрыв ,через который надо перейти Вере , чтобы
окончательно утвердиться в своей правде и правоте над теорией Марка.
Ученик4.Но, с другой стороны, обрыв-это не только символ падения, но и символ
возвышения, потому что именно над обрывом видит Райский Веру,как прекрасную
статую, застывшую в величественной красоте.
Учитель. Не случайно все три образа сливаются у Гончарова в образ России
свободной ,России возвышенной с её падениями и взлётами.
Учитель. Послушаем один из отрывков. Выразительное чтение отрывка. .
(И.А .Гончаров «Обрыв»)
«Райский, живо принимая впечатления, меняя одно на другое, бросаясь от искусства к
природе, к новым людям, новым встречам, — чувствовал, что три самые глубокие его
впечатления, самые дорогие воспоминания, бабушка, Вера, Марфенька...Эти три фигуры
являлись ему, и как артисту, всюду.
И везде, среди этой горячей артистической жизни, он не изменял своей семье, своей
группе, не врастал в чужую почву, все чувствовал себя гостем и пришельцем там. Часто, в
часы досуга от работ и отрезвления от новых и сильных впечатлений раздражительных
красок юга — его тянуло назад, домой. Ему хотелось бы набраться этой вечной красоты
природы и искусства, пропитаться насквозь духом окаменелых преданий и унести все с
собой туда, в свою Малиновку…
За ним все стояли и горячо звали к себе — его три фигуры: его Вера, его Марфенька,
бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе — еще другая, исполинская
фигура, другая великая «бабушка» — Россия.»
Учитель. Наша встреча подошла к концу .Но жизнь продолжает давать нам свои уроки.
Ученик1. Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Мы сами
ищем ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь…
Ученик2. Гончаров помогает нам лучше понять и наш сегодняшний день, и нашу
историю.
Ученик3. Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не
походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой,
расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанных историй, и просит, как
когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны
человеку в его юности.
Ученик4. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое
ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их
на дороге, не подымите потом!»