Напоминание

"Как жить — чувством или разумом?" (по творчеству И.А. Гончарова )


Автор: Егорова Альбина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 52 г.Ульяновска
Населённый пункт: Ульяновская обл.
Наименование материала: Открытый урок литературы в 10–м классе
Тема: "Как жить — чувством или разумом?" (по творчеству И.А. Гончарова )
Раздел: полное образование





Назад




Открытый урок литературы в 10-м классе по теме: "Как жить — чувством или

разумом?" (по творчеству И.А. Гончарова )

Учитель русского языка и литературы Егорова А.А. МБОУ СШ № 52 г.Ульяновска

Цели и задачи урока:

“Погружение” в удивительный мир писателя, “вживание” в созданный автором мир,

приобщение к “секретам” авторского мастерства;

постижение нравственных проблем произведения;

воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим

духовным ценностям;

формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную

позицию, умения вести диалог;

анализ художественного текста;

развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы. Овладение речью как

средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;

создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством

которого выступает литература как искусство слова.

Эпиграфы:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее

мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не

подымите потом!

Н.В. Гоголь

Предлагается сценарий урока-праздника, составленный учителем и учащимися 10 класса.

Учитель. Сегодня мы перелистаем страницы произведений Ивана Александровича

Гончарова. В творческом наследии писателя романы “Обыкновенная история”,

“Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них Иван Александрович видел

своеобразную трилогию. “Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей

нитью, одною последовательною идеей – перехода от одной эпохи русской жизни,

которую я переживал, к другой”,-писал И.А. Гончаров. Общая тема всех романов – Россия

на переломе двух исторических эпох.

Итак, «Обыкновенная история» - первый роман Гончарова, получивший широкое

признание.

Ученик 1.Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где

учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с

одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.

Ученик 2.Я обратил внимание на музыкальность романа. Она достигает внешнего

напряжения в описании концерта.

Учитель. Давайте вспомним один из эпизодов.

Выразительное чтение отрывка из произведения И.А. Гончарова «Обыкновенная

история»..(И.А.Гончаров «Обыкновенная история » часть 2 «Заиграли интродукцию…»)

Александр побледнел и поник головой. Эти звуки, как нарочно, внятно рассказывали ему

прошедшее, всю жизнь его, горькую и обманутую.

Учитель. Велика роль музыки в раскрытии характеров героев. Через весь роман

«Обломов» лейтмотивом проходит одна музыкальная тема ария Нормы "Casta diva".Это

любимое произведение не только Обломова, но и самого Гончарова.

Вспомним один из эпизодов.(Инсценирование. И.А.Гончаров «Обломов»

«Вдруг Ольга явилась перед ним на пороге балкона; он подал ей стул, и она села подле

него…)

Ученик3. Именно музыка помогла Обломову постичь и смысл жизни, и любовь. Музыка

приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.

Ученик4.Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?

Ученик1. Проходит музыка, и тускнеет образ героя. А у нас в душе еще звучит Casta diva,

волнующая музыка тех кратких мгновений возвышенной гармонии, когда в унисон бились

сердца.

Учитель. Итак, роман "Обломов" прочитан. Но это не то произведение, которое быстро

забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. Роман следует прочитать как

размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Роман «Обрыв»

заключительный в трилогии. Что вы можете о нём сказать

Ученик2-«Любимое дитя моей фантазии» – так Иван Александрович называл свой

"Обрыв". Произведение было задумано в 1849 году. Гончаров постоянно ездил на Волгу, в

родной Симбирск, не только повидать родных, но запастись новыми сюжетами и

жизненными наблюдениями. В 1849 он опять приехал на Родину – «тут толпой нахлынули

ко мне старые, знакомые лица <…> Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух,

воспоминания детства – все это залегло мне в голову». Появилась задумка нарисовать

местом действия будущего произведения близкие сердцу волжские пейзажи.

Ученик3.Обрыв – это символ. Обрыв, за которым , с одной стороны, начинается новая

жизнь, где правда бабушки, обрыв ,через который надо перейти Вере , чтобы

окончательно утвердиться в своей правде и правоте над теорией Марка.

Ученик4.Но, с другой стороны, обрыв-это не только символ падения, но и символ

возвышения, потому что именно над обрывом видит Райский Веру,как прекрасную

статую, застывшую в величественной красоте.

Учитель. Не случайно все три образа сливаются у Гончарова в образ России

свободной ,России возвышенной с её падениями и взлётами.

Учитель. Послушаем один из отрывков. Выразительное чтение отрывка. .

(И.А .Гончаров «Обрыв»)

«Райский, живо принимая впечатления, меняя одно на другое, бросаясь от искусства к

природе, к новым людям, новым встречам, — чувствовал, что три самые глубокие его

впечатления, самые дорогие воспоминания, бабушка, Вера, Марфенька...Эти три фигуры

являлись ему, и как артисту, всюду.

И везде, среди этой горячей артистической жизни, он не изменял своей семье, своей

группе, не врастал в чужую почву, все чувствовал себя гостем и пришельцем там. Часто, в

часы досуга от работ и отрезвления от новых и сильных впечатлений раздражительных

красок юга — его тянуло назад, домой. Ему хотелось бы набраться этой вечной красоты

природы и искусства, пропитаться насквозь духом окаменелых преданий и унести все с

собой туда, в свою Малиновку…

За ним все стояли и горячо звали к себе — его три фигуры: его Вера, его Марфенька,

бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе — еще другая, исполинская

фигура, другая великая «бабушка» — Россия.»

Учитель. Наша встреча подошла к концу .Но жизнь продолжает давать нам свои уроки.

Ученик1. Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Мы сами

ищем ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь…

Ученик2. Гончаров помогает нам лучше понять и наш сегодняшний день, и нашу

историю.

Ученик3. Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не

походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой,

расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанных историй, и просит, как

когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны

человеку в его юности.

Ученик4. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое

ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их

на дороге, не подымите потом!»



В раздел образования