Автор: Котникова Ксения Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей 121"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 5 классе "Вопросительно–относительные местоимения"
Раздел: среднее образование
Индуктор
•
-Кто сегодня на уроке
отсутствует?
•
-Какую тему мы
изучаем?
•
-О каком местоимении
мы говорили на
прошлом уроке?
•
-с чего начался сегодня
урок?
•
-Какая тема
сегодняшнего урока?
х
Я
знаю
Хочу
знать
Хочу
научить
ся
РЕБУСЫ
?
ИТ +н (мн.ч)
ВМЕСТО
ИМЯ(Род.п.ед.ч)
Я
,
ИТ
+^н
(мн.ч)
'
ВМЕСТО
ИМЯ(Род.п. ед.ч) Я
Вопросительные и
относительные
местоимения
Составила:
Ерошкина Елена Николаевна
МОУ «СОШ №10 им. В.П.Поляничко»
Г.Магнитогорск,2015г
Цели:
•
Знакомство с темой.
•
Формировать умение различать разряды
местоимений.
•
Правильно употреблять вопросительные и
относительные местоимения в речи.
•
Совершенствовать навык составления
диалог.
Исследование темы
•
1.определить предложения по цели
высказывания.
•
2. выписать местоимения, указать их
падеж, разряд.
•
3.Составить кластер.
•
4. Составить предложения или выписать из
упр.453., 454.
параграф 79
Кластер
Заполните таблицу
критерии
Вопросительные
местоимения
Относительные
местоимения
примеры
местоимений
для чего служат
в
каких
по
цели
высказывания
предложениях
используются
место в предложении
пример предложения
Проверьте таблицу
критерии
Вопросительные
местоимения
Относительные местоимения
примеры
местоимений
Кто?
Что?
Какой?
Чей?Каков?Сколько?
Кто.
Что.
Какой.
Чей.
Каков. Сколько.
для чего служат
д л я
в ы р а ж е н и я
вопроса
д л я
с в я з и
п р о с т ы х
предложений в сложное
в
каких
по
цели
высказывания
предложениях
используются
вопросительные
повествовательные
м е с т о
в
предложении
в начале
в середине
пример
предложения
В
каком
году
ты
родился?
Мы
вышли
к
реке,
в
которой
было
много
рыбы.
Проверь свои знания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
личные
возвратное
вопросите
льное
относител
ьное
1.Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд
.
(Ф.Тютчев «Весна»)
2.Не печалься, ступай себе с богом…(
А.Пушкин «Сказка о
золотой рыбке»)
3.И какое в свете чудо?(
А.Пушкин «Сказка о царе Гвидоне…»)
4.И вдруг Тому пришло в голову, что недурно было бы
заболеть
.(М.Твен «Том Сойер»)
5.Кто стреляет?(
В.Астафьев «Васюткино озеро»)
6.Вот тебе ,Матроскин, лопата зимняя против снега
.
(Э.Успенский «Каникулы в Простоквашино»)
7.Кто развеселил мою дочь?- спрашивает царь
.(РНС
«Несмеяна»)
8.Бери, сколько хочешь,- сказал хозяин
.(РНС «Несмеяна»)
9.Какого роду, племени,
Каким именем прозываешься?
(М.Лермонтов «Песня про
купца Калашникова»)
10.Чья собака, спрашиваю?
(А.Чехов «Хамелеон»)
Проверь себя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
личные
х
х
возвратное
х
вопросите
льное
х
х
х
х
х
относитель
ное
х
х
Составить диалог с вопросительными
местоимениями на тему «Лесные разговоры»
Примерный план:
•
1.Однажды встретились в лесу ….(кто?)….
•
2.Приветствие:
-Здравствуй,
обращение, ….. вопрос,
-спросил.
-Здравствуй, обращение, …..ответ,
-ответил. …..
Диалог(вопрос-ответ)
•
3.Прощание, пожелание:
-До свидания,
обращение, ….пожелание!
-До скорой встречи, обращение, ….пожелание!
Рефлексия
Узнал:
Новые разряды местоимений,
использование вопросительных и
относительных местоимений в речи
хочу научиться
- научился:
определять
разряды
местоимений,
использовать в
речи
Знаю -знал:
самостоятельные
части речи, личные
местоимения,
возвратное
местоимения,как
составить диалог,
предложения по
цели
высказывания
Хочу знать: другие
разряды
местоимений
Домашнее задание
•
п.79, упр.451, 452 устно проговорить ударения.