Автор: Родина Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр Развития Ребёнка – детский сад 58"
Населённый пункт: Россия, Томская область, город Северск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Играйте вместе с детьми" сенсорное воспитание
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №58»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
Воспитатель: Родина Т.В.
Северск 2018
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра.
Если вы хотите развивать необходимые способности малыша, научить его думать,
понимать речь взрослого, действовать с предметами – играйте с ним как можно
чаще. Игры приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе, в
своих
возможностях.
Игра
является
важнейшим
условием
полноценного
психического развития ребёнка.
На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трём основным
направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления
целенаправленной
деятельности;
во
–
вторых,
в
игре
ребёнок
усваивает
назначение
предметов
и
овладевает
обобщёнными
действиями
с
ними;
в
–
третьих, игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.
Помимо задач, связанных с психическим развитием ребёнка, с помощью
игры
решаются
и
другие
задачи:
создание
эмоционально-положительной
спокойной атмосферы дома и в детском саду; формирование у ребёнка чувства
доверия и привязанности к взрослому.
Игра - доступная и привлекательная для ребёнка деятельность.
Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение
психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.
Однако это не происходит само собой. Вам надо помогать детям играть и
участвовать в игре наравне с ребёнком.
Что же такое игра?
Чем она отличается от других видов деятельности?
Ребёнок третьего года жизни ставит перед собой в игре обычные вполне
реальные цели, те же самые, что ставят перед собой окружающие взрослые. Но
хотя эти цели и очень обыденны, ребёнок не может их реализовать без помощи
взрослого. В самом деле, варить суп, управлять машиной, строить дом он может
только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются
необычными. Ведь в игре обед можно варить из мозаики, помешивая палочкой в
крышке от банки! Итак, цель обычная, а пути её достижения явно далеки от
реальности. Вот это сочетание «настоящих» целей и «ненастоящих» путей их
достижения и характеризует игру.
Именно «ненастоящий» способ достижения цели позволяет использовать в
игре предметы – заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо градусника и
т.д.)
и
совершать
действия
с
воображаемыми
предметами
(«есть»
несуществующую конфету).
Использование
предметов
не
по
назначению
развивает
воображение
ребёнка, а свободный поиск новых, оригинальных способов для достижения каких
– либо целей – первая ступень в становлении его творческих способностей.
Я хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо широко известных и
постоянно реализуемых в играх практических бытовых целей (накормить куклу,
поехать
на
поезде)
существует
ещё
одна
особая
цель,
реализация
которой
необычайно важна для данного возрастного периода. Эта цель – общение (обмен
информацией, выражение своего отношения, согласовывание действий) ребёнка
с другими детьми, взрослыми.
Что же такое общение, как игровая цель, и в чём его особенности?
Основной игровой целью общения должно быть не сообщение детям новой
информации, а выражение отношения. Разумеется, цели общения реализуются в
любой игре. Однако они выступают как фон. Например, ребёнок лечит больную
куклу и попутно жалеет её или ругает за неосторожность, приведшую к болезни.
Вместе с тем игру можно организовать таким образом, чтобы на первый план
выступали не практические цели, а цель общения как выражение отношения.
Например,
малыш
не
столько
лечит
куклу,
сколько
высказывает
ей
своё
сочувствие.
Игры с куклой.
Кукла
–
совсем
необычный
предмет.
Кукла
становится
для
ребёнка
заместителем другого человека в игре и верным игровым партнёром. Но оживить
куклу и сделать её настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым
можно общаться, ребёнок может только с помощью взрослого. Поэтому игры с
куклой на первых порах требуют Вашего участия. Следует приложить все усилия,
чтобы
сделать
куклу
настоящей,
живой
для
малыша.
Для
этого
нужно
разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом,
просить его о помощи и пр.
Для этого следует выбрать одну куклу – не обязательно очень дорогую и
красивую, но обязательно дать ей имя и характер. И постарайтесь чтобы для
малыша она стала любимой.
Знакомство с куклой для ребёнка должно быть неожиданным и сюрпризным:
«Ой, смотри, кто к нам пришёл! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?» «Ляля».
– «Её зовут Ляля! А где ты будешь жить?» - «Я хочу жить с вами! Давайте
познакомимся.
Как
тебя
зовут?»
-
Ляля
обращается
к
малышу
(если
малыш
молчит, Вы помогаете ему ответить на вопросы куклы).
Когда
ребёнок
познакомится
с
куклой
и
полюбит
с
ней
играть,
можно
организовать вместе с ним различные жизненные ситуации, напоминающие его
собственные. Например:
Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребёнку, что она очень устала и хочет
спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с
малышом Вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поёте колыбельную
песенку.
Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.
Или
Котя – котик – коток,
Котя – серенький хвосток.
Приди , Котя, ночевать,
Мою Лялечку качать.
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребёнком Вы накрываете
стол и кормите куклу игрушечной ложечкой, можно прочитать потешки:
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой,
Ручки вымою водой.
Или
Умница, Ляленька,
Ешь кашку сладеньку.
Вкусную, душистую
Мягкую, пушистую.
За едой Ляля может покапризничать немножко: отказаться от еды, потребовать
конфетку или мороженное. Требования и капризы могут напоминать привычки
самого ребёнка. Важно, чтобы кукла, с Вашей помощью, вела себя как настоящий
ребёнок, и чтобы малыш видел в ней живого человека.
Подобные игры можно организовать на разные сюжеты: «Купание куклы»,
«Прогулка», «Кукла заболела», «Кукла в парикмахерской» и др.
Для таких игр нужны определённые игровые атрибуты – игрушечные наборы
мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребёнком
можно вводить различные предметы – заместители: шарики, брусочки, тряпочки и
пр. На первых порах Вы можете подсказывать, как можно использовать один
предмет вместо другого. Если Вы сможете действительно заинтересовать ребёнка
игрой и сделать её увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть,
замещая
один
предмет
другими.
Он
будет
сам,
уже
без
Вашей
помощи
разыгрывать разные сюжеты с куклой, и Ваше участие уже не потребуется.
Но, чтобы после трёх лет ребёнок полноценно и творчески играл в сюжетные
игры, сейчас, в раннем детстве, Вы должны помочь ему войти в мир игры, научить
его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть
на
это
сил
и
времени!
Ваши
усилия
не
только
избавят
от
дальнейшей
необходимости
занимать
и
забавлять
малыша,
но
и
сделают
его
детство
радостным и счастливым.
Литература:
1.
Программа «Радуга», стр. 122
2.
Книга «Воспитание детей раннего возраста», О.Е. Смирнова, стр.147