Напоминание

"Играйте вместе с детьми" сенсорное воспитание


Автор: Родина Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр Развития Ребёнка – детский сад 58"
Населённый пункт: Россия, Томская область, город Северск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Играйте вместе с детьми" сенсорное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №58»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

Воспитатель: Родина Т.В.

Северск 2018

Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра.

Если вы хотите развивать необходимые способности малыша, научить его думать,

понимать речь взрослого, действовать с предметами – играйте с ним как можно

чаще. Игры приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе, в

своих

возможностях.

Игра

является

важнейшим

условием

полноценного

психического развития ребёнка.

На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трём основным

направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления

целенаправленной

деятельности;

во

вторых,

в

игре

ребёнок

усваивает

назначение

предметов

и

овладевает

обобщёнными

действиями

с

ними;

в

третьих, игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.

Помимо задач, связанных с психическим развитием ребёнка, с помощью

игры

решаются

и

другие

задачи:

создание

эмоционально-положительной

спокойной атмосферы дома и в детском саду; формирование у ребёнка чувства

доверия и привязанности к взрослому.

Игра - доступная и привлекательная для ребёнка деятельность.

Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение

психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

Однако это не происходит само собой. Вам надо помогать детям играть и

участвовать в игре наравне с ребёнком.

Что же такое игра?

Чем она отличается от других видов деятельности?

Ребёнок третьего года жизни ставит перед собой в игре обычные вполне

реальные цели, те же самые, что ставят перед собой окружающие взрослые. Но

хотя эти цели и очень обыденны, ребёнок не может их реализовать без помощи

взрослого. В самом деле, варить суп, управлять машиной, строить дом он может

только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются

необычными. Ведь в игре обед можно варить из мозаики, помешивая палочкой в

крышке от банки! Итак, цель обычная, а пути её достижения явно далеки от

реальности. Вот это сочетание «настоящих» целей и «ненастоящих» путей их

достижения и характеризует игру.

Именно «ненастоящий» способ достижения цели позволяет использовать в

игре предметы – заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо градусника и

т.д.)

и

совершать

действия

с

воображаемыми

предметами

(«есть»

несуществующую конфету).

Использование

предметов

не

по

назначению

развивает

воображение

ребёнка, а свободный поиск новых, оригинальных способов для достижения каких

– либо целей – первая ступень в становлении его творческих способностей.

Я хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо широко известных и

постоянно реализуемых в играх практических бытовых целей (накормить куклу,

поехать

на

поезде)

существует

ещё

одна

особая

цель,

реализация

которой

необычайно важна для данного возрастного периода. Эта цель – общение (обмен

информацией, выражение своего отношения, согласовывание действий) ребёнка

с другими детьми, взрослыми.

Что же такое общение, как игровая цель, и в чём его особенности?

Основной игровой целью общения должно быть не сообщение детям новой

информации, а выражение отношения. Разумеется, цели общения реализуются в

любой игре. Однако они выступают как фон. Например, ребёнок лечит больную

куклу и попутно жалеет её или ругает за неосторожность, приведшую к болезни.

Вместе с тем игру можно организовать таким образом, чтобы на первый план

выступали не практические цели, а цель общения как выражение отношения.

Например,

малыш

не

столько

лечит

куклу,

сколько

высказывает

ей

своё

сочувствие.

Игры с куклой.

Кукла

совсем

необычный

предмет.

Кукла

становится

для

ребёнка

заместителем другого человека в игре и верным игровым партнёром. Но оживить

куклу и сделать её настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым

можно общаться, ребёнок может только с помощью взрослого. Поэтому игры с

куклой на первых порах требуют Вашего участия. Следует приложить все усилия,

чтобы

сделать

куклу

настоящей,

живой

для

малыша.

Для

этого

нужно

разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом,

просить его о помощи и пр.

Для этого следует выбрать одну куклу – не обязательно очень дорогую и

красивую, но обязательно дать ей имя и характер. И постарайтесь чтобы для

малыша она стала любимой.

Знакомство с куклой для ребёнка должно быть неожиданным и сюрпризным:

«Ой, смотри, кто к нам пришёл! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?» «Ляля».

– «Её зовут Ляля! А где ты будешь жить?» - «Я хочу жить с вами! Давайте

познакомимся.

Как

тебя

зовут?»

-

Ляля

обращается

к

малышу

(если

малыш

молчит, Вы помогаете ему ответить на вопросы куклы).

Когда

ребёнок

познакомится

с

куклой

и

полюбит

с

ней

играть,

можно

организовать вместе с ним различные жизненные ситуации, напоминающие его

собственные. Например:

Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребёнку, что она очень устала и хочет

спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с

малышом Вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поёте колыбельную

песенку.

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И укусит за бочок.

Или

Котя – котик – коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди , Котя, ночевать,

Мою Лялечку качать.

Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребёнком Вы накрываете

стол и кормите куклу игрушечной ложечкой, можно прочитать потешки:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой,

Ручки вымою водой.

Или

Умница, Ляленька,

Ешь кашку сладеньку.

Вкусную, душистую

Мягкую, пушистую.

За едой Ляля может покапризничать немножко: отказаться от еды, потребовать

конфетку или мороженное. Требования и капризы могут напоминать привычки

самого ребёнка. Важно, чтобы кукла, с Вашей помощью, вела себя как настоящий

ребёнок, и чтобы малыш видел в ней живого человека.

Подобные игры можно организовать на разные сюжеты: «Купание куклы»,

«Прогулка», «Кукла заболела», «Кукла в парикмахерской» и др.

Для таких игр нужны определённые игровые атрибуты – игрушечные наборы

мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребёнком

можно вводить различные предметы – заместители: шарики, брусочки, тряпочки и

пр. На первых порах Вы можете подсказывать, как можно использовать один

предмет вместо другого. Если Вы сможете действительно заинтересовать ребёнка

игрой и сделать её увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть,

замещая

один

предмет

другими.

Он

будет

сам,

уже

без

Вашей

помощи

разыгрывать разные сюжеты с куклой, и Ваше участие уже не потребуется.

Но, чтобы после трёх лет ребёнок полноценно и творчески играл в сюжетные

игры, сейчас, в раннем детстве, Вы должны помочь ему войти в мир игры, научить

его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть

на

это

сил

и

времени!

Ваши

усилия

не

только

избавят

от

дальнейшей

необходимости

занимать

и

забавлять

малыша,

но

и

сделают

его

детство

радостным и счастливым.

Литература:

1.

Программа «Радуга», стр. 122

2.

Книга «Воспитание детей раннего возраста», О.Е. Смирнова, стр.147



В раздел образования