Автор: Шишова Елена Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 304
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Консультация
Тема: "Музыкальное воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад № 304 комбинированного вида»
Юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Детский проезд, 17-19
электронная почта:
Ds_304_nsk@nios.
ru
,
тел. 330-91-16; 330-18-40
Консультация для родителей
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Новосибирск, 2018 г.
Значение музыкального воспитания многообразно
Развивая
музыкальную
восприимчивость
и
музыкальные
способности
ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями,
с в я з а н н ы м и
с
м у з ы ко й , музыкальное
воспитание
способствует
эстетическому
воспитанию
ребенка
и
его
всестороннему
развитию.
Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного
материала
побуждает
детей
к
разнообразным
проявлениям
активности
(эмоциональные
возгласы,
ритмический
говорок,
подпевание,
пение,
игра,
пляска).
Таким
образом,
музыкальное
воспитание
способствует:
а)
развитию
эмоций,
б)
развитию
речи,
в)
развитию
движений,
г)
обогащению
самостоятельной игры и деятельности детей.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят
в следующем:
1.
Дать детям радость и побуждать их к активности.
2.
Дать яркие, художественные музыкальные впечатления.
3.
Прививать
интерес
и
любовь
к
музыке,
развивать
музыкальную
восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, музыкальную
память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять
себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).
На первый взгляд может показаться, что эти задачи слишком сложны для
работы с детьми до трех лет. Однако массовый опыт музыкального воспитания
детей этого возраста подтвердил, что уже на первом году жизни ребенка все они
вполне осуществимы, если правильно понят их смысл, а содержание и методика
музыкальной работы соответствует не только возрасту, но и уровню развития
детей, с которыми она проводится.
Профессор Н.И. Касаткин в своей работе «Очерк развития высшей нервной
деятельности
у
ребенка
раннего
возраста»
пишет:
«…экспериментально
удалось
показать, что звуковой анализатор ребенка уже на втором месяце рождения достигает
такого
уровня
развития,
что
способен
дифференцировать
качественно
различные
звуки, а на третьем-четвертом месяце – различие по высоте звуков в пределах от
одной октавы до 4 тонов».
Остановимся
поэтому
более
подробно
на
каждый
из
трех
названных
основных
задач,
раскроем
их
взаимосвязь
и
связь
с
общими
задачами
воспитания детей раннего возраста.
Первая
задача
– дать
детям
радость
и
активизировать
их
–
одна
из
ведущих
задач
воспитания
детей
раннего
возраста.
Музыка
доставляет
удовольствие даже трех-четырехмесячному младенцу: пение взрослого, звуки
мирлитона и металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а
затем улыбку, гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные
эмоции, вызываемые музыкой.
Музыка
углубляет
впечатления,
получаемые
ребенком,
вызывая
у
него
разнообразные
проявления
радостной
активности:
заинтересованность,
внимание и общее оживление, улыбку и радостные возгласы, пение, игровые
действия и пляску.
Музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше
других
видов
искусства.
Именно
поэтому
очень
важна
и вторая
задача
музыкального воспитания – дать детям яркие художественные музыкальные
впечатления: только яркая и художественная музыка, вызывая разнообразные
положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа
эстетического воспитания, способствующего гармоничному развитию ребенка.
Третья задача музыкального воспитания указывает, в каком направлении
надо
развивать
связанные
с
музыкой
эмоции
и
проявления
музыкальной
активности детей первых трех лет жизни. Привитие интереса и любви к музыке,
развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка –
все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает
у детей.
Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке,
а
музыкальная
восприимчивость
и
музыкальная
активность
развивает
как
следствие интереса и любви детей к музыке.
Полноценным музыкальным воспитанием можно считать лишь такое, при
котором соблюдены взаимная связь и равновесие в осуществлении всех трех его
основных задач.
Успешное
выполнение
задач
музыкального
воспитания
детей
раннего
возраста в большой мере зависит от того, насколько приняты во внимание
возрастные
особенности
нервно-психического
развития
ребенка
первого
–
третьего года жизни.
Музыкальный руководитель: Шишова Елена Валентиновна, высшая
квалификационная категория.