Напоминание

"Вокальное мастерство"


Автор: Бобкова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦЭВ "Вдохновение"
Населённый пункт: р.п.Климово Брянской области
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Вокальное мастерство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ «ВДОХНОВЕНИЕ»

ПРОГРАММА ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Директор ЦЭВ «Вдохновение»

ЦЭВ «Вдохновение» ______________Г.А. Лебедев.

ПРОТОКОЛ № _______ Приказ № ______________

от _____________ 2018 г. от _____________ 2018 г.

Утверждено решением МС РМК

Протокол № ___ от _________ 2018 г.

Председатель МС __________ Е.В. Ломако

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Вокальное мастерство»

.

Возраст обучающихся:

7 – 14 лет.

Срок реализации программы:

5 лет

Разработана:

Бобковой Еленой Николаевной, педагогом

дополнительного образования

Климово 2018 г.

Пояснительная записка

«

Господь уважает меня, когда я работаю,

но любит меня, когда я пою».

Рабиндранат Тагор

«Единственное, что может быть лучше

пения – это ещё больше пения».

Элла Джейн Фицджеральд

Нормативно-правовая база

Данная программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации" (в частности, статьёй 75 «Дополнительное образование

детей и взрослых»),

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»,

Межведомственной программой развития дополнительного образования детей

в РФ до 2020 года (проект);

СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей», утверждённый

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 04.07.2014 года №41

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере

воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от

18.11.2015г. №09-3242),

Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного

образования Центр эстетического воспитания «Вдохновение»,

Локальным актом «Положение о разработке, утверждении дополнительных

общеобразовательных программ МАУДО ЦЭВ «Вдохновение» и иными

нормативно-правовыми актами, регулирующими реализацию дополнительных

образовательных программ.

Актуальность программы

Эстетическое воспитание подрастающего поколения - это важнейшая задача,

которую ставит перед собой современное общество. Научить ребёнка видеть красоту

окружающего мира, красоту не только материальную, но и духовную, научить замечать

не только восхитительный закат или зачаровывающую взгляд картину древнего

мастера, но и многообразную россыпь удивительных чувств и поступков, научить не

только вбирать и познавать созданное другими, но и творить самому.

Человеку дан уникальный и самый доступный инструмент для творчества – его

голос. Песни, былины, баллады, романсы – это кладовая эстетического наследия

предыдущих и живущих ныне поколений. Обучение ребёнка пению даёт ему

возможность открыть дверь в этот мир гармонии и красоты.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В

процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают

художественный вкус, расширяют кругозор, познают азы актерского мастерства,

обретая возможность не только познать музыкальную культуру во всей её

многогранности, но и выразить себя, обрести своё место в мире искусства. Самый

короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения

чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Для того чтобы процесс вхождения в мир музыки был размеренным, охватывающим

все аспекты развития обучаемого, необходимо осуществлять его по специально

разработанной программе. С этой целью и создана программа «Вокальное

мастерство», которая применяется для работы с детьми в Муниципальном автономном

учреждении дополнительного образования Центре эстетического воспитания

«Вдохновение».

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,

развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками

вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать

внутреннее эмоциональное состояние, и разработана данная программа, направленная

на духовно- музыкальное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность

В наш век - век интернета и социальных сетей, наблюдается большой дефицит

живого общения между людьми вообще и среди детей в частности. Дети теряют

навыки передачи эмоций и переживаний невербальными методами. Кроме того,

вследствие чрезмерного увлечения компьютерными играми, дистанционным

общением, наблюдается значительное снижение физической активности, и, как

результат, ухудшение здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме

развивающих, обучающих и воспитательных задач, пение решает и ещё одну

немаловажную задачу – оздоровительно- коррекционную. Выполнение вокальных

упражнений, элементов дыхательной гимнастики не только развивает голос и дыхание,

но и оказывает значительное общеукрепляющее действие на сердечно-сосудистую

систему, не перегружая её при этом. Исполнение вокальных номеров позволяет

избавиться от излишнего эмоционального напряжения, выплеснув его в нужное русло.

Работа в коллективе даёт ценный опыт межличностного общения, учит находить

контакт с другими людьми, ломает барьеры стеснительности и закомплексованности.

Для обучающихся с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения

речи.

Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии – это источник

раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,

соматической стабилизации и гармонизации личности.

Цель программы

Эстетическое воспитание учащихся посредством приобщения к вокальному

искусству, развитие вокальных способностей и художественного вкуса.

Программа «Вокальное мастерство» включает в себя несколько задач:

Обучающие

Развитие природных вокальных данных.

Обучение певческому дыханию на опоре.

Обучение навыкам чистого интонирования.

Формирование вокальной артикуляции.

Обучение приёму мягкой атаки при пении.

Формирование вокально-хоровых навыков: пения акапелло, пения на 2 и 3

голоса, пения в унисон.

Овладение навыками художественно – эмоциональной выразительности

исполнения.

Обучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.

Развивающие

Развитие голосового аппарата, вокальной артикуляции.

Развитие певческого дыхания.

Расширение диапазона.

Развитие музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений,

чувства ритма.

Развитие преодоления мышечных зажимов.

Развитие вокального диапазона.

Развитие умения держаться на сцене.

Воспитательные

Формирование устойчивого интереса к певческой деятельности и к музыке в

целом.

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Воспитание чувства коллективизма.

Развитие коммуникабельности.

Воспитание трудолюбия и целеустремлённости.

Воспитание эстетического вкуса.

Воспитание навыков организации творческой деятельности во внеурочное

время.

Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях

детского творчества).

Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации

успеха.

Данная программа отличается от других

тем, что в занятия включены не

только вокальные упражнения по методике Е. М. Пекерской, упражнения дыхательной

гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, упражнения по работе над дикцией, что

позволяет развивать и формировать вокальные навыки и умения, но и основы

сценического, актёрского и речевого мастерства, что способствует не только развитию

разносторонних творческих способностей, но и оказывает общеукрепляющее действие

на весь организм обучаемого, позволяет создавать более яркие и точные сценические

образы, полнее передавать эмоциональную составляющую вокального номера, учит

ребёнка и в жизни правильно транслировать свой эмоциональный настрой

окружающим.

Программа предусматривает индивидуальный подход, ориентирована на детей с

различными вокальными, социальными и возрастными характеристиками. В процессе

обучения у детей развиваются ответственность, трудолюбие, навыки самостоятельной

работы и работы в коллективе.

Содержание и материалы программы соответствуют базовому уровню сложности.

Даются специализированные музыкальные термины, происходит ознакомление как с

теоретическими знаниями, так и с практическими способами и приёмами развития,

укрепления и управления вокалом.

Принципы педагогического процесса:

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип доступности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от

простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения

здоровья ребенка;

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип творческого развития;

- принцип практической направленности.

Возраст учащихся

Программа «Вокальное мастерство» охватывает все возрастные категории

обучающихся. По ней занимаются дети как младшего школьного возраста 7 – 9 лет, так

и среднего - 10 - 13 лет, и старшего - 14 - 17 лет. Дети принимаются на свободной

основе. Особенности работы обусловлены возрастными возможностями детей в

воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей позволяет педагогу

более точно подобрать посильный для освоения песенный материал, вызвать и

сохранить желание и интерес к вокальным занятиям.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Данная программа рассчитана на пять лет обучения. В ходе реализации программы

предусматриваются как групповые занятия, так и занятия по подгруппам. С особо

одарёнными детьми проводятся индивидуальные занятия.

Групповые занятия :1-5-й год обучения - 72 академических часа, занятия проводятся 1

раз в неделю по 2 часа.

Занятия по подгруппам (дуэты, трио): 2-5-й год обучения - 72 академических часа,

проводится 1 занятие в неделю по 2 часа.

Индивидуальные занятия 1-5-й год обучения – 36 академических часов, занятия

проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Основной формой образовательного процесса является занятие, включающее в себя

часы теории и практики, однако применяются и другие формы работы с детьми такие

как участие в смотрах, конкурсах, концертная деятельность.

Каждое практическое занятие строится по следующей схеме:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Работа над дикцией.

3. Вокальные упражнения.

4. Работа над произведением.

5. Работа над сценическим образом.

6. Анализ занятия.

7. Задание на дом.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

К концу первого года обучения учащиеся должны:

o

знать строение артикуляционного аппарата;

o

знать и соблюдать гигиену певческого голоса;

o

знать основы музыкальной грамоты;

o

понимать, что значит «петь мягко», «петь легко»;

o

уметь петь распевки на легато и стаккато;

o

уметь правильно дышать при исполнении вокальных произведений;

o

уметь принимать правильную певческую установку;

o

уметь правильно и чётко проговаривать текст песни;

o

уметь правильно работать с микрофоном;

o

подготовить несколько вокальных номеров для исполнения их на

заключительном занятии.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

o

знать особенности и возможности певческого голоса;

o

чисто интонировать, слаженно исполнять песни в унисон в ансамбле, как с

музыкальным сопровождением, так и «акапелло»;

o

уметь по требованию петь легко, нежно, звонко, мягко;

o

уметь при исполнении правильно формировать гласные и произносить

согласные звуки;

o

петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;

o

петь выразительно, осмысленно, правильно передавать эмоциональную окраску

песни.

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

o

соблюдать при пении правильную певческую установку;

o

знать и соблюдать гигиену певческого голоса;

o

уметь преодолевать мышечные зажимы;

o

уметь вести себя в коллективе;

o

уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях;

o

уметь делать исполнительский анализ;

o

уметь правильно создавать соответствующий песне сценический образ.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны:

o

уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни;

o

иметь устойчивые навыки чистого исполнения произведения;

o

обладать артистической смелостью и самостоятельностью;

o

петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра;

o

уметь держаться на сцене.

К концу пятого года обучения учащиеся должны:

o

уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях;

o

уметь делать исполнительский анализ;

o

уметь самостоятельно работать над песней;

o

испытывать потребность в певческой деятельности;

o

обладать волей, дисциплинированностью, трудолюбием;

o

уметь взаимодействовать с партнёром;

o

принимать активное участие в жизни учебного заведения.

Педагогический контроль

успеваемости учащихся может быть, как текущим –

проверка вокальной подготовки учащегося, выполнения всех поставленных задач в

ходе занятий, чистоты интонирования, соблюдения ритма, работы с микрофоном и

фонограммой осуществляется педагогом во время учебных занятий, так и

производиться в следующих формах:

1.

Вводный контроль (начало учебного года) – оценивается исходный уровень

знаний, навыков и умений обучаемого.

2.

Промежуточный контроль (декабрь, январь) – проверяется качество усвоения

изученных в течении отчётного периода теоретических знаний и вокальных

умений.

3.

Промежуточный, итоговый контроль (окончание учебного года) – производится

оценка уровня достижений обучающегося в заявленной общеобразовательной

программе по завершении всего образовательного курса программы.

Контроль может осуществляться в различных формах, таких как:

- контрольный урок,

- творческий отчёт,

- конкурсное выступление,

- концертное выступление,

- экзамен.

В процессе контроля происходит определение достигнутого уровня знаний, умений

и навыков:

Высокий уровень – навыки хорошо развиты, чётко выражены, обучающийся владеет

ими уверенно.

Достаточно высокий – владеет навыком хорошо, но произведения повышенной

сложности вызывают затруднения в процессе освоения.

Средний уровень – владение навыком проявляется в произведениях низкого уровня

сложности.

Ниже среднего – навык развит нечётко, владение им проявляется эпизодически в

произведениях низкого уровня сложности.

Низкий уровень – навыком не владеет, самый незначительный результат требует

больших временных и эмоциональных затрат.

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

группы (1-й год обучения, 7–9 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

Практик

а

Общее

количест

во часов

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседы в течение года.

5

5

3

Элементарная

анатомия

голосового

аппарата.

1

1

4

Гигиена голоса.

1

1

5

Работа над артикуляцией и дикцией.

3

9

12

6

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

2

11

13

7

Вокальные упражнения.

2

13

15

8

Основы музыкальной грамоты.

3

3

9

Ознакомление с классическими

музыкальными произведениями

отечественных и зарубежных

композиторов.

4

4

10

Работа над вокальными номерами

2

9

11

11

Работа над сценическим образом

2

4

6

12

Промежуточный контроль

2

2

Итого

26

48

74

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

индивидуальные занятия

(1-й год обучения, 7–9 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

практик

а

Общее

количест

во

часов

1

Работа над артикуляцией и дикцией.

1

6

7

2

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

6

7

3

Вокальные упражнения.

1

6

7

4

Работа над вокальными номерами

1

7

8

5

Работа над сценическим образом

1

4

5

6

Промежуточный контроль

2

2

Итого

5

31

36

Содержание программы.

Первый год обучения.

1.

Вводное занятие. Происходит ознакомление учащихся с основными

принципами организации обучения, целями и задачами на текущий год,

проводятся инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности,

электробезопасности, антитеррористической безопасности, составляется

расписание занятий, осуществляется ознакомление с правилами внутреннего

распорядка и репертуаром.

2.

Беседы в течение года.

3.

Элементарная анатомия голосового аппарата. Даются краткие сведения о

строении голосового аппарата и механизме его работы, рассказывается какие

органы включены в процесс звукообразования, как они устроены, где

расположены, как работают.

4.

Гигиена голоса. Гигиенические правила и рекомендации для жизни и

профессиональной голосовой деятельности. Рекомендации для закаливания и

укрепления голосового аппарата.

5.

Работа над артикуляцией и дикцией. Выполняется ряд упражнений для

развития артикуляционного аппарата, упражнения для улучшения дикции,

проводится работа со скороговорками.

6.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Понятие и

представление о правильной организации певческого дыхания. На каждом уроке

с целью укрепления голосового аппарата выполняется ряд упражнений по

указанной методике.

7.

Вокальные упражнения. Ознакомление с различными видами распевок,

практические занятия.

8.

Основы музыкальной грамоты. Даются базовые понятия музыкальной грамоты,

такие как звук и его свойства, название нот, тон, полутон, мажор, минор,

стаккато, легато, крещендо, диминуэндо.

9.

Знакомство с классическими музыкальными произведениями отечественных

и зарубежных композиторов. Прослушивание классических произведений,

запись на информационные носители для домашнего прослушивания и анализа.

10.Работа над вокальными номерами. Прослушивание музыкальных

произведений, проработка мелодии, текста, разучивание песен с оригиналом,

работа с фонограммой «-».

11.Работа над сценическим образом. Эмоциональная передача заложенных в

песне чувств с помощью мимики, интонационных вариаций, изменений в

громкости исполнения, манеры движений и жестов, обсуждение и подбор

соответствующих номеру сценического костюма, причёски. Работа с

микрофоном, умение держаться на сцене.

12.Промежуточный контроль. Проводится проверка качества усвоения

изученного.

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

группы

(2-й год обучения, 8–12 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

Практик

а

Общее

количест

во часов

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседы в течение года.

5

5

3

Гигиена голоса.

0,5

0,5

4

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

0,5

11

11,5

5

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

11

13

6

Вокальные упражнения.

1

11

12

7

Основы музыкальной грамоты.

3

3

8

Ознакомление с классическими

музыкальными произведениями

отечественных и зарубежных

композиторов.

4

4

9

Работа над вокальными номерами

2

12

14

10

Работа над сценическим образом

2

4

6

11

Промежуточный контроль

2

2

Итого

21

51

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

подгруппы

(2-й год обучения, 8-12 лет)

Разделы, темы

Часы

Теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

12

14

2

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

2

12

14

3

Вокальные упражнения.

2

12

14

4

Работа над вокальными номерами.

2

18

20

5

Работа над сценическим образом.

1

7

8

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

9

63

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

индивидуальные занятия

(2-й год обучения, 8-12 лет)

Разделы, темы

Часы

Теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

1

6

7

2

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

6

7

3

Вокальные упражнения.

1

6

7

4

Работа над вокальными номерами.

1

7

8

5

Работа над сценическим образом.

1

4

5

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

5

31

36

Содержание программы.

Второй год обучения.

1.

Вводное занятие. Учащиеся знакомятся с целями и задачами на текущий год,

проводятся

инструктажи

по

технике

безопасности,

пожарной

безопасности,

электробезопасности,

антитеррористической

безопасности,

составляется

расписание занятий, осуществляется ознакомление с правилами внутреннего

распорядка, санитарно- гигиеническими требованиями.

2.

Беседы в течение года.

3.

Гигиена голоса. Рекомендации по правильной голосовой деятельности, приёмы

и методы, способствующие сохранению и развитию голосового аппарата.

4.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Для укрепления

голосового аппарата, улучшения состояния дыхательной и кровеносной систем

организма, общего повышения жизненного тонуса выполняется ряд упражнений

по методике А. Н. Стрельниковой.

5.

Работа над артикуляцией, дикцией и звукообразованием. Вырабатываются

навыки соблюдения культуры, орфоэпии и логики речи, развиваются

интонационные речевые способности, происходит обучение правильным

способам звукообразования, осуществляется работа по улучшению дикции,

развитию артикуляционного аппарата. Даются навыки мягкой атаки звука.

6.

Вокальные упражнения. Работа над расширением и укреплением певческого

диапазона, развивается мелодический слух, способность пения в унисон.

7.

Основы музыкальной грамоты. Даются такие понятия, как мелодия, темп, ритм,

песня, модуляция, аккорд, голос, вибрато, акцент, аккомпанемент, унисон.

8.

Знакомство с классическими музыкальными произведениями отечественных

и зарубежных композиторов. Обучающиеся знакомятся с рядом классических

произведений, которые записываются на информационные носители для

домашнего прослушивания и анализа.

9.

Работа над вокальными номерами. Прослушивание музыкальных

произведений, проработка мелодии, текста, разучивание песен с оригиналом,

работа с фонограммой «-».

10.Работа над сценическим образом. Подготовка сценических номеров.

Эмоциональная передача заложенных в песне чувств с помощью мимики,

интонационных вариаций, изменений в громкости исполнения, манеры

движений и жестов, обсуждение и подбор соответствующих номеру

сценического костюма, причёски. Работа с микрофоном, умение держаться на

сцене.

11.Промежуточный контроль. Проводится проверка качества усвоения

изученного.

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

группы

(3-й год обучения, 9-14 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

Практик

а

Общее

количест

во часов

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседы в течение года.

5

5

3

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

11

12

4

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

11

13

5

Вокальные упражнения.

1

11

12

6

Основы музыкальной грамоты.

3

3

7

Ознакомление с классическими

музыкальными произведениями

отечественных и зарубежных

композиторов.

4

4

8

Работа над вокальными номерами

2

12

14

9

Работа над сценическим образом

2

4

6

10

Промежуточный контроль

2

2

Итого

21

51

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

подгруппы

(3-й год обучения, 9-14 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

12

14

2

Упражнения на дыхание

по методике А.Н. Стрельниковой.

2

12

14

3

Вокальные упражнения.

2

12

14

4

Работа над вокальными номерами.

2

18

20

5

Работа над сценическим образом.

1

7

8

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

9

63

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

индивидуальные занятия

(3-й год обучения, 9-14 лет)

Разделы, темы

Часы

Теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

1

6

7

2

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

6

7

3

Вокальные упражнения.

1

6

7

4

Работа над вокальными номерами.

1

7

8

5

Работа над сценическим образом.

1

4

5

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

5

31

36

Содержание программы.

Третий год обучения.

1.

Вводное занятие.

Беседы о новинках в мире музыки, сольного и вокально-

хорового искусства. Знакомство с задачами в текущем году. Режим занятий и

правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования, гигиена голоса.

2.

Беседы в течение года.

3.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Выполняются

упражнения по методике, разработанной А. Н. Стрельниковой, для укрепления

голосового аппарата, улучшения состояния дыхательной и кровеносной систем

организма.

4.

Работа над артикуляцией, дикцией и звукообразованием. Продолжается

работа над чёткой дикцией и свободной работой артикуляционного аппарата,

правильной позиции нижней челюсти, гортани и языка в процессе

звукообразования. Закрепляются навыки мягкой атаки звука. Прорабатывается

навык пения на опоре.

5.

Вокальные упражнения. Продолжается работа над расширением и укреплением

певческого диапазона, развитием гармонического слуха, способности держать

свою партию при многоголосом пении.

6.

Основы музыкальной грамоты. Даются начальные понятия нотной грамоты

такие, как: метр, такт, размер такта, нота, нотный стан, длительность нот, как

они обозначаются, где располагаются на нотном стане; скрипичный и басовый

ключ, знаки альтерации, обозначения стаккато и легато, крещендо и диминуэндо.

7.

Знакомство с классическими музыкальными произведениями отечественных

и зарубежных композиторов. На занятиях прослушиваются произведения

отечественных и зарубежных композиторов, проводится анализ.

8.

Работа над вокальными номерами. Прослушивание музыкальных

произведений, проработка мелодии, текста, разучивание песен с оригиналом,

работа с фонограммой «-».

9.

Работа над сценическим образом. Эмоциональная передача заложенных в

песне чувств с помощью мимики, интонационных вариаций, изменений в

громкости исполнения, манеры движений и жестов, обсуждение и подбор

соответствующих номеру сценического костюма, причёски. Работа с

микрофоном, умение держаться на сцене.

10.Промежуточный контроль. Проводится проверка качества усвоения

изученного.

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

группы

(4-й год обучения, 10-15 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

Практик

а

Общее

количест

во часов

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседы в течение года.

5

5

3

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

11

12

4

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

11

13

5

Вокальные упражнения.

1

11

12

6

Основы музыкальной грамоты.

3

3

7

Ознакомление с классическими

музыкальными произведениями

отечественных и зарубежных

композиторов.

4

4

8

Работа над вокальными номерами

2

12

14

9

Работа над сценическим образом

2

4

6

10

Промежуточный контроль

2

2

Итого

21

51

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

подгруппы

(4-й год обучения, 10-15 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

12

14

2

Упражнения на дыхание

по методике А.Н. Стрельниковой.

2

12

14

3

Вокальные упражнения.

2

12

14

4

Работа над вокальными номерами.

2

18

20

5

Работа над сценическим образом.

1

7

8

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

9

63

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

индивидуальные занятия

(4-й год обучения, 10-15 лет)

Разделы, темы

Часы

Теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

1

6

7

2

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

6

7

3

Вокальные упражнения.

1

6

7

4

Работа над вокальными номерами.

1

7

8

5

Работа над сценическим образом.

1

4

5

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

5

31

36

Содержание программы.

Четвёртый год обучения.

1.

Вводное занятие. Диагностика и прослушивание детских голосов. Знакомство с

задачами

в

текущем

году.

Режим

занятий

и

правила

по

т/б.

Санитарно-

гигиенические требования, гигиена голоса.

2.

Беседы в течение года.

3.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Проводится

работа над правильным певческим дыханием по методике, разработанной А. Н.

Стрельниковой.

4.

Работа над артикуляцией, дикцией и звукообразованием. Для развития

дикции и артикуляции работаем со скороговорками со сложным динамическим

рисунком. Осуществляется работа над кантиленностью исполнения.

Прорабатываются навыки цепного дыхания.

5.

Вокальные упражнения. Даются упражнения на точное интонирование,

прорабатывается весь голосовой диапазон. Продолжается работа над развитием

гармонического слуха.

6.

Основы музыкальной грамоты. Даются такие понятия, как интервал, виды

интервалов; лад и тональность; аккорды.

7.

Знакомство с классическими музыкальными произведениями отечественных

и зарубежных композиторов. На занятиях прослушиваются произведения

отечественных и зарубежных композиторов, проводится анализ.

8.

Работа над вокальными номерами. Прослушивание музыкальных

произведений, проработка мелодии, текста, разучивание песен с оригиналом,

работа с фонограммой «-».

9.

Работа над сценическим образом. Эмоциональная передача заложенных в

песне чувств с помощью мимики, интонационных вариаций, изменений в

громкости исполнения, манеры движений и жестов, обсуждение и подбор

соответствующих номеру сценического костюма, причёски. Работа с

микрофоном, умение держаться на сцене.

10.Промежуточный контроль. Проводится проверка качества усвоения

изученного.

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

группы

(5-й год обучения, 11-17 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

Практик

а

Общее

количест

во часов

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседы в течение года.

5

5

3

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

11

12

4

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

11

13

5

Вокальные упражнения.

1

11

12

6

Основы музыкальной грамоты.

3

3

7

Ознакомление с классическими

музыкальными произведениями

отечественных и зарубежных

композиторов.

4

4

8

Работа над вокальными номерами

2

12

14

9

Работа над сценическим образом

2

4

6

10

Промежуточный контроль

2

2

Итого

21

51

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

подгруппы

(5-й год обучения, 11-17 лет)

Разделы, темы

Часы

теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

2

12

14

2

Упражнения на дыхание

по методике А.Н. Стрельниковой.

2

12

14

3

Вокальные упражнения.

2

12

14

4

Работа над вокальными номерами.

2

18

20

5

Работа над сценическим образом.

1

7

8

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

9

63

72

Учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Вокальное мастерство»

индивидуальные занятия

(5-й год обучения, 11-17 лет)

Разделы, темы

Часы

Теория

практик

а

Общее

количест

во часов

1

Работа над артикуляцией, дикцией и

звукообразованием.

1

6

7

2

Упражнения на дыхание по методике

А.Н. Стрельниковой.

1

6

7

3

Вокальные упражнения.

1

6

7

4

Работа над вокальными номерами.

1

7

8

5

Работа над сценическим образом.

1

4

5

6

Промежуточный контроль.

2

2

Итого

5

31

36

Содержание программы.

Пятый год обучения.

1.

Вводное занятие. Диагностика и прослушивание детских голосов. Знакомство с

задачами

в

текущем

году.

Режим

занятий

и

правила

по

т/б.

Санитарно-

гигиенические требования, гигиена голоса.

2.

Беседы в течение года.

3.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Закрепляются

навыки правильного певческого дыхания по методике, разработанной А. Н.

Стрельниковой.

4.

Работа над артикуляцией, дикцией и звукообразованием. Закрепляются

навыки правильного положения артикуляционного аппарата в процессе

звукообразования, верного пропевания и трансформирования гласных и

согласных, мягкой атаки звука, кантилены, пения на опоре, цепного дыхания.

5.

Вокальные упражнения. Посредством ряда упражнений прорабатывается

достигнутый голосовой диапазон. Закрепляется навык много голосового пения.

6.

Основы музыкальной грамоты. Повторение ранее изученного.

7.

Знакомство с классическими музыкальными произведениями отечественных

и зарубежных композиторов. На занятиях прослушиваются произведения

отечественных и зарубежных композиторов, проводится анализ.

8.

Работа над вокальными номерами. Прослушивание музыкальных

произведений, проработка мелодии, текста, разучивание песен с оригиналом,

работа с фонограммой «-».

9.

Работа над сценическим образом. Эмоциональная передача заложенных в

песне чувств с помощью мимики, интонационных вариаций, изменений в

громкости исполнения, манеры движений и жестов, обсуждение и подбор

соответствующих номеру сценического костюма, причёски. Работа с

микрофоном, умение держаться на сцене.

10.Промежуточный контроль. Проводится проверка качества усвоения

изученного.

Методическое обеспечение

Примерный репертуар для первого года обучения:

1.

«Веселая песенка» муз. А. Ермолов, сл. В. Борисов.

2.

«Песенка мамонтёнка» муз. В. Шаинский, сл. Д. Непомнящая.

3.

«Песенка Чебурашки» муз. В. Шаинский, сл. Э. Успенский.

4.

«Наш папа молодец» муз. и сл. Е. Победина.

5.

«Голубой вагон» муз. В. Шаинский, сл. А. Тимофеевский.

6.

«Мы вместе» муз. и сл. А. Ермолов.

7.

«Если добрый ты» муз. Б. Савельев, сл. А. Хайт.

8.

«Большой хоровод» муз. Б. Савельев, сл. Л. Жигалкина и А. Хайт.

9.

«Песенка про папу» («Папа может») муз. В. Шаинский, сл. М. Танич.

10.«Песенка про следы» муз. В. Богатырёв, сл. В. Жук.

11.

«Дважды два – четыре» муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский

.

Примерный репертуар для второго года обучения:

1.

«Я люблю каникулы» муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский.

2.

«Фонарики» муз. А. Варламов, сл. А. Гулевская.

3.

«Стану взрослой» сл. Студия «Родники».

4.

«Далеко от мамы» сл. и муз. певица и композитор Любаша.

5.

«Я час за часом незаметно подрастаю» муз. Н.Н. Воробьёв, сл. Е.В. Пашков.

6.

«Калинка-малинка» сл. и муз. народные.

7.

«Цветик-семицветик» муз. О. Юдахиной, сл. И. Жиганова.

8.

«Солнечные зайчики»муз. А. Ермолов, сл. А. Бочковской.

9.

«Мой ангел белый» сл. и муз. Ж. Колмагорова.

10.«Моя семья» муз. и сл. А. Ермолов.

11.«Чёлка» муз. А. Балашов, сл. С. Грушевский.

Примерный репертуар для третьего года обучения:

1.

«Четыре попугая» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник.

2.

«Хрустальный башмачок» муз. и сл. Ю. Верижников.

3.

«Песня о дружбе» сл. и муз. певица и композитор Любаша.

4.

«Считай звёзды» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник.

5.

«Сладкоежки» муз. И. Корнилов, сл. Ю. Старостина.

6.

«Тридцать три коровы»муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев.

7.

«Песенка фронтового шофёра» муз. Б. Мокроусов, сл. Б. Ласкин.

8.

«Прекрасное далёко» муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин.

9.

«Лети, лето» сл. и муз. певица и композитор Любаша.

10.«Ах, душа, моя душа» сл. и муз. Дмитрий Карпичник.

11.«Куда уходит детство» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв.

Примерный репертуар для четвёртого года обучения:

1.

«Шапочка» муз. М. Чертищев, сл. К. Малевская.

2.

«Гори, гори, моя звезда» муз. П. Булахов, сл. В. Чуевский.

3.

«Я бы хотела нарисовать мечту» О. Газманов.

4.

«Чёрный ворон» сл. и муз. народные.

5.

«Я не игрушка» муз. М. Чертищев, сл. К. Малевская.

6.

«Эскадрон» сл. и муз. О. Газманова.

7.

«Письмо с фронта» муз. и сл. В. Началов.

8.

«Пёрышко» муз. А. Пинегин, сл. А Усачёв.

9.

«Генералам 1812» муз. А. Петров, сл. М Цветаева.

10.«Любовь настала» муз. Р. Паулс, сл. Р. Рождественский.

11.«Месяц май» муз. и сл. Василий Паршюта.

Примерный репертуар для пятого года обучения:

1.

«Мечтатели» муз. А. Романоф, сл. А. Романоф, А. Ковалёв.

2.

«Школа, я скучаю» муз. С. Парамонов.

3.

«Красками разными» муз. М. Чертищев, сл. А. Боярский.

4.

«Быть или не быть» муз. Д. Колдун, сл. Г. Колдун.

5.

«Чистые пруды» муз. И. Талькова, сл. Л. Фадеева.

6.

«Не отрекаются любя» муз. М. Минкина, сл. В. Тушновой.

7.

«Лебединая верность» муз. и сл. Е. Мартынова.

8.

«Песенка студента» муз. Д. Тухманов, сл. Л. Гинзбург.

9.

«Царевна» муз. и сл. Д. Колдун.

10.«На одной земле» муз. А. Иванов, Н. Сафонов, сл. В. Григорьев.

11.«Нас бьют – мы летаем» муз. А. Ктитарев, сл. Джахан Полыев.

Необходимые условия реализации (материально-техническое

обеспечение программы)

Для проведения занятий в первую очередь необходим специально

выделенный для этих целей отдельный кабинет.

Музыкальный инструмент является предметом первой необходимости для

распевок, разбора мелодии нового музыкального произведения, разложения

вокального номера по партиям.

Для изучения видео- и аудиоматериалов, для работы с фонограммами

необходимы компьютер.

Для работы над вокальными номерами необходимы звук усилительная

аппаратура, микшерный пульт, микрофоны, записи фонограмм в формате «+»

и «-».

Для работы над сценическим образом необходимо зеркало, записи

выступлений и концертных программ.

Для осуществления промежуточного(итогового) контроля и проведения

репетиций необходим репетиционный (концертный) зал.

Список литературы, рекомендованной для педагогов.

1.

Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М,2005.

2.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М,2007.

3.

Воршип В. «Эффективное обучение пению» - Москва. 2012 г.

4.

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. –М, 1983.

5.

Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

6.

Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,

2007.

7.

Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

8.

Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

9.

Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

10.Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. –

С.П., 1997.

11.Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М,

2000.

12.

Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

Список литературы, рекомендованной для детей.

1. Домогацкая И. «Первые уроки музыки» - Москва, 2003 г.

2. Битус А.Ф., Битус С.В., «Певческая азбука ребёнка» - Минск, 2007 г

3. Лидина Т. «Я умею петь». Ростов. 2000 г.

4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.

5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.

6. Пекерская Е.М «Вокальный букварь» - Москва, 2005 г.

7. Старинные и современные романсы. - М., 2003.

8. Лопатина А., Скребникова М. «Волшебный мир музыки» -

Москва, 2009г.



В раздел образования