Автор: Фролова Лилия Иннокентьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия в формировании позитивной мотивации к обучению в школе у детей 6–7 лет
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия в формировании позитивной мотивации
к обучению в школе у детей 6-7 лет
Фролова Лилия Иннокентьевна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших
задач дошкольного обучения и воспитания. Её решение в единстве с другими
задачами
дошкольного
образования
позволяет
обеспечить
целостное
гармоничное развитие детей 6 –7 лет. Успешность усвоения знаний в начале
школьного
обучения
во
многом
зависит
от
уровня
развития
отдельных
индивидуальных качеств ребёнка, в частности, мотивов учения.
Анализ результатов обследования детей подготовительной группы нашего
ДОУ
в
начале
учебного
года
показал
невысокий
процент
детей,
имеющих
познавательный интерес к обучению (5 человек – 28 %). У троих детей (17 %)
был ярко выражен игровой мотив, и у преобладающего большинства детей – 10
чел.
(56
%)
выражен
художественный
мотив
(сделали
выбор
в
пользу
творческой деятельности).
Мотивы
учения
в
структуре
психологической
готовности
к
школе
являются одним из базовых учебно-важных качеств, поэтому считаю данную
тему очень актуальной. Ведь для того, чтобы ребёнок принял учебную задачу,
поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы
данная задача отвечала его интересам и потребностям, так как мотивационная
готовность является побудительной силой к обучению.
По определению мотив – это внутреннее побуждение к активности. В
качестве
мотивов
выступают
потребности,
интересы,
убеждения,
представления. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной
мотив или совокупность мотивов, которые направляют активность человека. В
реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов,
которые образуют сложные взаимосвязи. Может наблюдаться и борьба мотивов,
когда
одновременно
действует
несколько
взаимоисключающих
мотивов,
ребёнок испытывает при этом неприятные переживания, и в конечном итоге
побеждает
один
из
конкурирующих
мотивов.
Задача
педагога
при
этом
–
усилить действие нужного мотива.
В
старшем
дошкольном
возрасте
структура
мотивов
приобретает
значительную
устойчивость.
Доминирующее
положение
в
ней
начинают
занимать познавательные и широкие социальные мотивы. Игровые мотивы
продолжают
играть
важную
роль,
но
уже
не
занимают
ведущего
места
в
мотивационной структуре дошкольника. Факторы, побуждающие деятельность
ребёнка на усвоение новых знаний, могут служить основой для формирования
собственно учебных мотивов. Так как собственно учебный мотив (осознанная
потребность
в
приобретении
знаний
и
развитии
своих
способностей)
формируется
только
в
процессе
школьного
обучения,
и
в
мотивационной
структуре дошкольников, как правило, отсутствует.
1
Для
детей
одного
возраста
не
все
мотивы
имеют
одинаковую
побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться
получение отличной оценки и одобрения педагога, для другого – интерес к
новым знаниям.
Готовность
к
школьному
обучению
у
выпускников
детского
сада
предполагает наличие мотивов
к обучению и положительное отношение к
школе. Эти факторы – наиболее важные для школьной успеваемости.
Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к
обучению, можно выделить шесть групп:
социальные
–
мотивы,
основанные
на
понимании
общественной
значимости
и
необходимости
учения
и
стремлении
к
социальной
роли
школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и
важно»);
учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться
чему-то новому;
оценочные
–
стремление
получить
высокую
оценку
взрослого,
его
одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать
только пятёрки»);
позиционные – связанные с интересом к внешней атрибутике школьной
жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в
детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал и портфель»);
внешние по отношению к школе и учению («Я пойду в школу, потому что
мама так сказала»);
игровой мотив, неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я
хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует
в
мотивационной
структуре
ребёнка
6–7
лет,
и
каждый
из
них
оказывает
определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Для
каждого
ребёнка
степень
выраженности
и
сочетание
мотивов
учения
индивидуальны.
После индивидуальной психологической диагностики поставила перед
собой цель: формирование позитивной мотивации к обучению в школе у детей
6-7 лет и повышение их количества на 35 %.
С этой целью решила включить в курс развивающих занятий «Тропинка к
школе» элемент сказкотерапии. Почему я выбрала именно этот метод? Часто
поступление в школу омрачается страхом перед неизвестностью, и детям легче
рефлексировать
свои
поступки,
своё
волнение
через
сказочные
образы
школьников-лесных
зверей.
Поэтому
я
выбрала
коррекционные
«Лесные
сказки»
кандидата
психологических
наук
Марины
Панфиловой,
в
которой
героями и одновременно учениками школы являлись лесные звери: Лисёнок,
Медвежонок, Белочка, Волчонок и другие. Перед собой поставила следующие
задачи:
расширять представления детей о школе и новой социальной позиции –
позиции ученика;
формировать положительный настрой и позитивные модели поведения;
2
формировать
умение
правильно
обращаться
со
школьными
принадлежностями, развивать аккуратность и самостоятельность;
формировать понимание зависимости школьной оценки от затраченного
труда;
развивать
умения
взаимодействовать
со
сверстниками,
разрешать
конфликты.
Учитывая
разную
направленность
сказок,
составила
календарно-
тематическое планирование на учебный год по блокам (с ноября по апрель
месяц).
Каждый блок имеет свою конкретную цель.
Цели блоков программы:
1.
«Дорога
в
страну
знаний»
–
формирование
представлений
о
школе,
новой социальной позиции – позиции ученика, позитивного настроя, снижение
уровня тревожности.
2.
«Школьная адаптация» – расширение представлений детей о школьной
жизни, формирование позитивного настроя, снижение уровня тревожности.
3.
«Школьные
принадлежности
и
атрибутика» –
знакомство
со
школьными принадлежностями и правилами обращения с ними. Для многих
школьные атрибуты – дополнительный мотивирующий фактор. Дети учатся
через
сказку
правильно
обращаться
с
этими
предметами,
развивают
аккуратность и самостоятельность.
4.
«Школьные уроки и оценки» – формирование адекватного отношения к
результатам обучения, понимания детьми зависимости результата, оценки от
затраченного труда.
5.
«Школьные
конфликты»
–
развитие
умения
взаимодействовать
со
сверстниками, формирование позитивных моделей поведения.
Принципы, которые использовала в работе с детьми:
активное взаимодействие ребёнка и взрослого (сотрудничество);
толерантность
–
п р и н я т и е
л ю б о г о
р е б ё н к а ,
п р о я в л е н и е
доброжелательности и терпения;
эмоциональность – создание благоприятного эмоционального фона на
занятии;
безоговорочная
вера
в
способность
ребёнка
принять
и
усвоить
полученные знания и опыт.
Структура сказкотерапевтического игрового сеанса
№
Этап занятия
Назначение
1
Ритуал входа в
сказку
Церемония
приветствия,
создание
настроя
на
совместную работу (коллективное «сплачивающее»
упражнение)
2
Повторение
Актуализация ранее полученных знаний
3
Расширение
представлений о
школе
Знакомство с новой сказкой
4
Закрепление
Развитие
полученных
навыков
(игры,
рисования,
3
драматизации)
5
Резюмирование
Подведение
итогов
(психолог
подчёркивает
значимость нового опыта, отмечает заслуги детей,
описывает конкретные ситуации школьной жизни, в
которых может использоваться новый опыт)
6
Ритуал выхода
из сказки
Поддержание
эмоциона льного
наст роя
н а
совместную
деятельность,
релакс ационные
упражнения, церемония прощания
Дети с удовольствием в течение учебного года слушали сказки и вместе с
героями и учителем лесной школы Ежом думали, зачем нужно учиться в школе,
знакомились со школьными правилами поведения на уроках и переменах в
стихотворной
форме,
с
трудностями,
которые
могут
встретиться
на
пути,
учились их преодолевать, быть аккуратными при сборе школьного портфеля.
Особенно
понравились детям такие сказки, как: «У меня всё получится!»,
«Игры в школе», «Школьные правила», о госпоже Аккуратность, о зверьке
Ленивце, живущем в далёких лесах Америки, ярком примере самого ленивого
существа на свете, который целыми днями висит на дереве и которому лень
шевелиться,
когда
его
покусывают
насекомые,
и
даже
жевать
траву.
На
завершающем занятии дети с удовольствием отгадывали загадки о лесных
учениках, например:
Он умеет рассмешить
И с ребятами дружить! (Лисёнок)
Любит прыгать, веселиться
И убраться мастерица! (Белочка)
Друг наш очень добрый,
Сильный и спокойный! (Медвежонок)
Он и учит, и играет,
И от бед всех защищает,
Сказки сказывать хорош
Дорогой учитель… (Ёж)
Весной
провела
дифференцированную
оценку
мотивов
учения
и
их
ранжирование по степени выраженности того или иного мотива с помощью
методики «Мотивы учения», в которую входят два комплекта по семь карт (для
мальчиков и девочек) со схематическим изображением фигур. (Демонстрация
метода).
По
результатам
исследования
составила
таблицу
мотивов
с
учётом
иерархии мотивов каждого ребёнка и выделила ведущие мотивы.
Количественный подсчёт показал следующие результаты:
Мотивы
учения,
годы
Внешний
(изб.непр.
)
Познава
-
тельны
й
Игровой
Позицион
-ный
Социаль
-ный
Мотив
успеха
2017–18
уч. г.
(15 чел.)
1
(7%)
5
(33%)
2
(13%)
3
(20%)
2
(13%)
2
(13%)
4
После
этого
провела качественный анализ мотивов учения каждого
ребёнка, выделяя доминирующий мотив. Для этого использовала данные об
особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования
мотивов учения:
№
Тип мотива
Характеристика поведения ребёнка
1
Социальные мотивы
На занятиях ребёнок занимается, потому что
это важно и нужно
2
Учебно-познавательные
мотивы
Ребёнок занимается лишь тогда, когда ему это
интересно
3
Оценочный мотив
Ребёнок занимается на занятии, потому что его
хвалит за это воспитатель
4
Позиционный мотив
Ребёнок
занимается
тогда,
когда
на
занятии
много атрибутики, пособий
5
Внешние мотивы, не
связанные со школой
условия
Ребёнок
занимается
тогда,
когда
на
этом
настаивает воспитатель
6
Игровые
Ребёнок хорошо занимается лишь тогда, когда
занятие построено в виде игры
Таким образом, по итогам работы получила следующие результаты:
желание идти в школу, положительный настрой – у 100 % детей (по
результатам
диагностики
и
индивидуальных
бесед,
даже
у
детей
с
преобладанием игровой мотивации);
повышение мотивации по сравнению с началом учебного года на 52 %: у
детей
ярко
выражены
учебно-познавательные,
социальные,
позиционные
мотивы и мотивы успеха (в общей сложности это составляет 80 %), которые
показывают уровень высокой мотивации и положительного отношения к школе;
снижение процента детей с игровой мотивацией (на 7 %);
повышение
умения
взаимодействовать
со
сверстниками
и
снижение
количества конфликтных ситуаций.
Поскольку
использование
сказок
в
непосредственно
образовательной
деятельности является простым, удобным и доступным методом, предлагаю
воспитателям использовать эту программу в своей деятельности.
Список литературы:
1.
Психолого-педагогическая
готовность
ребёнка
к
школе.
Н.В.
Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Москва, «Владос», 2001.
2.
Психологическая
диагностика
отклонений
развития
детей
младшего
школьного возраста (под научной редакцией Л.М. Шипицыной). Санкт-
Петербург, «Речь», 20014.
3.
Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. Марина
Панфилова,
кандидат
психологических
наук.
Газета
«Школьный
психолог».
5