Напоминание

Сказкотерапия в формировании позитивной мотивации к обучению в школе у детей 6–7 лет


Автор: Фролова Лилия Иннокентьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия в формировании позитивной мотивации к обучению в школе у детей 6–7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия в формировании позитивной мотивации

к обучению в школе у детей 6-7 лет

Фролова Лилия Иннокентьевна

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших

задач дошкольного обучения и воспитания. Её решение в единстве с другими

задачами

дошкольного

образования

позволяет

обеспечить

целостное

гармоничное развитие детей 6 –7 лет. Успешность усвоения знаний в начале

школьного

обучения

во

многом

зависит

от

уровня

развития

отдельных

индивидуальных качеств ребёнка, в частности, мотивов учения.

Анализ результатов обследования детей подготовительной группы нашего

ДОУ

в

начале

учебного

года

показал

невысокий

процент

детей,

имеющих

познавательный интерес к обучению (5 человек – 28 %). У троих детей (17 %)

был ярко выражен игровой мотив, и у преобладающего большинства детей – 10

чел.

(56

%)

выражен

художественный

мотив

(сделали

выбор

в

пользу

творческой деятельности).

Мотивы

учения

в

структуре

психологической

готовности

к

школе

являются одним из базовых учебно-важных качеств, поэтому считаю данную

тему очень актуальной. Ведь для того, чтобы ребёнок принял учебную задачу,

поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы

данная задача отвечала его интересам и потребностям, так как мотивационная

готовность является побудительной силой к обучению.

По определению мотив – это внутреннее побуждение к активности. В

качестве

мотивов

выступают

потребности,

интересы,

убеждения,

представления. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной

мотив или совокупность мотивов, которые направляют активность человека. В

реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов,

которые образуют сложные взаимосвязи. Может наблюдаться и борьба мотивов,

когда

одновременно

действует

несколько

взаимоисключающих

мотивов,

ребёнок испытывает при этом неприятные переживания, и в конечном итоге

побеждает

один

из

конкурирующих

мотивов.

Задача

педагога

при

этом

усилить действие нужного мотива.

В

старшем

дошкольном

возрасте

структура

мотивов

приобретает

значительную

устойчивость.

Доминирующее

положение

в

ней

начинают

занимать познавательные и широкие социальные мотивы. Игровые мотивы

продолжают

играть

важную

роль,

но

уже

не

занимают

ведущего

места

в

мотивационной структуре дошкольника. Факторы, побуждающие деятельность

ребёнка на усвоение новых знаний, могут служить основой для формирования

собственно учебных мотивов. Так как собственно учебный мотив (осознанная

потребность

в

приобретении

знаний

и

развитии

своих

способностей)

формируется

только

в

процессе

школьного

обучения,

и

в

мотивационной

структуре дошкольников, как правило, отсутствует.

1

Для

детей

одного

возраста

не

все

мотивы

имеют

одинаковую

побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться

получение отличной оценки и одобрения педагога, для другого – интерес к

новым знаниям.

Готовность

к

школьному

обучению

у

выпускников

детского

сада

предполагает наличие мотивов

к обучению и положительное отношение к

школе. Эти факторы – наиболее важные для школьной успеваемости.

Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к

обучению, можно выделить шесть групп:

социальные

мотивы,

основанные

на

понимании

общественной

значимости

и

необходимости

учения

и

стремлении

к

социальной

роли

школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и

важно»);

учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться

чему-то новому;

оценочные

стремление

получить

высокую

оценку

взрослого,

его

одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать

только пятёрки»);

позиционные – связанные с интересом к внешней атрибутике школьной

жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в

детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал и портфель»);

внешние по отношению к школе и учению («Я пойду в школу, потому что

мама так сказала»);

игровой мотив, неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я

хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует

в

мотивационной

структуре

ребёнка

6–7

лет,

и

каждый

из

них

оказывает

определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Для

каждого

ребёнка

степень

выраженности

и

сочетание

мотивов

учения

индивидуальны.

После индивидуальной психологической диагностики поставила перед

собой цель: формирование позитивной мотивации к обучению в школе у детей

6-7 лет и повышение их количества на 35 %.

С этой целью решила включить в курс развивающих занятий «Тропинка к

школе» элемент сказкотерапии. Почему я выбрала именно этот метод? Часто

поступление в школу омрачается страхом перед неизвестностью, и детям легче

рефлексировать

свои

поступки,

своё

волнение

через

сказочные

образы

школьников-лесных

зверей.

Поэтому

я

выбрала

коррекционные

«Лесные

сказки»

кандидата

психологических

наук

Марины

Панфиловой,

в

которой

героями и одновременно учениками школы являлись лесные звери: Лисёнок,

Медвежонок, Белочка, Волчонок и другие. Перед собой поставила следующие

задачи:

расширять представления детей о школе и новой социальной позиции –

позиции ученика;

формировать положительный настрой и позитивные модели поведения;

2

формировать

умение

правильно

обращаться

со

школьными

принадлежностями, развивать аккуратность и самостоятельность;

формировать понимание зависимости школьной оценки от затраченного

труда;

развивать

умения

взаимодействовать

со

сверстниками,

разрешать

конфликты.

Учитывая

разную

направленность

сказок,

составила

календарно-

тематическое планирование на учебный год по блокам (с ноября по апрель

месяц).

Каждый блок имеет свою конкретную цель.

Цели блоков программы:

1.

«Дорога

в

страну

знаний»

формирование

представлений

о

школе,

новой социальной позиции – позиции ученика, позитивного настроя, снижение

уровня тревожности.

2.

«Школьная адаптация» – расширение представлений детей о школьной

жизни, формирование позитивного настроя, снижение уровня тревожности.

3.

«Школьные

принадлежности

и

атрибутика»

знакомство

со

школьными принадлежностями и правилами обращения с ними. Для многих

школьные атрибуты – дополнительный мотивирующий фактор. Дети учатся

через

сказку

правильно

обращаться

с

этими

предметами,

развивают

аккуратность и самостоятельность.

4.

«Школьные уроки и оценки» – формирование адекватного отношения к

результатам обучения, понимания детьми зависимости результата, оценки от

затраченного труда.

5.

«Школьные

конфликты»

развитие

умения

взаимодействовать

со

сверстниками, формирование позитивных моделей поведения.

Принципы, которые использовала в работе с детьми:

активное взаимодействие ребёнка и взрослого (сотрудничество);

толерантность

п р и н я т и е

л ю б о г о

р е б ё н к а ,

п р о я в л е н и е

доброжелательности и терпения;

эмоциональность – создание благоприятного эмоционального фона на

занятии;

безоговорочная

вера

в

способность

ребёнка

принять

и

усвоить

полученные знания и опыт.

Структура сказкотерапевтического игрового сеанса

Этап занятия

Назначение

1

Ритуал входа в

сказку

Церемония

приветствия,

создание

настроя

на

совместную работу (коллективное «сплачивающее»

упражнение)

2

Повторение

Актуализация ранее полученных знаний

3

Расширение

представлений о

школе

Знакомство с новой сказкой

4

Закрепление

Развитие

полученных

навыков

(игры,

рисования,

3

драматизации)

5

Резюмирование

Подведение

итогов

(психолог

подчёркивает

значимость нового опыта, отмечает заслуги детей,

описывает конкретные ситуации школьной жизни, в

которых может использоваться новый опыт)

6

Ритуал выхода

из сказки

Поддержание

эмоциона льного

наст роя

н а

совместную

деятельность,

релакс ационные

упражнения, церемония прощания

Дети с удовольствием в течение учебного года слушали сказки и вместе с

героями и учителем лесной школы Ежом думали, зачем нужно учиться в школе,

знакомились со школьными правилами поведения на уроках и переменах в

стихотворной

форме,

с

трудностями,

которые

могут

встретиться

на

пути,

учились их преодолевать, быть аккуратными при сборе школьного портфеля.

Особенно

понравились детям такие сказки, как: «У меня всё получится!»,

«Игры в школе», «Школьные правила», о госпоже Аккуратность, о зверьке

Ленивце, живущем в далёких лесах Америки, ярком примере самого ленивого

существа на свете, который целыми днями висит на дереве и которому лень

шевелиться,

когда

его

покусывают

насекомые,

и

даже

жевать

траву.

На

завершающем занятии дети с удовольствием отгадывали загадки о лесных

учениках, например:

Он умеет рассмешить

И с ребятами дружить! (Лисёнок)

Любит прыгать, веселиться

И убраться мастерица! (Белочка)

Друг наш очень добрый,

Сильный и спокойный! (Медвежонок)

Он и учит, и играет,

И от бед всех защищает,

Сказки сказывать хорош

Дорогой учитель… (Ёж)

Весной

провела

дифференцированную

оценку

мотивов

учения

и

их

ранжирование по степени выраженности того или иного мотива с помощью

методики «Мотивы учения», в которую входят два комплекта по семь карт (для

мальчиков и девочек) со схематическим изображением фигур. (Демонстрация

метода).

По

результатам

исследования

составила

таблицу

мотивов

с

учётом

иерархии мотивов каждого ребёнка и выделила ведущие мотивы.

Количественный подсчёт показал следующие результаты:

Мотивы

учения,

годы

Внешний

(изб.непр.

)

Познава

-

тельны

й

Игровой

Позицион

-ный

Социаль

-ный

Мотив

успеха

2017–18

уч. г.

(15 чел.)

1

(7%)

5

(33%)

2

(13%)

3

(20%)

2

(13%)

2

(13%)

4

После

этого

провела качественный анализ мотивов учения каждого

ребёнка, выделяя доминирующий мотив. Для этого использовала данные об

особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования

мотивов учения:

Тип мотива

Характеристика поведения ребёнка

1

Социальные мотивы

На занятиях ребёнок занимается, потому что

это важно и нужно

2

Учебно-познавательные

мотивы

Ребёнок занимается лишь тогда, когда ему это

интересно

3

Оценочный мотив

Ребёнок занимается на занятии, потому что его

хвалит за это воспитатель

4

Позиционный мотив

Ребёнок

занимается

тогда,

когда

на

занятии

много атрибутики, пособий

5

Внешние мотивы, не

связанные со школой

условия

Ребёнок

занимается

тогда,

когда

на

этом

настаивает воспитатель

6

Игровые

Ребёнок хорошо занимается лишь тогда, когда

занятие построено в виде игры

Таким образом, по итогам работы получила следующие результаты:

желание идти в школу, положительный настрой – у 100 % детей (по

результатам

диагностики

и

индивидуальных

бесед,

даже

у

детей

с

преобладанием игровой мотивации);

повышение мотивации по сравнению с началом учебного года на 52 %: у

детей

ярко

выражены

учебно-познавательные,

социальные,

позиционные

мотивы и мотивы успеха (в общей сложности это составляет 80 %), которые

показывают уровень высокой мотивации и положительного отношения к школе;

снижение процента детей с игровой мотивацией (на 7 %);

повышение

умения

взаимодействовать

со

сверстниками

и

снижение

количества конфликтных ситуаций.

Поскольку

использование

сказок

в

непосредственно

образовательной

деятельности является простым, удобным и доступным методом, предлагаю

воспитателям использовать эту программу в своей деятельности.

Список литературы:

1.

Психолого-педагогическая

готовность

ребёнка

к

школе.

Н.В.

Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Москва, «Владос», 2001.

2.

Психологическая

диагностика

отклонений

развития

детей

младшего

школьного возраста (под научной редакцией Л.М. Шипицыной). Санкт-

Петербург, «Речь», 20014.

3.

Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. Марина

Панфилова,

кандидат

психологических

наук.

Газета

«Школьный

психолог».

5



В раздел образования