Напоминание

«Часть – целое. Выделение подгруппы в группе предметов».


Автор: Иванова Арина Сергеевна
Должность: воспитатель, дефектолог
Учебное заведение: государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр инклюзивного образования"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Часть – целое. Выделение подгруппы в группе предметов».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дефектологическое занятие

«Часть – целое. Выделение подгруппы в группе предметов».

Подготовительная группа 6-7 лет.

Педагог:

Иванова Арина Сергеевна

Тема: Часть – целое. Выделение подгруппы в группе.

Дидактические

целевые

ориентиры: Учить

соотносить

часть

и

целое.

Учить разделять сообщества предметов на часть и целое. Учить разделять

предметы по определенному признаку.

Обобщить представление детей о понятии – семья. Выделить подгруппы в

группе семья. По заданному критерию – ребенок взрослый.

Коррекционный

аспект: Способствовать

формированию

словесно-

логического мышления

.

Способствовать

формированию приемов умственных

действий: анализ, синтез, сравнение.

Развивающие

целевые

ориентиры:

Развитие

наглядно-образного

мышления

,

словесно-логического

.

Формирование

потребности

в

самостоятельном выборе критерия для классификации предметов по группам.

Задачи:

Учит выделять часть и целое;

учить сравнивать предметы;

учить соотносить элементы двух и более групп между собой;

учить классифицировать по критериям.

Подготовка к занятию:

1.

Подготовить конференц – зал к приходу детей(расставить стульчики,

стол, корзинки с «фруктами и овощами»).

2.

Подготовить технику и сказку – мультфильм «Три медведя». Л. Н.

Толстого.

3.

До занятия вспомнить с детьми сказку «Три медведя». Л. Н. Толстого.

4.

Приготовить

пособия по курсу информатики «Все по полочкам» и

карандаши на каждого ребенка.

5.

Корзины с фруктами и овощами.

6.

Подготовить «обеденный стол» в доме 3 медведей, посуду и сладкий

сюрприз в сундуке.

Ход занятия:

I Игровая ситуация-мотивирование.

Преподаватель обсуждает с детьми любят ли они слушать сказки, какие

сказки любят читать, какие сказки знают?

Преподаватель предлагает сходить в гости к сказке. Дети соглашаются.

Преподаватель рассказывает,

что сегодня они пойдут в гости к сказке

«Три медведя».

Дети входят в зал и занимают каждый свой стул.

II Прослушивание-просмотр сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

Дети смотрят сказку.

Обсуждение: по ходу прослушивания сказки педагог задает вопросы.

- Кто живет в домике в лесу? – Семья медведей

- Из кого состоит семья медведей? – Из мамы, папы и сына.

- Как их зовут? – Иван Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

- Кто из них взрослые? а кто – дети?

- Кто пришел к ним в гости? – Машенька – Машенька к какой группе

относится – взрослые или дети?

- Что у каждого медведя в доме есть? – Своя кровать, свой стул, своя

посуда – чашка, ложка, тарелка.

- Почему медведи рассердились на Машеньку? – воспитатель слушает

ответы детей.

III Работа с понятиями часть - целое. Выделение подгруппы в группе.

Семья – как целое и её составные части (взрослые и дети).

Педагог показывает детям плакат с семьей людей и спрашивает: «Кто

изображен на нем?» Дети отвечают – семья и перечисляют её отдельных

членов.

Давайте назовем всех членов группы взрослые – дети называют.

Давайте перечислим всех членов группы дети – дети перечисляют.

Преподаватель показывает фотографии из портфолио воспитанников (2

человек) и спрашивает: «Чьи семьи здесь изображены?». Дети подбегают

к педагогу.

Давайте назовем состав семьи – перечисляют.

Давайте выделим подгруппу: взрослые – перечисляют.

Давайте выделим подгруппу дети – перечисляют.

IV Работа по тетради. Стр 23 Задание 1.

Дети объясняют, почему одна группа людей внутри другой. (На семейной

фотографии группа детей выделена в отдельную подгруппу ).

V Продожение путешествия по сказке.

Педагог: «Посмотрите ребята Машенька, когда гуляла по лесу, потеряла 2

корзинки. Давайте посмотрим, что в них?»

Все

дети

перемещаются

на

ковер,

и

педагог

проводит

игру:

разложи

предметы в корзинке по группам.

Дети сортируют фрукты и овощи в корзинках по подгруппам называя при

этом название общей группы: фрукты, овощи, ягоды, грибы.

VI Педагог вместе с детьми перемещается по залу и приходит за

обеденный стол «Трех медведей».

Ребята

видят

на

столе

посуду

из

которой

едят

медведи

и

так

же

группируют

её

по

самостоятельно

выбранным

критериям:

по

размеру(маленький, большой), по назначению (чашка, ложка, тарелка).

Делят

на

подгруппы

предметы

из

«Мишуткиного

короба».

Дают

им

названия.

VII Итоги занятия.

Педагог обсуждает с детьми прошедшее занятие.

Где мы с вами сегодня побывали? – в гостях у 3 медведей.

Что мы с вами увидели? Узнали? – увидели семью медведей, узнали из

кого она состоит, из кого состоит любая семья.

Что мы научились делать? – выделять целое – часть. Делить группы

предметов по подгруппам:

Взрослые – дети;

Овощи – фрукты;

Чашки – ложки;

Маленькие – большие;

Желтые – красные и т. д.

Что было самое интересное на занятии? – дети отвечают.

-

Ребята посмотрите у медведей большой сундук стоит возле стола.

Давайте посмотрим что там!

Дети достают из сундука коробочку, а там конфеты.

-

Давайте

мы

разделим

эти

конфеты

на

подгруппы.

Дети

быстро

раскладывают чупа-чупсы на 2 подгруппы – по цветам. После чего педагог

раздает сладкий сюрприз каждому ребенку.



В раздел образования