Автор: Иванова Арина Сергеевна
Должность: воспитатель, дефектолог
Учебное заведение: государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр инклюзивного образования"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Часть – целое. Выделение подгруппы в группе предметов».
Раздел: дошкольное образование
Дефектологическое занятие
«Часть – целое. Выделение подгруппы в группе предметов».
Подготовительная группа 6-7 лет.
Педагог:
Иванова Арина Сергеевна
Тема: Часть – целое. Выделение подгруппы в группе.
Дидактические
целевые
ориентиры: Учить
соотносить
часть
и
целое.
Учить разделять сообщества предметов на часть и целое. Учить разделять
предметы по определенному признаку.
Обобщить представление детей о понятии – семья. Выделить подгруппы в
группе семья. По заданному критерию – ребенок взрослый.
Коррекционный
аспект: Способствовать
формированию
словесно-
логического мышления
.
Способствовать
формированию приемов умственных
действий: анализ, синтез, сравнение.
Развивающие
целевые
ориентиры:
Развитие
наглядно-образного
мышления
,
словесно-логического
.
Формирование
потребности
в
самостоятельном выборе критерия для классификации предметов по группам.
Задачи:
Учит выделять часть и целое;
учить сравнивать предметы;
учить соотносить элементы двух и более групп между собой;
учить классифицировать по критериям.
Подготовка к занятию:
1.
Подготовить конференц – зал к приходу детей(расставить стульчики,
стол, корзинки с «фруктами и овощами»).
2.
Подготовить технику и сказку – мультфильм «Три медведя». Л. Н.
Толстого.
3.
До занятия вспомнить с детьми сказку «Три медведя». Л. Н. Толстого.
4.
Приготовить
пособия по курсу информатики «Все по полочкам» и
карандаши на каждого ребенка.
5.
Корзины с фруктами и овощами.
6.
Подготовить «обеденный стол» в доме 3 медведей, посуду и сладкий
сюрприз в сундуке.
Ход занятия:
I Игровая ситуация-мотивирование.
Преподаватель обсуждает с детьми любят ли они слушать сказки, какие
сказки любят читать, какие сказки знают?
Преподаватель предлагает сходить в гости к сказке. Дети соглашаются.
Преподаватель рассказывает,
что сегодня они пойдут в гости к сказке
«Три медведя».
Дети входят в зал и занимают каждый свой стул.
II Прослушивание-просмотр сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Дети смотрят сказку.
Обсуждение: по ходу прослушивания сказки педагог задает вопросы.
- Кто живет в домике в лесу? – Семья медведей
- Из кого состоит семья медведей? – Из мамы, папы и сына.
- Как их зовут? – Иван Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
- Кто из них взрослые? а кто – дети?
- Кто пришел к ним в гости? – Машенька – Машенька к какой группе
относится – взрослые или дети?
- Что у каждого медведя в доме есть? – Своя кровать, свой стул, своя
посуда – чашка, ложка, тарелка.
- Почему медведи рассердились на Машеньку? – воспитатель слушает
ответы детей.
III Работа с понятиями часть - целое. Выделение подгруппы в группе.
Семья – как целое и её составные части (взрослые и дети).
Педагог показывает детям плакат с семьей людей и спрашивает: «Кто
изображен на нем?» Дети отвечают – семья и перечисляют её отдельных
членов.
Давайте назовем всех членов группы взрослые – дети называют.
Давайте перечислим всех членов группы дети – дети перечисляют.
Преподаватель показывает фотографии из портфолио воспитанников (2
человек) и спрашивает: «Чьи семьи здесь изображены?». Дети подбегают
к педагогу.
Давайте назовем состав семьи – перечисляют.
Давайте выделим подгруппу: взрослые – перечисляют.
Давайте выделим подгруппу дети – перечисляют.
IV Работа по тетради. Стр 23 Задание 1.
Дети объясняют, почему одна группа людей внутри другой. (На семейной
фотографии группа детей выделена в отдельную подгруппу ).
V Продожение путешествия по сказке.
Педагог: «Посмотрите ребята Машенька, когда гуляла по лесу, потеряла 2
корзинки. Давайте посмотрим, что в них?»
Все
дети
перемещаются
на
ковер,
и
педагог
проводит
игру:
разложи
предметы в корзинке по группам.
Дети сортируют фрукты и овощи в корзинках по подгруппам называя при
этом название общей группы: фрукты, овощи, ягоды, грибы.
VI Педагог вместе с детьми перемещается по залу и приходит за
обеденный стол «Трех медведей».
Ребята
видят
на
столе
посуду
из
которой
едят
медведи
и
так
же
группируют
её
по
самостоятельно
выбранным
критериям:
по
размеру(маленький, большой), по назначению (чашка, ложка, тарелка).
Делят
на
подгруппы
предметы
из
«Мишуткиного
короба».
Дают
им
названия.
VII Итоги занятия.
Педагог обсуждает с детьми прошедшее занятие.
Где мы с вами сегодня побывали? – в гостях у 3 медведей.
Что мы с вами увидели? Узнали? – увидели семью медведей, узнали из
кого она состоит, из кого состоит любая семья.
Что мы научились делать? – выделять целое – часть. Делить группы
предметов по подгруппам:
Взрослые – дети;
Овощи – фрукты;
Чашки – ложки;
Маленькие – большие;
Желтые – красные и т. д.
Что было самое интересное на занятии? – дети отвечают.
-
Ребята посмотрите у медведей большой сундук стоит возле стола.
Давайте посмотрим что там!
Дети достают из сундука коробочку, а там конфеты.
-
Давайте
мы
разделим
эти
конфеты
на
подгруппы.
Дети
быстро
раскладывают чупа-чупсы на 2 подгруппы – по цветам. После чего педагог
раздает сладкий сюрприз каждому ребенку.