Автор: Ломакина Ольга Ивановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Трубчевская СОШ №1
Населённый пункт: город Трубчевск Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разработка и создание баз данных"
Раздел: полное образование
Тема: Разработка и создание Базы данных.
Сортировка, удаление и добавление записей.
Цели урока:
выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществления их переноса в новых
условиях;
стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
воспитание самостоятельности у учащихся;
формирование целостного представления по работе с БД.
Задачи урока:
Воспитательная – развивать познавательный интерес.
Учебная – совершенствовать навыки разработки БД в MS Access.
Развивающая – развивать умение анализировать и систематизировать, применять раннее полученные
знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Вид: практикум.
План урока:
1.
Мотивация учебной деятельности.
2.
Постановка цели урока.
3.
Актуализация опорных знаний.
4.
Постановка проблемной ситуации.
5.
Преобразование иерархической структуры к реляционной.
6.
Удаление и добавление записей и полей.
7.
Сортировка в БД. Ключ сортировки.
8.
Создание БД в среде MS Access.
9.
Подведение итогов.
10. Д/з
ХОД УРОКА
1. Мотивация.
Десятки тысяч лет человечество накапливало знания, но лишь сегодня мы начинаем заниматься их
обработкой и сортировкой. И точкой отсчета для новой, информационной эпохи стал именно момент
появления баз данных.
Собственно говоря, о базе данных, на деле мы подразумеваем два различных объекта. Саму базу – сырой
и необщительный материал, громадный массив информации. И программу, средство управления базами
данных (СУБД), которая и даст нам возможность воспользоваться этим информационным богатством.
2. Цели нашего занятия: (на доске)
1) разработать БД;
2) создать БД;
3) произвести сортировку, удаление и добавление записей.
3. Актуализация опорных знаний.
Но прежде чем мы приступим к нашей деятельности нам необходимо вспомнить основные понятия, на
которые мы будем опираться.
А) сильным учащимся предлагается ответить на вопросы теста.
Б) остальные отвечают на вопросы на доске:
1)
Что называется БД? (База данных – это структурированная совокупность взаимосвязанных
данных в некоторой предметной области.)
2)
Какие модели БД вы знаете?
3)
Какая БД называется реляционной?
4)
Из каких элементов состоит таблица? Что содержат запись и поле?
5)
Какие основные типы полей вы знаете?
6)
Что такое первичный (главный ключ) БД?
4. Постановка проблемной ситуации:
Работа над созданием любой БД включает в себя три этапа. (приложение 1)
Проектирование. Здесь продумывается структура БД, устанавливается, какие таблицы должны в нее
войти, разрабатываются описания полей для каждой таблицы, определяются ключевые поля.
Создание структуры. Здесь все описания из предыдущего этапа выполняются на практике в
конкретной СУБД.
Ввод записей. Здесь идет заполнение БД.
Сейчас мы займёмся проектированием БД «Фильмотека»
На столах разложены схемы.
Но в таком виде мы их обработать не сможем, обсудите и преобразуйте иерархическую структуру БД к
табличному виду. (Учитель во время выполнения данного задания консультирует )
5. Преобразование иерархической структуры в реляционную структуру.
В результате преобразования получается следующая таблица (на карточках). Ребята по группам
проверяют таблицы друг друга. Таблицы обсуждаются.
-Какие поля у вас получились?
-Какого типа каждое поле?
-Определите главный ключ таблицы.
6. Удаления и добавления записей и полей.
Информация в базах данных часто подвергается изменениям. Например, состав домашней библиотеки
со временем меняется. Следовательно, в языке общения с СУБД должны присутствовать команды,
позволяющие вносить такие изменения (показ через проектор данные действия):
а) удаление записей;
б) добавление записей;
в) удаление полей;
г) добавление полей;
д) перемещение полей;
е) переименование полей.
7. Сортировка в БД. Ключ сортировки.
Очень часто записи в таблицах бывают упорядочены по какому – либо правилу.
Например, в телефонных справочниках- в алфавитном порядке фамилии абонентов.
Процесс упорядочения записей в таблице называется сортировкой.
Запись: Сортировка БД – это упорядочение записей по значениям одного из полей. Данное поле
называется ключом сортировки.
Значения, содержащиеся в поле располагаются в порядке возрастания или убывания. В процессе
сортировки целосность записей созраняется, т. е. строки таблицы перемещаются целиком.
8. Создание БД в среде MS Access.
А теперь перейдём к созданию вашей Бд и выполнению заданий на карточках. Ребята создают
структуру базы данных в программе MS Access.
9. Подведение итогов.
10. Д/з (на кароточках, разноуровневое).
Тест для индивидуального опроса:
1.
Фактографическая база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.
2.
Документальная база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.
3.
Централизованная база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.
4.
Распределённая база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.
5.
Реляционная база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.
6.
Иерархическая база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.
7.
Сетевая база данных -это:
а) БД, в которой хранятся всевозможные документы разного виды;;
б) БД, информация которой хранится на одном компьютере;
в) БД, в которой хранится краткая информация в строго определённой форма;
г) БД табличного вида;
д) БД, информация которой хранится на нескольких компьютерах;
е) БД, представляющая многоуровневую файловую структуру;
ж) БД, представляющая свободную связь между данными различного уровня.