Автор: Графеева Лала Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ Червишевская СОШ
Населённый пункт: село Червишево Тюменского района Тюменской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Тематический план по химии в 8 классе (ФГОС)"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Червишевская средняя школа
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественно-
математического цикла
Руководитель ШМО
___________( Токарева Н.А.)
Протокол № ___ от _______ 2018г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________( Берковская Л.А.)
«___» ___________ 2018г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
_______ ( Придорогина Т.В.)
«___»____________2018г.
приказ директора № ____
от «___»_______ 2018г.
Рабочая программа
Предмет
ХИМИЯ
Учебный год
2018-2019
Класс
8
Количество часов в год
68
Количество часов в неделю
2
Учитель: ________ Графеева Л. Н.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по химии для средней общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от: 29.12.2014г. № 1644, 31.12.2015г. № 1577)
2. Учебного плана МАОУ Червишевской СОШ, утвержденного приказом директора Придорогиной Т.В. от 04. 06. 2018 года № 377-ОД и согласованного
30.05.2018 года на заседании Управляющего совета МАОУ Червишевской СОШ, протокол № 9.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:
- формирование основ химического знания - важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений
мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении
несложных химических опытов и в повседневной жизни;
- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической
деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»,
Москва, Дрофа, 2015. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по химии и реализует
авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в
неделю). Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и
навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать,
сопоставлять.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и
биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные
предметные умения:
- работать с веществами;
- выполнять простые химические опыты;
- учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного
(сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как
данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания
курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а
ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования химической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Цели изучения учебного курса химии в 8 классе
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о
принципах химического производства;
- развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические
знания в общении с природой;
- раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
- развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой
деятельности.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды -
гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять их причинно-следственные связи.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
1) осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
2) рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
3) использование химических знаний в быту:
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
4) объяснять мир с точки зрения химии:
- перечислять отличительные свойства химических веществ;
- различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
5) овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
6) умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
Виды и формы контроля
Для оценки учебных достижений, обучающихся используется:
- текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
- тематический контроль в виде контрольных работ;
- итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- индивидуальная работа у доски;
- индивидуальная работа по карточкам;
- дифференцированная самостоятельная работа;
- дифференцированная проверочная работа;
- химический диктант;
- тестовый контроль;
- практическая работа;
- контрольная работа.
Информация об используемом учебнике
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 287, [1] с.: ил.
Содержание рабочей программы курса химии 8 класса
Тема 1. Введение (5 часов):
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси.
Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные
атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).
Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов):
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты
Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома
образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома
образование изотопов.
Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1
20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и
незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера
периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы,
образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная
химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность.
Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Тема 3. Простые вещества (7 часов):
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества
металлы: железо,
алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества
неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических
элементов к образованию нескольких простых веществ
аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и
неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества
миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов):
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий
способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и
негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды
натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов
кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли
компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов):
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его
составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе
или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между
металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения —
электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения —
взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (20 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости
растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского
хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи.
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до
конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций
кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие
кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических
свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с
кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение
нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с
металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для
характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом
электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Тематическое планирование. Химия – 8 класс. О.С. Габриелян.
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Наименование
темы
Всего
часов
Практические работы
Контрольные работы
Лабораторные опыты
Тема 1: Введение.
5
Практическая работа 1. «Приемы
обращения с лабораторным
оборудованием»
Тема 2:
Атомы химических
элементов.
9
Контрольная работа 1 «Атомы
химических элементов»
Тема 3:
Простые вещества.
7
Тема 4:
Соединения
химических
элементов.
14
Практическая работа 2.
«Приготовление раствора сахара с
заданной массовой долей
растворенного вещества»
Контрольная работа 2
«Простые вещества. Соединения
химических элементов»
1. Разделение смеси речного песка и
поваренной соли.
Тема 5:
Изменения,
происходящие с
веществами.
13
Практическая работа 3. «Признаки
химических реакций»
Контрольная работа 3
«Изменения, происходящие с
веществами»
2.Плавление парафина.
3. Окисление меди в пламени спиртовки.
4. Помутнение известковой воды.
5. Получение углекислого газа.
6. Замещение меди в растворе хлорида
меди (II) железом.
Тема 6:
Растворение.
Растворы. Реакции
ионного обмена и
окислительно-
восстановительные
реакции.
20
Практическая работа 4. «Условия
протекания химических реакций между
растворами электролитов»
Практическая работа 5. «Свойства
кислот, оснований, оксидов и солей»
Практическая работа 6. «Решение
экспериментальных задач»
Годовая контрольная работа
7. Реакции характерные для растворов
кислот (соляной и серной); принадлежность
веществ к классу кислот.
8. Реакции, характерные для растворов
щелочей.
9. Получение и свойства нерастворимого
основания.
10. Реакции, характерные для основных
оксидов.
11.Реакции, характерные для кислотных
оксидов.
12. Реакции растворов солей с металлами.
Итого
68
6
4
12
Календарно - тематическое планирование. Химия – 8 класс. (О.С. Габриелян)
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№№
тем
(уро-
ков)
Дата.
План/
Факт
Тема урока
Основное содержание
урока
Эксперимент:
Д. –
демонстра-
ционный;
Л. –
лаборатор-
ный.
Формирование УУД
Д/З
Предметные
Метапредметные:
Р: регулятивные
П: познавательные
К: коммуникативные
Личностные
Тема 1. Введение (5 часов)
1
(1)
4.09.
Предмет химии.
Вещества.
Что изучает химия.
Простые и сложные
вещества. Свойства
веществ.
Химический элемент.
Формы существования
химического элемента.
Знать/понимать:
предмет химии,
понятия
«вещество»,
«молекула», «атом».
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Формировать
ответственное
отношение к
учению
П.2 ?3,4
2
(2)
6.09
Превращения веществ.
Роль химии в жизни
человека.
Химические явления
их отличие от
физических явлений.
Достижения химии и
их правильное
использование.
Д. Коллекции
изделий из
алюминия и
стекла.
Д.
Взаимодейств
ие соляной
кислоты с
мрамором.
Знать/понимать:
химические
понятия «атом»,
«химический
элемент» и
«вещество».
Уметь:определять
простые и сложные
вещества.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Формировать
ответственное
отношение к
учению
П.3 ?1,2,3
3
(3)
11.09
Периодическая
система химических
элементов Д.И.
Менделеева. Знаки
Обозначение
химических
элементов. Общее
знакомство со
Знать: символы
химических
элементов, большие
и малые периоды,
Р:ставить учебные цели
П:сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
Выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение
П.5
табл.1(наиз
усть), ?5
химических
элементов.
структурой таблицы
Д.И. Менделеева:
периоды и группы.
группы и
подгруппы (главные
и побочные).
явления
К:формулировать
собственное мнение и
позицию
4
(4)
13.09
Химические формулы.
Относительная
атомная и
молекулярная массы.
Химическая формула,
индекс, коэффициент,
записи и чтение
формул.
Относительная
атомная масса.
Относительная
молекулярная масса.
Атомная единица
массы.
Знать/понимать:
химические
понятия
«относительная
атомная и
молекулярная
массы»,
«химическая
формула».
Уметь: определять
качественный и
количественный
состав вещества по
химической
формуле; вычислять
относительную
молекулярную
массу вещества.
Р:ставить и
формулировать
проблему урока,
самостоятельно
создавать алгоритм
деятельности при
решении проблемы
работать по плану.
П:проявлять
устойчивый учебно –
познавательный
интерес к новым
знаниями, способам
решения задач
К:формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы, понятные для
партнера
Формировать
ответственное
отношения к
учению,
используя
специально
подобранные
средства, умение
оценить степень
успеха или
неуспеха своей
деятельности
П.6 ?1,2,3
5
(5)
18.09
Инструктаж по
технике безопасности.
Практическая
1«Приемы обращения
с лабораторным
оборудованием».
Правила ТБ, при
работе в химической
лаборатории.
Устройство и
использование
лабораторного
штатива. Приемы
работы со спиртовкой.
Д. Приемы
работы со
спиртовкой
Уметь: обращаться
с химической
посудой и
лабораторным
оборудованием.
Р: планирование
практической работы
П:формирование
познавательной цели
К: интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками
Мотивация
изучения
предмета химия;
развитие чувство
гордости за
Российскую
химическую
науку
П.1 ?
3(устно),
стр.198-
205
(изучить)
Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов)
1
(6)
20.09
Основные сведения о
строении атомов.
Планетарная модель
строения атома.
Состав атома: ядро
(протоны, нейтроны)
и электроны.
Изотопы.
Химический элемент.
Д. Модели
атомов
химических
элементов.
Знать/понимать:
понятие
«химический
элемент»
Уметь: объяснять
физический смысл
порядкового номера
химического
элемента;
характеризовать
Р: самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему.
П:ставить и
формулировать
проблему урока,
самостоятельно
создавать алгоритм
деятельности при
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
П.7 ?2,4
состав атомов.
решении проблемы
К:отстаивать свою
точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их
фактами; различать в
устной речи мнение,
доказательства,
гипотезы.
науки.
2
(7)
25.09
Изменения в составе
ядер атомов
химических
элементов. Изотопы.
Электронная
оболочка атома.
Энергетические
уровни
(завершенный,
незавершенный).
Д.
Периодическа
я система
химических
элементов Д.
И.
Знать/понимать:
закономерности
изменения свойств
элементов в
пределах малых
периодов и главных
подгрупп.
Р:учитывать правило в
планировании и
контроле способа
решения, осуществлять
пошаговый контроль
П: выбирать основания
и критерии для
классификации;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой
К:договариваться о
совместной
деятельности, придти к
общему решению, в том
числе при столкновении
интересов.
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.8 ?1-3
(устно)
3
(8)
27.09
Строение
электронных
оболочек атомов.
Строение
электронных
оболочек атомов
первых 20 элементов
в периодической
системе Д.И.
Менделеева.
Изменение свойств
химических
элементов в пределах
малых периодов и
главных подгрупп.
Уметь: составлять
схемы строения
атомов первых 20
элементов в
периодической
системе; объяснять
физический смысл
номеров группы и
периода, к которым
принадлежит
элемент в ПСХЭ
Д.И. Менделеева;
Р:учитывать правило в
планировании и
контроле способа
решения, осуществлять
пошаговый контроль
П:выбирать основания
и критерии для
классификации,
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой
К:договариваться о
совместной
деятельности, приходят
к общему решению, в
том числе и при
столкновении
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
П.9 ?1-4 (на
выбор)
интересов.
4
(9)
2.10
Изменение числа
электронов на
внешнем
энергетическом
уровне атомов
химических
элементов.
Химический диктант:
«Знаки химических
элементов».
Физический смысл
порядкового
элемента, номера
группы, номера
периода; причины
изменения свойств
химических
элементов в периодах
и группах,
формулировку
периодического
закона понятие иона,
особенности ионов,
образованные
атомами металлов и
неметаллов.
Понятие об ионной
связи.
Знать/понимать: о
причинах
изменения свойств
химических
элементов в
периодах и группах;
закономерности
изменения свойств
элементов в
пределах малых
периодов и главных
подгрупп.
Уметь: применять
знания о
физическом смысле
порядкового
элемента, номера
группы, номера
периода; составлять
схемы образования
ионных
соединений.
Р:самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему.
П:ставить и
формулировать
проблему урока,
самостоятельно
создавать алгоритм
деятельности при
решении проблемы
К:отстаивать свою
точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их
фактами; различать в
устной речи мнение,
доказательства,
гипотезы.
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.10 ?1-3
5
(10)
4.10
Взаимодействие
атомов элементов-
неметаллов между
собой.
Взаимодействие
атомов химических
элементов –
неметаллов между
собой.
Ковалентная
неполярная и
ковалентная
полярная связи.
Электроотрицательн
ость.
Д. Модели
кристаллическ
их решеток
алмаза и
графита.
Знать/понимать:
понятия
«химическая
связь», «атомная
или ковалентная
связь», «одинарная,
двойная и тройная
связи»,
«электронная и
структурная
формулы».
Уметь: определять
ковалентную связь
в соединениях.
Р:самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему.
П:ставить и
формулировать
проблему урока,
самостоятельно
создавать алгоритм
деятельности при
решении проблемы
К:отстаивать свою
точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их
фактами; различать в
устной речи мнение,
доказательства,
гипотезы.
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
П.11 ?2,3,5
6
(11)
9.10
Ковалентная
полярная химическая
связь.
Понятия ковалентной
неполярной и
полярной
химической связи,
электроотрицательно
сти (ЭО)..
Знать/понимать:
понятия
«ковалентные
неполярная и
полярная
химические связи»,
«частичный заряд»
и «валентность».
Уметь: составлять
схемы образования
ковалентных
связей, определять
валентности атомов
химических
элементов по
формулам.
Р:ставить учебные цели
сравнивать.
П: классифицировать и
обобщать факты и
явления
К:формулировать
собственное мнение и
позицию
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
П.12 ?1,2,4
7
(12)
11.10
Металлическая
химическая связь.
Взаимодействие
атомов металлов
между собой –
образование
металлической связи.
Обобществленные
электроны.
Знать/понимать:
понятие
«металлическая
связь».
Уметь: определять
тип химической
связи в металлах.
Р:ставить учебные цели
сравнивать.
П: классифицировать и
обобщать факты и
явления
К:формулировать
собственное мнение и
позицию
Выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение
П.13 ?4
8
(13)
16.10
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Атомы химических
элементов».
Решение упражнений
Подготовка к
контрольной работе
Р:ставить учебные цели
сравнивать.
П: классифицировать и
обобщать факты и
явления
К:формулировать
собственное мнение и
позицию
Выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение
Индивидуа
льная
работа на
карточке
9
(14)
18.10
Контрольная работа 1
«Атомы химических
элементов».
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать факты и
явления; строить
логическое
Нравственно-
этическое
оценивание
Индивидуа
льная
работа на
карточке
рассуждение;
К: формулировать
собственное мнение и
позицию
Тема 3. Простые вещества (7 часов)
1
(15)
23.10
Простые вещества –
металлы.
Положение
элементов металлов в
ПСХЭ Д.И.
Менделеева
Строение атомов
металлов. Общие
физические свойства
металлов.
Д. Коллекция
металлов.
Уметь:
характеризовать
связь между
строением и
свойствами
металлов,
использовать
приобретенные
знания для
критической оценки
информации о
металлах,
используемых в
быту.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей;
П: производить поиск
информации,
анализировать и
оценивать её
достоверность.
К: формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать их
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.14,
приготовит
ь
сообщение
2
(16)
25.10
Простые вещества –
неметаллы.
Положение
элементов
неметаллов в
периодической
системе.
Строение атомов
неметаллов.
Ковалентная
неполярная связь.
Физические свойства
неметаллов.
Аллотропия.
Д. Коллекция
неметаллов.
Уметь:
характеризовать
положение
неметаллов в
периодической
системе,
строение атомов
неметаллов.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей;
П: производить поиск
информации,
анализировать и
оценивать её
достоверность.
К: формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать их
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
П.15,
приготовит
ь
сообщение
3
(17)
6.11
Количество
вещества.
Количество
вещества.
Постоянная
Авогадро.
Д. Некоторые
металлы и
неметаллы
количеством
Знать/понимать:
химические
понятия «моль» и
«молярная масса».
Р: выделять
альтернативные
способы достижения
цели и выбирать
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
П.16 ?4
вещества 1
моль.
Уметь: вычислять
молярную массу и
количество
вещества.
наиболее эффективный
способ;
П: уметь определять
возможные источники
необходимых сведений,
производить поиск
информации,
анализировать и
оценивать её
достоверность.
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать решения
и делать выбор
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
4
(18)
8.11
Моль – единица
измерения вещества.
Единицы измерения
вещества: «моль»,
«ммоль» и «кмоль».
Знать/понимать:
химические
понятия «моль»,
«ммоль» и «кмоль».
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П: строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
К: формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать их;
планировать общие
Формирование
интереса к
конкретному
химическому
элементу
П.16 ?1,3
5
(19)
13.11
Молярная масса
вещества.
Молярная масса.
Знать/понимать:
химические
понятия «молярная
масса».
Уметь: вычислять
молярную массу и
количество
вещества.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П: создавать
схематические модели с
выделением
существенных
характеристик
К: организовывать и
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира.
П.16 ?2
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
6
(20)
15.11
Молярный объем
газов.
Понятие о молярном
объеме газов.
Нормальные условия.
Следствие закона
Авогадро.
Выполнение
упражнений с
использованием
понятий: «объем»,
«моль», «количество
вещества», «масса»,
«молярный объем».
Знать/понимать:
химическое
понятие «молярный
объем».
Уметь: вычислять
по количеству
(массе)
газообразного
вещества его объем
и по объему
газообразного
вещества его
количество (массу)
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П: создавать
схематические модели с
выделением
существенных
характеристик
К: организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками;
способы работы
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
П.17 ?1,2
7
(21)
20.11
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Простые вещества».
Решение задач и
упражнений.
Проверочная работа.
Р: самостоятельно
строить жизненные
планы во временной
перспективе;
самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей; П:
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К: организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Постепенное
выстраивание
целостности
мировоззрение.
П.17 ?4,5
Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов)
1
(22)
22.11
Степень окисления.
Бинарные
соединения.
Понятие о степени
окисления.
Определение степени
окисления в
Д. Образцы
оксидов,
хлоридов,
сульфидов.
Уметь: называть
бинарные
соединения по их
химическим
формулам,
определять степень
Р: выделять
альтернативные
способы достижения
цели и выбирать
наиболее эффективный
способ;
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
П.18
(выучить
тетрадь),
?
5,6(на
выбор)
бинарных
соединениях.
Составление
формулы бинарных
соединений по
степени окисления,
общий способ их
названия.
окисления
элементов в
соединениях.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
самостоятельной
деятельности вне
школы.
2
(23)
27.11
Важнейшие классы
бинарных
соединений –
оксиды и летучие
водородные
соединения.
Оксиды и летучие
водородные
соединения:
Составление
химических формул,
их название. Расчеты
по формулам
оксидов.
Д. Образцы
оксидов.
Растворы
хлороводорода
и аммиака.
Знать/понимать:
химическое
понятие «оксиды»
Уметь: называть
оксиды по их
формулам;
определять степень
окисления
элементов в
оксидах; составлять
формулы оксидов.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П: строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
К: организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира
П.18 ?1,2;
П.19 ?1
3
(24)
29.11
Основания.
Состав и название
оснований. Их
классификация.
Индикаторы.
Д. Образцы
щелочей и
нерастворимы
х оснований.
Изменение
окраски
индикаторов в
щелочной
среде.
Знать/понимать:
химические
понятия основания,
щелочи.
Уметь: называть
основания по их
формулам,
составлять
химические
формулы
оснований,
определять:
основания по их
формулам.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего;
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать решения
и делать выбор
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.20 ?1,2; ?
5,6(по
желанию)
4
(25)
4.12
Кислоты.
Состав и название
кислот. Их
классификация.
Индикаторы.
Д. Образцы
кислот.
Изменение
окраски
индикаторов в
кислой среде.
Знать/понимать:
химические
понятие кислота,
щелочь.
Уметь: называть
кислоты по их
формулам;
составлять
химические
формулы кислот;
определять кислоты
по их формулам.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего;
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать решения
и делать выбор
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.21
?1;
?
4(по
желанию)
5
(26)
6.12
Соли. Состав и
номенклатура
солей.
Состав и
номенклатура солей.
Д. Образцы
солей.
Знать/понимать:
химическое
понятие соль
Уметь: называть
соли по их
формулам;
определять соли по
их формулам.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего;
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать решения
и делать выбор
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.22
выучить
таблицу 5
(стр.128)
6
(27)
11.12
Составление
формул солей.
Составление формул
солей.
Уметь: составлять
химические
формулы солей по
их названиям.
Р: самостоятельно
строить жизненные
планы во временной
перспективе;
П:осуществлять
сравнение,
классификацию,
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
П.22 ?1,2,3
самостоятельно
выбирая основания и
критерии для
указанных логических
операций;
К:спорить и отстаивать
свою позицию не
враждебным для
оппонентов образом
деятельности вне
школы.
7
(28)
13.12
Массовая доля
химического
элемента в формуле
соединения.
Классификация
веществ. Упражнения
в составлении
формул веществ по
их названиям.
Расчеты по
химическим
формулам.
Знать/понимать:
химическое
понятие «
классификация
веществ»
Уметь: вычислять
массовую долю
химического
элемента по
формуле
соединения.
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
П: преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К:осуществлять
взаимный контроль и
оказывает в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
П.6 ?6,7,8
8
(29)
18.12
Кристаллические
решетки.
Вещества
молекулярного
строения. Закон
постоянства веществ.
Молекулярные,
ионные, атомные и
металлические
кристаллические
решетки.
Зависимость свойств
веществ от типа
кристаллической
решетки.
Д. Модели
кристаллическ
их решеток.
Знать/понимать:
закон постоянства
состава веществ.
Уметь:
характеризовать
связь между
составом,
строением и
свойствами
веществ.
Р: самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления
К:осуществлять
взаимный контроль и
оказывает в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.23 ?4,5
9
(30)
20.12
Чистые вещества и
смеси.
Понятие о чистом
веществе и смеси, их
отличие. Примеры
смесей. Способы
разделения смесей.
Очистка веществ.
Д. Образцы
смесей.
Л. 1.
Разделение
смеси речного
песка и
поваренной
соли.
Уметь: обращаться
с химической
посудой и
лабораторным
оборудованием.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать решения
и делать выбор; спорить
и отстаивать свою
позицию не
враждебным для
оппонентов образом
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.24 ?1,4
10
(31)
25.12
Массовая доля
вещества в
растворе.
Понятие о доле
компонента в смеси.
Вычисление
массовой доли
компонента в смеси.
Уметь: вычислять
массовую долю
вещества в
растворе.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:соблюдать нормы
публичной речи и
регламент в монологе и
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.25 ?1,2
дискуссии;
координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
11
(32)
27.12
Объемные доли
компонентов смеси.
Понятие объемной
доли компонента в
смеси. Вычисление
объемной доли
вещества в смеси.
Уметь: вычислять
объемные доли
компонентов в
смеси.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:соблюдать нормы
публичной речи и
регламент в монологе и
дискуссии;
координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.25 ?3,4
12
(33)
15.01
Практическая
работа 2
«Приготовление
раствора сахара с
заданной массовой
долей
растворенного
вещества».
Вычислять массу
сахара и объем воды
необходимые для
приготовления
раствора.
Уметь:
использовать
приобретенные
знания для
приготовления
растворов заданной
концентрации.
Р: планирование
практической работы
П:формирование
познавательной цели
К: интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
П.25 ?5,6
человека и
природы.
13
(34)
17.01
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Соединения
химических
элементов».
Решение задач и
упражнений.
Подготовка к
контрольной работе.
Р: самостоятельно
строить жизненные
планы во временной
перспективе;
самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей; П:
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К: организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
П.25 ?7
14
(35)
22.01
Контрольная работа
2 «Простые
вещества.
Соединения
химических
элементов».
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать факты и
явления; строить
логическое
рассуждение;
К: формулировать
собственное мнение и
позицию
Нравственно-
этическое
оценивание
Индивидуа
льная
работа на
карточке
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов)
1
(36)
24.01
Физические
явления в химии.
Физические явления.
Д. Горения
магния
Возгонка йода
Л.
Знать/понимать:
физические явления
в химии, их
значение для науки.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
П.26 ?
3(пис.), ?4-
6(устно)
2.Плавление
парафина
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:соблюдать нормы
публичной речи и
регламент в монологе и
дискуссии
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
2
(37)
29.01
Химические
реакции.
Понятие о
химических явлениях
и их отличие от
физических явлений.
Химическая реакция.
Признаки и условия
протекания
химических реакций.
Экзотермические и
эндотермические
реакции.
Л. 3.
Окисление
меди в
пламени
спиртовки
Л. 4.
Помутнение
известковой
воды
Л. 5.
Получение
углекислого
газа.
Л. 6.
Замещение
меди в
растворе
хлорида меди
(II) железом.
Знать/понимать:
химические
понятия
«химическая
реакция»,
«классификация
реакций»,
«экзотермические и
эндотермические
реакции».
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; выявлять
причины и следствия
простых явлений;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К:организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.27 ?1-
3(устно)
3
(38)
31.01
Химические
уравнения.
Закон сохранения
массы веществ.
Понятие о
химическом
уравнении. Значение
индексов и
коэффициентов.
Составление
уравнений
химических реакций.
Знать/понимать:
закон сохранения
массы веществ.
Уметь: составлять
уравнения
химических
реакций.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; выявлять
причины и следствия
простых явлений;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К:организовывать и
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
П.28 ?1,2
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
4
(39)
5.02
Расчеты по
химическим
уравнениям.
Решение
расчетных
задач.
Уметь: вычислять:
количество
вещества, массу или
объем по
количеству
вещества, объему
или массе реагентов
или продуктов
реакции.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи; способы
достижения цели и
выбирать наиболее
эффективный способ;
П: создавать
схематические модели с
выделением
существенных
характеристик объекта;
составлять тезисы,
различные виды планов
(простых, сложных и
т.п.);
К: координировать
свою позицию с
позициями партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
П.29 ?3,4
5
(40)
7.02
Расчеты по
химическим
уравнениям.
Решение
расчетных
задач.
Уметь: решать
задачи, связанные с
расчетами по
уравнениям
химических
реакций.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи; способы
достижения цели и
выбирать наиболее
эффективный способ;
П: создавать
схематические модели с
выделением
существенных
характеристик объекта;
составлять тезисы,
различные виды планов
(простых, сложных и
т.п.);
К: координировать
свою позицию с
позициями партнёров в
сотрудничестве при
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
П.29 ?1,2
выработке общего
6
(41)
12.02
Реакции
разложения.
Сущность реакций
разложения.
Составление
уравнений реакций
разложения.
Д. Химические
реакции
разложения.
Знать/понимать:
химическое
понятие
«классификация
реакций»;
Уметь: определять
реакции
разложения,
составлять
уравнения реакций
данного типа.
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.30 ?1,4; ?
5(по
желанию)
7
(42)
14.02
Реакции
соединения.
Сущность реакций
соединений.
Составление
уравнений реакций
соединения.
Катализаторы.
Д. Химические
реакции
соединения.
Знать/понимать:
химическое
понятие
«классификация
реакций»;
Уметь: определять
реакции
соединения,
составлять
уравнения реакций
данного типа.
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.31 ?2; ?
5(по
желанию)
8
(43)
19.02
Реакции
замещения.
Сущность реакций
замещения.
Составление
уравнений реакций
замещения.
Д. Химические
реакции
замещения.
Знать/понимать:
химическое
понятие
«классификация
реакций»;
Уметь: определять
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
П.32 ?
1(устно), ?
2(пис.), ?
3,4(по
желанию)
реакции замещения,
составлять
уравнения реакций
данного типа.
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
9
(44)
21.02
Реакции обмена.
Сущность реакций
обмена. Составление
уравнений реакций
обмена.
Д. Химические
реакции
обмена.
Знать/понимать:
химическое
понятие
«классификация
реакций»;
Уметь: определять
реакции обмена,
составлять
уравнения реакций
данного типа.
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К:координировать свою
позицию с позициями
партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.33 ?3,4
10
(45)
26.02
Типы химических
реакций на примере
свойств воды.
Химические свойства
воды.
Типы
химиче ских
реакций.
Уметь:
характеризовать
химические
свойства воды;
составлять
уравнения
химических
реакций,
характеризующих
химические
свойства воды,
определять их тип.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; выявлять
причины и следствия
простых явлений;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
Формировать
экологическое
мышление:
умение оценивать
свою
деятельность и
поступки других
людей с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды - гаранта
жизни и
П.34 ?1; ?
2(по
желанию)
в текст и пр.);
К:организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстник
благополучия
людей на Земле.
11
(46)
28.02
Обобщение и
систематизация
знаний по типам
реакций.
Понятие о скорости
химических реакций.
Катализаторы.
Составление
уравнений реакций
различных типов
Знать/понимать:
сущность понятия
«скорость
реакций», действие
катализаторов на
скорость реакций.
Р: самостоятельно
строить жизненные
планы во временной
перспективе;
самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей; П:
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К: организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
П.34 ?
4,5(на
выбор)
12
(47)
5.03
Практическая
работа 3 «Признаки
химических
реакций».
Закрепление па
практике
теоретических
знаний по типам
химических реакций
Уметь: правильно
проводить
эксперимент с
химическими
соединениями,
соблюдая технику
безопасности.
Р: планирование
практической работы
П:формирование
познавательной цели К:
интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы
Индивидуа
льная
работа на
карточке
13
(48)
7.03
Контрольная работа
3 «Изменения,
происходящие с
веществами».
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в
самостоятельной
Нравственно-
этическое
оценивание
Индивидуа
льная
работа на
карточке
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать факты и
явления; строить
логическое
рассуждение;
К: формулировать
собственное мнение и
позицию
Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (20 часов)
1
(49)
12.03
Растворение.
Растворимость
веществ в воде.
Растворы. Гидраты.
Кристаллогидраты.
Тепловые явления
при растворении.
Насыщенные,
ненасыщенные и
перенасыщенные
растворы. Значение
растворов.
Д. Растворение
безводного
сульфата меди
(II) в воде.
Знать/понимать:
химические
понятия
«растворение»,
«растворимость
веществ в воде»,
Уметь: работать с
таблицей
растворимостей.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.35 ?1-3
(устно)
2
(50)
14.03
Электролитическая
диссоциация.
Электролиты и
неэлектролиты.
Электролитическая
диссоциация.
Степень
диссоциации.
Сильные и
слабые электролиты.
Д. Испытание
веществ и их
растворов на
электропровод
ность.
Знать/понимать:
химические
понятия
«электролит и
неэлектролит»,
«электролитическая
диссоциация»,
«степень
диссоциации».
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; выявлять
причины и следствия
простых явлений;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К:организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Формировать
экологическое
мышление:
умение оценивать
свою
деятельность и
поступки других
людей с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды - гаранта
жизни и
благополучия
людей на Земле.
П.36 ?1-4
(устно)
3
(51)
19.03
Основные
положения теории
электролитической
диссоциации.
Основные положения
теории
электролитической
диссоциации.
Диссоциация кислот,
оснований и солей.
Знать/понимать:
электролитическую
диссоциацию
кислот, оснований и
солей в воде.
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; выявлять
причины и следствия
простых явлений;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К:организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.37 ?2,3
4
(52)
21.03
Ионные уравнения.
Сущность реакций
ионного обмена и
условия их
протекания.
Составление полных
и сокращенных
ионных уравнений
реакций. Таблица
растворимости
кислот, оснований и
солей в воде.
Д. Примеры
реакций,
идущие до
конца.
Уметь: объяснять
сущность реакций
ионного обмена;
определять
возможность
протекания реакций
ионного обмена до
конца; составлять
полные и
сокращенные
ионные уравнения
реакций обмена.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.38 ?1-3
5
(53)
2.04
Кислоты, их
классификация.
Определение кислот
как электролитов.
Классификация
кислот по различным
признакам.
Уметь: называть
кислоты;
характеризовать
кислоты по
различным
признакам.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
Формировать
экологическое
мышление:
умение оценивать
свою
деятельность и
поступки других
людей с точки
зрения
сохранения
П.39 ?1-3
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
окружающей
среды - гаранта
жизни и
благополучия
людей на Земле.
6
(54)
4.04
Химические
свойства кислот.
Типичные свойства
кислот:
взаимодействие их с
металлами,
основными
оксидами,
основаниями и
солями. Ряд
напряжения металлов
Л. 7. Реакции
характерные
для растворов
кислот
(соляной и
серной);
принадлежнос
ть веществ к
классу кислот.
Знать/понимать:
химические
свойства кислот;
Уметь: определять
возможность
протекания
типичных реакций
кислот.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.39 ?4, ?
5(по
желанию)
7
(55)
Основания, их
классификация.
Определение
оснований как
электролитов.
Классификация
оснований по
различным
признакам.
Уметь: называть
основания;
характеризовать
основания по
различным
признакам.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.40 ?1,2
8
(56)
9.04
Химические
свойства
оснований.
Типичные свойства
оснований;
взаимодействие с
кислотами (реакция
нейтрализации),
взаимодействие
щелочей с
растворами солей и
оксидами
неметаллов.
Л. 8. Реакции,
характерные
для растворов
щелочей
Л. 9.
Получение и
свойства
нерастворимог
о основания.
Знать/понимать:
химические
свойства
оснований;
Уметь: определять
возможность
протекания
типичных реакций
оснований.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.40 ?3,6
Разложение
нерастворимых
оснований
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
9
(57)
11.04
Оксиды, их
классификация.
Состав оксидов, их
классификация:
несолеобразующие и
солеобразующие
(кислотные и
основные).
Уметь: называть
оксиды;
определять
принадлежность
веществ к классу
оксиды;
характеризовать
химические
свойства оксидов.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.41 ?1,2
10
(58)
16.04
Химические
свойства оксидов.
Химические свойства
кислотных и
основных оксидов.
Л. 10.
Реакции,
характерные
для основных
оксидов
Л. 11.Реакции,
характерные
для кислотных
оксидов
Знать/понимать:
химические
свойства оксидов;
Уметь: определять
возможность
протекания
типичных реакций
оксидов основных и
кислотных.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы.
П.41 ?3; ?
5(по
желанию)
11
(59)
18.04
Соли, их
классификация и
свойства.
Определение солей
как электролитов.
Химические свойства
солей, особенности
взаимодействия с
металлами.
Взаимодействие с
кислотами, щелочами
и солями (работа с
таблицей
растворимости)
Л. 12. Реакции
растворов
солей с
металлами
Знать/понимать:
химические
свойства растворов
солей;
Уметь: называть
соли; определять
принадлежность
веществ к классу
солей;
характеризовать
химические
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.42 ?1,2
свойства солей.
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
12
(60)
23.04
Практическая
работа 4 «Условия
протекания
химических
реакций между
растворами
электролитов».
Условия протекания
химических реакций
между растворами
электролитов
Уметь: правильно
обращаться с
химической
посудой и
реактивами;
правильно
проводить
эксперимент с
веществами,
соблюдая технику
безопасности.
Р: планирование
практической работы
П:формирование
познавательной цели
К: интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы
П.42 ?4,5
13
(61)
30.04
Генетическая связь
между классами
веществ.
Понятие о
генетической связи и
генетических рядах
металлов и
неметаллов.
Уметь:
характеризовать
химические
свойства основных
классов
неорганических
веществ; составлять
уравнения
химических
реакций,
характеризующие
свойства
неорганических
веществ.
Р:ставить учебные
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,
и того, что ещё не
известно
П:самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель К:
формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы
Осознавать
единство и
целостность
окружающего
мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на
основе
достижений
науки.
П.43 ?1,2
14
(62)
7.05
Окислители и
восстановители.
Понятие окисление и
восстановление,
окислители и
восстановители,
определение степени
окисления элементов.
Знать/понимать:
химические
понятия
«окислитель» и
«восстановитель»,
«окисление» и
«восстановление»;
Уметь: определять
степень окисления
элемента в
соединении, тип
химической
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи; выделять
альтернативные
способы достижения
цели и выбирать
наиболее эффективный
способ;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.44 ?4-6
реакции по
изменению степени
окисления
химических
элементов.
явления;
К: пользоваться
адекватными речевыми
клише в монологе
(публичном
выступлении), диалоге,
дискуссии;
организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
15
(63)
14.05
Окислительно-
восстановительные
реакции.
Окислительно-
восстановительные
реакции.
Составление
уравнений
окислительно-
восстановительных
реакций.
Уметь: составлять
уравнения
окислительно-
восстановительных
реакций,
расставлять
коэффициенты по
электронному
балансу
Р:самостоятельно
ставить новые учебные
цели и задачи; выделять
альтернативные
способы достижения
цели и выбирать
наиболее эффективный
способ;
П:анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
К: пользоваться
адекватными речевыми
клише в монологе
(публичном
выступлении), диалоге,
дискуссии;
организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстник
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение.
П.44 ?1,2
16
(64)
16.05
Практическая
работа 5 «Свойства
кислот, оснований,
оксидов и солей».
закрепление на
практике свойств
кислот, оснований,
оксидов и солей.
Уметь: правильно
обращаться с
химической
посудой и
реактивами;
распознавать
опытным путем
растворы кислот и
Р: планирование
практической работы
П:формирование
познавательной цели К:
интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие со
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
П.44 ?7
щелочей;
определять
возможность
протекания реакций
ионного обмена до
конца.
сверстниками
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы
17
(65)
21.05
Практическая
работа 6 «Решение
экспериментальных
задач».
Решение
экспериментальных
задач.
Уметь: правильно
обращаться с
химической
посудой и
реактивами;
характеризовать
химические
свойства основных
классов
неорганических
соединений.
Р: планирование
практической работы
П:формирование
познавательной цели К:
интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека и
природы
Индивидуа
льная
работа на
карточке
18
(66)
23.05
Годовая
контрольная работа.
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в
самостоятельной
деятельности.
П:анализировать,
сравнивать факты и
явления; строить
логическое
рассуждение;
К: формулировать
собственное мнение и
позицию
Нравственно-
этическое
оценивание
Индивидуа
льная
работа на
карточке
19
(67)
28.05
Анализ годовой
контрольной
работы.
Р: адекватно оценивать
свои возможности
достижения цели
определённой
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности.
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
Индивидуа
льная
работа на
карточке
П: строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
К:соблюдать нормы
публичной речи и
регламент в монологе и
дискуссии
школы.
20
(68)
30.05
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Свойства
различных классов
веществ».
Выполнение
упражнений на
составление
уравнений реакций
ионного
обмена и
окислительно-
восстановительных
реакций
Р: самостоятельно
строить жизненные
планы во временной
перспективе;
самостоятельно и
адекватно учитывать
условия и средства
достижения при
планировании целей; П:
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу
в текст и пр.);
К: организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками
Осознавать
потребность и
готовность к
самообразованию
, в том числе и в
рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы.
Индивидуа
льная
работа на
лето