Напоминание

«Роль самообразования и самовоспитания в формировании личности преподавателя»


Автор: Шлохина Зинаида Павловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснотурьинский колледж искусств"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Роль самообразования и самовоспитания в формировании личности преподавателя»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Краснотурьинский колледж искусств»

Методическая разработка

преподавателя

ШЛОХИНОЙ ЗИНАИДЫ ПАВЛОВНЫ

«Роль самообразования и

самовоспитания в формировании

личности преподавателя»

- 2 -

Идеал современного специалиста любой профессии – это деятельный,

творческий

человек,

который

не

боится

трудностей,

преодолевая

их,

постоянно проявляя свои способности. А в педагогической профессии –

имеющий

личностный

стиль

деятельности,

позволяющий

держаться

"на

плаву",

в

течение

многих

лет

быть

профессионально

состоятельным,

добиваться положительных результатов в своем нелегком труде.

Успешное

решение

этих

задач

во

многом

определяется

зрелостью

преподавателя,

его

высокой

культурой,

педагогическим

мастерством,

активностью

в

общественной

жизни.

Основными

качествами

личности

педагога является доброта, чуткость, тактичность. Эти чисто человеческие

качества, плюс знание своего предмета, умение его преподнести как раз и

составляет

то,

что

мы

понимаем

под

термином

"педагогические

способности".

Даже

при

наличии

больших

педагогических

способностей

учитель, не владеющий целым комплексом средств в области воспитания, не

осмысливающий опыт других коллег, замыкающийся в стенах своего класса,

не добивается хороших результатов в работе. Педагогу надо иметь широкий

круг интересов, много слушать, читать, видеть. Уровень профессионально-

педагогической

культуры

тем

выше,

чем

богаче

интеллектуальная,

эстетическая,

морально-нравственная

наполненность,

ценностная

содержательность общей культуры.

И общая и профессиональная культура личности педагога реализуются

в формирующейся личности молодого человека, ученика. "Только личность

может

действовать

на

развитие

и

определение

личности"

утверждал

великий Ушинский (6, с 191). "Никто не в состоянии воспитать личность,

если сам не является личностью" – известный психоаналитик К. Г. Юнг (7, с

190).

Можно

сказать,

что

профессионально-педагогическая

культура

преподавателя, обеспечивающая контакт, взаимодействие двух личностей –

педагога и ученика, – является тем тонким, изысканным инструментом, с

помощью которого ремесло становится искусством.

Всему этому преподаватель обязан постоянно учиться, систематически

обновлять, расширять и углублять свои знания, творчески использовать в

своей практике достижения современной педагогической науки и передового

опыта.

Лев Толстой был учителем в Ясной Поляне. Он написал несколько

учебников и педагогических книг. В одной из них он писал: "Воспитание

представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим,

не воспитывая себя, воспитывать, кого бы то ни было".

Проблема

мастерства

педагога

одна

из

стержневых

в

современной

педагогической теории и практике, она наиболее ярко проявляется в общем и

профессиональном развитии личности педагога. Общее и профессиональное

развитие (как целое и часть) образуют диалектическое единство, они не

просто присутствуют, а взаимодействуют, обогащают друг друга, сливаясь в

единое,

в

"самость".

Коль

профессиональное

развитие

является

частью

2

- 3 -

общего, то его отрыв от последнего будет пагубным для личности. Ведь если

человек

овладевает

той

или

иной

профессией

и

замыкается

в

узкопрофессиональном мире, то, во-первых, он теряется как всесторонняя

личность, а во-вторых, неизбежно сужается его профессиональный рост, так

как профессиональные качества основываются на всеобщих способностях

личности и обогащаются не только за счет своей профессиональной области,

но

и

в

смежных

областях,

на

стыке

знаний,

а

порой

и

прямо

в

противоположных

видах

деятельности

и

творчества.

Таким

образом,

абсолютизация

профессионального

в

развитии

личности

за

счет

других

сторон общего ведет к ущербности, частичности личности. В то же время и

абсолютизация общего в отрыве и в ущерб профессиональному не приведет к

целостности и гармоничности личности. Так как целостная гармонически

развитая личность не есть сочетание разнообразных личностных свойств и

качеств в одном человеке, а есть личность, развитая таким образом, что даже

в одном стержневом качестве не теряется связь с другими и все компоненты

ее структуры выступают как единое целое.

Как

известно,

общее

в

развитии

личности

характеризуется

ее

всесторонностью и гармоничностью основных компонентов психологической

структуры

личности

(направленность,

способности,

характер

и

др.),

проявляется

в

общей

культуре

личности,

как

одной

из

важнейших

качественных характеристик – уровня развития и реализации сущностных

сил человека, его способностей, дарований.

Профессиональное

в

развитии

личности

характеризуется

ее

стремлением и готовностью трудиться в избранной сфере общественного

производства, профессиональными знаниями и навыками, профессиональной

культурой и этикой. В профессиональном развитии личности педагога всегда

присутствуют

два

начала

профессионально-педагогическое

и

профессионально-специальное.

Они

также

неразрывны,

как

общее

и

профессиональное, но уже в своем единстве с общим выражают объективные

связи таких философских категорий, как всеобщее и единичное. Раскрытие

этих связей в определенной мере, характеризует структуру педагогического

мастерства.

Профессионально-педагогическое

формируется

в

личности

учителя, педагога в результате освоения педагогической культуры, сущность

которой

заключается

в

органическом

единстве

психолого-педагогических

знаний, активности их проявления в реальных действиях и отношениях, в

наличии умений у педагога самостоятельно получать необходимые знания,

ориентироваться в потоке научно-педагогической информации, в соблюдении

требований профессионально – педагогической этики.

Профессионально-специальное формируется в личности педагога

на основе общего и профессионально-педагогического развития в результате

овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков деятельности.

Совершенствуется

этот

уровень

в

процессе

практической

педагогической

деятельности, самообразования и через систему повышения квалификации.

Для

педагога-специалиста

в

той

или

иной

области

педагогической

деятельности в целях совершенствования своего педагогического мастерства

3

- 4 -

всегда

необходимо

помнить

о

взаимосвязях,

взаимообусловленности

и

единстве

общего,

профессионально-педагогического

и

профессионально-

специального

развития.

Однако,

известно,

что

без

определенного

ограничения

сферы

деятельности

вообще

невозможно

индивидуальное,

профессиональное самоопределение, подлинное саморазвитие личности. Для

всестороннего гармоничного развития личности педагога важно, чтобы он

как

можно

глубже

совершенствовал

свои

способности

и

склонности

в

выбранной

сфере

деятельности

и

чтобы

выполняемые

им

важнейшие

функции в обществе (обучение и воспитание) выступали одновременно и

способами его индивидуального развития.

Для того, чтобы успешно выполнять свои основные функции педагогу,

наряду

с

высоким

уровнем

общего

и

профессионально-специального

развития

своей

личности,

необходимо

особое

внимание

уделять,

профессионально-педагогическому

развитию,

то

есть

совершенствовать

и

повышать уровень своей педагогической культуры.

Психолого–педагогические

знания

о

целостном

п р о ц е с с е

формирования

личности,

творческого

использования

в

нем

народных

традиций и приемов воспитания, практические умения его организации среди

детей,

подростков,

молодежи,

включение

в

этот

процесс

различных

социальных

институтов

является

стержнями

в

общей

педагогической

культуре педагога-мастера.

Культура

педагогического

труда

это

совокупность

многих

компонентов,

главным

из

которых

является

педагогическое

мастерство.

Многими учеными педагогическое мастерство трактуется так: "Высокое и

постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное

каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей" и "Как

синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных

качеств учителя". Есть еще определение педагогического мастерства. Это

"высший уровень педагогической деятельности, наиболее удовлетворяющий

требованиям системы, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог

достигает оптимальных результатов". Такой подход позволяет видеть уровень

педагогической деятельности. Одним из важных вопросов, от правильности

решения,

которого

непосредственно

зависит

определение

уровня

педагогической деятельности, является вопрос о психолого–педагогических

условиях

ее

эффективности.

Успешная

педагогическая

деятельность

педагога–музыканта возможна при наличии трех взаимосвязанных условий:

общетеоретической,

психолого–педагогической

и

специальной

подготовки

как основ культуры педагогического труда. Общетеоретическая подготовка

включает

в

себя

знания

общественных

наук,

духовной

культуры,

нравственные

качества,

убежденность

специалиста.

Психолого-

педагогическая – владение теорией и методикой обучения, их диагностикой,

организацией

целостного

процесса

воспитания,

знание

путе й

совершенствования

педагогического

опыта

и

профессиональной

этики.

В

специальную

подготовку

входят

совершенствование

знаний

по

истории,

теории, критике искусства, использование и развитие межпредметных связей

4

- 5 -

для

овладения

специальной

дисциплиной,

культурой

исполнительства.

Несомненно,

каждое

условие

состоит

из

нескольких

компонентов,

показателей успешности. Они не являются конечным критерием определения

высшего или низкого уровня эффективности педагогической деятельности и,

в

свою

очередь,

сами

распадаются

на

ряд

более

конкретных

признаков

успешности педагогической деятельности. Один из важнейших показателей

ее – совершенствования теоретических знаний по специальным предметам,

может быть определен по ряду признаков: изучение специальной литературы

по вопросам истории, теории и критики искусства; посещение и анализ

концертов; умение выступить в прессе; знакомство с нотной литературой, ее

анализ;

совершенствование

исполнительского

мастерства:

количество

и

качество

сольных

выступлений;

концертмейстерская,

дирижерская

деятельность, помощь в работе самодеятельности и т. д. Для каждого вида

деятельности

педагога

музыканта

имеются

специфические

признаки

успешности,

которыми

необходимо

пользоваться

в

целях

правильной

диагностики эффективности их работы. При этом одни из них являются

основными, другие – дополнительными. Это дает основание некоторые из

показателей

и

признаков

считать

главными,

основными,

обязательными,

другие – второстепенными, дополнительными, желательными.

Так,

для

преподавателя

теоретических

дисциплин

главное

совершенствование

теоретических

знаний,

а

исполнительство

второстепенно, у инструменталиста – наоборот; у специалиста по классу

вокала – постановка голоса обязательно, концертмейстерство – желательно.

Аналогично у предметников общеобразовательных дисциплин. Г. Г. Нейгауз

всегда

проводил

идею

комплексного

метода

преподавания,

при

котором

"учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком,

учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано". В

этих

словах

установка

Нейгауза

педагога

специального

класса

и

она

удивительно современна. Как уже отмечалось, от личности преподавателя его

идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры

в решающей степени зависит успешное решение сложных задач обучения и

воспитания молодежи.

Для

совершенствования

личностных

качеств,

непрерывного

обновления,

расширения,

углубления

знаний

и

развития

навыков

важное

место

занимает

самообразование,

как

один

из

видов

повышения

уровня

квалификации преподавателя. Эта деятельность является предметом, далеко

не зависящим от желаний человека и не свободным от требований коллектива

и общества. Желательной и свободной она может быть лишь в той мере , в

какой

осознается

личностью

как

социальная

необходимость,

как

от в е т с т в е н н о с т ь

п е р ед

п од р а с т а ю щ и м

п о кол е н и е м

з а

с в о е

самосовершенствование. К. Маркс писал "Если ты хочешь оказывать влияние

на

других

людей,

то

ты

должен

быть

человеком,

действительно

стимулирующим и двигающим вперед других людей".

Самообразование

постоянно

и

тесно

связано

с

профессиональной

деятельностью педагога, интересами, задачами коллектива, поэтому имеет

5

- 6 -

наиболее

близкий

выход

в

практику.

Вот

почему

решение

важнейших

проблем в области самообразования может стать предметом заботы не одного

человека,

а

группы

педагогов,

объединенных

в

коллектив.

Коллективная

д е я т е льно с т ь

т а кого

род а

бла гот ворно

влия е т

на

б ы с т р о т у

информированности

в

области

теории

и

практики

ее

участников,

способствует развитию их творческой атмосферы, доставляет им моральное

удовлетворение. Важно, чтобы педагог проявлял интерес и к новым методам

преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их

для обновления своей методики.

Осознание педагогом важности и необходимости самообразования еще

не

обеспечивает

его

систематичности

и

результативности.

Здесь

важно

плановость занятий. Готовность педагога к самообразованию означает его

внутреннее

состояние,

которое

позволяет

осуществлять

любую

заранее

намеченную программу при наличии необходимых внешних условий, а в

ряде

случаев

и

создание

самим

педагогом

условий,

необходимых

для

успешной реализации поставленной цели. Готовность предполагает наличие

у человека профессиональных знаний, действенных мотивов, побуждающих

личность к непрерывному образованию, навыков самостоятельной работы,

сформированных

операций

умственной

деятельности

и

умения

самоорганизации познавательной деятельности. Самообразование начинается

с умелого выбора педагогом цели своей работы. Именно цель определяет

содержание

самообразования,

методы

его

проведения.

Цель

позволяет

осознать

потребность

в

знаниях,

сформировать

морально–волевую

готовность к преодолению трудностей, мотивы деятельности и интересы.

Однако

случается

и

так,

что

долго

вынашиваемая

цель

остается

нереализованной только потому, что педагог не находит надлежащего стиля

работы, действует беспланово и непоследовательно. Нарушения в реализации

цели

приводят

к

своеобразной

"интеллектуальной

задолженности".

Самопринуждение в самообразовании должно привести к формированию

навыков,

привычек.

Здесь

тесно

объединяются

самообразование

и

самовоспитание.

Это

еще

раз

подтверждает

необходимость

постоянно

работать над собой и искоренять нежелательные качества, ставить цель и

разрабатывать

программу

самоорганизации.

Важное

профессиональное

качество

преподавателя

уверенность

в

себе,

обеспечивающая

ему

оптимальную мобилизованность и стабильность поведения. Как правило,

начинающие преподаватели этим качеством в должной мере не обладают.

Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из слабого знания

дела, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть, так как хочется.

Постоянно

совершенствуясь,

полезно,

например,

выработать

установку:

знаю,

что

нужно

и

как

необходимо

действовать.

Вполне

уместны

систематическое наблюдение, контроль и сознательное регулирование своих

эмоций.

Во всей программе самообразования, необходимо отражение основных

требований педагогической профессии к личности преподавателя, к тому, что

составляет в ней общее, особенное и индивидуально неповторимое.

6

- 7 -

В

структуре

личности

выделяются

три

группы

основных

качеств

педагога:

социальные

и

общеличностные

(идейность,

гражданственность,

нравственность; педагогическая направленность и эстетическая культура);

профессионально–педагогическое

(теоретическая

и

методическая

готовность

по

специальности;

психолого-педагогическая

готовность

к

профессиональной деятельности (теоретическая); развитость практических

педагогических умений и способностей);

индивидуальные

особенности

познавательных

процессов

и

их

педагогическая

направленность

(педагогическая

наблюдательность,

мышление, память и т. д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества;

особенности темперамента; состояние здоровья.

В

процессе

самообразования

стиль

работы

опред е ля е т с я

индивидуальным

(личным)

планом

преподавателя,

в

котором

предусматривается объем и очередность занятий, время отводимое на их

осуществление. Правильно составленный план экономит время и энергию

преподавателя, не грозит перегруженностью, низкими результатами.

Важнейшей

особенностью

индивидуального

плана

является

его

обязательная

подчиненность

единому

плану

всего

педагогического

коллектива.

При планировании самостоятельной работы можно выделить четыре

основных

направления:

идейно–политическое,

узкопрофессиональное,

общепедагогическое,

общекультурное.

Касаясь

первого

из

них,

важно

подчеркнуть, что никому не должно быть безразлично, в каком обществе мы

живем, и передовые мысли и идеи проводить в жизнь.

Постоянное

развитие

науки

и

искусства,

повышение

уровня

информированности

учащихся,

совершенствование

программ

обучения

и

воспитания

требуют

от

педагога

качественного

обновления

и

улучшения

профессиональной и педагогической подготовки, знаний не только в своей

конкретной области, но и в смежных видах искусств, науке, полной отдаче

сил и возможностей.

Одно из важнейших средств повышения педагогом своего мастерства –

систематическая

работа

на

инструменте

и

исполнительская

деятельность

Г. Г. Нейгауз писал: "По личному опыту знаю: как только я из-за чрезмерной

преподавательской нагрузки начинаю сам мало заниматься, сейчас же мое

преподавание

становится

хуже,

не

хватает

ни

темперамента,

ни

полета

мысли, потому что в душе пасмурно и тоскливо. А тоскливо потому, что я

стою на месте, не двигаюсь, не совершенствуюсь – что я бездеятелен!".

Немаловажно и систематическое повышение общекультурного уровня. Во

всех сферах преподаватель должен идти в ногу с жизнью. Самообразование

не дает желательной отдачи, если преподаватель слабо владеет приемами

самостоятельной

работы.

Поэтому

он

должен

уметь

владеть

навыками

работы не только нотным текстом, но и с книгой, владеть приемами быстрого

чтения,

записями

прочитанного,

знать

свои

индивидуальные

способы

повышения работоспособности.

7

- 8 -

Как особая сфера познавательно–практической деятельности человека,

самообразование нуждается в соответствующей организации и управлении.

Основная задача управления самообразованием состоит в целенаправленном

побуждении преподавателей к активной самостоятельной работе и создание

для этого необходимых условий. Одним из аспектов управления является

контроль,

в

котором

можно

выделить

коллективные

и

индивидуальные

формы.

К

коллективным

формам

относятся

выступления

на

эстраде,

на

методических

совещаниях,

конференциях,

выступления

с

рефератами,

докладами, разработками программ, учебных пособий и т. д. Одним словом,

вынос на суд коллег работы, подготовленной в процессе самообразования.

Индивидуальными

формами

контроля

могут

служить

личные

беседы,

посещение уроков с этой целью руководителями отделов, подразделений.

Самообразование – это сложный и напряженный труд, который нельзя

сводить

до

уровня

просветительства.

Оно

постоянно

и

тесно

связано

с

учебной и учебно – методической работой, а поэтому должно обязательно

базироваться

на

научно–исследовательской

и

опытно–педагогической

деятельности преподавателя.

Проявляя естественную заботу о развитии личности ученика, не стоит

забывать

о

личности

преподавателя,

развитии

его

интеллектуальной,

нравственной и психической сферы, рассматривая педагогический процесс

как организацию творческого взаимодействия ученика и учителя.

Педагогический

процесс

в

искусстве

дело

интеллигентное,

оно

требует особого воспитания личности как преподавателя, так и ученика, в

процессе чего должно происходить взаимное обогащение.

8

- 9 -

Список используемой литературы

1. К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения 66т. том I. М. 1988г.

2.

К.

Г.

Юнг.

О

становлении

личности.

Собрание

сочинений.

Конфликты детской души (пер. с немецкого. М. 1994 г.)

3. Г. Г. Нейгауз. Искусство фортепианной игры.

4. И. Ф. Харламов. Педагогика. М. 1999г.

9



В раздел образования